СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на тему «Формирование и совершенствование коммуникативных навыков детей с РАС и ТМНР, находящихся на индивидуальном обучении в реализации ФГОС»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основным недостатком при обучении детей с РАС и ТМНР находящихся на индивидуальном обучении является нарушение общения ребенка с окружающим миром. Поэтому формирование и совершенствование коммуникативных навыков – одно из ведущих направлений психолого-педагогической коррекции у детей с РАС и ТМНР.

      Существует несколько принципов коррекционной работы по формированию и совершенствованию коммуникативных навыков.

  1. Принцип комплексного воздействия.
  2. Принцип систематичности.
  3. Принцип обучения от простого - к сложному.
  4. Принцип наглядности.
  5. Принцип дифференцированного подхода.
  6. Принцип связи речи с другими сторонами психического развития.
  7. Принцип индивидуального подхода.

Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему «Формирование и совершенствование коммуникативных навыков детей с РАС и ТМНР, находящихся на индивидуальном обучении в реализации ФГОС»»

Основным недостатком при обучении детей с РАС и ТМНР находящихся на индивидуальном обучении является нарушение общения ребенка с окружающим миром. Поэтому формирование и совершенствование коммуникативных навыков – одно из ведущих направлений психолого-педагогической коррекции у детей с РАС и ТМНР.

Существует несколько принципов коррекционной работы по формированию и совершенствованию коммуникативных навыков.

  1. Принцип комплексного воздействия.

  2. Принцип систематичности.

  3. Принцип обучения от простого - к сложному.

  4. Принцип наглядности.

  5. Принцип дифференцированного подхода.

  6. Принцип связи речи с другими сторонами психического развития.

  7. Принцип индивидуального подхода.

Принцип индивидуального подхода, который я использую в своей работе предполагает необходимость учета индивидуальных особенностей, потребностей и интересов ребенка с РАС и ТМНР в процессе психолого-педагогической коррекции, направленной на развитие его коммуникации. Например, для детей, не владеющих навыками чтения, используются устные подсказки или подсказки в виде картинок.

При формировании и совершенствовании коммуникативных навыков используются индивидуальная и подгрупповая формы работы. Переход от одной формы к другой осуществляется поэтапно.

  1. Индивидуальная. На этом этапе осуществляется формирование каждого коммуникативного навыка в индивидуальной форме на занятиях ведущего специалиста.

  2. Индивидуальная. Закрепление навыка происходит в паре с другими специалистами, родителями и знакомыми из ближайшего окружения на занятиях и в повседневной жизни.

  3. Подгрупповая. Закрепление коммуникативного навыка осуществляется при взаимодействии детей непосредственно друг с другом. Специалист в данном случае находится в роли организатора и координатора коммуникативного акта.



Методы формирования коммуникативных навыков

При обучении детей с РАС и ТМНР коммуникативным навыкам используются различные методы и приемы: игры, упражнения. Использование игровых методов и приемов позволяет усилить у ребенка социально-коммуникативную мотивацию, благодаря которой у него появляется потребность использовать формирующийся коммуникативный навык. В ходе коррекционной работы применяются разнообразные виды игр: имитационные, хороводные, с переходом ходов, ролевые, игры перед зеркалом и т.д. Обучение в игровой форме осуществляется на всех этапах и направлениях психолого-педагогической коррекции коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра.

Разнообразные упражнения (вербальная имитация, комментирование изображений на картинках, работа с бланками, карточками и т.д.) используются в ситуации структурированного занятия с целью формирования умения комментировать, отвечать на вопросы и задавать их, сообщать о своих чувствах, для формирования диалоговых навыков.

В ходе психолого-педагогической коррекции используется приемы растормаживания речи, в т.ч. провокация эхолалий.

Применяются поведенческие методы и техники:

 моделирование, побуждение, подсказка, помощь, подкрепление;

 использование альтернативных коммуникативных систем;

 метод «сопровождающего обучения».

Моделирование обеспечивает ребенку возможность понаблюдать, послушать, сымитировать и осуществить перенос модели коммуникативного поведения, которую продемонстрировал взрослый. Побуждение используется для активного вызывания нужного коммуникативного поведения с помощью инструкций, напоминания о том, какой коммуникативный акт необходимо совершить, и повторной демонстрации модели. С целью формирования коммуникативных навыков в процессе коррекционной работы используются различные коммуникативные системы: вербальная, пиктографическая, письменная, жестовая и т.д. Комбинированное использование речи и различных невербальных альтернативных коммуникативных систем предоставляет детям дополнительную визуальную поддержку и способствует формированию вербальных и невербальных средств коммуникации.

Формирование коммуникативных навыков – одно из важнейших направлений коррекционной работы с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра. Обучение умениям выражать просьбы, комментировать окружающие события, задавать вопросы с целью получения информации, выражать эмоции и сообщать о них, а, также, формирование навыков ответной реакции, социального поведения и диалога является необходимым условием для социализации этих детей. Сформированность коммуникативных навыков способствует расширению возможностей их общения, социальной адаптации. В результате, аутичные дети могут интегрироваться в различные дошкольные образовательные учреждения и школы, как специальные, так и общеобразовательные.