ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ № 46
ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ
Рассмотрено методической комиссией филиала №6 ФКП образовательного учреждения №46 Протокол от «14» марта 2023 г. № ф6/12 | СОГЛАСОВАНО Заведующий филиалом № 6 ФКП образовательного учреждения №46 О.Е. Кошелев «14» марта 2023 г. |
Доклад
на тему: «Дистанционные формы обучения как средство реализации образовательных программ»
Составитель:
Кошелев Илья Олегович,
мастер производственного
обучения высшей
квалификационной категории
2023 г.
Сегодня интернет прочно вошел в нашу жизнь. Современное образование немыслимо без компьютеров и интернета. Большинство современных обучающихся активно используют компьютер и интернет в своей жизни и образовании.
Изначально, дистанционное обучение было создано для обучающихся с ограниченными возможностями. Целью дистанционного образования являлось обеспечение условий для получения качественного общего образования посредством дистанционных технологий для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на всех ступенях обучения.
Дистанционное образование – способ получения образования, при котором обмен информацией и обратная связь между обучающим и обучающимися осуществляются с использованием компьютерных сетей.
Дистанционное обучение – способ реализации процесса обучения, основанный на использовании современных информационных и телекоммуникационных технологий, позволяющих осуществлять обучение на расстоянии без непосредственного, личного контакта между преподавателем и обучающимся.
Дистанционное обучение это – возможность реализовать принцип доступности образования для всех; снизить затраты на проведение обучения; проводить обучение большого количества человек; повысить качество обучения; создать единую образовательную среду.
Все перечисленные достоинства могут быть реализованы с помощью специализированных программ платформ – оболочек, которые позволяют сделать эффективным и комфортным процесс обучения.
Первой и самой популярной, стала платформа для организации онлайн обучения – Skype.
Это сервис для проведения видеоконференций. У каждого учащегося обучающегося должен быть аккаунт Skype. Создается группа, и в определенное время делается звонок, к которому подключаются все участники группы. На экран можно вывести лицо себя и рабочий стол с подготовленным заранее материалом;
Zoom Zoom.us
Сервис для проведения видеоконференций и вебинаров. В бесплатной версии можно проводить встречи до 40 минут и на 100 человек. Ребята могут подключиться к встрече через телефон (рекомендуется установить приложение zoom) или через компьютер. Каждый участник встречи имеет возможность говорить голосом, демонстрировать видео и демонстрировать свой экран.
Facebook Live
Трансляция видео прямо с Facebook. Создается группа, в которой можно запускать Live трансляции и проводить занятия онлайн бесплатно. Нет ограничений по времени.
Instagram Live
Трансляция видео с Инстаграм. Можно проводить в своем аккаунте. Если ребята на вас подписаны, то они получат извещение о выходе в эфир. Или создать закрытый аккаунт группы и вести онлайн-встречи там.
WizitQ
Сервис для организации онлайн-обучения. Создается группа, к которой подключаются обучающиеся (они должны создать в этой среде аккаунт). Здесь можно вести общение, публиковать задания и объявления. И можно проводить онлайн-встречи. В бесплатной версии только 10 участников могут подключиться к курсу и к видео встрече.
Безусловным лидером среди платформ дистанционного обучения является платформа – Moodle. Программа модулярная объектно-ориентированная Динамически Обучающая Среда, является пакетом программного обеспечения для создания курсов дистанционного обучения и web-сайтов и 2020-2021 учебном году уже успешно опробована в ряде учебных заведений. Однако здесь без нужного специалиста не обойтись.
Характерными чертами дистанционного обучения является:
-гибкость (удобное место, время, индивидуальный темп обучения)
-модульность (индивидуальная образовательная траектория)
-социальное равноправие (равные возможности получения образования)
-экономичность (эффективное использование учебных площадей, технических транспортных средств)
-новая роль преподавателя (преподаватель консультирует обучающегося, планирует его работу, направленную на освоение дисциплины)
В настоящее время существует три типа дистанционных занятий:
Первый тип дистанционных занятий заключается в том, что и преподаватель (локальный координатор), и обучающиеся удалены друг от друга, но при этом пользуются занятием, предварительно размещенным в интернете.
Второй тип дистанционных занятий – это размещение учебной информации на учебном сайте.
Модель структуры дистанционного занятия выглядит так:
- Мотивационный блок.
- Информационный блок.
- Контрольный блок.
- Коммуникативный и консультативный блок.
- Инструктивный блок.
Прежде чем наполнять материалами сайт, подумайте, как вы будете работать с обучающимися.
1. Встреча в режиме реального времени.
Вы договариваетесь с ребятами о времени, когда будет проведен прямой эфир или назначена онлайн-встреча. На онлайн-занятии вы объясните материалы, отвечайте на вопросы обучающихся и задаете вопросы им.
2. Дистанционное обучение через интерактивные учебные материалы.
Обучение можно выстроить через интерактивные учебные материалы, которые содержат инструкции, учебный контент (видео, интерактивные видео, текст, рисунки), самопроверку, ссылки и т.д. При помощи таких учебных материалов студент изучает новую тему самостоятельно. Для вопросов можно создать чат для общения, чтобы, сталкиваясь с трудностям, они продолжали выполнять задания. Например, платформа Moodle позволяет на это делать в режиме реального времени.
3. Спланируйте работу.
Возьмите временной отрезок, например, неделю, и спланируйте работу обучающихся по вашей учебной дисциплине. Чтобы организовать работу целостно, отталкивайтесь от учебных результатов, которых должны достичь студент.
Задайте себе три вопроса:
а. Чему я хочу научить (каких учебных результатов они достигнут?)
б. Как они этому научатся (каким образом они достигнут учебных результатов)?
в. Каким образом я могу поддержать их в этом (как я помогу им достичь учебных результатов и как узнать, достигли ли они их)?
4. Определите, как будете связываться с обучающимися.
У ребят должна быть точка входа, через которую они получают доступ к учебным материалам. Если вы использовали в работе с учениками некоторую платформу, то и в дистанционном обучении ребята могут работать через нее. Если не было такой платформы, тогда учебные материалы могут передаваться через электронную почту.
5. Начните создавать учебные материалы.
Привычные формулировки заданий «учебник, стр.23-25, прочитать и ответить на вопросы» в дистанционном обучении становятся бессмысленными, так как не содержать обучающей функции. Организовать учебную работу дистанционно – значит помочь студенту самостоятельно разобраться с тем, что он не знает и не умеет. А для этого у него должны быть учебные материалы и задания, посильные для той возрастной группы, с которой мы работаем.
К учебным материалам добавляйте инструкции по работе (так, как если бы вы объяснили в колледже), указывайте время, которое требуется для работы над заданием и по изучению материалов, необходимые стратегии, рекомендации и подсказки.
Можно использовать уже готовые учебные материалы, созданные кем-то другим, можно создавать самим.
6. Учтите вызовы, с которыми можем столкнуться
Вызов 1. Студенты, которые не работали на занятии, могут не начать работать и дистанционно. Здесь нет общего правила, которое можно порекомендовать каждому педагогу. Надо решать индивидуально по каждому ученику. Для кого-то сработает совместная работа с одногруппниками, для кого-то индивидуальная консультация с педагогом и т.д. Использование карательных мер рекомендуется избегать. Временно это может нам помочь заставить кого-то работать, но для долгосрочной перспективы это неудачная стратегия. Желание учиться у этого студента так и не появиться.
Вызов 2. На создание учебного материала будет уходить время. Мы создаем учебный материал не для проверки памяти ребят или умения решать, а для того, чтобы их научить. Одно дело, когда мы на занятии передаем обучающимся то, что очень хорошо знаем, другое дело – сделать так, чтобы это знание появилось в их голове, причем, когда они работают дома.
Вызов 3. Стоит подумать работу, которую ребята будут выполнять на отметку. У студентов под рукой google и вк в совместном чате. Поэтому работа на отметку должна быть такова, чтобы первый и второй фактор являлись помощниками. А для этого надо подумать над качеством заданий.
Самостоятельная работа обучающихся также является необходимым компонентом современного процесса обучения. Ребята должны самостоятельно осуществлять поиск новых знаний, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.
Система дистанционного обучения отличается от традиционных форм обучения. Дистанционному обучению присущи такие черты, как: высокая динамичность, разнообразие форм обучения, комфортные условия обучения, наличие интерактивной коммуникации.
Основными недостатками дистанционного обучения является:
- Отсутствие прямого очного общения между обучающимися и преподавателем.
- Высокая трудоемкость разработки курсов дистанционного обучения.
- Недостаточная компьютерная грамотность обучающих и обучаемых, отсутствие опыта дистанционного обучения.
В заключении хочется сказать, что дистанционное обучение в современном мире получило широкое распространении и о границах его применения на сегодняшний день говорить сложно. Поэтому любому современному преподавателю необходимо осваивать и реализовывать присущие этому процессу компоненты и средства, так как уже сегодня педагоги вынуждены столкнуться с этим лицом к лицу.