"Формирование основных навыков самообслуживающего труда в начальной школе"
Педагогический процесс может стать действительно воспитательным только в том случае, если он помогает ребёнку познавать себя как члена общества, живущего по нравственно-этическим нормам.
Ш.А.АМОНАШВИЛИ.
Воспитание как целостный процесс требует комплексного подхода к решению задач коррекции личности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в условиях пребывания в коррекционной школе-интернате. Когда речь идёт о группе детей, проживающих большую часть времени без родителей, в интернатных группах, воспитание как педагогический процесс становится очень важной задачей.
Социальное и профессиональное самоопределение воспитанников интернатных учреждений, их социальнопсихологическая и социально-трудовая адаптация остаются актуальными проблемами. Вхождение воспитанников в самостоятельную жизнь сопряжено с большими сложностями и не всегда проходит успешно. Пребывание ребенка в учреждении интернатного типа нередко способствует формированию у него иждивенческой позиции. Воспитанники выходят в жизнь с дефицитом волевого развития, несформированной потребностью в трудовой деятельности и профессиональной самореализации.
В этой ситуации перед учреждением встаёт задача создания условий, в которых у воспитанников формируется привычка, а затем потребность в целенаправленной трудовой деятельности как основе жизнеобеспечения. Процесс формирования трудовых умений и навыков самообслуживания представляет собой деятельность, формирующую социальный и трудовой опыт. Решению этих задач способствует созданная в нашей школе – интернате система трудовой деятельности, имеющая определённую преемственность и последовательность.
Система трудовой деятельности воспитанников в школе-интернате
Начальная школа (1~2-е кл.)
Самообслуживающий труд: овладение навыками самообслуживающего труда (самостоятельное застилание кроватей, проведение генеральных уборок, приготовление одежды для школы, стирка мелких вещей, пришивание пуговиц, штопка, уход за обувью)
Хозяйственно бытовой труд: работа по уборке территории, уход за комнатными растениями
Технический труд: овладение навыками ручного труда на воспитательских занятиях, на уроках трудового обучения
Начальная школа (3~4-е кл.)
Самообслуживающий труд: самостоятельное овладение навыками самообслуживающего труда (проведение генеральных уборок, самостоятельное приготовление одежды для школы, стирка крупных вещей, пришивание пуговиц, уход за одеждой, ковровыми изделиями, комнатными растениями);
Хозяйственно бытовой: создание уюта в группе, ремонт книг, работа на территории;
Технический труд: отработка и совершенствование навыков ручного труда на воспитательских занятиях.
В процессе становления личности красной линией проходит трудовое воспитание от начала нахождения ребёнка в нашей школе и до выпуска из данного учреждения. Трудовое воспитание осуществляется с учётом перспектив развития каждого ребёнка и всей группы воспитанников, их индивидуальных, возрастных, типологических особенностей. Содержание воспитательных мероприятий, средства и методы их реализации способствуют преодолению дефекта, сглаживанию нарушений эмоционально – волевой сферы, выработке адаптивных форм поведения. Выпускники коррекционных школ по окончанию школы должны успешно социализироваться, вливаясь в общество, не только зарабатывать себе на жизнь, но и выполнять различные социальные функции: создавать семью, растить детей, жить в соответствии с законами и правилами, регулирующими поведение человека в макро- и микросоциуме.
Цель: формирование трудовых знаний, умений и навыков, необходимых в самостоятельной жизни.
Система трудового воспитания, осуществляемая в интернате, решает следующие задачи:
Воспитывать уважение к своему труду и труду других людей.
Формировать трудовые умения и навыки по самообслуживанию.
Развивать трудовое умение, умение планировать и организовывать свою работу.
Воспитывать трудолюбие, творческое отношение к труду, чувство долга и ответственности, честности,
Воспитывать умение сотрудничать в коллективной трудовой деятельности, оказывать взаимопомощь и взаимоподдержку.
Поиск эффективных путей социальной адаптации учащихся через трудовое обучение и воспитание, включение детей с нарушением интеллекта в социальную среду, приобщение к общественной жизни на уровне их психофизических возможностей.
Трудовому воспитанию отводится существенная роль в решении коррекционных и воспитательных задач в интернате. Самым элементарным видом труда является самообслуживание. Воспитатели стараются привить детям привычку к самообслуживанию, чтобы это стало нормой, естественным процессом. Дежурство по группе, столовой; уборка спален и классов; участие в субботниках по благоустройству и уборке территории школы – формируют основы социально-адаптивного поведения и предполагают формирование устойчивого положительного отношения к труду. В реализации данной темы важное значение отводится встречам со специалистами по вопросам профориентации, экскурсиям на предприятия и организаций, встречи с представителями различных профессий, трудовым делам и участием в выставках разного уровня. Данные мероприятия закладывают положительное отношение к труду как высшей ценности в жизни, потребности в творческом труде; готовят к сознательному выбору профессии, формируют культуру труда.
В результате проделанной работы у воспитанников должны быть сформированы следующие умения и навыки:
Начальное звено:
Владеет навыками (т.е. автоматически, аккуратно и качественно) личной гигиены, самообслуживающего труда: чистить зубы, причёсываться, умываться, пользоваться туалетом, принимать душ; ухаживать за одеждой, подбирать туалет в соответствии с погодой (красивый и комфортный); содержать своё рабочее место, спальню, шкаф в аккуратном состоянии, владеть навыками уборки группы, спальни, участка.
Сформирована система элементарных трудовых навыков и умений: умеет играть с игрушкой, в настольную игру, работать с любой книгой; любит читать (или чтобы ему читали; предпочитает чтение телевизору); знает как вести себя на занятии, при самоподготовке и пр.; может выполнять элементарные работы: убирать (всё очень качественно), мыть посуду, гладить бельё, зашивать, пришивать; убирать территорию, копать, сажать, ухаживать за растениями.
Подведя итоги мы видим, что дети приходят, плохо владея знаниями, умениями и навыками, которые необходимы, чтобы успешно социализироваться, вливаясь в общество регулирующими поведение человека в макро- и микро социуме. Это происходит из-за недостатка внимания родителей, т.к. основная масса детей из неблагополучных семей. Находясь в школе у учащихся начинают формироваться трудовые знания, умения и навыки, необходимые в самостоятельной жизни. В начальном звене отрабатываются навыки учебного поведения, дети овладевают навыками самообслуживания, формируются навыки трудовой коллективной деятельности. В среднем звене воспитанники начинают ориентироваться в различных жизненных ситуациях, развивается алгоритм решения различных житейских проблем, отрабатываются трудовые навыки по уходу за собой и своим жилищем. В старшем звене воспитанники знают свои положительные и отрицательные черты, умеют дать себе правильную самооценку (но не всегда), принимать и оказывать помощь другим. А также имеют необходимое представление о мире профессий, сформирована потребность трудиться. Из положительной динамики которую мы наблюдаем – ДЕЛАЮ ВЫВОД: своей цели по формированию трудовых знаний, умений и навыков необходимых в самостоятельной жизни на данном возрастном (1 - 4 кл.) этапе достигла.
Труд играет большую роль в судьбе детей с ограниченными возможностями здоровья и служит эффективным средством коррекции умственных, физических и личностных нарушений воспитанников; а также средством адаптации к самостоятельной жизни по окончании школы. Привитие трудолюбия, трудовых умений и навыков является важным направлением в организации воспитательного процесса интерната. Трудовая деятельность представляет собой важную сферу самореализации и самовыражения личности, обеспечивает раскрытие потенциальных возможностей и способов ребенка.
Литература:
«Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе» под ред. В.В. Воронковой М.1994
«Здоровье сберегающие технологии» В.И. Ковалько М.2004
«Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе – интернате, детском доме» М.:АРКТИ, 2008
«Специальная педагогика» под ред. Н.М. Назаровой М.2006
Доклад на тему:
«Формирование основных навыков самообслуживающего труда в начальной школе»
Воспитатель: Кузнецова Т.А.
П. Селенгинск 2021