Доклад на тему: «Экологическое воспитание на уроках профессионально-трудового обучения «Растениеводство».
История человечества неразрывно связана с историей природы. На
современном этапе вопросы взаимодействия ее с человеком выросли в
глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не
научатся относиться бережно к природе, они погубят себя. А для этого надо
воспитывать экологическую культуру и ответственность. И начинать
экологическое воспитание надо с младшего школьного возраста, так как в это
время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразиться в прочные
убеждения.
Растениеводство в школе-интернате №71 занимает важное место в экологическом образовании и воспитании школьников. Одной из важнейших целей обучения растениеводства - формирование ответственного отношения к природе. Я на своих уроках стараюсь научить учащихся не только любить, ценить и охранять природу, но и приумножать по мере своих сил её богатства через практическую деятельность.
Дети активно включаются в практическую деятельность и выполняют разные виды работ по разным направлениям.
Основные направления практической деятельности учащихся:
1.Озеленение школы и пришкольного участка;
2.Работа в школьной оранжерее;
3.Создание социально значимых проектов по охране окружающей среды и приумножению богатств природных ресурсов;
4.Участие в детских выставках ручного творчества и экологических акциях;
5.Включение учащихся старших классов в работу на базовых предприятиях и учреждениях дополнительного образования.
Озеленяя школу и работая на пришкольном участке, учащиеся самостоятельно и под руководством учителя выращивают растения, выявляют влияние различных экологических факторов на их рост и развитие, тем самым формируются практические умения детей в области экологического образования. На пришкольном участке выращиваются различные плодово-ягодные, цветочно-декоративные и декоративные деревья и кустарники. Ведутся сезонные работы по уходу, размножению и обновлению видового состава растений.
На уроках растениеводства за последние годы на пришкольном участке силами учащихся посажены десятки саженцев молодых плодово-ягодных и декоративных деревьев и кустарников: березы, липы, дуба, ели, каштана, яблонь, груш, сливы, малины, красной и черной смородины и крыжовника. Только в сентябре – октябре этого учебного года учащимися 8-Б и 12-А классов под руководством учителя на территории школы посажены 15 саженцев каштана, которые были выращены из семян в «питомнике» школьного сада самими же учащимися на уроках. Теперь, чтобы они выросли красивыми, радовали глаз, плодоносили, потребуется опять много времени и кропотливого труда.
Дети особенно любят и ценят то, что они делают своими руками: сажают, ухаживают, получают конечный результат. Здесь у них вырабатываются определенные практические умения и навыки, воспитывается любовь к природе, возникает потребность в охране посаженных растений.
Для многих наших ребят школа является вторым домом, и поэтому им должно быть в ней тепло, комфортно, уютно как дома. И благодаря заботе и любви к растениям сами учащиеся приумножают и расширяют ассортимент комнатных цветов.
Когда за озеленение берутся дети, оно приобретает природоохранительный, воспитательный характер. Ученик, посадивший растение и заботливо ухаживающий за ним на протяжении школьного периода (учебного процесса), уже вряд ли сможет равнодушно уничтожить его. Отсюда и возникает забота и любовь ко всему, что растёт и тянется к солнцу. Именно с этого начинается формирование экологического воспитания и повышается общая экологическая культура учащихся.
Наиболее действенными в экологическом воспитании являются формы работы с детьми через использование технологии проектов. Все выполненные практико-значимые проектные работы с учащимися носят экологический характер. Например: «Красная Книга»; «Энциклопедия комнатных растений»; и т.д.
Богатые возможности по воспитанию экологической культуры предоставляет «Самарский областной детский эколого-биологический центр», с которой у нас давнее сотрудничество, также заключён договор о прохождении производственной практики, где учащиеся работают в отделах «Животноводство» (участвуют в заготовке растительных остатков на корм животным и ухаживают за животными) и «Растениеводство». И выполняется ряд других совместных проектов. Это и выставки, экскурсии, уроки «Мастер-класс», участие в акциях: «День Земли», «День птиц». «Озеленение территории СОДЭБЦ», «Посадка сада»; участие в конкурсах: «Ландшафтный дизайн», «Экология, этнос, культура» и т.д.
И конечно, природоохранная деятельность моих учащихся не обходится без ежегодных осенних и весенних экологических месячников по уборке пришкольного двора и прилегающей территории «Чистый двор».
Все эти перечисленные формы работы по экологическому воспитанию формирует у детей не только такие нравственные качества как экологическое сознание, ответственность, трудолюбие, дисциплинированность, любовь к природе, защита природы, но учат приумножать её богатства.
28.12.2020. Габайдулина М.А.