СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на тему "Формы работы воспитателей с родителями воспитанников с ОВЗ"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад на тему "Форма работы воспитателей  с родителями воспитанников детей с ОВЗ.В докладе разработаны формы, используемые в нашей школе для работы с родителями.Описание форм работы

Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему "Формы работы воспитателей с родителями воспитанников с ОВЗ"»

ГБОУ АО «Киземская СКОШИ»



Д О К Л А Д

на тему «Формы работы воспитателей с родителями воспитанников»





Докладчик: воспитатель Дадыко Т.Ю.





Декабрь 2019г.





Свое выступление я хочу начать со слов Василия Александровича Сухомлинского: «Чтобы узнать ребёнка, надо хорошо узнать его семью.»

Работа с родителями воспитанников является важ­ным направлением деятельности педагогического кол­лектива коррекционной школы. Только в тесном кон­такте с родителями, повышая их педагогическую куль­туру, педагоги могут добиться положительных резуль­татов в подготовке детей с проблемами в развитии к жизни и к труду.

Вместе с тем, ввиду специфических условий работы, связанных с психофизическими особенностями контин­гента учащихся, особенностей социального положения и недостаточного культурного уровня семей воспитанни­ков в коррекционной школе не может быть исполь­зован в полном объеме опыт работы с родителями уча­щихся, накопленный массовой школой.

В результате проведенных исследований выявлено своеобразие положения ребенка с проблемами в развитии в семье и самой семьи. Большинство родителей детей, имеющих проблемы в развитии, имеют низкий уровень образования и культуры. Отношение их к ребенку во многих случаях отличается не­устойчивостью. На нервной системе ребенка губительно сказывается напряженная семейная обста­новка, конфликты между родителями.

У многих родителей существует предубеждение против школы этого типа. Они препятствуют переводу их детей из мас­совой школы и в дальнейшем, в процессе обучения детей в коррекционной школе, сохраняют негативное отношение к ней, что, несомненно, влияет и на отношение их детей к школе.

Большой вред причиняет ребенку несвоевременное помещение его в коррекционную школу. Задерживая ученика с проблемами в развитии в массовой школе, роди­тели тем самым тормозят его развитие. В этом случае ребенок, не понимая учебного материала, находится в постоянном напряжении, теряет уверенность в себе и интерес к учебе. В результате создается благоприят­ная почва для нервных и психических срывов. Поэтому родителям детей с проблемами в развитии следует своевре­менно разъяснять, что их ребенок должен обучаться в коррекционной школе.

Благоприятные предпосылки для успешного осуще­ствления воспитания ребенка мо­гут быть созданы только на основе оздоровления семей­ной обстановки, нормализации отношения семьи, к своему ребенку, к учителям, воспитателям и к самой школе в целом.

  • Эффективность воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья.

  • Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют воспитатели. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в её реализации.

  • Функции воспитателя разнообразны, работа с семьями своих воспитанников - важное направление его деятельности.

Работа (взаимодействие) с родителями является одним из основных направлений учебно-воспитательного процесса специализированного образовательного учреждения. Главными задачами воспитателя в этом направлении являются:

  • способствование единению, сплочению семьи, установлению взаимоотношений родителей и детей,

  • созданию комфортных условий для ребёнка в семье,

  • а также всестороннее систематическое изучение семьи, особенностей и условий воспитания ребенка.



Цель этой работы состоит – в активном привлечении родителей к участию в коррекционной работе, формирование у них целенаправленных и осознанных усилий, если необходимо - изменение их позиции и отношения к ребёнку, вооружение родителей адекватными способами коммуникации.

Направления воспитательной работы школы с семьями обучающихся

  • Повышение психолого-педагогической грамотности родителей

  • Оптимизация детско-родительских отношений

  • Поддержка и повышение социального статуса семей

  • Вооружение родителей практическими приемами коррекции дефектов развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья


Специфические обязанности воспитателя по отношению к родителям:

  • вселять в них уверенность, что обучение и воспитание будет иметь успех;

  • поддерживать их при неудачах, привлекая внимание к положительным сторонам личности ребёнка с УО;

  • важно, чтобы родители увидели позитивное отношение педагога, к их ребенку, и могли быть уверены в том, что педагог действует именно в его интересах.

В основе взаимодействия семьи и воспитателя должны лежать принципы взаимного доверия и уважения, поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.

В своей работе необходимо использовать разнообразные формы работы с родителями воспитанников.

Групповые и коллективные формы работы.

  • проведение классно-групповых родительских собраний, групповых консультаций и бесед, посещение и вовлечение родителей в классные и общешкольные мероприятия, организация КТД детей, педагогов вместе с родителями, походы, экскурсии и т.д.

При такой форме работы с родителями нужно обязательно учитывать:

  • психофизические особенности учащихся:

  • их положение в семье;

  • особенности методов воспитания и обучения детей с проблемами в развитии;

  • социальное положение, культурный уровень и бытовые условия

каждой семьи;

  • удаленность места жительства семей от школы.



Индивидуальные формы работы.

  • Индивидуальные консультации, беседы .

Консультации проводятся для того, чтобы преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своем ребенке. Они способствуют созданию хорошего контакта между родителями и педагогом. Консультации проводятся по мере необходимости. В процессе бесед с родителями в неофициальной обстановке выясняются необходимые для профессиональной работы сведения (особенности здоровья ребенка; его увлечения, интересы; поведенческие реакции; особенности характера; мотивации учения и т.д.).



При подго­товке и проведении индивидуальной работы с семьёй нужно придерживаться определенной этики общения с родителями:

  1. Необходимо заранее обсудить возможность проведения та­кой консультации.

  2. Родители должны быть приглашены на консультацию в доброжелательной и спокойной форме.

  3. Время консультации или беседы должно быть четко огово­рено.

  4. Родители не должны ждать под дверью своей участи.

  5. Желательно, чтобы оба родителя присутствовали на встрече.

  6. Необходимо чётко формулировать цели консультации, её актуальность.

  7. Родители должны иметь возможность высказаться в полной мере по обсуждаемой проблеме.

  8. Все доводы родителей, их аргументы «за» и «против» должны
    быть внимательно выслушаны.

  9. В ходе консультации родители должны получить чёткие рекомендации и предложения, по обсуждаемой проблеме.

  10. Если в этом есть необходимость, в ходе консультации роди­тели получают возможность встретиться со специалистами и организовать дополнительное консультирование ребенка.

  11. Если присутствие ребенка в ходе консультации обязательно,
    то он приглашается на встречу.



Приглашение в школу.

Родители приглашаются в том случае, когда надо поделиться радостной новостью, например, ребенок овладел тем учебным материалом, который ему долго не давался.

Нужно стараться не приглашать родителей в школу для того, чтобы нажаловаться на плохое поведение ребенка или низкую успеваемость.

Подобные приглашения вызывают у родителей негативное отношение к школе.


Учитывая особенности комплектования коррекционных школ-интернатов — удаленность места житель­ства семей воспитанников от территории школы, используется и такая форма связи с родителями, как


Переписка или смс переписка.

Переписка осуществляется с самыми разными целями. Письма могут содержать информацию о проводимых для родителей мероприятиях, об успехах их ребенка, благодарность за хорошее воспитание ребёнка, рекомендации по вопросам воспитания, осуществлению ле­чебно-оздоровительного режима, а также разного рода поздравления и приглашения.


Телефонные звонки –это в настоящее время, самая распространённая, а также индивидуальная форма работы с родителями. Со всеми родителями учащихся налажена тесная связь через телефонные звонки.

Анкетирование.

Знакомство с семьёй ребёнка начинается с анкеты, которая заполняется в школе при поступлении ребёнка. Анкета включает в себя не только вопросы, связанные с информацией для заполнения страниц школьного журнала “сведения о родителях”, “о занятости” и “состояние здоровья учащихся”, но и вопросы, позволяющие хорошо узнать особенности и условия семейного воспитания ребёнка.

Посещение ребенка на дому .

Это крайняя мера. Не многие роди­тели готовы к тому, чтобы педагог беспокоил их дома. Такая форма работы воз­можна только в том случае, если она связана с определенными обстоятельствами в жизни ученика. Однако в последнее время мы встречаемся с такой ситуацией, что ребята в собственных семьях подвергаются насилию со стороны взрослых, матери забывают о своём предназначении. Дети в таких семьях чувствуют себя изго­ями. Поэтому необходимо чаще бывать в семьях таких ребят, не ос­тавляя их без поддержки и помощи. Не рекомендуется посещать семьи благополучных родителей у которых с ребёнком в школе нет проблем.

Практикумы

это форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному решению возникающих педагогических ситуаций, своеобразная тренировка педагогического мышления родителей-воспитателей. В нашей школе – это необходимая форма работы, т.к. родители часто не могут правильно даже предъявить требования к своему ребенку.

Показателем эффективности названных форм работы можно считать адекватные детско-родительские отношения, активная позиция родителей в процессе воспитания детей, наличие в сознание родителей ответственности и чувства причастности к процессу обучения ребенка, повышения уровня компетентности родителей в вопросах коррекционного развития, доверительные отношения между родителями и педагогом, адекватное оценивание родителями своего ребенка.

Список литературы:

  1. Богданова О.С., Петрова В.И. Методика воспитательной работы в начальных классах. – М.: Просвещение, 1986

  2. Воронкова В.В. Воспитание и обучение во вспомогательной школе.- М.: Школа-ПРЕСС, 1994.

  3. Дереклеева Н.И. Новые родительские собрания. – М.: Вако, 2006.

  4. Пороцкая Т.И. Работа воспитателя вспомогательной школы. – М.: Просвещение, 1984.