ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАПОРОЖСКОЙ ОБЛАСТИ «МЕЛИТОПОЛЬСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ (коррекционная) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ «ГАРМОНИЯ» МЕЛИТОПОЛЬСКОГО РАЙОНА
Тема: Формирование патриотического воспитания всех участников образовательного процесса.
Подготовила:
Педагог-организатор
Саблина Е.В.
Мелитополь 2024
Д. С. Лихачёв писал: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к своей стране, к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству».
Патриотическое воспитание является составной частью воспитательного процесса в современной школе, которое имеет огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ученика. Только на основе чувств патриотизма укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость.
Патриотическое воспитание предполагает формирование и длительное развитие целого комплекса позитивных качеств, выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности.
Детский возраст является наиболее оптимальным для системы патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов.
Новое время требует от школы содержания, форм и методов патриотического воспитания. Только через активное вовлечение в социальную деятельность и сознательное участие в ней, через изменение школьного климата можно достичь успехов в этом направлении.
В основе патриотического воспитания находится воспитание личных качеств человека, воспитание чувств. Мы, педагоги, должны знать, что источником чувства является пережитая эмоция. Фактором развития патриотических чувств должна стать целенаправленно созданная ситуация, когда ребенок переживает гордость за мать, близких, свою семью; за коллектив, который должен стать для ребенка второй семьей; за совместный успех и достижения других членов коллектива.
То, что мы вложим в наших ребят сегодня, завтра даст соответствующие результаты. Породим лодырей, невежд - значит, своими руками погубим наше будущее. Воспитаем патриотов, деловых и здоровых людей, - значит, можно быть уверенным в развитии и становлении общества.
Выделяют основные ступени формирования патриотизма:
1 ступень-формирование родственных чувств в своей семье;
2 ступень – воспитание любви к малой родине-селу, ученическому коллективу, традициям и истории;
3 ступень-воспитание любви к отечеству, обществу, народу, их истории, культуре.
Существуют разнообразные подходы к управлению развития и формирования личности ребенка: деятельностный, системный, личностный и др. Воспитательный процесс только тогда будет иметь положительный результат, когда все участники этого процесса будут обладать общими идеалами и ценностями.
Выделяют формы и методы обучения и воспитания в их взаимосвязи, такие как:
приведение положительного примера,
обсуждение видеофильмов,
коллективные творческие дела,
ролевые и тематические игры
разработка мультимедийных проектов, слайд-презентаций
Данные формы и методы, дифференцированные с учетом возрастных особенностей подростков, их знаний и интересов воздействуют на чувства, волю, сознание, развивают творческую инициативу детей, их самостоятельность, обеспечивают эффективность и непрерывность патриотического воспитания в учебной и внеурочной деятельности.
Патриотическое воспитание в нашей школе является одним из приоритетных направлений в воспитательной работе и представляет систематическую и целенаправленную деятельность по формированию у детей патриотического сознания
Это направление воспитательной работы выполняет свои задачи в тесном взаимодействии с другими направлениями воспитания: Культура, Семья, Экология.
Систематическая работа осуществляется в процессе воспитания и обучения посредством урочной и внеурочной деятельности.
При планировании работы учитываются традиционные общешкольные, районные, областные, всероссийские мероприятия, связанные с юбилейными и государственными датами; положения о конкурсах.
Патриотическое воспитание в рамках урочной деятельности формируется на уроках общественных и естественно-географических дисциплин, литературы, ОБЖ, физической культуры.
Во внеурочном деятельности реализуется через внеклассную и кружковую работу.
Наша школа работает по следующим направлениям патриотического воспитания:.
1. Духовно-нравственное направление включает :
- формирование нравственной личности, уважение к старшему поколению, к семье, родителям, семейным традициям;
-положительное отношение к труду, как к основе жизнедеятельности;
- формирование активной социальной позиции;
- позитивное отношение к здоровому образу жизни, неприятие асоциальных явлений, подрывающих физическое и духовное здоровье нации.
2. Историко-краеведческое направление -
-любовь к своей «малой» Родине;
- чувство национальной гордости, национальное самосознание, толерантность.
3. Гражданско-правовое направление ориентировано на:
- изучение государственной символики, прав и обязанностей гражданина России.
- понимание гражданского долга, ценностного отношения к национальным интересам России, её суверенитету, целостности и независимости;
- формирование культуры правовых отношений,
4. Военно-патриотическое направление включает:
- изучение истории России, знание Дней воинской славы, боевых и трудовых подвигов в годы Великой Отечественной войны;
- сохранение воинских традиций, связи поколений защитников Родины,
5. Социально-патриотическое:
активизация духовно-нравственной и культурно-исторической преемственности поколений, формирование активной жизненной позиции, проявление чувств благородства и сострадания, проявление заботы о людях пожилого возраста.
Все эти направления взаимосвязаны и дополняют друг друга.
Комплекс мероприятий предусматривает их воплощение в жизнь через:
1. Проведение памятных дней, концертов
День воссоединения Зап. Обл. с Россией
День Победы;
День защитников Отечества.
2. Участие в акциях: .
3.Общешкольные линейки.
-День вывода войск из Афганистана
-линейки, посвященные памятным датам истории(«Освобождение г. Мелитополя», «День воинской славы Росии», «День героев Отечества», «День неизвестного солдата»
4. Организация конкурсов:
конкурс рисунков «Дети рисуют Победу», «Мой край родной - моя история жива» , « Город воинской славы» .
конкурсы чтецов
5. Беседы :
-– День герба РФ
- День российского парламентаризма
-День России
Патриотическое воспитание – сложный педагогический процесс, который помогает:
повысить патриотическое сознание, нравственные и этические ориентиры;
раскрыть понимание истинного патриотизма;
избавиться от равнодушия, жестокости, эгоизма;
сформировать стойкую патриотическую позицию;
повысить потребность в духовном обогащении;
воспитать уважение к труду, человеку труда.
Патриотическое сознание наших учащихся остается важнейшей ценностью, одной из основ духовно – нравственного единства общества. Воспитать человека, любящим свою землю, свой народ, быть готовым к защите своей Родины – очень непростая задача. Но она, безусловно, осуществима, если мы будем выполнять ее с любовью и добротой, не забывая мудрых слов:
«Ученик – это не сосуд, который нужно наполнить знаниями, а факел, который нужно зажечь!»