



Формы работы на уроках по повышению мотивации учащихся
Учитель начальных классов
МОБУ СОШ № 2
Пожарского муниципального района: Морозенко Татьяна Николаевна
Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. Школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса и, не осознавая потребности к ним.
Учебная мотивация – необходимое условие дальнейшего успешного обучения. Одной из задач, которые должны решаться в начальной школе, является создание условий для формирования положительной учебной мотивации и дальнейшего её развития у младших школьников.
Работа по формированию мотивов учения предполагает наличие трёх блоков, каждый из которых имеет свой набор компонентов и взаимосвязей и представляет свой вид деятельности (эмоциональный, мотивационно-целевой, познавательный).
Главная задача эмоционального блока состоит в том, чтобы вызвать у учащихся любопытство - причину познавательного интереса.
Приемы:
1) создание ситуации успеха, через выполнение заданий посильных для всех учащихся, изучение нового материала с опорой на старые знания;
2) положительный эмоциональный настрой, через создание на уроке доброжелательной атмосферы доверия и сотрудничества, яркую и эмоциональную речь учителя;
3) рефлексия, через оценку собственной деятельности и деятельности других, оценку результата деятельности, вопросы, требующие многовариантных ответов (например, "почему было трудно?", "что открыли, узнали на уроке?" и т.д.);
4) занимательность, необычное начало урока, через использование музыкальных фрагментов, игровые и соревновательные формы, юмористические минутки.
Мотивационно-целевой блок решает задачу обучения учащихся целеполаганию в учении, осознания целей учения и их реализации. Это стало возможно благодаря следующим приёмам:
1) прерывание и незавершённость учебной деятельности, через создание ситуации дефицита знаний и самостоятельное определение целей последующей деятельности;
2) предоставление права выбора, через разноуровневые задания, дозированность дом. заданий, совместное планирование деятельности на уроке, варьирование заданий по степени значимости, прерывание и незавершённость деятельности;
3) реакция на ошибку, через приём "лови ошибку", выяснение причин ошибок и определение последующих действий;
4) практическая направленность, через соотнесение учебного материала с конкретной жизненной ситуацией, определение значимости изучаемого материала.
Познавательный блок направлен на формирование учебной деятельности, которая характеризуется умением самостоятельно выделять учебную задачу (проблему) и овладевать новыми способами учебных действий, приёмами самоконтроля и самооценки своей учебной деятельности. Данная задача реализуется посредством следующих приёмов:
1) включение учащихся в коллективную деятельность, через организацию работы в группах, игровые и соревновательные формы, взаимопроверку, коллективный поиск решения проблемы, приём "метод проб и ошибок", оказание учащимися помощи друг другу.
2) необычная форма преподнесения материала.
3) создание проблемной ситуации, через анализ, сравнение учебных объектов, организацию обучения от учащихся, создание ситуации дефицита знаний, установление противоречий;
4) сотрудничество на уроке, через совместное решение проблемы и разрешение противоречий, эвристическую беседу, учебную дискуссию, выделение существенных признаков предметов, классификацию, обобщение, моделирование;
5) привлечение учащихся к оценочной деятельности, через организацию рефлексии, использование рефлексивных линеек, отзыв учащихся об ответе других, оценка промежуточных достижений;
6) стимулирование деятельности, через оценку, благодарность, словесное поощрение, выставку лучших работ, оказание учителем незначительной помощи, усложнение заданий.
Развитие учебной мотивации — это процесс длительный, кропотливый и целенаправленный. Устойчивый интерес к учебной деятельности у младших школьников формируется через проведение уроков-путешествий, уроков-игр, уроков-викторин, уроков-исследований, уроков-встреч, сюжетных уроков, уроков защиты творческих заданий, игровую деятельность, внеклассную работу и использование различных приёмов. Своевременное чередование и применение на разных этапах урока разнообразных форм и приёмов формирования мотивации укрепляет желание детей овладевать знаниями.
«Системный лифт»
1. обучение грамоте: звук-буква-слог-слово-предложение-текст
2. окружающий мир: надо переместиться из класса в солнечную систему
Класс-школа-1 микрорайон-пгт Лучегорск-Пожарск район-Приморск кр -Россия-материк Евразия-северное полушарие-планета Земля - Солнечная система
3. уроки математики: единицы измерения длины (выстраивают этажи, мм, см, дм и тд)
«Да-нет»
Практически на каждом уроке и в каждом классе при изучении любой темы. Ученики задают вопросы, я только ответами да нет им помогаю разгадать слово, предмет, что загадала.
«Модель маленьких человечков»
окружающ мир: По группам получают задание, модель расположения частиц в твёрдых, жидких и газообразных телах
окруж мир: показывают созвездие Большой медведицы (ковш из 7 звезд), притяжение Земли (подбрасывают предметы), Солнце-Земля_Луна (правильное расположение и движение)
«Я беру тебя с собой».
Я собралась в путешествие, собираю чемодан и беру с собой объекты, которые чем-то похожи. Дети должны угадать по какому признаку я собираю объекты. Часто использовала на уроках
обучения грамоте (слова, где в начале слова слышится одинаковый звук),
математика (таблица сложения и умножения),
окружающий мир (объекты живой и неживой природы).
«Кластер»
на уроках русского языка: части речи: имя существительное (признаки имени существительного, постоянные и непостоянные),
части слова, разбор по членам предложения.
Окружающий мир: свойства воды, состав почвы
«Синквейн» так же на уроках чтения (сказки) и окружающего мира(фамилия).
«Лови ошибку»
намеренно сделанная ошибка с целью привлечь внимание учащихся, пробудить чувства достоинства (нашел ошибку учителя), стимулирует желание учиться.
Игры-тренинги: если необходимо выполнить большое количество однообразных упражнений.
«Тонкие и толстые вопросы»
на уроке внеклассного чтения при работе с произведением М. Пришвин «Золотой луг». В начале рассказа автор называет одуванчик неинтересным цветком, а в конце очень даже интересным, вот и выясняли почему?
«Групповая работа»
помогает ребёнку проявить себя, укрепляется дружба, улучшаются межличностные отношения, устанавливается психологический комфорт в коллективе.
Окруж мир: знакомились с оболочками Земли, по группам получили задание из текста в энциклопедии определить, где обитают белки, ласточки и другие, сделали вывод, что в нескольких могут обитать.
Изо и технология: рисуют плакаты и готовят поделки на выставки и конкурсы
«Проблемная ситуация» определение проблемы, решение проблемы.
«Образовательный модуль» Очень много времени надо на подготовку, но вот уже в этом году 3 класс более самостоятельно и быстро включился в работу. Тема проекта была «Чистый город».
Цель:
Изучить проблему загрязнения окружающей среды человеком. Научиться собирать информацию из научной литературы. Приобщаться к практической, исследовательской работе. Помочь увидеть окружающий мир таким, каков он есть на самом деле: со всеми его противоречиями.
Проблемные вопросы:
1. Можем ли мы защитить от загрязнения наш поселок?
2. Какой вклад в решение этой проблемы могли бы внести ребята нашего класса?
3. Как это можно сделать?
Внеклассная работа:
совместная работа со школьной библиотекой,
с музеем, участвовали в выставке, посвященной 52 годовщине со дня образования поселка, территория талантов
участие в олимпиадах, конкурсах
экскурсии, поездки
традиции класса: день именинника, спортивные соревнования, день матери и многое другое
Анкета «Оценка школьной мотивации»
Очень высокий уровень (25-30 баллов)- высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. Такие дети отличаются наличием развитых познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнить все предъявляемые школой требования. Они очень чётко стараются следовать всем указаниям учителя.
Высокий уровень (20-24 балла) – хорошая школьная мотивация. Подобные показатели характерны для детей, имеющих успехи в учебной деятельности. В учебной ситуации проявляют меньшую зависимость от жёстких требований и норм.
Средний уровень (15-19 баллов) – в целом положительное отношение к школе, но в основной степени оно связано с внеучебными сторонами. Познавательные мотивы у этих детей сформированы в меньшей степени, учебный процесс привлекает как возможность межличностного общения.
Низкий уровень ( 10-14 баллов) – низкая школьная мотивация. Ученики, показавшие такие результаты, посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. Испытывают серьёзные затруднения в учебной деятельности. Могут находиться в состоянии неустойчивой адаптации в школе.
Очень низкий уровень (ниже 10 баллов) – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. У таких детей есть серьёзные трудности в школе: они, как правило, не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками и с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда.
Существует ряд причин низкой мотивации
Внутренние:
Недостатки биологического развития (дефекты органов чувств, психологические отклонения…)
Недостатки психического развития ( слабое развитие эмоциональной сферы личности ребёнка, его воли, отсутствие положительных познавательных интересов, мотивов, …)
Недостатки воспитанности (развитие моральных качеств, трудовой воспитанности …)
Внешние:
Недостатки образования (пробелы в знаниях, умениях, трудовых навыках…)
Недостатки влияния школы (учебных пособий, воспитательного момента школы…)
Недостатки влияния внешкольной среды (недостатки влияния семьи, сверстников, культурного окружения…)
Интерес к уроку можно создать за счёт:
личности учителя (очень часто даже самый скучный материал, объясняемый любимым учителем, хорошо усваивается);
содержания учебного материала (когда ребёнку нравится само содержание данного предмета);
методов и приёмов обучения.
Если выполнение первых двух пунктов не всегда в нашей власти, то последний - поле для творческой деятельности любого преподавателя.
Таким образом, целенаправленное и систематическое применение разнообразных форм и приёмов развития учебной мотивации у младших школьников укрепляет желание детей овладевать знаниями и формирует устойчивый интерес к большинству изучаемых предметов.
Чтобы каждый ребёнок смог стать успешным, необходимо подчёркивать даже самый небольшой успех, продвижение вперёд.