Доклад на тему «Адаптация первоклассников»
( выступление на родительском собрании)
Поступление в школу вносит большие перемены в жизнь ребенка. Очень сложным для первоклассников является период адаптации в школе. Обычно он составляет от 1 до 2 месяцев. В этот период некоторые дети могут быть очень шумными, крикливыми, без удержу носятся по коридорам, отвлекаются на уроках, даже могут вести себя развязно с учителями: дерзить. Капризничать. Другие очень скованы, робки, стараются держаться незаметно, слушают. Когда к ним обращаются с вопросом, при малейшей неудаче, замечании плачут. У некоторых детей нарушается сон, аппетит, они становятся очень капризными, появляется интерес к игрушкам, играм, книгам для очень маленьких детей. Увеличивается количество заболеваний, которые называют функциональными отклонениями, они вызваны той нагрузкой. Которую испытывает психика ребенка, его организм в связи со значительным увеличение тех требований, которым ребенок должен отвечать. Конечно, не у всех детей адаптация в школе протекает с подобными отклонениями, но есть первоклассники, у которых этот процесс сильно затягивается. У некоторых полноценной адаптации к школе на 1 году обучения так и не происходит( это может протекать и на фоне хорошей успеваемости) такие дети часто и подолгу болеют. Причем болезни носят психосоматический характер,эти дети составляют группу риска с точки зрения возникновения школьного невроза.
Некоторые дети уже к середине дня оказываются переутомленными, т. К школа для них является стрессогенным фактором. Уже дорога в школу для многих требует повышенного внимания, напряжения. На протяжении дня у них не бывает возможности полного расслабления. Как физического, так и умственного, эмоционального.Некоторые дети невеселы по утрам, выглядят переутомленными, у них появляются головные боли и боли в области живота: страх, тревога перед предстоящей работой в классе, из-за расставания с домом, родителями столь велик, что ребенок в некоторые дни не может идти в школу. У некоторых детей по утрам развивается рвота.
Чтобы определить, как можно помочь ребенку адаптироваться в школе, надо знать некоторые психологические особенности возраста 6-7 летнего ребенка. К 6-7 годам повышается подвижность нервных процессов. Отмечается большее, чем у дошкольников, равновесие процессов возбуждения и торможения. Но процессы возбуждения все еще превалируют над процессами торможения, что определяет такие характерные особенности младших школьников, как непоседливость, повышенная активность, сильная эмоциональная возбудимость. В физиологическом плане надо отметить, что в 6-7 летнем возрасте созревание крупных мышц опережает развитие мелких и поэтому детям легче выполнять сравнительно сильные. Размашистые движения,чем те,которые требуют большой точности, поэтому дети быстро устают при выполнении мелких движений(письмо).
Возросшая физическая выносливость. Повышенная работоспособность носят относительный характер, но в целом большинство детей испытывает высокую утомляемость, вызванную еще и дополнительными, не свойственными для данного возраста школьными нагрузками.(приходится много сидеть при жизненной потребности в движении)работоспособность ребенка резко падает через 25-30 минут после начала урока и может резко снизиться на 2-ом уроке. Дети сильно утомляются при повышеннок насыщенности уроков. Мероприятий. Все это надо учитывать, имея в виду уже упоминавшуюся возбудимость детей.
С поступлением в школу в жизни ребенка происходят существенные изменения. Коренным образом меняется ситуация развития, формируется новый для ребенка вид деятельности-учебная деятельность,2, 5-4 года- «Я сам»- игра с предметами( кубики, мячи).
5-6 лет- «Я-пилот» ролевая игра.
6-7 лет- «Я-ученик. Я школьник»-учебная деятельность.
На основе этой новой деятельности развиваются основные психологические новообразования: в центр сознания выдвигается мышление. Таким образом, мышление становится доминирующей психической функцией и начинает определять постепенно и работу всех других психических функций( памяти, внимания. Восприятия). С развитием мышления другие функции тоже интеллектуализируются и становятся произвольными. Развитие мышления способствует появлению нового свойства личности ребенка- рефлексии, то есть осознания себя. Своего положения в семье. Классе, оценка себя как ученика: хороший, плохой. Эту оценку « себя» ребенок черпает из того,как относятся к нему окружающие,близкие люди. В этот период у ребенка формируется такое важное личностное образование как чувство социальной и психологической компетентности или при неблагоприятных условиях- социальной и психологической неполноценности.
Как оказать ребенку помощь в адаптации к школе?
Самый важный результат такой помощи- это восстановить у ребенка положительное отношение к жизни, в том числе и к повседневной школьной деятельности. Ко всем лицам, участвующим в учебном процессе(ребенок-родители-учителя). Когда учеба приносить радость детям или хотя бы не вызывает негативных переживаний, связанных с осознанием себя неполноценным, недостаточным любви, тогда школа не является проблемой.
Вот некоторые рекомендации:
День ребенка:
1. Пробуждение.
2. Выход в школу.
3. Возвращение из школы.
4. Домашние задания.
Ребенку, начинающему обучение в школе необходима моральная и эмоциональная поддержка. Его надо не просто хвалить(и поменьше ругать, а лучше вообще не ругать), а хвалить именно тогда, когда он что-то делает.Но:
1) Ни в коем случае не сравнивать его посредственный результаты с эталоном, то есть требованиями школьной программы,достижениями других, более успешных учеников. Лучше вообще никогда не сравнивать ребенка с другими детьми( вспомните свое детство)
2) 2) сравнивать ребенка можно только с ним самим и хвалить только за одно:улучшение его собственных результатов. Если во вчерашнем домашнем задании он сделал 3 ошибки. А в сегодняшнем-2,это нужно отметить. Как реальный успех. Который должен быть оценен искренне и без иронии родителями. Соблюдение правил безболезненного оценивания школьных успехов должно сочетаться с поисками такой деятельности, в которой ребенок может быть реализует себя и с поддержанием ценности этой деятельности.В чем бы ни был успешен ребенок, страдающий школьной неуспешностью, в спорте, домашних делах, в рисовании, конструировании и т.д, ему ни к коем случае нельзя ставить в вину неуспехи в других школьных делах. Напротив, следует подчеркнуть, что раз он что-то научился делать хорошо, то постепенно научится всему остальному. Родители должны терпеливо ждать успехов, ибо на школьных делах чаще всего и происходит замыкание порочного круга тревожности. Школа должна очень долго оставаться сферой щадящего оценивания.
Болезненность школьной сферы должна быть снижена любыми средствами: снизить ценность школьных отметок, то есть показать ребенку, что его любят не за хорошую учебу, а любят. Ценят, принимают вообще как собственное дитя, безусловно, не за что-то, а вопреки всему. Как это можно сделать?
1. Не показывать ребенку свою озабоченность и тревогу его школьными успехами, а только показывать интерес к его делам.
2. Искренне интересоваться школьной жизнью ребенка и смещать фокус своего внимания с учебы на отношения ребенка с другими детьми, на подготовку и проведение школьных праздников, дежурства, экскурсий и т.п.
3. Подчеркивать, выделять в качестве чрезвычайно значимой ту сферу деятельности, где ребенок больше успешен, помогать тем самым обрести веру в себя.
Это поможет снижению тревоги, а так как ребенок на уроках все же работает, то у него накапливаются некоторые достижения.Благодаря такой девальвации школьных ценностей. Можно предупредить самый отрицательный результат- неприятие, отвержение школы. Которая в подростковом возрасте может перейти в асоциальное поведение. Таким образом, нельзя допустить, чтобы ребенок был замкнут на своих школьных неудачах, ему надо найти такую внеучебную деятельность, в которой он способен самоутверждаться. А это впоследствии скажется и на школьных делах. Чем больше родители фиксируют ребенка на школе, тем хуже для его школьных успехов, тем хуже для его личности. Чем больше мы пытаемся воспитывать,давить. Тем больше растет сопротивление, которое проявляется иногда в резко отрицательном, ярко выраженном демонстративном поведении. Как уже говорилось, демонстративность, истеричность, капризность порождается отсутствием любви, внимания, ласки, понимания в жизни ребенка. Каждый случай лучше рассматривать индивидуально.
Можно лишь дать некоторые общие рекомендации:четкое распределение, регуляция родительского внимания к ребенку по формуле «Уделять ребенку внимание не только, когда он плохой, в когда он хороший и больше, чем хороший». Здесь главное замечать ребенка, когда он незаметен, когда он не выкидывает фокусов, надеясь привлечь внимание. Все замечания свести к минимуму, когда ребенок « фокусничает», а главное к минимуму свести эмоциональность ваших реакций. Ибо именно эмоциональности ребенок и добивается. Эмоциональность для такого ребенка не наказание, а поощрение его ассоциативного способа привлечения внимания. Наказывать за истерики одним способом- лишением общения( спокойное, а не демонстративное).
Главная награда- это доброе, любящее, открытое, доверительное общение в те минуты, когда ребенок спокоен, уравновешен, что-либо делает(Хвалите его деятельность, работу. А не самого ребенка, он все равно не поверит). Мне нравится твой рисунок. Мне приятно видеть. Как ты занимаешься со своим конструктором и т.д). Родители должны твердо оценить действенность этих рекомендаций и должны осознать, что в первое время изменение стиля общения с ребенком приведет не к снижению, а к взрыву негатизма, сопротивлению со стороны ребенка. Когда ребенок обнаружит, что средства, которые он до сих пор использовал, чтобы добиться внимания. Если усилит свои средства, которые он до сих пор использовал, чтобы добиться внимания перестали действовать, то первое, что он станет делать- это « прошибать стену лбом», то есть усилит свои средства воздействия на родителей. Но родители должны научиться за этим услышать детский крик о помощи, призыв к любви, вниманию, а не к наказанию( физическому) отвержению. Здесь не надо срываться. Спокойно лишить внимания, не наказывать, не ругать. А когда приступ истерики пройдет. И ребенок успокоится. Найдет себе занятие, вот здесь и проявить любовь, нежность, внимание( почитать, поиграть, вместе что-то поделать).
День ребенка( по Джойнотт) Пробуждение.
Не нужно будить ребенка, он может испытывать чувство неприязни к матери, которая вечно тормошит его, стаскивая одеяло. Он заранее может вздрагивать, когда она входит в комнату. « вставай. Опоздаешь». Гораздо лучше научить его пользоваться будильником. Лучше купить будильник и преподнеся его как-то обыграть ситуацию: « Этот будильник будет только твоим, он поможет тебе вовремя вставать и всегда успевать». Если ребенок встает с трудом, не нужно дразнить его « лежебокой», не вступать в спор по поводу « последних минуток». Можно решить вопрос по-другому: поставить стрелку на 5 минут пораньше: « Да, я понимаю, вставать сегодня почему-то не хочется. Полежи еще 5 минут» Можно включить погромче радио. Эти слова создают атмосферу теплоты и добра, в противоположность крикам. Когда ребенка утром торопят, то он часто все делает медленнее. Это его естественная реакция. Его мощное оружие в борьбе с распорядком, который его не устраивает. Не надо лишний раз торопить, лучше сказать точное время и указать. Когда он должен закончить то, что делает. « Через 10 минут тебе надо выходить в школу». Уже 7 часов, через 30 минут садимся за стол.»
Выход в школу. Если ребенок забыл положить в сумку учебник,завтрак и очки, лучше протянуть их молча, чем пускаться в напряженное рассуждение о его забывчивости и безответственности. « Вот твои очки!- лучше, чем « Неужели я доживу до того времени. Когда ты научишься сам класть очки». Не ругать и не читать нотаций перед школой. На прощание лучше сказать: « пусть все сегодня будет хорошо». Чем «Смотри веди себя хорошо, не балуйся» Ребенку приятнее услышать доверительную. фразу: « увидимся в 2 часа», чем « после школы нигде не шляйся. Сразу домой.»
Возвращение домой.
Не задавать вопросы, на которые дети дают обычные ответы.
- Как дела в школе?
- Нормально.
- А что сегодня делали?
-А ничего.
- Что получил? И т.д.
Вспомните себя. Как порой раздражал этот вопрос, особенно когда оценки не соответствовали ожиданию родителей.(«им нужны мои оценки. А не я»). Понаблюдайте за ребенком. Какие эмоции «написаны» у него на лице. ( « День был трудный? Ты наверно еле дождался конца? Ты рад, что пришел домой?»)
« Папа пришел». Пусть отдохнет. Почитает газеты, не надо обрушивать на него все жалобы и просьбы. Пусть. Когда вечером, за ужином вся семья в сборе, можно поговорить, но за едой лучше о хорошем, по душам. Это сближает семью.
Пора спать.
Дошкольников и младших школьников лучше укладывать спать самим родителям( мать и отец). Если перед сном доверительно поговорить с ним. Внимательно выслушать,успокоить страхи, показать. Что ты понимаешь ребенка. Тогда он научится раскрывать душу и освободиться от страхов, тревоги. Спокойно заснет.