"Скажи мне, и я забуду.
Покажи мне, - я смогу запомнить.
Позволь мне это сделать самому,
и это станет моим навсегда".
Древняя мудрость
Высказывание академика Семёнова А.П. “Научить человека жить в информационном мире – важнейшая задача современной школы”, должно стать определяющим в работе каждого учителя.
В современном обществе дети с ранних лет окружены разнообразными цифровыми инструментами. Приходя в первый класс, ученики с гордостью говорят, что умеют работать на компьютере. Правда, при дальнейшей беседе выясняется, что вся “работа” заключается в лучшем случае в освоении отдельных развивающих игр.
Учить сегодня- сложная задача,
Ученье, как вершина, нас зовет.
Быть современным, грамотным, а это значит -
учить себя, чтоб двигаться вперед!
« Доска и мел –
наши главные инструменты ,
но хочется большего…..»
Наряду с обучением чтению, письму и счету важно учить детей использованию цифровой техники в качестве рабочего инструмента в учёбе и повседневной жизни, начиная с первого класса.
Применение компьютерных технологий в начальной школе помогает учителю по-новому организовать учебный процесс, оживить и разнообразить, сделать более интересным и позволяет:
усилить образовательные эффекты
повысить качество усвоения материала
осуществить дифференцированный подход к детям с разным уровнем готовности к обучению
организовать одновременно детей, обладающих различными способностями и возможностями.
Использование компьютерных технологий – это не влияние моды, а необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования.
Что же такое ИКТ?
ИКТ – это информационно-коммуникационные технологии.
Внедрение ИКТ осуществляется по следующим направлениям:
создание презентаций к урокам;
работа с ресурсами Интернет;
использование готовых обучающих программ;
разработка и использование собственных авторских программ.
По данным сайта статистики 18% учителей 1-4 классов негативно относятся к применению компьютерных технологий на уроках, не проявляют интереса к компьютеру, избегают обучения на курсах повышения компьютерной грамотности, предпочитая прибегать к помощи своих «продвинутых коллег. Педагогический стаж этой группы учителей превышает 20 лет. Более половины учителей начальных классов (54%) положительно относятся к компьютеру, проявляют интерес к новым ИКТ, используют их в своей практике, среди них как молодые учителя(стаж работы до 5 лет), так и опытные педагоги. Около трети учителей начальных классов (28%) положительно относятся к ИТ, интересуются ими, но не используют на своих уроках. В данную группу также вошли педагоги с разным стажем. А среди учителей начальных классов, владеющих компьютерными технологиями 18% не применяют их на уроках, 27% используют, но редко, 36% используют 2-3 раза в неделю, а 19% постоянно, практически на каждом уроке.
Уроки с использованием ИКТ особенно актуальны в начальной школе. Ученики 1-4 классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение.
Использование учителями начальных классов ИКТ
В таблице приведены данные по мере уменьшения значимости:
1 | Электронная обработка документов |
2 | Использование готовых мультимедийных продуктов |
3 | Использование ресурсов сети Интернет для подготовки к урокам или для самообразования |
4 | Использование электронной почты для переписки, общения с коллегами |
5 | Использование компьютерных технологий во внеурочное время |
6 | Использование компьютерных технологий в работе с родителями, на педсоветах, заседаниях МО |
7 | Использование собственных мультимедийных продуктов |
8 | Профессиональные форумы, работа в сетевых профессиональных ассоциациях |
9 | Использование сети Интернет для участия в дистанционных конкурсах, олимпиадах, конференциях разного уровня |
10 | Дистанционное образование (курсы повышения квалификации) |
Из этого списка видно, что учителя больше нацелены на потребление готового продукта, использование компьютера из соображения удобства. Они практически не видят его значимости для самообразования, профессионального общения, дистанционного обмена опытом и дистанционного обучения.
В связи с этим, я хотела бы напомнить вам названия сетевых педагогическах сообществ, в которых, зарегистрировавшись, вы можете общаться со своими коллегами.
Сейчас всем понятно, что компьютер не сможет заменить живого учителя. Зато поможет облегчить его труд, заинтересовать детей, обеспечить более наглядное, совершенно новое восприятие материала. Поэтому я выбрала тему по самообразованию «Использование ИКТ на уроках в начальной школе как средство повышения качества обученности». Я прошла подготовку на курсах, изучила литературу по этой теме и стала использовать ИКТ на своих уроках.
Использование ИКТ в учебном процессе позволяет:
усилить образовательные эффекты;
повысить качество усвоения материала;
построить индивидуальные образовательные траектории учащихся;
осуществить дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению;
организовать одновременно детей, обладающих различными способностями и возможностями.
Создание презентаций к урокам.
Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам в начальной школе можно назвать создание мультимедийных презентаций.
Более того, презентация дает возможность учителю самостоятельно скомпоновать учебный материал исходя из особенностей конкретного класса, темы, предмета, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта.
Презентации позволяют учителю:
регулировать объем и скорость выводимой информации посредством анимации;
В настоящее время школы обеспечиваются современными компьютерами, интерактивным оборудованием, электронными ресурсами, доступом к Интернету. Это способствует внедрению новых педагогических технологий в учебно-воспитательный процесс школы. В мире, который становится всё более зависимым от информационных технологий, школьники и учителя должны быть знакомы с ними. И учитель, если он заботится о своих учениках, их будущем, должен помочь им освоить новые жизненно необходимые навыки.
Использование компьютерных технологий – это не влияние моды, а необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования
А теперь хотелось бы поделиться своим опытом использования ИКТ .
Одной из простых компьютерных программ пакета Microsoft Office является Power Point. Оформленные с помощью презентаций конспекты становятся более наглядными и систематизированными. Мультимедийные презентации я использую практически на всех предметах (русский язык, чтение, Мир вокруг нас, труд , изобразительное искусство), а так же при проведении классных часов и внеклассных мероприятий.
Подготовка подобных уроков требует еще более тщательной подготовки, чем в обычном режиме. Составляя урок с использованием ИКТ, необходимо продумать последовательность технологических операций, формы и способы подачи информации на большой экран. Степень и время мультимедийной поддержки урока могут быть различными: от нескольких минут до полного цикла.
На уроках закрепления и обобщения знаний я стараюсь использовать готовые электронные продукты. Это диски с программно-методическими комплексами, которые содержат систему тестов и контрольных заданий. Они позволяют в игровой форме закрепить и обобщить теоретические знания обучающихся по разным предметам на практике, а так же за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала и своевременно его скорректировать. Большая заслуга мультимедийных курсов и в том ,что благодаря им дети приобретают навыки работы с тестами и ,конечно же, навыки работы на компьютере.
С большим интересом проходят уроки Изобразительного искусства в кабинете информатики, на которых обучающиеся выполняют рисунки на компьютерах при помощи программы Paint Net.Такие уроки не только развивают творческие способности детей, но и позволяют осваивать умение работать с компьютером.
В своей работе с детьми я стараюсь использовать ресурсы Интернет в полном объёме. Во-первых, это творческие задания по созданию рефератов, выступлений, докладов, что предполагает поиск нужной информации в Интернете. Во-вторых, занятия с детьми во внеурочное время в кабинете информатики, а именно знакомство с детскими развлекательно-познавательными сайтами, на которых дети находят различные конкурсы, викторины, кроссворды, ребусы, загадки.
Использование компьютерных технологий позволяет вовлечь детей в активную работу и заразить их стремлением овладеть компьютерной грамотностью.
Компьютер стал неотъемлемой частью моей работы. Я использую его и в подготовке к урокам, и для самообразования, и для обобщения опыта работы в электронном виде.
Компьютеры предоставляют ученикам возможность самостоятельного поиска материалов для подготовки докладов, сообщений, при этом есть замечательная возможность представить работу в виде презентации, т. е. проиллюстрировать сообщением наглядно.
Я работаю по учебникам Образовательной системы « IШкола России». В своей работе использую компьютер как
индивидуальное средство обучения;
средство организации контроля усвоения учебного материала, мгновенного оценивания успехов учеников и получения информации о затруднениях, испытываемых учениками на уроке.
Компьютер также является мощным мотивационным средством, способствует активизации процесса обучения и воспитания.
Как писал великий педагог К.Д.Ушинский: «Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно…».
Со времён Ушинского картинки явно изменились, но смысл этого выражения не стареет.
Да и мы с Вами можем сказать, что урок , включающий слайды презентации, данные электронной энциклопедии вызывают у детей эмоциональный отклик, в том числе и самых инфантильных или расторможенных. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с классом.
Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам в начальной школе можно назвать создание мультимедийных презентаций.
“Презентация” - переводится с английского как “представление”. Мультимедийные презентации - это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь гораздо большего эффекта .
Английская пословица гласит: «Я услышал – и забыл, я увидел – и запомнил».
По данным учёных человек запоминает 20% услышанного и 30% увиденного, и более 50% того, что он видит и слышит одновременно. Таким образом, облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов - это основа любой современной презентации.
Уроки с использованием ИКТ становятся привычными для учащихся начальной школы, а для учителей становятся нормой работы – это, на мой взгляд, является одним из важных результатов инновационной работы в школе. Но не стоит забывать, что никто и ничто не сможет заменить живого общения!
С первых дней появления в классе компьютера дети особенно интересовались презентациями Power Point. Наконец, нашлись желающие узнать «как там все само двигается». Приносили заготовки из дома, что-то доделывали в классе, обменивались секретами.
Самые первые работы были сделаны с помощью взрослых: родителей и учителя.
Одной из инновационных образовательных технологий является метод проектов, который имеет место в новом ФГОСе и в последние годы получилширокое распространение в школах .
Приобщение учащихся к научно-исследовательской поисковой деятельности является одной из форм обучения в современной школе.
Проект рассматривается как эффективный способ развивающего и проблемного обучения. Проект разрабатывается по инициативе учащихся, но тема может быть предложена учителем.
Отметим, что многие дети очень быстро втягиваются в работу над созданием проектов с использованием ИКТ, некоторые с большим трудом, но интерес не пропадает ни у кого, т. к. работа персональная, каждый ребенок видит свой результат. Дети самостоятельно подбирают иллюстрации к работе, пользуясь графическим редактором, находят дополнительный материал в библиотеках, самостоятельно печатают находки.
Лучшие проекты, по мнению самих учеников, распечатываются, другие остаются сохраненными в компьютере в собственно созданной папке. На родительских собраниях проекты, сохраненные в компьютере, вызывают особую гордость у детей, когда они их демонстрируют родителям. Лучшие проекты выставляются на сайт нашей школы.
В 3классе обучающимся моего класса было создано несколько проектов на тему «Моя семья».
Кроме работы над проектами (а к концу третьего класса подготовка презентаций к защите учебных проектов стала обычным делом), ребята стали принимать участие в подготовке презентаций к уроку. Обычно в конце урока я сообщаю тему будущего и предлагаю желающим подобрать интересные материалы, подготовить небольшое выступление.
Использование детских презентаций на уроке многократно повышает мотивацию детей, особенно авторов материалов. В данном случае ученик выполняет роль учителя, комментируя не только содержание собственной презентации, но и объясняя, аргументируя использование тех или иных возможностей PowerPoint. После просмотра ребята задают уточняющие вопросы по содержанию, дают советы по оформлению и использованию эффектов анимации. Это помогает ребятам не только усвоить материал урока, но и научиться разрабатывать простейшие мультимедийные продукты.
Мои ребята 2 года назад начали сами делать презентации, когда организовали кружок ИКТ в школе и появилась информатика в 3 классе.
Детские презентации вызывают большой интерес одноклассников, даже у "тихонь" появляется желание сделать несколько слайдов.
Создание презентаций учит детей самостоятельно добывать знания, выделять нужную, полезную информацию по данной проблеме, учит правильно доносить информацию до слушателей аудитории, чувствовать уверенность в своих знаних и делать свои выводы.
Умелое использование обучающих презентаций на уроках - безусловно положительный момент, который влияет на познавательную активность ребят. Но еще большую пользу приносят презентации, которые "рождены" и прокомментированы самими ребятами, самостоятельно или с родителями дома собирают материал, готовят небольшие презентации. Как они ждут "своих" уроков! Как горят их глаза! Казалось бы, - сиди, учитель, и отдыхай! Иногда детская презентация бывает и интересная, и насыщенная, но рамки урока или тема не позволяют целиком ее продемонстрировать, то мы остаемся после уроков и досматриваем подготовленный материал.
Мои дети делают презентации к пятиминуткам о природе и временах года на урок окружающего мира.
На своих открытых мероприятиях я использую собственные презентации и видео - фильмы. Это «Серебристые снежинки», «Гимн семье», «Наши мамы», «Как прекрасен этот мир!», «Наша школьная жизнь», «Бабушке и маме», «В Новогоднем лесу», «Далеко от мамы» и т. д.
Обучающимися моего класса было создано очень много презентаций по различным предметам, которые выкладывались на сайт нашей школы.
Я участвовала во Всероссийском конкурсе педагогов «Классный час-«Семья и семейные ценности» и получила диплом 2 степени. В конце года участвовала во Всероссийском конкурсе педагогов «Лучший урок», отослала презентацию своего открытого урока.
В прошедшем году обучающаяся моего класса стала лауреатом и обладателем специального приза Второго областного фестиваля-конкурса «Стоп-кадр» по направлению « Любительский видеофильм».
Применение ИКТ во внеурочной деятельности в начальной школе просто необходимо. Как важно заинтересовать ребёнка этической проблемой, вызвать его на дискуссию, организовать конкурс, игру так, чтобы он активно участвовал, хотел рассуждать, спорить!
В этом, конечно же, помогает использование компьютерных технологий. Проводя внеклассные мероприятия на различные темы, соревнования, классные часы, мы используем презентации, которые позволяют красочно и наглядно представить любой материал, а так же позволяют экономить время проведения мероприятий.
Для выступления ребята готовят электронные презентации в программе Microsoft Office PowerPoint и печатные издания в программе Microsoft Office Publisher (буклеты, бюллетени). Работа интересная, захватывающая и очень результативная.
Несколько примеров из нашей практики , выполненных благодаря Интернету (картинки, информация и т. д.):
«23 февраля День Защитника Отечества. История праздника» (Презентация)
«Что такое настоящая дружба». (Презентация)
«Моя семья» - презентация, посвященная празднику «День семьи»
«Наша школьная страна», «Здравствуй, школа!», «Гимн семье» - видео ролики, посвященные Дню Знаний.
«8 марта. Международный женский день» (презентация) и т.д.
Родительские собрания:
«Мой ребёнок становится трудным»» (презентация)
«Как научить ребёнка дружить» (презентация) и т. д.
Не один праздник не проходит без презентаций , посвящённых тому или иному событию. Презентации дети готовят сами и находят в Интернете. Здесь ведётся двойная работа, направленная на поиск новой информации в Интернет ресурсах и создание презентаций уже в знакомой программе Microsoft Office Power Point.
Отзывы детей с мероприятий говорят о том, что использование ИКТ внесло положительный эмоциональный настрой во все мероприятия, повысило их воспитательный эффект.
Использование информационно-коммуникативных технологий позволяет:
Обеспечить положительную мотивацию обучения;
Проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (музыка, анимация);
Обеспечить высокую степень дифференциации обучения (почти индивидуализацию);
Повысить объем выполняемой на уроке работы в 1,5 – 2 раза;
Усовершенствовать контроль знаний;
Рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока
Формировать навыки исследовательской деятельности;
Обеспечить доступ к различным справочным системам,
электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.
ВЫВОД:
Повышает качество знаний.
Продвигает ребенка в общем развитии.
Помогает преодолеть трудности.
Вносит радость в жизнь ребенка.
Позволяет вести обучение в зоне ближайшего развития.
Создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся и их сотрудничества в учебном процессе.
Моя практика использования информационных технологий показывает, что при условии дидактически продуманного применения ИКТ в рамках традиционного урока появляются неограниченные возможности для индивидуализации и дифференциации учебного процесса.
Они открывают детям доступ к нетрадиционным источникам информации, повышают эффективность самостоятельной работы, предоставляют совершенно новые возможности для творчества, обретения и закрепления умений и навыков, позволяют реализовывать принципиально новые формы и методы обучения. Происходит существенное изменение учебного процесса, переориентирование его на развитие мышления, воображения как основных процессов, необходимых для успешного обучения; обеспечивается эффективная организация познавательной деятельности учащихся.
При использовании ИКТ мне стало легче осуществлять личностно-ориентированный подход к обучению, появилась возможность рациональнее организовать весь учебный процесс.
В работе я использую готовые мультимедийные продукты и компьютерные обучающие программы, создаю собственные презентации, проекты, использую средства сети Интернет в учебной и внеклассной работе. Информационные технологии я применяю на всех учебных предметах. Я использую на уроках учебные и игровые программы.
На уроках математики использую диск «Математика в играх и задачах». Данное пособие содержит разнообразный материал по многим темам, изучаемым в начальной школе. Разнообразные виды заданий, разные по степени сложности, помогают развивать познавательные и творческие способности каждого обучаемого.
При работе над задачами использую компьютерные анимационные слайды. Преимущество их в том, что в любое время я могу вернуться к началу задачи, остановиться на отдельных его фрагментах, побеседовать с учащимися, выслушать различные мнения. В 3 и 4 классах применяю слайд-фильмы с анимированными задачами на движение Для создания таких слайдов использую анимационные картинки, взятые из Интернета.
Но не только электронные диски с готовым для работы материалом я использую в работе. На всех учебных предметах я использую тестовые задания. Первоначально я использовала тесты только в печатном виде, которые разрабатывала сама, набирала на компьютере и распечатывала для каждого ученика. За годы использования ИКТ я разработала разные виды тестов по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру с 1 по 4 класс почти по всем темам, по другим учебным предметам меньше. Теперь я применяю на уроках не только тесты в печатном виде, но и компьютерные, которые позволяют, выполнив их, сразу же получить оценку, которую им выдаёт компьютер, и выявить свои недоработки по той или иной теме
Часто использую на уроках фотографии, которые снимаю на цифровой фотоаппарат. Для подготовки и проведения урока я пользуюсь программой Power Point, которая позволяет представить материал не только в текстовой форме, но и в форматах видео, аудио. Презентация содержит подобранный мною материал о растениях, анимацию, музыку. В ходе урока использую разные виды и формы работы: тестирование, самостоятельная работа, практическая работа, работа в парах, группах, словарная работа, работа с учебником, дифференцированное домашнее задание. Дети активно работают на уроке.
Я нахожу нужную информацию, затем переработав и размножив её, устанавливаю на все компьютеры и предлагаю детям самостоятельно с ней поработать в парах, группах, индивидуально, используя индивидуальный и дифференцированный подход в обучении, предложив учащимся разные виды заданий: провести исследование, выбрать главное, составить схему, презентацию, заполнить таблицу.
Неоценимую помощь в работе оказывает сеть Интернет, к которой уже почти 5 лет подключена наша сельская школа. Другой способ получения информации - непосредственно из Интернета прямо на уроке. Я сама заранее нахожу в Интернете нужный материал, а на уроке открываю его. Работа происходит в форме диалога по изученному материалу.
Учащиеся моего класса уже умеют самостоятельно пользоваться Интернетом, выбирать нужную информацию, сохранять её и использовать в своей дальнейшей работе при составлении презентаций или разработке и выполнении разных видов проектов.
Я использую информационные технологии на всех этапах урока.
1. При объяснении нового материала.
2. Закреплении.
3. Повторении.
4. Контроле.
5. При проведении олимпиад.
6. Внеклассных занятий и др.
ИКТ я широко использую при организации внеклассной работы учащихся. Прежде всего, это подготовка и оформление различных докладов, проведение внеклассных мероприятий и игр.
Я включаю в процесс обучения ещё и аудио, и видео средства, для реализации не только принципа наглядности, но и значительному повышению интереса к учёбе.
Видео, как средство информации, играет немалую роль в развитии и обучении детей. Наиболее часто я его использую на уроках окружающего мира, изобразительного искусства, литературного чтения. Смена ярких кадров, изображающих картины природы, исторические события или исторические места, залы музеев, картинные галереи, экранизации художественных произведений даёт простор детской фантазии, мечте, вызывает желание поделиться увиденным, высказать своё мнение. И вместе всё это ненавязчиво обогащает ребёнка новыми знаниями, вызывает желание узнать больше, искать новые источники познания.
Уроки литературного чтения также будут неинтересны и скучны, если я не буду включать в их содержание аудио средства. Научив детей слушать, я предлагаю записи образцового чтения небольших по объёму литературных произведений. Это обучает моих детей выразительному чтению, умению прочувствовать настроение, определить характер героев.
Чтение стихов под удачно подобранную фонограмму вызывает в душах маленьких слушателей бурю эмоций, желание самим попробовать вызвать такие же чувства и у других.
Использование ИКТ преобразит преподавание традиционных учебных предметов, оптимизирует процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное - поднимет на неизмеримо более высокий уровень интерес детей к учёбе.
Подготовка подобных уроков требует еще более тщательной подготовки, чем в обычном режиме. Составляя урок с использованием ИКТ, я продумываю последовательность технологических операций, формы и способы подачи информации на большой экран
Работа на интерактивной доске.
Использование ИКТ невозможно без специального технического оснащения. Интерактивная доска- это находка для школ готовых работать с компьютерными технологиями. Её использование позволяет реализовать творческий потенциал детей, повысить качество образования, соответствовать реалиям сегодняшнего дня.
Поэтому перед школой сейчас стоит задача по оснащению кабинетов интерактивными досками.
Использование интерактивных технологий становится привычным явлением в образовании. Интерактивное оборудование, такое как интерактивные доски, создают устойчивую мотивацию учащихся к получению знаний и помогают творчески решать учебные задачи, тем самым, развивая образное мышление учащихся. С помощью интерактивной доски можно демонстрировать презентации, создавать модели, активно вовлекать учащихся в процесс освоения материала, улучшать темп и течение занятия. Электронная доска помогает детям преодолеть страх и стеснение у доски, легко вовлекать их в учебный процесс. В классе не остаётся равнодушных. За счет большой наглядности, использование интерактивной доски позволяет привлечь внимание детей к процессу обучения, повышает мотивацию. Все, что есть на компьютере, демонстрируется и на интерактивной доске. На ней можно передвигать объекты и надписи, добавлять комментарии к текстам, рисункам и диаграммам, выделять ключевые области и добавлять цвета. У преподавателя появилась возможность моделировать свой урок вместе с учениками в режиме мозгового штурма, демонстрировать учебный материал, делать письменные комментарии поверх изображения на экране, записывать идеи учащихся и таким образом создавать вместе с учащимися общий конспект с учебным материалом. При этом написанное на интерактивной доске может передаваться учащимся, сохраняться на магнитных носителях, распечатываться, посылаться по электронной почте.
Так же на уроках возможен выход в Интернет, где учащиеся могут самостоятельно получить новую информацию. Во время работы на интерактивных досках, улучшается концентрация внимания учащихся, быстрее усваивается учебный материал, и в результате повышается успеваемость каждого из учеников, что качественно повышает уровень современного образования.
Используя интерактивную доску, преподаватель не только может показать и прокомментировать живопись и графику, но и создавать свой рисунок.
Заключение.
Спектр использования возможности ИКТ в образовательном процессе достаточно широк. Однако, работая с детьми младшего школьного возраста, мы должны помнить заповедь «НЕ НАВРЕДИ!»
Никто не будет спорить, что применение любой визуальной информации на уроке имеет положительный эффект, но есть уроки, на которых достаточно показа таблиц или репродукции картины. В таком случае, готовить презентацию как последовательность слайдов, наверное, нецелесообразно.
Уроки, на которых презентация не средство обучения, а сама цель, так же малоэффективны.
Уроки с использованием информационных технологий не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и в значительной степени повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся. Поскольку фантазия и желание проявить себя у младшего школьника велики, стоит учить его как можно чаще излагать собственные мысли, в том числе и с помощью информационных технологий. Использование информационных технологий на уроках в начальной школе дает возможность проявить себя любому из учащихся, при этом формы работы выбирает для себя сам ученик.
Так, дети с математическими способностями чаще работают по изготовлению программных продуктов- презентаций.
Дети “гуманитарии” выбирают работу по составлению кроссвордов или сообщений, докладов, рефератов.
Учащиеся имеют прочные, глубокие знания по предметам, у них сформированы стойкие познавательные интересы, развито умение самостоятельно применять полученные знания на практике.
Я уверена, что использование информационных технологий может преобразовать преподавание традиционных учебных предметов, рационализировав детский труд, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, подняв на неизменно более высокий уровень интерес детей к учебе.
Учителя, которые в своей работе используют ИКТ, пришли к выводу: информационные технологии только для ищущих, любящих осваивать новое учителей. Они для тех, кому небезразличен уровень своей профессиональной компетентности, кого беспокоит, насколько он, педагог современной российской школы, соответствует требованиям века грядущего.
Итак, мы видим, что с применением ИКТ на уроках, учебный процесс направлен на развитие логического и критического мышления, воображения, самостоятельности. Дети заинтересованы, приобщены к творческому поиску; и не только дети, но и их родители тоже.
В заключении хочу сделать такой вывод:
Педагогу в настоящее время необходимо научиться пользоваться компьютерной техникой, так же, как он использует сегодня авторучку или мел для работы на уроке, владеть информационными технологиями и умело применять полученные знания и навыки для совершенствования методики урока. Для учителя компьютер - это уже не роскошь – это НЕОБХОДИМОСТЬ.
10