СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на тему "Формирование основных навыков самообслуживающего труда в начальной школе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад по формированию основных навыков самообслуживания детей с ОВЗ.

Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему "Формирование основных навыков самообслуживающего труда в начальной школе"»

"Формирование основных навыков самообслуживающего труда в начальной школе"



Педагогический процесс может стать действительно воспитательным только в том случае, если он помогает ребёнку познавать себя как члена общества, живущего по нравственно-этическим нормам.

Ш.А.АМОНАШВИЛИ.



Воспитание как целостный процесс требует комплексного подхода к решению задач коррекции личности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в условиях пребывания в коррекционной школе-интернате. Когда речь идёт о группе детей, проживающих большую часть времени без родителей, в интернатных группах, воспитание как педагогический процесс становится очень важной задачей.



   Социальное и профессиональное самоопределение воспитанников интернатных учреждений, их социально­психологическая и социально-трудовая адаптация остаются актуальными проблемами. Вхождение воспитанников в самостоятельную жизнь сопряжено с большими сложностями и не всегда проходит успешно. Пребывание ребенка в учреждении интернатного типа нередко способствует формированию у него иждивенческой позиции. Воспитанники выходят в жизнь с дефицитом волевого развития, несформированной потребностью в трудовой деятельности и профессиональной самореализации.

   В этой ситуации перед учреждением встаёт задача создания условий, в которых у воспитанников формируется привычка, а затем потребность в целенаправленной трудовой деятельности как основе жизнеобеспечения. Процесс формирования трудовых умений и навыков самообслуживания представляет собой деятельность, формирующую социальный и трудовой опыт. Решению этих задач способствует созданная в нашей школе – интернате система трудовой деятельности, имеющая определённую преемственность и последовательность.

Система трудовой деятельности воспитанников в школе-интернате

Начальная школа (1~2-е кл.)

Самообслуживающий труд: овладение навыками самообслуживающего труда (самостоятельное застилание кроватей, проведение генеральных уборок, приготовление одежды для школы, стирка мелких вещей, пришивание пуговиц, штопка, уход за обувью)

Хозяйственно бытовой труд:  работа по уборке территории, уход за комнатными растениями

Технический труд: овладение навыками ручного труда на воспитательских занятиях, на уроках трудового обучения



Начальная школа (3~4-е кл.)

Самообслуживающий труд: самостоятельное овладение навыками самообслуживающего труда (проведение генеральных уборок, самостоятельное приготовление одежды для школы, стирка крупных вещей, пришивание пуговиц, уход за одеждой, ковровыми изделиями, комнатными растениями);

Хозяйственно бытовой: создание уюта в группе, ремонт книг, работа на территории;
 

Технический труд: отработка и совершенствование навыков ручного труда на воспитательских занятиях.

В процессе становления личности красной линией проходит трудовое воспитание от начала нахождения ребёнка в нашей школе и до выпуска из данного учреждения. Трудовое воспитание осуществляется с учётом перспектив развития каждого ребёнка и всей группы воспитанников, их индивидуальных, возрастных, типологических особенностей.  Содержание воспитательных мероприятий, средства и методы их реализации способствуют преодолению дефекта, сглаживанию нарушений эмоционально – волевой сферы, выработке адаптивных форм поведения. Выпускники коррекционных школ по окончанию школы должны успешно социализироваться, вливаясь в общество, не только зарабатывать себе на жизнь, но и выполнять различные социальные функции: создавать семью, растить детей, жить в соответствии с законами и правилами, регулирующими поведение человека в макро- и микросоциуме.

Цель: формирование трудовых знаний, умений и навыков, необходимых в самостоятельной жизни.





Система трудового воспитанияосуществляемая в интернатерешает следующие задачи:

  1. Воспитывать уважение к своему труду и труду других людей.

  2. Формировать трудовые умения и навыки по самообслуживанию.

  3. Развивать трудовое умение, умение планировать и организовывать свою работу.

  4. Воспитывать трудолюбие, творческое отношение к труду, чувство долга и ответственности, честности,

  5. Воспитывать умение сотрудничать в коллективной трудовой деятельности, оказывать взаимопомощь и взаимоподдержку.

  6. Поиск эффективных путей социальной адаптации учащихся через трудовое обучение и воспитание, включение детей с нарушением интеллекта в социальную среду, приобщение к общественной жизни на уровне их психофизических возможностей.

Трудовому воспитанию отводится существенная роль в решении коррекционных и воспитательных задач в интернате. Самым элементарным видом труда является самообслуживание. Воспитатели стараются привить детям привычку к самообслуживанию, чтобы это стало нормой, естественным процессом. Дежурство по группе, столовой; уборка спален и классов; участие в субботниках по благоустройству и уборке территории школы –  формируют основы социально-адаптивного поведения и предполагают формирование устойчивого положительного отношения к труду.  В реализации данной темы важное значение отводится встречам со специалистами по вопросам профориентации, экскурсиям на предприятия и организаций, встречи с представителями различных  профессий, трудовым делам и участием в выставках разного уровня. Данные мероприятия закладывают положительное отношение к труду как высшей ценности в жизни, потребности в творческом труде; готовят к сознательному выбору профессии, формируют культуру труда.

В результате проделанной работы у воспитанников должны быть сформированы следующие умения и навыки:

Начальное звено:

  1. Владеет навыками (т.е. автоматически, аккуратно и качественно) личной гигиены, самообслуживающего труда: чистить зубы, причёсываться, умываться, пользоваться туалетом, принимать душ; ухаживать за одеждой, подбирать туалет в соответствии с погодой (красивый и комфортный); содержать своё рабочее место, спальню, шкаф в аккуратном состоянии, владеть навыками уборки группы, спальни, участка.

  2. Сформирована система элементарных трудовых навыков и умений: умеет играть с игрушкой, в настольную игру, работать с любой книгой; любит читать (или чтобы ему читали; предпочитает чтение телевизору); знает как вести себя на занятии, при самоподготовке и пр.; может выполнять элементарные работы: убирать (всё очень качественно), мыть посуду, гладить бельё, зашивать, пришивать; убирать территорию, копать, сажать, ухаживать за растениями.

Подведя итоги мы видим, что дети приходят, плохо владея знаниями, умениями и навыками, которые необходимы, чтобы успешно социализироваться, вливаясь в общество регулирующими поведение человека в макро- и микро социуме. Это происходит из-за недостатка внимания родителей, т.к. основная масса детей из неблагополучных семей. Находясь в школе у учащихся начинают формироваться трудовые знания, умения и навыки, необходимые в самостоятельной жизни. В начальном звене отрабатываются навыки учебного поведения, дети овладевают навыками самообслуживания, формируются навыки трудовой коллективной деятельности. В среднем звене воспитанники начинают ориентироваться в различных жизненных ситуациях, развивается алгоритм решения различных житейских проблем, отрабатываются трудовые навыки по уходу за собой и своим жилищем. В старшем звене воспитанники знают свои положительные и отрицательные черты, умеют дать себе правильную самооценку (но не всегда), принимать и оказывать помощь другим. А также имеют необходимое представление о мире профессий, сформирована потребность трудиться. Из положительной динамики которую мы наблюдаем – ДЕЛАЮ ВЫВОД: своей цели по формированию трудовых знаний, умений и навыков необходимых в самостоятельной жизни на данном возрастном (1 - 4 кл.) этапе достигла.

Труд играет большую роль в судьбе детей с ограниченными возможностями здоровья и служит эффективным средством коррекции умственных, физических и личностных нарушений воспитанников; а также средством адаптации к самостоятельной жизни по окончании школы. Привитие трудолюбия, трудовых умений и навыков является важным направлением в организации воспитательного процесса интерната. Трудовая деятельность представляет собой важную сферу самореализации и самовыражения личности, обеспечивает раскрытие потенциальных возможностей и способов ребенка.











Литература:

  1. «Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе» под ред. В.В. Воронковой М.1994

  2. «Здоровье сберегающие технологии» В.И. Ковалько М.2004

  3. «Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе – интернате, детском доме» М.:АРКТИ, 2008

  4. «Специальная педагогика» под ред. Н.М. Назаровой М.2006



















































































Доклад на тему:

«Формирование основных навыков самообслуживающего труда в начальной школе»

















Воспитатель: Кузнецова Т.А.



















П. Селенгинск 2021