ДОКЛАД НА ТЕМУ:
«Экспериментальная деятельность учителя
по формированию читательской грамотности младших школьников
на уроках литературного чтения».
Учитель начальных классов МАОУ СОШ №58 Афанасьева С.А.
В начальной школе в процессе анализа качества обучения выявляются следующие проблемы:
- дети имеют низкую скорость чтения;
- часто они не понимают смысл прочитанного из-за ошибок при чтении;
- не могут извлечь необходимую информацию из предложенного текста;
- затрудняются кратко пересказать содержание.
Тема моего выступления актуальна для решения проблемы качества обучения среди учащихся начальной школы, а также осознания того, что же нужно предпринять учителю, каким образом работать, чтобы изменить отношение учеников к чтению и всему процессу обучения. Сегодня научить ребенка читать недостаточно. Научить его читать «правильно», «эффективно», продуктивно - важная задача.
Функциональная грамотность - это умение применять в жизни знания и навыки, полученные в школе.
Важной составной частью функциональной грамотности младших школьников считается читательская грамотность – это умение человека понимать и использовать письменные тексты, анализировать, изучать их для решения своих жизненных задач. Информация, которую читатель получает из текста, должна не только расширять его знания, но и возможности в жизни.
К переходу в 5 класс обучающиеся должны достичь сформированности специальных читательских умений, которые необходимы для полноценной работы с текстами. Данные умения можно объединить в две группы:
1-я группа – умения находить информацию и формулировать простые непосредственные выводы:
- находить в тексте информацию, представленную в явном виде.
-основываясь на текст, делать простые выводы.
2-я группа - умения интерпретировать, обобщать и оценивать содержание текста:
-устанавливать связи, которые не высказаны автором напрямую.
-интерпретировать их, соотнося с общей идеей текста.
-реконструировать авторский замысел, опираясь не только на содержащуюся в тексте информацию, но и на формальные элементы текста (жанр, структуру, язык)
Формировать читательскую грамотность можно и необходимо на любом уроке в начальной школе. Но больше возможностей учителю дается на уроках литературного чтения. Цель уроков литературного чтения в начальной школе состоит не только в обучении детей чтению художественной литературы, подготовке к её систематическому изучению в средней школе, но и в формировании интереса к чтению, овладении приёмами понимания прочитанного.
В 1 классе необходимо научить читать каждого ребенка сначала по- слоговому чтению, затем чтению целыми словами. С этой целью на уроках обучения грамоте я использую в работе уже при изучении первых согласных букв папки с карточками. В них на каждую согласную букву подобраны сначала открытые слоги, затем закрытые, затем слоги, в которых сразу 2, потом 3 согласные подряд. Далее идут предложения и небольшие тексты. Эти карточки используются в дальнейшем и на уроках литературного чтения во время читательской разминки.
В 1 классе для формирования смыслового чтения можно предложить из пособия «Карточки по обучению грамоте» Горецкой.
- Очень нравятся детям игры «Разбитое зеркало» и «Буква заблудилась». В первой игре слово пишется наоборот и делится на слоги, которые пишутся в произвольном порядке.
Например, берём слово «самовар» Из него получается «рав», ас», «ом». Задача учащихся обернуть слоги и расставить их в правильном порядке, узнать, какое слово было зашифровано.
В игре «Буква заблудилась» в паре слов меняются местами буквы.
Например, «телефон – карапуз». Меняем буквы «терефон – калапуз» и предлагаем детям вернуть буквы на место.
Нравится ученикам составление слов из рассыпавшихся частей, кто больше составит слов. (карточки)
После того, как с распознаванием слов у школьников проблем больше не возникает, можно переходить к упражнениям, предлагающим работу с предложениями. К таким можно отнести исправление неправильного положения слов в предложении, отгадывание загадок, поиск добавленного в предложение ненужного, лишнего слова.
Очень полезна на уровне уже чтения целых предложений для читательской грамотности игра в пословицы. Дети должны знакомятся с пословицами на каждом уроке на страницах Азбуки, учатся понимать их смысл, применять к месту.
- Для смыслового обучения чтению можно предложить следующее задание:
Прочитайте пословицу правильно
Здоровому - грач не нужен.
Лес рубят – кепки летят.
Слезами морю не поможешь.
Старый круг лучше новых двух.
Ус - хорошо, а два лучше.
Труд кормит, а пень портит.
Если в первом классе на уроках литературного чтения мы читали чистоговорки, потешки, скороговорки, во 2 классе уже читательские разминки усложняются чтением текстов, где часть строки закрыта, чтением текста без пробелов, слова читаются в обратном порядке, в словах расплываются буквы, в предложениях слова поменяли свое положение, чтение с решетками.
Решетки можно наложить на любой небольшой текст, в зависимости от способностей ребенка решетки можно расширять. Данные задания используются с двойной целью:
1) расширение поля зрения читаемого текста, что приводит к улучшению техники чтения;
2) формирование читательской грамотности.
Во 2 втором полугодии 2 класса, в 3-4 классах работу над формированием читательской грамотности нужно разграничивать на этапы.
1 этап предтекстовой деятельности направлен на постановку задач чтения и, следовательно, на выбор вида чтения, актуализацию предшествующих знаний и опыта, понятий и словаря текста, а также на создание мотивации к чтению. К наиболее распространенным видам предтекстовой деятельности относятся:
1. «Мозговой штурм» - какие ассоциации вызывает тема текста, после прочтения выявляется соответствие,несоответствие .
2. «Глоссарий»- цель работы- актуализация и повторение словаря, связанного с темой текста. Учитель предлагает посмотреть на список слов и отметьте те, которые могут быть связаны с текстом, а закончив чтение текста, вернуться к данным словам и посмотреть их значение и употребление их в тексте
3.«Рассечение вопроса» - целью является смысловая догадка о возможном содержании текста на основе его заглавия.
4. «Соревнуемся с писателем»- – цель-мотивировать человека на прочтение книги. Попробуйте спрогнозировать содержание книги, просмотрев иллюстрации. Один ученик предлагает свой вариант сюжета книги, остальные его дополняют.
Основная цель 2 этапа текстовой деятельности понимание текста и создание его читательской интерпретации. Формы работы
1. «Чтение в кружок» (попеременное чтение»). Цель- проверка понимания прочитанного. Мы начинаем по очереди читать текст по абзацам. Наша задача – читать с пониманием, задача слушающих – задавать чтецу вопросы, чтобы проверить, понимает ли он читаемый текст. Если читающий ошибается, слушатели поправляют.
2. «Чтение про себя с вопросами». Учащиеся читают текст по абзацам про себя. После прочтения каждого абзаца учащиеся останавливаются и задают вопросы к прочитанному тексту. Работа используется в группах и в парах.
3. «Чтение про себя с остановками». Чтение текста с остановками, во время которых детям будут задаваться вопросы. Одни из них направлены на проверку понимания, другие – на прогноз содержания последующего отрывка.
4. «Фишбоун – рыбья кость» (ѐлочка) Проблема разбивается на ряд причин и аргументов. Голова рыбы – проблема, косточки –аргументы и причины, хвост- вывод. Придает проблеме ясность и реальные очертания, позволяет говорить не об абстрактном решении, а о конкретном механизме.
3 этап – после-текстовая деятельность- связана с усвоением, расширением, углублением, обсуждением прочитанного, происходит корректировка читательской интерпретации авторским смыслом.
Виды после-текстовой деятельности:
1. «Вопросы после текста». Ответ на вопрос может быть в тексте или в голове читателя. Если ответ в тексте, он может находиться в одном предложении или в нескольких его частях. В случае 1, чтобы ответить на вопрос, надо найти точный ответ в одном предложении текста, если он содержится в нескольких частях текста, такой ответ надо формулировать, соединяя их.
2. «Проверочный лист». Составляется учителем на основе понимания содержания текста, также нахождения средств художественной выразительности, понимание идеи автора.
3. «Тайм – аут». Задания.1. Прочитайте текст. 2.Задайте друг другу вопросы уточняющего характера и ответьте на них. Если нет уверенности в правильности ответа, то вынесите на обсуждение. 3. Найдите значения новых слов. 5. Составьте краткий пересказ из предложений, расположив их в нужном порядке
4. «Синквейн» Цель: развитие умений учащихся выделять ключевые понятия в прочитанном, главные идеи, синтезировать полученные знания, проявлять творческие способности. Учитель предлагает написать синквей по ключевому слову текста. Структура : 1. Существительное (тема). 2. Два прилагательных (описание). 3. Три глагола (действие). 4. Фраза из четырех слов (описание). 5.Существительное (перефразировка темы)
5. Кубик Блума. На гранях кубика написаны начала вопросов: «Почему», «Объясни», «Назови», «Предложи», «Придумай», «Поделись». Учитель (или ученик) бросает кубик. Необходимо сформулировать вопрос к учебному материалу по той грани, на которую выпадет кубик.
Сочетание рассмотренных приёмов и заданий работы с текстом, используя коммуникативно-деятельностный подход, позволяет эффективно построить работу на уроке по формированию читательской грамотности.
Важно помнить, что эффективность данной работы прежде всего зависит от учителя, задача учителя, выступать организатором учебной деятельности, стать заинтересованным и интересным соучастником этого процесса.
Результативность
Систематическую работу над формированием читательской грамотности я начала с учениками 3В класса, и продолжила в 4-м классе. Применяя в своей работе разные приемы и формы по формированию читательской грамотности, я сделала вывод о том, что техника чтения имеет положительную динамику. По результатам заданий, направленных на проверку читательской грамотности, очевидно, что большинство детей справилось с заданиями. В середине сентября прошлого года была проведена входная диагностическая работа, в конце декабря полугодовая диагностика, в середине мая-итоговая(+контроль техники чтения).
Критерии приведены в таблице.
№ | Читательские умения | Входная диагностика | Полугодовая диагностика | Итоговая диагностика |
1,2,4,5 задания | Умение находить информацию, представленную в явном виде. | 28чел. | 87% | 30чел. | 93% | 30 чел | 93% |
6 задание | Умение находить информацию, представленную в скрытом виде | 9 чел. | 28% | 12чел. | 37% | 15чел | 46% |
3,7,8 задания | Способность делать самостоятельные выводы | 9 чел. | 28% | 12чел | 37% | 17 чел | 53% |
9 задание | Умение выстраивать последовательность событий | 21 чел | 65% | 25 чел | 78% | 28чел | 87% |
Сравнительная таблица(обобщающая)
Вид контроля | Кол-во уч-ся | Высокий уровень | Повышенный уровень | Средний уровень | Низкий уровень |
Входная диагностика | 32ч | 38% | 31% | 9% | 22% |
Полугодовая диагностика | 32ч | 42% | 25% | 17% | 16% |
Итоговая диагностика | 32ч | 43% | 33% | 12% | 12% |
Вывод:
Очевидно, что систематическое применение разнообразных методов работы приносит свои положительные результаты, а именно:
1) наблюдается положительная динамика в технике чтения детей;
2) учащиеся стали проявлять интерес к участию в конкурсах чтецов;
3) учащиеся стали чаще посещать библиотеку;
4) наблюдается понимание прочитанного, с помощью вопросов дети могут воссоздать литературный образ по совокупности его признаков, определяют тему текста, его главную мысль, учатся сравнивать произведения на основе их содержательно-тематических особенностей.
Поэтому я продолжу работать над формированием читательской грамотности, теперь уже с 1 класса, по следующим основным направлениям:
1) организация урочной и внеурочной деятельности;
2) взаимодействие со школьной библиотекой;
3) взаимодействие с родителями учащихся.
Спасибо за внимание!
Рекомендуемая литература:
1.Колпащикова, Ю. С. Как развивать интерес к чтению у младшего школьника / Ю. С. Колпащикова, В. А. Рожина // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2021. – Т. 29. – С. 104-109
2.Кочетова, П. Б. О воспитании эстетического чувства при чтении художественной литературы / П. Б. Кочетова // Начальная школа – 2020. – № 11. – С. 32-34.
3.Кудряшова, М. Г. Приемы педагогической техники в начальной школе / М. Г. Кудряшова //Начальная школа. - 2021. - № 4. - С.13