Доклад
«Дискуссия как метод подготовки старшеклассников к ЕГЭ по истории»
Подготовила учитель истории
Дискуссия как метод подготовки старшеклассников к ЕГЭ по истории
О едином государственном экзамене по прежнему возникает много различных мнений и споров. Современная школа старается найти различные методы и способы подготовки старшеклассников к сдаче егэ. Проблема экзамена по истории состоит в том, что данный предмет являются устным предметом и готовить учащихся следует не только отрабатывая тестовые задания по алгоритму вырабатывая запоминание, но развивать навыки исторического описания, анализа и сравнения. Наиболее сложной методической задачей является развитие у школьников развитие познавательных действий, необходимых для выполнения заданий части 2. Она решается в процессе систематической работы по их формированию с помощью различных способов. Универсальным способом, на мой взгляд, для решения данной задачи является применение на уроках истории дискуссий.
Слайд № 2
Дискуссия (от лат. discussio — рассмотрение, исследование), публичное обсуждение какого-либо спорного вопроса, проблемы.
В методической литературе существует несколько синонимов понятия «дискуссия»: спор, полемика, дебаты, диспут.
Психологи называют спором дискуссию, приобретающую характер межличностного конфликта, где каждый защищает свое «я».
Слайд № 3
Выделяются следующие виды дискуссий:
Наиболее продуктивной, на мой взгляд, и соответственно чаще применяемая дискуссия является работа экспертных групп с использованием исторических источников.
Слайд № 4
Необходимо выделить критерии отбора тем для дискуссий:
соответствие теме или блоку тем
научность- не стоит брать ненаучные или абстрактные темы
проблемность- должен быть четко выражен вопрос или противоречие
Слайд №5
Результативность дискуссий очевидна. Умения и навыки, вырабатываемые дискуссией соответствуют умениям и навыкам необходимым учащимся для успешного выполнения заданий единого государственного экзамена по истории части С:
подготовка к дискуссия дает возможность заглянуть в учебник, справочные материалы и др., еще раз закрепив материал, прежде чем дать ответ;
позволяет самостоятельно добывать и анализировать разноплановую информацию;
позволяют сформировать системное видение проблемы;
позволяет выделить взаимосвязи событий и явлений, а так же различные аспекты их рассмотрения ;
развивает логику критического мышления;
развивает умение конкурировать, вести полемику, отстаивать свои интересы ;
позволяют участникам вырабатывать самостоятельность оценок.
Слайд №6,7
Для результативности дискуссии я предлагаю примеры рабочих листов для участников дискуссий.
№1
Дискуссион ный вопрос | Мое Мнение | Мнение оппонента | С чем я согласен | С чем я не согласен |
| | | | |
№2 |
Обсуждаемая проблема | Обзор мнений | Обзор фактов | Применение результатов |
| | | |
Критерии оценивания дискуссии
критерии | 1 группа | 2 группа |
Степень использования рекомендованных источников | | |
В ответе отражено свое отношение к теме | | |
Обоснованность и аргументированность точки зрения и | | |
Умение отвечать на вопросы оппонента, используя доказательства | | |
Памятка для участников дискуссии
1. Прежде, чем выступать, определи четко свою позицию.
2. Внимательно выслушай оппонента.
3. Помни, что доказательством и лучшим способом опровержения являются точные и бесспорные факты.
4. Спорь честно и искренне, не искажай мыслей и слов оппонента.
5. Доказывая и опровергая, говори ясно, просто, отчетливо и точно.