Иностранный язык и ФГОС
Прежде, чем я начну, хочу заметить, что в конце моего выступления, вам необходимо будет ответить на несколько вопросов, касающихся содержания моего доклада, поэтому, попрошу вас внимательно слушать и не отвлекаться на разговоры. Начать свое выступление я хотела бы с небольшого с небольшого предисловия. Вследствие глобальных изменений в обществе, как в России, так во всем мире, изменилась и роль иностранного языка в системе образования, и из простого учебного предмета он превратился в базовый элемент современной системы образования, в средство достижения профессиональной реализации личности.
В 2011-2012 годах были приняты новые Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования. И с 1 сентября 1 классы во всех школах РФ начали обучение уже по новым стандартам. В конце 2012 года был принят новый Закон об образовании и последний Федеральный государственный образовательный стандарт старшего звена общего образования. Согласно новым стандартам иностранный язык становится наряду с русским языком и математикой обязательным предметом. Т.е. те школьники, которые начали заниматься с 2011 года, в 11 кл будут обязательно сдавать уже и иностранный язык. Аттестат об окончании общеобразовательной школы будет выдаваться только при условии положительных результатов обязательных экзаменов.
В учебный план начальной школы введен учебный предмет «Иностранный язык», что законодательно закрепляет тенденцию более раннего обучения иностранному языку. В соответствии с этим изучение иностранного языка начинается со второго класса. На его изучение выделяется 2 часа в неделю со второго по четвертый класс. По решению Совета школы при наличии соответствующих условий часы на изучение иностранного языка могут быть увеличены за счет регионального /школьного/ компонента.
В базисном учебном плане на базовый курс обучения (5-9 классы) выделено по 3 часа в неделю, которые представляют собой допустимый минимум для средней школы применительно к такому деятельностному учебному предмету как иностранный язык. Но, что существенно, этот минимум может быть увеличен при желании за счет школьного компонента.
Для старшеклассников иностранный язык должен стать надежным средством приобщения к научно-техническому прогрессу, средством удовлетворения познавательных интересов. Поэтому в старших классах естественно расширение и углубление тематики за счет страноведческого, общегуманитарного или технического материала, ориентированного на будущую специальность учащихся. Предусмотрено знакомство с элементами профориентации и переподготовки в стране изучаемого языка, ознакомление с особенностями выбранной профессии и роли иностранного языка в овладении профессиональным мастерством.
Иностранные языки, на ряду с русским языком, входят в предметную область «Филология». Изучение предметной области «Филология» должно обеспечить:
получение доступа к литературному наследию и через него к сокровищам отечественной и мировой культуры и достижениям цивилизации;
формирование основы для понимания особенностей разных культур и воспитания уважения к ним;
осознание взаимосвязи между своим интеллектуальным и социальным ростом, способствующим духовному, нравственному, эмоциональному, творческому, этическому и познавательному развитию;
формирование базовых умений, обеспечивающих возможность дальнейшего изучения языков, c установкой на билингвизм;
обогащение активного и потенциального словарного запаса для достижения более высоких результатов при изучении других учебных предметов.
Иностранный язык должен отражать:
1) формирование дружелюбного и толерантного отношения к ценностям иных культур, оптимизма и выраженной личностной позиции в восприятии мира, в развитии национального самосознания на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с образцами зарубежной литературы разных жанров, с учётом достигнутого обучающимися уровня иноязычной компетентности;
2) формирование и совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции; расширение и систематизация знаний о языке, расширение лингвистического кругозора и лексического запаса, дальнейшее овладение общей речевой культурой;
3) достижение допорогового уровня иноязычной коммуникативной компетенции;
4) создание основы для формирования интереса к совершенствованию достигнутого уровня владения изучаемым иностранным языком, в том числе на основе самонаблюдения и самооценки, к изучению второго/третьего иностранного языка, к использованию иностранного языка как средства получения информации, позволяющей расширять свои знания в других предметных областях.
Ну что же, теперь я бы хотела подробнее поговорить о структуре и содержании федерального государственного образовательного стандарта среднего полного (общего) образования по иностранному языку.
Основная образовательная программа основного общего образования должна содержать три раздела: целевой, содержательный и организационный.
Говоря о них вкратце следует отметить следующее.
Целевой раздел должен определять общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации основной образовательной программы основного общего образования, а также способы определения достижения этих целей и результатов.
Содержательный раздел должен определять общее содержание основного общего образования и включать образовательные программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов.
Организационный раздел должен определять общие рамки организации образовательного процесса, а также механизм реализации компонентов основной образовательной программы.
Теперь о подробнее поговорим о примерной программе по изучению иностранного языка.
В пояснительной записке дается общая характеристика учебного предмета, цели и задачи курса, планируемые личностные, предметные и метапредметные результаты. Кроме того, подробно расписываются речевая, языковая, социокультурная компетенции и виды деятельности, для их развития.
После этого описываются основные содержательные линии, среди которых можно выделить коммуникативные умения в основных видах речевой деятельности, языковые средства и навыки пользования ими, социокультурную осведомленность, общеучебные и специальные учебные умения.
Затем идет раздел «Коммуникативные умения по видам речевой деятельности», в которой описывается каждый вид речевой деятельности отдельно и умения, которыми должен обладать ученик.
В разделе «Языковые средства и навыки пользования ими» расписываются различные языковые аспекты: орфография, фонетика, лексика, грамматика.
Не забываем также о критериях оценивания.
Ну и наконец календарно тематическое и тематическое планирование, а также список использованной литературы.
Таким образом, мы кратко разобрали ФГОС по иностранному языку и примерную программу по изучению иностранных языков, поговорив о ее структуре, основных разделах. Давайте ответим на следующие вопросы:
В какую предметную область входят иностранные языки по ФГОС?
Какие 3 основные раздела должна содержать образовательная программа?
Каковы основные содержательные линии?
Спасибо за внимание.