ГБОУ АО «Киземская СКОШИ»
Д О К Л А Д
на тему «Формы работы воспитателей с родителями воспитанников»
Докладчик: воспитатель Дадыко Т.Ю.
Декабрь 2019г.
Свое выступление я хочу начать со слов Василия Александровича Сухомлинского: «Чтобы узнать ребёнка, надо хорошо узнать его семью.»
Работа с родителями воспитанников является важным направлением деятельности педагогического коллектива коррекционной школы. Только в тесном контакте с родителями, повышая их педагогическую культуру, педагоги могут добиться положительных результатов в подготовке детей с проблемами в развитии к жизни и к труду.
Вместе с тем, ввиду специфических условий работы, связанных с психофизическими особенностями контингента учащихся, особенностей социального положения и недостаточного культурного уровня семей воспитанников в коррекционной школе не может быть использован в полном объеме опыт работы с родителями учащихся, накопленный массовой школой.
В результате проведенных исследований выявлено своеобразие положения ребенка с проблемами в развитии в семье и самой семьи. Большинство родителей детей, имеющих проблемы в развитии, имеют низкий уровень образования и культуры. Отношение их к ребенку во многих случаях отличается неустойчивостью. На нервной системе ребенка губительно сказывается напряженная семейная обстановка, конфликты между родителями.
У многих родителей существует предубеждение против школы этого типа. Они препятствуют переводу их детей из массовой школы и в дальнейшем, в процессе обучения детей в коррекционной школе, сохраняют негативное отношение к ней, что, несомненно, влияет и на отношение их детей к школе.
Большой вред причиняет ребенку несвоевременное помещение его в коррекционную школу. Задерживая ученика с проблемами в развитии в массовой школе, родители тем самым тормозят его развитие. В этом случае ребенок, не понимая учебного материала, находится в постоянном напряжении, теряет уверенность в себе и интерес к учебе. В результате создается благоприятная почва для нервных и психических срывов. Поэтому родителям детей с проблемами в развитии следует своевременно разъяснять, что их ребенок должен обучаться в коррекционной школе.
Благоприятные предпосылки для успешного осуществления воспитания ребенка могут быть созданы только на основе оздоровления семейной обстановки, нормализации отношения семьи, к своему ребенку, к учителям, воспитателям и к самой школе в целом.
Эффективность воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья.
Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют воспитатели. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в её реализации.
Функции воспитателя разнообразны, работа с семьями своих воспитанников - важное направление его деятельности.
Работа (взаимодействие) с родителями является одним из основных направлений учебно-воспитательного процесса специализированного образовательного учреждения. Главными задачами воспитателя в этом направлении являются:
способствование единению, сплочению семьи, установлению взаимоотношений родителей и детей,
созданию комфортных условий для ребёнка в семье,
а также всестороннее систематическое изучение семьи, особенностей и условий воспитания ребенка.
Цель этой работы состоит – в активном привлечении родителей к участию в коррекционной работе, формирование у них целенаправленных и осознанных усилий, если необходимо - изменение их позиции и отношения к ребёнку, вооружение родителей адекватными способами коммуникации.
Направления воспитательной работы школы с семьями обучающихся
Повышение психолого-педагогической грамотности родителей
Оптимизация детско-родительских отношений
Поддержка и повышение социального статуса семей
Вооружение родителей практическими приемами коррекции дефектов развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья
Специфические обязанности воспитателя по отношению к родителям:
вселять в них уверенность, что обучение и воспитание будет иметь успех;
поддерживать их при неудачах, привлекая внимание к положительным сторонам личности ребёнка с УО;
важно, чтобы родители увидели позитивное отношение педагога, к их ребенку, и могли быть уверены в том, что педагог действует именно в его интересах.
В основе взаимодействия семьи и воспитателя должны лежать принципы взаимного доверия и уважения, поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.
В своей работе необходимо использовать разнообразные формы работы с родителями воспитанников.
Групповые и коллективные формы работы.
проведение классно-групповых родительских собраний, групповых консультаций и бесед, посещение и вовлечение родителей в классные и общешкольные мероприятия, организация КТД детей, педагогов вместе с родителями, походы, экскурсии и т.д.
При такой форме работы с родителями нужно обязательно учитывать:
психофизические особенности учащихся:
их положение в семье;
особенности методов воспитания и обучения детей с проблемами в развитии;
социальное положение, культурный уровень и бытовые условия
каждой семьи;
Индивидуальные формы работы.
Индивидуальные консультации, беседы .
Консультации проводятся для того, чтобы преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своем ребенке. Они способствуют созданию хорошего контакта между родителями и педагогом. Консультации проводятся по мере необходимости. В процессе бесед с родителями в неофициальной обстановке выясняются необходимые для профессиональной работы сведения (особенности здоровья ребенка; его увлечения, интересы; поведенческие реакции; особенности характера; мотивации учения и т.д.).
При подготовке и проведении индивидуальной работы с семьёй нужно придерживаться определенной этики общения с родителями:
Необходимо заранее обсудить возможность проведения такой консультации.
Родители должны быть приглашены на консультацию в доброжелательной и спокойной форме.
Время консультации или беседы должно быть четко оговорено.
Родители не должны ждать под дверью своей участи.
Желательно, чтобы оба родителя присутствовали на встрече.
Необходимо чётко формулировать цели консультации, её актуальность.
Родители должны иметь возможность высказаться в полной мере по обсуждаемой проблеме.
Все доводы родителей, их аргументы «за» и «против» должны
быть внимательно выслушаны.
В ходе консультации родители должны получить чёткие рекомендации и предложения, по обсуждаемой проблеме.
Если в этом есть необходимость, в ходе консультации родители получают возможность встретиться со специалистами и организовать дополнительное консультирование ребенка.
Если присутствие ребенка в ходе консультации обязательно,
то он приглашается на встречу.
Приглашение в школу.
Родители приглашаются в том случае, когда надо поделиться радостной новостью, например, ребенок овладел тем учебным материалом, который ему долго не давался.
Нужно стараться не приглашать родителей в школу для того, чтобы нажаловаться на плохое поведение ребенка или низкую успеваемость.
Подобные приглашения вызывают у родителей негативное отношение к школе.
Учитывая особенности комплектования коррекционных школ-интернатов — удаленность места жительства семей воспитанников от территории школы, используется и такая форма связи с родителями, как
Переписка или смс переписка.
Переписка осуществляется с самыми разными целями. Письма могут содержать информацию о проводимых для родителей мероприятиях, об успехах их ребенка, благодарность за хорошее воспитание ребёнка, рекомендации по вопросам воспитания, осуществлению лечебно-оздоровительного режима, а также разного рода поздравления и приглашения.
Телефонные звонки –это в настоящее время, самая распространённая, а также индивидуальная форма работы с родителями. Со всеми родителями учащихся налажена тесная связь через телефонные звонки.
Анкетирование.
Знакомство с семьёй ребёнка начинается с анкеты, которая заполняется в школе при поступлении ребёнка. Анкета включает в себя не только вопросы, связанные с информацией для заполнения страниц школьного журнала “сведения о родителях”, “о занятости” и “состояние здоровья учащихся”, но и вопросы, позволяющие хорошо узнать особенности и условия семейного воспитания ребёнка.
Посещение ребенка на дому .
Это крайняя мера. Не многие родители готовы к тому, чтобы педагог беспокоил их дома. Такая форма работы возможна только в том случае, если она связана с определенными обстоятельствами в жизни ученика. Однако в последнее время мы встречаемся с такой ситуацией, что ребята в собственных семьях подвергаются насилию со стороны взрослых, матери забывают о своём предназначении. Дети в таких семьях чувствуют себя изгоями. Поэтому необходимо чаще бывать в семьях таких ребят, не оставляя их без поддержки и помощи. Не рекомендуется посещать семьи благополучных родителей у которых с ребёнком в школе нет проблем.
Практикумы
это форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному решению возникающих педагогических ситуаций, своеобразная тренировка педагогического мышления родителей-воспитателей. В нашей школе – это необходимая форма работы, т.к. родители часто не могут правильно даже предъявить требования к своему ребенку.
Показателем эффективности названных форм работы можно считать адекватные детско-родительские отношения, активная позиция родителей в процессе воспитания детей, наличие в сознание родителей ответственности и чувства причастности к процессу обучения ребенка, повышения уровня компетентности родителей в вопросах коррекционного развития, доверительные отношения между родителями и педагогом, адекватное оценивание родителями своего ребенка.
Список литературы:
Богданова О.С., Петрова В.И. Методика воспитательной работы в начальных классах. – М.: Просвещение, 1986
Воронкова В.В. Воспитание и обучение во вспомогательной школе.- М.: Школа-ПРЕСС, 1994.
Дереклеева Н.И. Новые родительские собрания. – М.: Вако, 2006.
Пороцкая Т.И. Работа воспитателя вспомогательной школы. – М.: Просвещение, 1984.