Доклад на тему:
«Формирование учебной мотивации на уроках швейного дела в коррекционной школе.»
Выполнила учитель швейного дела
Корчагина Е.В.
Решая важнейшие задачи личностного становления учащихся, их социальной реабилитации, трудовое обучение занимает одно из центральных мест в общей системе учебно-воспитательной работы специально-коррекционной школы VIII вида.
Эффективность трудовой подготовки учащихся во многом определяется уровнем организации учебного процесса.
Уроки труда создают наиболее благоприятные условия для исправления (коррекции) недостатков, присущих умственно отсталым детям в трудовой и познавательной деятельности. Профессионально - трудовое обучение строится с учетом умственных и физических возможностей учащихся, конечной целью которого является подготовка школьников к самостоятельному труду, самостоятельной жизни в обществе, развитие и воспитание личности.
Эта цель достигается решением целого ряда задач:
- коррекция недостатков в трудовой деятельности и повышение общего уровня развития учащихся;
- нравственное, трудовое, физическое и эстетическое воспитание учащихся;
- формирование доступных школьникам технических и технологических знаний.
Умственно отсталые школьники часто сталкиваются с трудностями при выполнении задания на уроках трудового обучения. Это приводит к тому, что они не могут достигнуть цели, поставленной перед ними педагогом, и, самое главное, не проявляют к работе должного интереса, т.е. у них отсутствует мотив.
Чтобы добиться хороших успехов в изучении швейного дела, необходимо развивать у учащихся внутреннюю мотивацию к обучению. Под мотивом понимается переживание, побуждающее к совершению поступка, т.е. направленность активности на изучение предмета. Если у учащихся не будет необходимой мотивации, то невозможно будет добиться позитивных результатов в его образовании. Отсюда и вытекает необходимость первостепенного внимания к формированию положительной мотивации учебной деятельности учащихся на уроках швейного дела.
В своей работе по предмету применяю различные приёмы и методы формирования мотивации на уроках:
Приёмы формирования учебной мотивации
Интеллектуальные
(ситуация выбора заданий, уровневая дифференциация, проблемные вопросы и задачи)
Эмоциональные
(высокий эстетический уровень материала. Использование исторического материала, нестандартных заданий, неожиданность )
Социальные
(использование личного опыта, работа в группах, соревнования, игровой метод, активизация чувства собственного достоинства, связь с жизнью, создание ситуации выбора.)
Внешняя организация урока
(введение подсказок и алгоритмов)
Прагматический приём
(мне надо)
(своевременное поощрение)
Слабость мотивов деятельности и их неустойчивость -одно из проявлений незрелости мотивационной сферы умственно отсталых учеников. Создание устойчивой мотивации, которая была бы адекватна поставленной задаче, является одним из основных условий, обеспечивающих успешность обучения и воспитания ученика, реализацию его умственных и физических возможностей.
Одним из важнейших путей, способствующих повышению мотивации учебной деятельности у учащихся является создание условий, которые позволяют школьникам получать удовлетворение от выполняемой ими деятельности.
Придуманное оформление мастерской (стенды с поделками, методическая литература, журналы по рукоделию) обеспеченные всем необходимым рабочие места, наличие наглядных пособий, раздаточного материала – все это имеет большое значение для успеха обучения. Приветливый тон учителя создает доброжелательную атмосферу, психологически подготавливает учащегося к работе, чистота и порядок в мастерской служат воспитанию собранности, аккуратности, дисциплинированности, формирует хороший вкус, а главное -вызывает желание учиться, делать красивые вещи своими руками.
Основой трудового обучения является развитие творческих способностей у детей. Важно вовремя научить их раскрыть свои способности, поверить в себя. Очень важно побудить у детей желание «хочу узнать», но необходимо подвести их к следующему этапу «хочу сделать», вселить уверенность «могу сделать» и помочь довести работу до конца – «я сделал». Успех окрыляет, пробуждает желание узнавать новое, выполнять более сложную работу. При этом всегда нужно помнить, что любая деятельность ребенка нуждается в оценке, награде, поощрении, особенно это важно по отношению к слабому ученику. Следует хвалить его за каждую удачу.
Программный материал швейного дела требует усидчивости, терпения, однообразной деятельности, к тому же достаточно сложен для некоторых учащихся, т.к. изучается технология пошива одежды, свойства тканей, устройство швейных машин, обучение планированию, анализу действий и их результатов. Трудности в овладении знаниями, умениями и навыками приводят к равнодушному отношению к урокам швейного дела.
В этом огромную роль играет рациональное сочетание наглядных, словесных и практических методов обучения, учитывающих индивидуальное и речевое развитие каждого ребенка. Постановка цели урока, обозначение значимости работы, которую школьники выполняют на уроке стимулирует деятельность учения.
Для создания ситуации успеха, побуждения к деятельности, формирования школьника как личности, формирования учебной мотивации на уроках можно осуществлять через обучение новым видам декоративно – прикладного искусства (работа с природным и бросовым материалами.)
Обучение детей новому для них виду творчества, более доступного в понимании, обладает хорошим воздействием на формирование личности, это заметно повышает интерес к урокам трудового обучения, улучшает внимание, желание трудиться.
Участие в конкурсах, открытых мероприятиях, пошиве костюмов, защите творческих проектов, изготовлении изделий себе и своим близким, проведении экскурсий способствуют правильной оценке учащихся выполнения своей работы, исправлению недостатков, развитию желания выполнять работу как можно лучше, приобщает детей к народному творчеству.