ДОКЛАД
на тему: «Использование деловой игры на учебных занятиях для формирования общих и профессиональных компетенций»
Задача педагога не в том, чтобы дать ученикам максимум знаний,
а в том, чтобы привить им интерес к самостоятельному поиску знаний,научить добывать знания и пользоваться ими.
(Константин Кушнер)
В связи с введением ФГОС среднего профессионального образования общество поставило перед учреждениями СПО задачу воспитания студента, который не только сможет по окончанию учебного заведения правильно ориентироваться в окружающей жизни, но и будет готов эту жизнь преобразовывать и совершенствовать.
Главной целью профессионального образования является формирование специалиста, обладающего определенным набором профессиональных и общих компетенций, соответствующих требованиям работодателей.
Под компетенцией в ФГОС понимается способность применять знания, умения, личностные качества и практический опыт для успешной деятельности в определенной области.
Общие компетенции (ОК) означают совокупность социально – личностных качеств выпускника, обеспечивающих осуществление деятельности на определенном квалификационном уровне. Основное назначение ОК – обеспечить успешную социализацию выпускника.
Под профессиональными компетенциями (ПК) понимается способность действовать на основе имеющихся умений, знаний и практического опыта в определенной профессиональной деятельности.
Переход от обучения «знаниям, умения и навыкам» к компетентностному подходу требует изменения всех составляющих учебного процесса: содержания, способов контроля и методов обучения. Одно из возможных направлений изменения методов обучения при переходе к компетентностному подходу — использование активных методов обучения в учебном процессе.
Методы обучения – это способы совместной деятельности педагога и обучающихся, направленные на достижение ими образовательных целей
Активные методы обучения - это методы, которые побуждают обучаемых к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом.
Исследователи активных методов обучения отмечают, что, студент запоминает только 10% того, что он читает, 20% того, что слышит, 30% того, что видит, 50 -70% запоминается при участии в групповых дискуссиях, 80% - при самостоятельном обнаружении и формулировании проблем. И лишь когда обучающийся непосредственно участвует в реальной деятельности, выработке и принятии решения, формулировке выводов и прогнозов, он запоминает и усваивает материал на 90%. (Экспериментально установлено, что при равных условиях в памяти студента остается 10% того, что он слышит, 50% того, что он видит, и более 90% того, что он делает).Эти данные показывают целесообразность использования активных методов обучения.
Активные методы обучения способствуют успешному усвоению учебного материала, развитию познавательной активности студентов и формированию ОК и ПК.
Современная система профессионального образования предполагает применение как традиционных, так и инновационных методик обучения. В соответствии с разделом 7 ФГОС СПО «Требования к условиям реализации программы подготовки специалистов среднего звена ФГОС СПО» , образовательная организация «должна предусматривать, в целях реализации компетентностного подхода, использование в образовательном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий) в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся». [5]
При преподавании экономических дисциплин использую в учебном процессе различные организационные формы и методы активного обучения: сквозные практические занятия, деловые игры, решение практических ситуаций, групповые дискуссии, учебно-практические конференции и пр. Все это формирует у студентов положительную мотивацию к учению, готовность к активной мыслительной деятельности и самостоятельной учебно-исследовательской работе. Одновременно развивается и профессионально-познавательная активность будущих специалистов.
Чтобы развивать экономическое мышление, организаторские умения необходимо студентов ставить в условия профессиональной деятельности
В качестве форм активного обучения в учебном процессе использую:
деловые игры - «Процесс принятия решений», «Служебная командировка»; «Увлекательный мир экономики», «Слагаемое успеха в бизнесе»
ролевые игры - «Государственная регистрация ЮЛ», «Начисление заработной платы за объемы выполненных работ», «Сделка»;«Предприятие – основное звено в экономике»;
практические занятия –Составление плана проведения совещаний,Определение арендной платы за пользование лесными участками,Разработка производственно-финансового плана, Анализ состава, движения и состояния основных фондов на предприятии.
сквозные практические занятия - Расчёт нормативно-технологических карт и цен (оплата) на законченные лесохозяйственные объекты, Расчет себестоимости, прибыли и рентабельности продукции и производства. Оформление учёта выходов на работу, составление нарядов-актов на производство работ, начисление заработной платы, расчет и удержание налогов, определение зарплаты к выдаче.
выполнение и защита курсовых работ: «Расчёт затрат и цен на законченные лесохозяйственные объекты», «Расчет затрат на техническое обслуживание и текущий ремонт автомашин»
написание и защита отчетов по производственной практике.
Реализуя формы активного обучения, создаются условия развития общих компетенций:
- используют приобретенные знания для решения поставленных задач, оценивают их правильность – (ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество);
- развивают исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа) – (ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность);
- самостоятельно ищут необходимую информацию из разных информационных источников – (ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития);
- учатся презентовать свои проекты (ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности);
- учатся совместному труду (ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями и ОК7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий).
Особое место среди интерактивных форм обучения принадлежит деловой игре, которая является одной из наиболее эффективных форм решения практических задач обучения студентов. Деловые игры позволяют моделировать производственные ситуации, проектировать способы действий в условиях предложенных моделей, а также демонстрировать процесс систематизации теоретических знаний по решению практических задач.
Деловая игра – это форма коллективной творческой деятельности студентов, в которой индивидуальная активность каждого является средством повышения уровня теоретических знаний и овладение практическими навыками деятельности в нестандартных ситуациях.
Деловая игра позволяет каждому из участников получить максимальную пользу для себя. Величина результата зависит от студента и его активности, а не от преподавателя, как при традиционной организации учебного процесса, при этом у студента формируется одна из главных составляющих парадигмы обучения: эффект обучения прямо пропорционален его собственной активности.
Главными критериями деятельности в игре являются приобретение профессионального опыта, ответственность, личный интерес, активность, формирование команды с комфортными условиями деятельности, возможность межличностных коммуникаций.
Студенты, участвующие в игре признают ключевую роль капитана в организации совместной деятельности, но вместе с тем осознают и свою ответственность в такой работе. Речь идет о понимании делегирования полномочий при коллективной целенаправленной деятельности и активного участия каждого игрока для достижения общей цели. Студенты учатся полемике, отстаивании собственной точки зрения, а также в умении слушать товарища по командной игре для достижения победы в ней.
Основой для разработки деловой игры является создание имитационной и игровой моделей, которые должны органически накладываться друг на друга, что и определяет ее структуру (рис.1).
Имитационная модель отражает выбранный фрагмент реальной действительности, который можно назвать прототипом модели или объектом имитации, задает предметный контекст профессиональной деятельностиспециалиста в учебном процессе.
Игровая модель является способом описания деятельности участников игры с имитационной моделью, что задает социальный контекст профессиональной деятельности специалистов.
Построение деловой игры преследует педагогические цели:
дидактические:
-закрепление системы знаний в области конструирования игры;
-выработка системных умений по конструированию и методическому описанию игры;
развивающие:
-совершенствование навыков принятия коллективных решений;
-развитие коммуникативных компетенций.
воспитательные:
-формирование креативного творческого мышления;
-воспитание индивидуального стиля поведения в процессе взаимодействия с людьми;
- преодоление психологического барьера по отношению к формам и методам активного обучения.
Предмет игры - это предмет деятельности участников игры, представляет собой перечень процессов и явлений, требующих профессиональных компетентных действий.
Сценарий - это основа игровой процедуры, в которой отражены принципы проблемности и двуплановости совместной деятельности.
В сценарии описано в словесной или графической форме содержание игры, характер и последовательности действий игроков, а также действия преподавателей, ведущих игру. В сценарии отображается общая последовательность игры, разбитая на основные этапы, операции и шаги, и представленная в виде блок-схемы.
Роли и функции игроков должны отражать «должностную картину» того фрагмента профессиональной деятельности, который моделируется в игре.
Правила игры - отражают характеристики реальных процессов и явлений, имеющих место в прототипах моделируемой действительности. При этом в правилах игры должно найти отражение того, что как создаваемые в игре модели, так и сама игра являются упрощением действительности.
Система оценивания предполагает содержательную оценку игровой деятельности, обеспечивая соревновательный характер игры.
Каждая деловая игра имеет свою структуру, в некоторых случаях структура различна, но в основном имеются обязательные общие этапы, такие, как: имитационная модель, игровая модель, цели игры, сценарий, распределение ролей, правила игры и подведение итогов.
Рис.1 Структурная схема деловой игры
Экономика – прикладная наука, которая вооружает ученика такими знаниями, чтоб он смог занять достойное место в обществе и приносить ему максимальную пользу. Поэтому на сегодняшний момент трудно переоценить роль экономических знаний. Воспитание делового человека, личности с развитым экономическим мышлением, готовой к жизни и хозяйственной деятельности в условиях рыночных отношений, - становится одной из важнейших задач современного образования. А широкое использование деловых игр помогает решать эту задачу более эффективно, ведь игра организует и поддерживает все интеллектуальные усилия обучающихся.
Основной целью изучения экономических дисциплин является формирования у студентов аналитического мышления путём освоения методологических основ и приобретения практических навыков хозяйственной деятельности. В процессе обучения в колледже студенты должны научится понимать сущность экономических явлений и процессов, их взаимосвязь и взаимозависимость, уметь их детализировать, систематизировать и моделировать, определять влияние факторов, оценивать достигнутые результаты, выявлять резервы повышения эффективности функционирования предприятия.
Экономические дисциплины – не только теоретические, но и сугубо прикладные науки, опирающиеся на живую практику, имеющие дело с конкретными объектами, широко использующие цифры и расчёты. Поэтому проникновение в мир экономических знаний, усвоение экономических истин, формирование экономического мышления требуют наряду с изучением теории, закрепления теоретических положений на конкретных примерах, игрового восприятия практических ситуаций.
На своих занятиях использую деловые игры или элементы игры, которые позволяют путём моделирования, имитации экономических ситуации погрузить студента в мир, приближенный к реальности. Участвуя в деловой игре, студент становится не только наблюдателем, но и активным участником воспроизводимых в игровой форме экономических событий. Преимущественно коллективный характер деловых игр позволяет вовлекать в них всю группу, отводить каждому студенту определённую роль, объединять студентов в отдельные «фирмы», широко использовать документы, нормативную и справочную литературу.
Основная цель практических занятий – научить студентов решать конкретные экономические финансовые проблемы. Практические занятия на своих уроках строю так, чтобы студент мог работать в максимальной степени самостоятельно (вариантность заданий). Чтобы подготовить студентов к этому, первые занятия по дисциплине провожу в форме лекций и семинарских занятий. Придаю необходимую направленность работе, способствую творческой самостоятельности студентов, помогаю связать научно-теоретические положения с реальной деятельностью предприятий (на примере работы предприятий региона). В процессе обсуждения того или иного вопроса вношу уточнения.
Если практические занятия позволяют приобщать студентов к самостоятельному решению относительно простых экономических задач, то практикумы уже обучают умению проводить экономические расчёты и оценки, служат средством конкретизации экономических знаний.
Пример: Урок-практикум «Расчёт себестоимости, прибыли и цены». Цель практикума – закрепить и углубить полученные студентами при изучении теоретического курса знания, уяснить, какие факторы влияют на цены и затраты, привить навыки по определению себестоимости, прибыли и цен, воспитать чувство ответственности, трудолюбия и деловой активности при проведении расчётов. Практикум проводится в виде непрерывного диалога между преподавателем и студентами, в ходе которого принимается ряд совместных решений об учёте отдельных составляющих рассчитываемых показателей, и осуществляются вычислительные операции и процедуры.
Практикум может служить самостоятельным домашним заданием для практического использования и закрепления темы. Результаты обсуждаются коллективно на уроке.
После таких занятий наблюдается живой интерес студентов к дисциплине, стремление к расширению своего профессионального кругозора, повышается учебная активность.
При проведении деловых игр происходит приближение обучения к реальной действительности, требуя от обучающихся взаимодействия, творчества и инициативы.
Деловые игры направлены на:
Вовлечение обучающихся в удивительный мир экономики;
Создание условий для возможности проявить себя каждому студенту;
Целенаправленное развитие мыслительной способности учащихся;
Развитие интереса к учебной деятельности;
Развитие самостоятельности, творчества, коммуникабельности, ответственности, инициативности и активности.
При организации деловой игры необходимо придерживаться следующих положений:
правила игры должны быть простыми и хорошо отработанными;
формулировка заданий в игре предельно доступна пониманию студентов;
действует принцип «играют все»;
учёт результатов игры должен быть открытым;
игра заканчивается с обязательным получением результатов.
Решая игровые задачи, обучающиеся учатся решать профессиональные задачи, то есть происходит одновременное обучение и воспитание и в конечном итоге формируются общие и профессиональные компетенции, что помогает выполнить заказ общества, воспитать и обучить информированного, думающего, умеющего и желающего действовать конкурентоспособного специалиста.
Деловые игры активно используются во всем мире для обучения серьёзных и взрослых людей. Участие в деловых играх может дать не только знания, но и бесценный опыт. С помощью деловых игр можно тренировать такие важные качества, как коммуникативность, лидерские качества, умение ориентироваться в сложной, быстро меняющейся ситуации.
Хороших методов существует ровно столько,
сколько существует хороших учителей.
Д. Пойа
Список используемой литературы
Атаманова Р. И., Толстой Л. Н. Деловая игра: сущность, методика конструирования и проведения: Учеб. пособие. М.: Высш. шк., 2004
Блинов В. И., Сергеев И. С. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности.– М.: АРКТИ, 2007.
Трайнев В.А. Учебные деловые игры в педагогике, экономике, менеджменте, управлении, маркетинге, социологии, психологии: методология и практика проведения. - М.: ВЛАДОС, 2005
Сборник статей Всероссийской научно-практическойконференции«Инновационные технологии управления, обучения и воспитания в профессиональном образовании в условиях требований ФГОС и
рынка труда». 2 книга. Самара 10 декабря 2015. – Самара ГБПОУ
"ПГК", 2015. – 1361с.
Чашникова М.П. Методы формирования общих и профессиональных компетенций студентов в процессе реализации требований ФГОС// Приложение к журналу «Среднее профессиональное образование», №7, 2014, с.107-113.
Федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования (СПО). http://spo-edu.ru/idea/fgos-spo
4