ДЕПАРТАМЕНТ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования Нижегородской области
«КРАСНОБАКОВСКИЙ ЛЕСНОЙ КОЛЛЕДЖ»
(ГБОУ СПО НО «КБЛК»)
ДОКЛАД
На тему: «Духовно – нравственное воспитание студентов»
Подготовила:
Преподаватель
Игнатенко О.Ю.
р.п. Красные Баки
201..
Доклад
Слайд 1 .
На тему: «Духовно - нравственное воспитание студентов»
Слайд 2.
Из всех наук, которые должен знать человек,
главнейшая есть наука о том, как жить,
делая как можно меньше зла
и как можно больше добра».
Л.Н.Толстой
В настоящее время, в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования содержание учебных дисциплин и профессиональных модулей предусматривает формирование не только профессиональных компетенций-знаний и умений, но и общих – понимание социальной значимости выбранной профессии, работа в коллективе, эффективное общение с коллегами , бережное отношение к историческому наследию и культурным ценностям, уважение к социальным, культурным и религиозным различиям, ведение здорового образа жизни, развитие духовности как неотъемлемой части профессионального облика работника
Духовно-нравственное развитие и воспитание студентов являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования. Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества.
Слайд 3.
Духовность – свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными.
Нравственность – принятие на себя ответственности за свои поступки, то есть действовать согласно своей совести.
Духовно-нравственное воспитание – педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающихся базовых национальных ценностей, освоение системы общечеловеческих ценностей и культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации.
Слайд 4.
В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России сказано, что важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
Слайд 5.
Основным содержанием духовно-нравственного развития и воспитания являются базовые национальные ценности, хранимые в социально-
исторических, культурных, семейных традициях народа, передаваемые от поколения к поколению.
Слайд 6.
В Концепции выделены базовые национальные ценности:
патриотизм — любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству;
социальная солидарность — свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
гражданственность — служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;
семья— любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
труд и творчество — уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость;
наука— ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;
традиционные российские религии — представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;
искусство и литература — красота, гармония, духовный
мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое
развитие, этическое развитие;
природа — эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;
человечество — мир во всём мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.
Слайд 7.
Перед педагогами колледжа стоят задачи духовно - нравственного воспитания как процесса содействия духовно-нравственному становлению студентов, формированию у них:
– нравственных чувств (совесть, честь, чувство долга, вера, ответственность, гражданственность, патриотизм);
– нравственного облика (терпение, милосердие, честность, надежность, правдивость);
– нравственной позиции (способность к различению добра и зла, проявлять самоотверженность, любовь, готовность к преодолению жизненных испытаний),
– нравственного поведения (готовность служить людям и Отечеству, проявлять духовную рассудительность, добрую волю).
Для реализации данных задач воспитательной работы в колледже систематически проводятся следующие мероприятия:
тематические мероприятия и классные часы, беседы, конкурсы, дискуссии, акции, соревнования, викторины, выставки, субботники, встречи, экскурсии и т.д. Вот некоторые из них:
Слайд 8.
-воспитание гражданственности, прав и законов -встреча с правоохранительными органами;
Слайд 9.
-воспитание патриотизма, изучение истории Отечества;
Слайд 10
-экологическое воспитание, прививать любовь к природе родного края;
Слайд 11-12.
-воспитание здоровой, физически-развитой молодежи;
Слайд 13.
- изучение истории колледжа, района, родного края;
Слайд14 - 15
-воспитание патриотизма, любови к России, служение Отечеству;
Слайд 16.
- прививать любовь и заботу о младших;
Слайд 17.
-воспитание трудолюбия;
Слайд 18
-уважение старшего поколения-оказание шефской помощи ветеранам труда.
Для молодых людей очень важно проявление инициативы, повышение собственной самооценки, значимости, понимание того, что от них что-то зависит в этом мире.
Но любовь к избранной профессии, гуманное отношение к человеку не приходят сами собой.
Как бы это ни казалось, на первый взгляд, просто, но воспитание студента в нравственном духе начинается со знакомства с преподавателями колледжа, с их тесного ежедневного взаимодействия.
Совершенно очевидно, что даже форма беседы преподавателя со студентами обладает большой силой воздействия.
Личность преподавателя сама по себе является для студентов воспитательным элементом. Если будущий специалист, в процессе профессиональной подготовки вступает в контакт с эрудированным, высокоинтеллектуальным, культурным преподавателем, создающим нравственный образец, он получает мощный стимул для своего дальнейшего развития. К личностным качествам, необходимым для эффективного осуществления процесса духовно-нравственного воспитания, относят
Слайд 19:
морально-волевые качества: целеустремленность в осуществлении задач духовно-нравственного воспитания, твердость в убеждениях и умение их отстаивать в любых ситуациях, настойчивость и последовательность в требованиях, справедливость, рассудительность, спокойствие и самообладание как проявление устойчивости нравственного поведения в экстремальных ситуациях;
эмоционально-нравственные качества: чуткость, эмоциональная отзывчивость, педагогический такт, терпеливость, адекватность внешних проявлений нравственной ситуации и внутриличностным ориентирам, живость и энергичность, приветливость, достоинство;
мировоззренческие качества: любовь к студентам, патриотизм, гуманизм.
Воспитывать в наших студентах духовно-нравственные ценности мы стараемся на уроках, на практических занятиях и во внеклассной деятельности. Таким образом, образовательная и воспитательная деятельность в нашем колледже направлена на воспитание нравственных качеств личности, формирование профессиональных компетенций, и развитие духовности как неотъемлемой части профессионального облика будущего специалиста. Слайд 20
Только объединив наши усилия, мы сможем возродить утраченные духовно- нравственные ценности, что позволит решить социально-экономические проблемы развития страны, подготовить детей к будущей жизни .
Слайд 21
«В человеке все должно быть прекрасно – и лицо, и одежда, и душа, и мысли…» А.П.Чехов.
Слайд 22
Спасибо за внимание!
Литература:
1. Жарковская, Т. Г. Организация духовно - нравственного образования
средствами различных учебных дисциплин / Т. Г. Жарковская // Педагогика. -2008. - № 10. - с. 49 - 53.
2. Якунина, И. В. Духовно - нравственное воспитание подрастающего поколения / И. В. Якунина // Дополнительное образование и воспитание. - 2011. - № 1. с. 14 - 19.
3. Янушкявичене, О. Методические приемы духовно – нравственного воспитания подростков / О. Янушкявичене // Народное образование. - 2009. - № 1. - с. 221 - 226.
4. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Электронный ресурс]: Федеральный Государственный образовательный стандарт. – Режим доступа: http://standart.edu.ru/ .