СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на тему " Формирование устойчивого познавательного интереса у младших школьников на уроках по предмету окружающий мир"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад на круглом столе. Доклад на тему: Формирование устойчивого познавательного интесера на уроках по предмету окружающий мир.

Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему " Формирование устойчивого познавательного интереса у младших школьников на уроках по предмету окружающий мир"»

ВСТУПЛЕНИЕ


Как сделать учение окружающему миру привлекательным? Теория и практика подсказывают, что важнейшим направлением решения этой проблемы является формирование у учащихся устойчивого познавательного интереса к той или иной науке, в частности к окружающему миру.

Человек обычно интересуется тем, что уже ему известно. Но для того, чтобы он захотел узнать что-то новое, нужен интерес, который еще не возник. Где же выход из заколдованного круга? За какую ниточку нужно потянуть, чтобы благополучно распутать клубок страстей и желаний ребенка и направить их в русло формирующейся личности?

К. Д. Ушинский говорил: «Интерес – основной внутренний механизм учения», а Я. А. Коменский – «Интерес – один из главных путей создания светлой и радостной обстановки учения».

Интерес – это одна из форм направленности личности, связанная с той или иной областью человеческой деятельности. Предполагается выбор из окружающей жизни того, что для человека наиболее ценно и значимо. В учебном процессе то или иное конкретное знание часто оказывается вне прямых потребностей ученика.

Например, преподаватель ставит цель – научить различать предметы живой и неживой природы. Это простая задача для учащихся. Однако, не видя в этой задаче пользы для себя, обучаемые без интереса, механически воспроизводит требования учителя. Поэтому и усваивает плохо, и вскоре забывают эту процедуру. Между тем умение различать объекты живой и неживой природы – это крупица в системе природоведческого знания, которое в целом дает возможность человеку правильно ориентироваться в природной среде. Но эта отдаленная польза от учеников скрыта, так как они еще не имеют системы знаний, с позиции которой могли бы оценить каждую ее крупицу.

Значит, учащихся нужно заинтересовать не конкретным вопросом изучения, а процессом получения знаний, создавая такие условия, когда учение становится удовольствием. Увлеченность самим процессом обусловлена неискоренимой для человека потребностью в самоутверждении и реализации своей личности посредством деятельности созидания. Поэтому так важно создавать на уроке и вне его такую обстановку, когда учащиеся способны сами для себя созидать и закреплять знания.

Познавательная активность и деятельность учащихся (информационная потребность, интерес к учению, привлекательность учения и т. п.) пропорциональна объему и широте знаний учеников. Но объем знаний – лишь один из факторов, влияющих на познавательную активность школьников. Иначе достаточно было бы просто учить детей, организуя различные ситуации, повышающие для него привлекательность учения, и о познавательной активности не заботиться. Но есть и другая задача, более сложная – формировать привлекательность учения, т. е. способность учащихся переживать учение как интересную, занимательную деятельность. Даже самый «скучно» построенный урок окажется интересным, если он удовлетворяет высокую познавательную потребность учащихся.

Детей с выученной беспомощностью можно увидеть, к сожалению, практически в каждом классе. Они не проявляют никакого интереса к происходящему, часто даже не ведут тетрадей. Преодоление состояния беспомощности есть первый шаг в формировании интереса к учению, к любым активным познавательным действиям. Чем больше действий, изменяющих окружающий мир, способен произвести человек, тем более интересным оказывается этот мир для него. Для педагога это означает безусловное поощрение любых инициативных, творческих, новаторских действий школьников. Требуется такая организация обучения, которая постепенно приведет к успеху, и учащиеся приобретут уверенность в своих силах. Учителю нужно овладеть технологией обучения, разнообразными способами и навыками формирования путей познавательной деятельности учащихся. И еще один путь формирования привлекательности учения окружающему миру – это, конечно же, забота о знаниях учащихся, об объеме и разнообразии их ученического опыта.



























І. Познавательная деятельность учащихся: понятие, задачи и значение

(теоретическое обоснование методической работы)


Методика обучения предмету «окружающий мир» решает три основные задачи: чему учить, как учить и как учиться. Первая задача определяется отбором материала для школьного курса по предмету «окружающий мир», при этом учитывается логика развития науки и ее истории, психолого-педагогические условия, а также устанавливается соотношение теоретического и фактического материала. Вторая задача связана с преподаванием предмета. Преподавание – это деятельность учителя, направленная на передачу информации учащимся, организацию учебного процесса, руководство их познавательной деятельностью, привитие практических навыков, развитие творческих способностей и формирование основ научного мировоззрения. Третья задача вытекает из принципа «учись учиться»: как наиболее эффективно помочь учащимся заниматься. Эта задача связана с развитием мышления учащихся и заключается в обучении их оптимальным способам переработки разной информации, поступающей от учителя или других источников знаний. Управление познавательной деятельностью учащихся – сложный процесс, требующий от учителя использования всех средств учебного воздействия на учащихся.

Обучение и развитие – два взаимосвязанных процесса. Реализация целей развивающего обучения требует определения задач развития учебно-познавательной деятельности учащихся и их личности. Важнейшими задачами являются:

  • развитие памяти и мышления учащихся в процессе изучения предмета «окружающий мир»;

  • целенаправленная выработка интеллектуальных и практических умений и навыков учащихся;

  • применение и сочетание различных средств и методов, которые активизируют учебно-познавательную деятельность и активность учащихся по предмету «окружающий мир», постепенное их усложнение и развитие, усиление проблемного обучения;

  • усиление мотивации в обучении, постоянное выявление и развитие познавательных интересов учащихся к предмету;

  • развитие творчества и способностей, повышение активности к самостоятельности овладения предметом.

Рассмотрим эти задачи более подробно.

Развитие знаний учащихся наиболее успешно протекает в том случае, когда обучение несколько забегает вперед, ориентируясь на «зону ближайшего развития» ученика. Особенно важно развивать память и мышление учащихся, так как без этого немыслимо овладение современными основами предмета «окружающий мир». Накопление фонда знаний и выработка интеллектуальных умений – активный психический процесс, в котором участвуют память и мышление. Наиболее активно их развитие осуществляется в процессе продуктивной познавательной деятельности. При этом учитель должен учитывать следующие положения:

  • формирование первичных представлений о сложных явлениях, их связях и закономерностях протекания целесообразно организовать с привлечением познавательных заданий описательного типа;

  • формирование у учащихся умения свободно оперировать знаниями следует осуществлять на основе теории поэтапного формирования умственных действий с использованием познавательных заданий объяснительного, методологического и творческого типов;

  • формирование у учащихся представлений об абстрактных понятиях или сложных теориях, объясняющих явления и закономерности, строится на основе теории поэтапного формирования умственных действий, при этом учащимся предлагают познавательные задания объяснительного и методологических типов;

  • формирование определенных приемов мышления, практических и интеллектуальных умений и навыков учащихся организуют с учетом теории алгоритмизации и программированного обучения предмету «окружающий мир», при этом применяются познавательные задания методологического и творческого типа.

Учебно-познавательная деятельность учащихся по предмету «окружающий мир» включает многие важные для овладения предметом действия:

  • оперирование терминами и понятиями;

  • осуществление эксперимента;

  • проведение практических и исследовательских работ;

  • решение различных задач;

  • использование интерактивных приемов.

Результатом овладения этих действий являются умения. Для успешного изучения предмета важны как практические, так и интеллектуальные умения.

В процессе обучения важно развивать и репродуктивную и продуктивную учебно-познавательную деятельность учащихся. Наиболее успешно развитие учащихся и их познавательной деятельности происходит в условиях проблемного обучения. В ходе его учащиеся активно включаются в самостоятельный поиск знаний.

Учитель не должен ориентироваться лишь на внешнюю сторону учения, забываю о субъективных факторах этого процесса. Практика дает много примеров, когда внешне хорошо организованный и подготовленный урок не достигает поставленной цели, потому что учащиеся не были знакомы или не осознали целей и значения своей работы, у них не были сформированы мотивы деятельности. В дидактике доказано, что познавательный интерес – ведущий мотив учебно-познавательной деятельности учащихся.

Педагогическая теория и практика, а также методические исследования показывают, что, если не развивать интересы учеников к предмету «окружающий мир», они резко падают, особенно к середине пятого класса, где изучение предмета насыщенно абстрактным теоретическим материалом. Средствами стимуляции познавательных интересов учащихся могут быть чередование практического и теоретического изучения предмета, усиление связи между объектами, активное использование истории предмета, элементов занимательности, игровых ситуаций, применение, дидактических игр, усиление межпредметных и внутрипредметных связей, элементов исследования.

Вскрытая психологией закономерность – единство деятельности и сознания – предполагает создание в обучении предмета «окружающий мир» условий повышающих активность и сознательность учащихся. Прежде всего, это постоянное раскрытие целей учения и способов деятельности, четкая постановка целей учения и доведение их до сознания учащихся. Важным фактором стимуляции познавательной деятельности учащихся является включение их в решение усложняющейся системы познавательных задач по предмету, постепенное повышение самостоятельности учащихся в учении.

Весь учебный процесс обучения предмету «окружающий мир», складывающийся из уроков и различных внеклассных и внешкольных мероприятий, представляет собой последовательную, постоянно усложняющуюся и совершенствующуюся познавательную деятельность учащихся, направленную на решение конкретных задач школьного образования, и которая содействует в конечном итоге повышению качества знаний, умений и навыков учащихся при изучении предмета.

На мой взгляд, активизация и совершенство путей познавательной деятельности учащихся при изучении предмета «окружающий мир», есть одна из важнейших проблем современной методики преподавания предмета.


















ІІ. ПУТИ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»


Работа учителя - бесконечный поиск. То, что вчера считалось новым, сегодня уже не отвечает требованиям современного урока, внеклассного или внешкольного мероприятия. Поэтому неслучайно приходится из бесконечного множества методов и приемов, форм и средств обучения постоянно и кропотливо выбирать те, единственно необходимые для определенного класса, групп и отдельных учащихся, чтобы помочь им в изучении и усвоении основ природоведческой науки.

Основной линией совершенствования процесса обучения учащихся природоведению считаю реализацию идеи направленной на активизацию познавательной деятельности учащихся. Путей этой активизации и совершенствования деятельности учащихся можно перечислять бесконечное множество, у каждого учителя они свои. Одни учителя пропагандируют классические методы, другие нетрадиционные, новаторские, в некоторых случаях даже дерзкие, которые не всегда и не во всем правильно воспринимаются некоторыми учителями. Однако, на мой взгляд, поиск и совершенство работы учителя в этом направлении, особенно в том случае, если он достигает конкретных положительных результатов, должен не критиковаться и осуждаться, а совместно изучаться, дополняться, возможно, видоизменяться и внедряться в практическую деятельность.

В моей педагогической практике используются различные пути активизации и совершенствования познавательной деятельности учащихся, хочу перечислить только главные:

  • Дифференцированный подход в обучении предмета «окружающий мир»;

  • Личностно-ориентированный подход в обучении предмета «окружающий мир»;

  • Использование ИКТ на уроках предмета «окружающий мир»;

  • Использование игровых и групповых методов;

Все эти пути активизации и оптимизации познавательной деятельности учащихся постоянно держу в поле зрения. Многие из них стали для меня привычными и просто необходимыми.


2.1 Дифференцированный подход в обучении предмета.

Как осуществить дифференцированный подход на уроках предмета «окружающий мир»? Наибольшая возможность дифференциации учебной работы учащихся возникает тогда, когда начинается запоминание, систематизация, особенно при организации различных видов самостоятельной работы.

Основное назначение дифференцированных заданий состоит в том, чтобы, зная и учитывая индивидуальные отличия в учебных возможностях учащихся, обеспечить каждому из них оптимальные условия для формирования познавательной деятельности в процессе учебной работы.

Основой дифференцированного обучения является хорошее знание уровня подготовки и развития каждого ученика, изучение его индивидуальных особенностей. Эта работа проводится постоянно. На основе выполнения кратковременных диагностических работ, наблюдений объединяю детей в подвижные группы. Особенность этих групп состоит в том, что один и тот же ученик по разным учебным предметам может находиться в различных группах; более того, в пределах изучения одной темы его положение в группе тоже может меняться.

Объединение детей в группы производится в зависимости от их ближайших перспектив обучения, а также по умению работать самостоятельно. Здесь уже степень самостоятельности ребенка становится признаком дифференциации учебной работы.

Система заданий по предмету «окружающий мир» приведена в таблице ниже. В основу класси­фикации заданий положен характер деятельности, необходи­мой для их выполнения. Так, задания, опосредующие учеб­ную информацию, выполняют ученики групп. Школьни­кам даются задания, предусматривающие воспроизведение понятий, выводов без изменений. Поскольку ученики I-II групп затрудняются в выделении существенных признаков понятий, умении обобщать, сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, то и задания им предъявляются на наблюдение, на выделение существенных признаков понятий. Цель заданий заключается в том, чтобы активизировать восприятие и мышление учащихся. После ус­воения элементарных представлений, понятий ученики вы­полняют задания, требующие описания объектов природы по плану, задания, включающие вопросы, готовый ответ на ко­торые в учебнике отсутствует, требующие самостоятельных мыслительных операций с текстом.

Задания для III группы учащихся требуют умения обоб­щать на уровне элементарных понятий, сравнивать и клас­сифицировать объекты.

Задания для IV группы учащихся требуют творческой деятельности. Школьники выполняют задания, нацеленные на решение всевозможных познавательных задач. Значительное место отводится заданиям на формирование умения предви­деть последствия воздействия человека на природу.

Разноуровневые задания помогают школьникам усвоить понятия о формах поверхности - горах, равнинах; о водоемах -реке, озере, море, океане, их отличительных признаках; представления о различиях в характере растительности, по которым можно внешне отличить природные зоны, природ­ные сообщества, раскрыть причинно-следственные связи (возможные нарушения природного равновесия, причины, по­следствия этого явления).

Представленные учебные дифференцированные задания учитель может использовать для организации самостоятель­ной работы школьников на различных этапах урока: на этапе приобретения знаний и умений, закрепления, применения знаний и умений. Задания даются на индивидуальных кар­точках каждому ученику в зависимости от его уровня умст­венного развития. Необходимым этапом при работе является проверка правильности их выполнения. С этой целью нужно обсудить ответ детей после выполнения самостоятельной ра­боты на уроке. Это позволит им исправить свои ошибки, до­полнить ответы учащихся.

Система дифференцированных заданий по предмету

Группы учащихся

I

II

III

IV

Типы заданий

Опосредующие

учебную информацию

Направляющие работу учеников с учебным материалом

Требующие от

учени­ков творческой

дея­тельности

1.Задания на узнавание объектов природы.

2. Задания, требующие анализа, выделения признаков понятия.

3. Задания на классификацию объектов природы.

1. Задания на описание растений, животных по плану.

2. Задания на дополнение незаконченных
предложений с использованием слов для
справок.


1. Задания на сравнение объектов природы.

2. Задания на составление схем, таблиц.

3. Задания, включающие вопросы, готовый
ответ на которые в
учебнике отсутствует,
требующие самостоятельных мыслительных операций с текстом.

1. Задания на установление связей между объектами природы, на составление цепей питания.

2. Задания на подбор
примеров, раскрывающих взаимосвязи в
природе.

3. Задания на осознание последствий воз-
действия человека на
природу.

Самостоятельные работы

Воспроизведение

по образцу.

Реконструктивно-вариативные

Частично-поисковые.

Частично-поисковые. Творческие


2.2 Личностно ориентированной подход в обучении предмета «окружающий мир».

Современная школа ставит своей целью не только обучение детей с разными способностями, но и создание на уроках творческой обстановки, направленной на личностно ориентированную модель обучения, утверждающую ценность личности ребенка.

Личность – общественный индивид, объект и субъект социальных отношений и исторического процесса, проявляющий себя в общении, в деятельности, в поведении.

Личностно ориентированное обучение - это обучение, которое во главу угла ставит:

  • самобытность ребёнка;

  • самоценность ребёнка;

  • субъективность процесса учения.

Цель ЛОО заложить в ребёнке механизмы:

  • самореализации;

  • саморазвития;

  • адаптации;

  • саморегуляции;

  • самозащиты;

  • самовоспитания и другие, необходимые для становления самобытного личностного образа;

В основе личностно ориентированного обучения лежит признание индивидуальности каждого человека, его развитие не как «коллективного субъекта», но, прежде всего индивида, наделенного своим субъективным опытом.

Личностно ориентированное обучение – это:

  • признание учителем приоритета личности перед коллективом;

  • создание гуманистических взаимоотношений в классе, через которые каждый ребенок осознает себя полноправной личностью, учится видеть и уважать личность в других;

  • признание учителем того, что ученик обладает определенными правами, которые священны для учителя;

  • отказ учителя от деления детей на «сильных» и «слабых», понимая, что все  дети разные, и что каждый знает и умеет что-то лучше других;

Личностно ориентированный подход – это методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечить и поддержать процессы самопознания, самореализации личности ребенка, развитие его неповторимой индивидуальности.

Комплекс упражнений направленных на реализацию личностно ориентированного обучения, на уроках предмета «окружающий мир».

Цель данных упражнений: развитие у учащихся умений выразить свою индивидуальность в личностно ориентированном обучении.

Для реализации данных упражнений, нами был взят раздел «Неживая природа». В данном разделе мы предлагаем для рассмотрения такие темы:

«Солнце», «Воздух», «Вода», «Почва».

И начнём мы с темы « Солнце – источник света и тепла на Земле».

В данной теме на этапе урока мотивация учебной деятельности, мы предлагаем использовать упражнение «Ассоциативный куст».

В данном упражнении учащимся предлагается составить схему по ответам учащихся. Данное упражнение помогает детям самостоятельно найти ассоциации, которые связаны с солнцем. В результате составляется схема, которая поможет детям на последующих уроках безошибочно назвать, всё то, что даёт нам солнце.

На этапе восприятия и осознания нового материала, мы предлагаем использовать упражнение «Для чего мне нужно солнце?» Данное упражнение предоставляет возможность каждому ребёнку проявлять свою индивидуальность, сыграть собственную роль, проявить свою личность.

При изучении темы «Воздух» на этапе закрепление изученного материала используется упражнение «Карусель» ученики встают в два круга (внешний и внутренний круг) лицом друг к другу, учащиеся стоящие во внутреннем кругу рассказывают стоящему напротив него о том, что такое воздух, обменявшись информацией, по команде учителя карусель начинает двигаться дети делают шаг по кругу, и сообщают своему новому собеседнику туже информацию. Начинают свой рассказ так:

Воздух – это…..

Таким образом, данное упражнение вырабатывает у учащихся уверенность в себе, умение формулировать свой рассказ, умение объяснить.

Следующее упражнение «Джиг Соу» мы предлагаем его использовать на этапе усвоения нового материала. Суть данного упражнения в следующем:

Группам учащихся предлагается ряд картинок, по которым нужно дать объяснения и ответить на проблемные вопросы?

Во время обсуждения, может возникнуть ситуация, в которой у учащихся будут возникать разные суждения, это даёт возможность рассмотреть данную проблему с разных сторон работать вместе, у каждого ученика появляется случай высказать свои личные предположения.

Данное упражнение предполагает составление целого из части. В одной группе прорабатывается одна картинка, информация полученная в каждой группе объединяется в единое целое, и подводится общий вывод.

При изучении темы: «Вода» на этапе изучение нового материала используется упражнение «Верные и неверные утверждения» учитель предлагает высказывания по теме. Затем просит учащихся установить, обосновывая свой ответ, верны ли данные утверждения.

Например:

1. Вода имеет цвет.

2. Вода не имеет запаха и вкуса.

3. Вода имеет форму.

4. В организме человека нет воды.

5. Организм человека не может жить без воды.

6. Роса на цветах - это вода.

7. Вода может быть только жидкой.

8. Вода может превратиться в лёд.

Данное упражнение помогает выработать уверенность в своих ответах, умения утверждать.

На этапе закрепление изученного материала эффективным будет использование упражнения «Кубирование» оно позволяет учащимся рассматривать поставленные проблемные вопросы, которые возникают на уроке с разных сторон (: опиши, сравни, назови ассоциации).

Отвечая на данные вопросы учащиеся, используют жизненный опыт. Данное упражнение формирует умение отстаивать свою точку зрения, умения доказывать, анализировать.

При изучении темы «Почва», на этапе закрепление изученного материала эффективным будет применение упражнений «Тонкие и толстые вопросы» суть данного упражнения заключается в следующем: класс делится на две команды у каждой команды демонстрационная карта. Поочерёдно командам задаются тонкие и толстые вопросы с опорой на демонстрационную карту.

Например, можно задать такие вопросы:

«Тонкие вопросы»

«Толстые вопросы»

Что такое почва?

Что есть в почве для жизни растений?

Что необходимо, для того чтобы вырос хороший урожай?


Согласны ли вы, что в почве есть питательные вещества, вода, воздух, которые необходимы для роста растений?

Для каких животных почва является домом?

Что необходимо сделать для того чтобы почва стала рыхлой?

Здесь нужно обратить внимание на то, что вопросы нужно формулировать согласно уровню знаний учащихся, и объединить в группы можно детей так чтобы на толстые вопросы отвечали те дети, которые по уровню знаний смогут на них ответить.

На этом же этапе при подведении итога можно использовать упражнение «Взаимные вопросы» где учитель предлагает учащимся после прослушивания текста определить его основную мысль, и поставить свой самостоятельно сформулированный вопрос по данному тексту, всему классу.

Этим упражнением мы активизируем умение слушать и выделять основное, данное упражнение помогает нам сформировать у детей умения обмена мыслями, умения чётко и правильно поставить вопрос.

Таким образом, подводя итог по всему сказанному, можно сказать, что в современной начальной школе актуальным и перспективным является развитие и внедрение личностно-ориентированного обучения, главной задачей современного учителя является обучение ребёнка тому, как именно эффективнее всего учиться, и поэтому обучение должно быть построено так, чтобы в полном объёме учитывались особенности характера ребёнка, его ценностные ориентации и личностные убеждения.

Особенности методики составления планов-конспектов уроков по предмету «окружающий мир», с применением личностно ориентированного обучения.

Давайте рассмотрим, в чём особенность структуры личностно ориентированного урока по предмету.

Структура личностно ориентированного урока по предмету «окружающий мир».

При осуществлении любой деятельности (в том числе и учебной) учитель должен:

  • осознать цель своей деятельности, ее задачи и сориентироваться в условиях ее протекания;

  • выработать план действий в соответствии с результатами ориентировки;

  • реализовать намеченное;

  • осуществить самоконтроль, т.е. сопоставить результат с планом.

Для проведения урока от учителя требуется ряд умений:

  • умение организовать деятельность учащихся на каждом этапе урока (от постановки учебной задачи до получения задуманного результата), грамотно пользоваться способами обучения, избранными для достижения целей;

  • умение общаться с учащимися, обеспечивая желаемую атмосферу урока;

  • умение контролировать ход работы, т.е. сопоставлять замысел с его реализацией и при необходимости по ходу урока вносить возможные коррективы.

Обучающие цели урока можно сформулировать так:

  • получение новых знаний с опорой на ранее изученные материалы;

  • введение новых понятий.

Мы знаем, что для более глубокого усвоения нового материала, необходимо иметь основу, это значит повторить ранее полученные знания.

Образовательные цели урока позволяют поставить такие развивающие цели: развить у учащихся математическую речь, умение анализировать, логически мыслить.

Необходимо продолжить воспитание у учащихся как доброжелательность, уважение к мнению других, умения слушать, делать адекватную самооценку, интерес к предмету, ответственность перед самим собой за свою обученность.

Исходя из этих целей можно спланировать следующие учебно- воспитательные моменты.

1. Организационный момент, имеющий своей целью воспитание культуры учебного труда.

2. Создание «ситуации успеха». Он должен проходить через повторение изученного на прошлых уроках. «Ситуация успеха» внушает ученику уверенность в собственных силах. Появляется у детей желание достигнуть хороших результатов. На этом этапе учащиеся могут выполнить задание трех уровней сложности (уровневая дифференциация). Ученику дано право выбрать самому задание, исходя из своих возможностей. Затем каждый оценивает сам свою работу путем самопроверки. Анализирует свои ошибки, учитывает их, устанавливает причины. Это дает шанс еще раз проработать эту тему. Успех должен ощутить каждый ученик.

3. Постановка учебной задачи. Усвоение нового материала идет через создание проблемной ситуации и его решения. Опираясь на ранее изученный материал, дети вместе с учителем выявляют, что они знают, а чего еще не знают. Исходя из этой проблемы, дальше идет исследовательский метод-«открытие» детьми нового знания.

4. «Открытие» нового знания. На этом этапе каждый ученик должен включиться в поиск решения проблемы, а значит в активную познавательную деятельность. Важно, чтобы на каждом уроке ребенок переживал радость открытия, чтобы у него формировалась вера в свои силы и познавательный интерес.

5. Первичное закрепление. Главная задача этого момента - умение рассуждать. Дети опять же сами выбирают себе задания по осмыслению темы, по темпу – работу, по своим возможностям. Это позволяет дифференцировать задания, включить в работу активную познавательную деятельность каждого, воспитать доброжелательность, уважение друг другу через атмосферу в микрогруппах.

6. Самостоятельная работа. На этом этапе идет повторение, закрепление полученных знаний. Главной целью является тренинг открытие нового, включаются некоторые необычные элементы – это может быть систематизация изученного материала, его углубление, выходящее за рамки обязательных результатов обучения, расширение кругозора детей, опережающая подготовка к изучению следующих тем.

7. Подведение итога – традиционный момент. Учащиеся должны неплохо справляться с обобщением, оно необходимо, так как дисциплинирует, помогает повторить, закрепить на уровне обобщения.

Этот этап включает:

  • решение вопроса о том, удалось ли осуществить намеченные цели;

  • анализ конкретных результатов обучения, выявление достижений, удач, недостатков;

  • внесение необходимых уточнений, изменений в план дальнейшей работы по теме.

8. Этап нацелен на осознанное выполнение домашнего задания. Домашнее задание должно быть дифференцировано – по выбору. Каждый этап урока должен быть тесно связан. Осуществление триединой цели должны способствовать все этапы: развитие природоведческой речи, самопроверки, взаимопроверки, умение сопоставлять, анализировать, логически мыслить – должны развиваться при решении «проблемной ситуации», подведение итога урока. Задачи воспитания осуществляются через создание дружеской творческой атмосферы урока, доброжелательного отношения к природе.

В целом, урок должен представлять целостную систему


2.3 Использование ИКТ на уроках предмета «окружающий мир»

XXI век – век высоких компьютерных технологий, инновационного развития экономики, глобальной информатизации, интенсивного развития средств коммуникации, век стремительных социальных и экономических изменений.

Образование – непрерывный и динамичный процесс и основная задача школы – создание индивидуальной заинтересованности в приобретении знаний, умения применять их в повседневной жизни. В наше время от уровня образованности людей существенно зависит уровень развития страны, качество жизни ее населения.

На сегодняшний день мы не можем не задумываться над тем, что ожидает наших учеников. Мы знаем, что будущее потребует от них огромного запаса знаний в области современных технологий. Сегодня уже 80% предложений о работе требуют минимальных компьютерных знаний, и этот процент будет только возрастать. Но подготовка молодёжи к будущему заключается не только в плане “готовности работать”. Ученики должны освоить новые жизненно необходимые навыки в связи с тем, что современные технологии всё глубже проникают в нашу жизнь. Требования к качеству образования постоянно растут. Старые, традиционные методы обучения уже не успевают за этими требованиями. Возникает очевидное противоречие. Использование ИКТ в образовании может помочь в решении этих противоречий. Обучение – это процесс получения знаний. Традиционный источник знаний – учебник ограничен в своих возможностях. Обучающимся на разных ступенях образования всегда требовались дополнительные источники информации: библиотеки, музеи, архивы. В этом отношении жители крупных городов находятся в более благоприятных условиях, чем сельские жители. Здесь можно говорить о существовании информационного неравенства. Решить эту проблему поможет широкое применение в обучении информационных ресурсов Интернета. Для человека, живущего в рамках современной цивилизации характерно стремление к визуальному восприятию информации. Данное культурное явление приводит к тому, что в процессе информационной коммуникации зрительный знак преобладает над текстовым.

При традиционном подходе к изучению предмета основная нагрузка падает на слуховой канал, тогда как зрение, на которое в естественных условиях приходится 80% поступающей информации, хронически остается недогруженным, а это важнейший вид памяти, который несет ответственность за запоминание и усвоение материала. Большой объем информации, который все труднее обрабатывать вручную (один параграф может содержать от 10 до 20–25 страниц текста), безликие учебники (нет схем, графиков, иллюстраций и т.д.), отсутствие интереса к предмету – все это заставляет учителя искать новые методы работы, и помочь ему может использование на уроке ИКТ. Применение в процессе обучения мультимедийных технологий, способствует частичному решению данной проблемы. Электронные учебные пособия, созданные на базе мультимедиа, оказывают сильное воздействуют на память и воображение, облегчают процесс запоминания, позволяют сделать урок более интересным и динамичным, “погрузить” ученика в обстановку какой-либо исторической эпохи, создать иллюзию соприсутствия, сопереживания, содействуют становлению объемных и ярких представлений о прошлом.

Современный образовательный процесс предполагает развитие у обучающихся творческих способностей. Подобное требование диктует необходимость работы учащихся с информацией, самостоятельно формируемой ими в виде творческой образовательной продукции. Решению данной задачи способствует развитие проектных технологий в изучении истории. В данном случае ИКТ, изначально предназначенные для создания информационных продуктов различного рода (текстов, презентаций и т.п.) и обладающие огромным творческим потенциалом, становятся эффективным инструментом в руках учащихся.

Информационно-коммуникационные технологии способны: вовлекать учащихся в процесс обучения, делать из пассивных слушателей активных деятелей, стимулировать познавательный интерес к истории, придать учебной работе проблемный, творческий, исследовательский характер, во многом способствовать обновлению содержательной стороны предмета история, индивидуализировать процесс обучения и развивать самостоятельную деятельность школьников. Повышается интенсивность учебного процесса, уровень развития психологических механизмов (воображения, памяти, внимания), активизируются мыслительные процессы.

В настоящее время существует большое количество энциклопедических мультимедийных программ демонстрационного характера по предмету окружающий мир».

Используя ИКТ в обучении, учитель ставит перед собой следующие цели:

  • эффективное обучение на основе научно разработанной программы.

  • обучение, учитывающее индивидуальные данные ребенка.

При подготовке к урокам с использованием ИКТ, учащиеся могут использовать программу Microsoft Office Publisher, так как с программой Power Point эта группа учащихся еще незнакома, и представлять интересный материал в виде газеты, в которой содержится не только текст, но иллюстрации, кроссворды, составленные самими учащимися, причем данную работу можно проводить на каждом уроке, так как она несложна для учащихся и вызывает у них интерес при подготовке к урокам.

Использование ИКТ на уроке по предмету «окружающий мир» является средством повышения мотивации учения и расширения кругозора. Практически любую тривиальную тему урока можно сделать интересной, наглядной, доступной школьнику. Следует широко использовать музыкальное сопровождение, иллюстрации, видео, фотографии, интерактивные атласы и схемы, посещение интерактивного кабинета с разработанными уроками по темам. Неслучайно и стремление сделать «школу без мела»: чем меньше делается записей на доске, тем больше остается времени для закрепления.

Особенность предмета «Окружающий мир» в том, что этот предмет, как никакой другой, соединяет в себе многие науки. Это позволяет формировать межпредметные и надпредметные связи. На уроках широко используются знания и умения, полученные на других уроках. В то же время происходит их закрепление.

Именно предмет «окружающий мир» позволяет формировать целостную картину мира, экологическую грамотность, играет важную роль не только в развитии, но и в воспитании личности.

Умение работать на компьютере является одним из самых востребованных видов деятельности. Именно уроки предмета «окружающий мир» позволяют формировать навыки работы с мультимедийными программными средствами.

На моих уроках широко используется работа по созданию собственных презентаций по теме урока, приветствуется участие родителей в уроках (очное и заочное). Активное участие родители принимают в подготовке детьми сообщений и докладов на заданную тему (опережающее домашнее задание). В классе приветствуется бережное отношение к природе. Созданная самостоятельно или с помощью учителя презентация сообщения, выполненная на электронном носителе, нагляднее для детей и позволяет сделать свое выступление ярким и запоминающимся. Кроме того, подготовленная презентация – это большое психологическое подспорье для детей, которые испытывают страх публичных выступлений, трудно адаптируются в коллективе.

Презентации, выполненные в программе MS PowerPoint, можно использовать и готовые из интернета, но особенно важно учить детей создавать собственные. Содержание урока, разработанное с помощью этой программы, можно переслать по электронной почте тем, кто пропустил урок или находится на домашнем обучении.

Каждому учителю необходимо по-новому взглянуть на методику построения уроков. Однако нельзя допустить, чтобы применение информационных и коммуникационных технологий стало бы самоцелью реформ начального образования. Недопустимо, чтобы большую часть урока младшие школьники проводили за компьютерами.

В основу выбора ИКТ должно быть положено овладение учащимися универсальными учебными действиями. Используемые информационные и коммуникационные технологии должны помогать в этом, а не быть самоцелью или только развлекать. Необходимо знать меру в их применении, учитывать возрастные и психологические особенности детей, цель и задачи урока и выбирать наиболее эффективные технологии.

Применяя информационные и коммуникационные технологии на уроках, можно сформировать следующие универсальные учебные действия:

Личностные, такие как, желание учиться, проявление интереса к работе в группе, умение соотносить поступки с принятыми этическими нормами.

Познавательные, такие как, умение найти и выделить нужную информацию, работать с текстами различных жанров, в том числе прослушанных, выдвигать гипотезы и их обосновывать.

Коммуникативные, такие как, умение слушать, выступать, работать в коллективе, разрешать конфликты.

Регулятивные, такие как, умение поставить учебную задачу, составить план действий, предвидеть результат, контролировать и корректировать действия, оценить результат и соотнести его с тем, чего хотелось достичь.

Овладение учащимися универсальными учебными действиями формирует умение учиться самостоятельно. Что является одной из основных задач, которые ставит перед нами введение нового стандарта.


2.4 Использование игровых и групповых методов

Игра есть средство познания ребенком действительности. Известный

детский психолог и педагог Д.Б. Эльконин подчеркивал социальную природу игры. Он проанализировал структуру развернутой сюжетно-ролевой игры, выделил единицу игры - роль, которую берет на себя ребенок. С ролью связаны игровые действия. Это - действия со значениями, они носят изобразительный характер.

Другой компонент игры - правила. Благодаря им, возникает новая форма удовольствия ребенка - радость от того, что он действует так, как требуют правила.

Содержанием развитой формы ролевой игры является не предмет и его употребление, а отношения между людьми; содержанием игр старших дошкольников является подчинением правилам в соответствии с поставленной целью. Результатом игры являются более глубокие представления о жизни и деятельности взрослых людей.

Таким образом, игра - это деятельность по ориентации в смыслах человеческой деятельности. В целом игра рассматривается как:

  • особое отношение личности к окружающему миру;

  • особая деятельность ребенка, которая изменяется и развертывается как его субъективная деятельность;

  • социально заданный ребенку и усвоенный им вид деятельности (или отношение его к миру);

  • особое содержание усвоения;

  • деятельность, в ходе которой происходит развитие психики ребенка;

  • социально-педагогическая форма организации детской жизни и «детского общества».

Игра - это сложное социально-психологическое явление. Являясь ведущей деятельностью дошкольного периода, она обеспечивает существенные новообразования в физической, психической и личностной сферах, дает эффект общего психического развития. В игре ребенок учится управлять собой.

К началу младшего школьного возраста игровая деятельность не теряет своей роли, но содержание и направленность игры меняется. В это время большое место начинают занимать игры с правилами и дидактическими играми. В них ребенок учится подчинять свое поведение правилам, формируются его движения, внимание, умение сосредоточиться, то есть развиваются способности, которые особенно важны для успешного обучения в школе.

Играя, младшие школьники стремятся брать на себя роли, которые привлекают их в реальной жизни; как правило, связанные с проявлением смелости, мужества и т.д. По сравнению с дошкольниками, младшие школьники больше времени затрачивают на обсуждение сюжета, распределение ролей. В конфликтных ситуациях у детей появляется умение анализировать свою деятельность, оценивать свои поступки и возможности. В целом развитие сюжетов игр ведет от бытовых к играм с производственным сюжетом, а затем - к сюжетам, отражающим общественно-политические события. В первом классе большое место в игре отводится школе - дети учат кукол, друг друга. В 9-10 лет игры со школьной тематикой исчезают. У детей 7-8 лет продолжаются игры, связанные с жизнью семьи (бытовые). В игру вводится импровизация. У младших школьников широко представлены индивидуальные и групповые игры. Но последние преимущественно небольшими группами - по 2-3 человека. Распространены ритмические игры, игры в театр. Большое место в третьем классе начинают занимать игры с правилами без сюжетов и спортивные игры.

Чем старше дети, тем все большее место занимает в игре соревнование. Оно развивает у детей умение действовать в коллективе, бороться за честь класса. В младшем школьном возрасте происходит также переход от игр в плане внешних действий - к играм в плане воображения, в уме. Так, дети могут совершать космические путешествия, не производя при этом внешних действий. То есть складывается уже идеальная игра, игра воображения.

В процессе игры происходит активизация познавательной деятельности, и это очень важно, т.к. всё больший процент детей демонстрирует снижение памяти, внимания, мышления.

Учебные игры способствуют самоутверждению учащегося, позволяют выявить те его способности, о которых он сам, может, и не подозревал. Занимательность условного мира игры делает положительно окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению учебного материала, а эмоциональность игрового действия активизирует все психические процессы и функции ребёнка.

В дидактической же игре учащийся создаёт собственную реальность, творя свой мир.

Именно поэтому игровые формы на уроках используются довольно часто. Они не только повышают мотивацию к обучению, но и адаптируют к учебному процессу, расширяют кругозор, позволяют привлечь личный опыт для нахождения решения, учат работать в группе, раскрывают творческие возможности детей. Поэтому к играм на уроке можно ставить различные цели – обучающие, развивающие, воспитательные.

Игра «Окна». Использую на уроках изучения новой темы. В начале урока на доске начерчены квадраты – «окна». В ходе урока ученики сами по рассказу учителя заполняют окна. Для этого необходимо сначала поставить перед ними задачу. Например, на уроке «природные явления» ставится вопрос: Какие природные явления вы знаете? Навык заполнения «окон» поможет впоследствии легко справиться с заполнением таблиц, что значительно облегчит работу с текстом.

Игра «Спящий опрос». Можно использовать как игровую форму контроля изученного материала. К уроку отбираются вопросы, которые требуют ответа «да» или «нет». По команде учителя ученики опускают голову на руки, закрыв глаза. Если ответ на вопрос «да», нужно поднять руку, если же ответ «нет», рука не поднимается. Одновременно в классе работают три консультанта. Они следят за правильностью ответов и отмечают неправильные ответы карточками, которые кладут на парту. По окончании опроса каждый ученик может оценить правильность своих ответов, сосчитав карточки за неверные ответы. Соответственно «справляемости» выставляются баллы. Эта форма опроса, кроме всего прочего, даёт возможность самооценки результата, что немаловажно при «безотметочном» обучении.

Игра «Верю – не верю». Выбор верного утверждения сопровождается пояснением, если отвечающий говорит «Не верю!». Логично игру начать с деления класса на группы (пары), чтобы придать элемент соревнования. Обосновывая свой выбор, ученик не только развивает устную речь, но и учится защищать свою точку зрения, что позволяет оценить его ответ достаточно высоко.

Игру «Морской бой» можно использовать на уроках обобщения, закрепления материала или как вариант контроля и актуализации знаний. Задания в ячейках могут объединять несколько тем или отражать различные аспекты одной темы. Вопросы могут также различаться по сложности. Форма проведения этой игры может быть групповой или индивидуальной, а система оценивания – накопительной или соответствовать сложности вопроса. Например, в клетках по горизонтали – вопросы по одной теме , а по вертикали – усложняться от ячейки «1» к ячейке «4». Выбирая ячейку, ученик заранее предполагает сложность вопроса и, соответственно, оценку ответа.

Игра-путешествие. Предполагает логическое продвижение к результату урока. На каждой из станций-остановок решаются задания различной сложности и направленности. Оценивание по накопительной системе или суммируются. «Передвижение» от станции к станции с определённой скоростью, соответствующей количеству набранных баллов. Игровой момент – количество баллов соответствует определённому типу транспорта. Можно ускорить своё движение, сбросив «балласт», т.е. ответив на дополнительные вопросы, требующие осмысления материала на творческом уровне.

Ролевые игры. Внутри группы распределяются роли, соответствующие содержанию темы и подготовке учеников. Например, в теме «Материки» в каждой группе (количество групп соответствует числу гипотез) есть свой теоретик, который сообщает другим суть теории, капитан, который руководит подготовкой группы, пресс-секретарь, который составляет в своей тетради тезисы и помогает это сделать другим и знаток, который подготавливает вопросы другим группам по своей теме. Каждая группа в конце урока оценивает работу каждого из участников. Работа в мини-группе более сложна, поэтому уравнять возможности каждого можно при помощи игры «Интервью». «Репортёр» по тексту готовит вопросы, «интервьюер» отвечает. Затем участники игры меняются ролями.

На любом уроке можно (и вполне результативно) использовать игровые моменты. Это и «Тема наоборот», магические квадраты, заполнение пропущенных слов в «Записке путешественника», биологические лабиринты.





ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Развитие личности ученика предполагает максимальную реализацию его активности, инициативы и самостоятельности в процессе обучения. Создание для этого условий - важная задача на всех ступенях системы непрерывного образования. Становление познавательных интересов учащихся, воспитание активного отношения к труду происходит, прежде всего, на уроке. Необходимо активизировать познавательную деятельность учащихся и повышать интерес к учению на каждом этапе любого урока, используя для этого различные методы, формы и виды работы. Учение с увлечением раскрывает, мобилизует творческие способности ученика, активизирует позицию в обучении и одновременно существенным образом перестраивает его внутренний мир.

Это позволяет рассматривать познавательный интерес в сопряженности с воспитанием мировоззрения, нравственности личности средствами учебной деятельности.























Содержание


Описание педагогического опыта.

Методическая тема

Вступление

І.Познавательная деятельность учащихся: понятие, задачи и значение.

ІІ.Пути активизации познавательной деятельности учащихся при изучении природоведения.

2.1 Дифференцированный подход в обучении по предмету «окружающий мир».

2.2Личностно ориентированный подход в обучении по предмету «окружающий мир».

2.3 Использование ИКТ на уроках предмета «окружающий мир».

2.4 Использование игровых и групповых методов.

Заключение.

Динамика изменения качества знаний учебных достижений учащихся по предмету «окружающий мир».

Список литературы.

Цикл творческих уроков.

Приложение к уроку №1.

Приложение к уроку №4.

Внеклассное мероприятие «День Земли».

Дидактические материалы.


21