Дифференцированное обучение обучающихся с ОВЗ на уроках истории
Одним из средств реализации индивидуального подхода к детям является дифференциация обучения.
Именно уровневая дифференциация считается важнейшим средством реализации индивидуального подхода к обучающимся в процессе обучения.
При разработке и подборе упражнений использую следующие способы дифференциации
1. Дифференциация материала по объему учебного материала.
Необходимость дифференциации заданий по объёму обусловлена разным темпом работы обучающихся. Медлительные дети, а также дети с низким уровнем обучаемости обычно не успевают выполнить самостоятельную работу к моменту её фронтальной проверки в классе, Им требуется на это дополнительное время. Сильные дети затрачивают это время на выполнение дополнительного задания, которое не является обязательным для всех учеников. В качестве дополнительных предлагаются творческие или более трудные задания.
2. Дифференциация учебных заданий по уровню творчества.
Такой способ предполагает различия в характере познавательной деятельности школьников, которая может быть репродуктивной или продуктивной (творческой). К репродуктивным заданиям относятся, например, пересказ текста параграфа, ответы на вопросы учителя, объяснение значений исторических понятий, знание дат исторических событий и. т.д. К продуктивным относятся задания, отличающиеся от стандартных.
При изучении темы «Иван III» Кроссворд
По горизонтали :
2. Город, основанный Юрием Долгоруким.
6. При этом князе Кремль был деревянным.
По вертикали :
1. Это имя князь получил после битвы на поле Куликовом.
3. Крепость в русских городах.
4. Дом божий, здание для богослужения.
5. Художественное изображение святых, Бога.
3. Дифференциация работы по степени самостоятельности обучающихся.
При таком способе дифференциации не предполагается различий в учебных заданиях для разных групп учащихся. Все дети выполняют одинаковые задания, но одни это делают под руководством учителя, а другие самостоятельно. Этап проверки проводится фронтально.
4. Дифференциация работы по степени и характеру помощи обучающимся.
Разноуровневые упражнения на этапе закрепления нового материала.
Вашему вниманию представляю разноуровневые упражнения на этапе закрепления нового материала.
Например, при закреплении изученного материала по теме «Быт простых и знатных людей» - 8 класс (задание для обучающихся 2 группы):
Составьте с помощью опорных предложений рассказ о быте боярина.
- Жили в хоромах с несколькими светлицами.
- Одежда из заморского сукна, бархата, шелка.
- Ели из золотой и серебряной посуды
При работе с учебником распределяю обучающихся на 3 группы
1 группа - Самостоятельно находят соответствующий материал в учебнике. Отвечают на вопросы.
2 группа - Учитель указывает страницу в учебнике, помогает найти нужный абзац.
3 группа - Работают с помощью учителя, одноклассников, опорных слов, схем.
Распределение на группы для ответов на вопросы
1 группа - Дают развёрнутый ответ.
2 группа - Отвечают с помощью плана или наводящих вопросов.
3 группа - Работают с помощью учителя, опираются на незаконченными предложениями или предложения с опорными словами.
Ответы на вопросы
1 группа – дают развёрнутый ответ.
2 группа – отвечают с помощью плана или наводящих вопросов.
3 группа – работают с помощью учителя, опираются на предложения с незаконченными предложениями или опорными словами.
Например, при закреплении изученного материала по теме «Нашествие монголо - татар» (задание для обучающихся 3 группы):
На доске:
Первое сражение русских войск с монголо-татрами состоялось летом 1223 года .
Закончилось это сражение победой монголо-татар.
И в заключении хочется отметить, что индивидуальный и дифференцированный подход на уроках дает возможность включиться в учебную деятельность всех без исключения обучающихся на уровне их потенциальных возможностей. Поэтому можно с уверенностью сказать, что дифференцированный подход в изучении истории школьниками отвечает современным требованиям и является приоритетным при изучении истории.
Дифференцированный подход на уроках дает возможность:
- Включиться в учебную деятельность всех без исключения учащихся на уровне их потенциальных возможностей. Поэтому можно с уверенностью сказать, что дифференцированный подход в изучении истории школьниками отвечает современным требованиям и является приоритетным при изучении истории.
- Дифференцировать работу на уроках истории можно на любом этапе.
- Для объяснения нового материала привлекаю обучающихся первой группы.
- На уроках закрепления и обобщения изученного материала работу на уроках организую в уровневых группах.
Дети первой группы получают творческие задания и выполняют их самостоятельно.
Обучающиеся второй группы также самостоятельно выполняют задания по карточкам, по вопросам учебника.
Ученики третьей группы работают под руководством учителя.
При такой организации работы «сильные» дети получают возможность в полную силу проявить свои способности и получить заслуженную оценку. А «слабые» дети чувствуют себя уверенней, работая с руководителем, и тоже получают положительную оценку.
В итоге ликвидируется неуспеваемость в классе, появляется заинтересованность в изучении предмета.
ГОУ ЛНР «Ирминская специальная (коррекционная )
школа – интернат».
Доклад
на тему: «Дифференцированное обучение обучающихся с ОВЗ на уроках истории».
Учитель истории Ревякина Е.А.
2022 у.г.