СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на тему «Использование информационных технологий на уроках технологии»

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему «Использование информационных технологий на уроках технологии»»

Тема доклада «Использование информационных технологий на уроках технологии»

Современный этап развития общества характеризуется сильным развитием компьютерных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности. Проникновение компьютерных технологий в образование происходит очень стремительно. Сейчас сложно представить образовательный процесс без компьютера, подключённого к сети Интернет.

Все школьные предметы, в том числе и предмет «Технология» сегодня прямо или косвенно предусматривают работу на компьютере.

И сегодня в своём докладе, я постараюсь осветить основные программы, которые можно использовать на уроках предмета «Технология».

План доклада (слайд 2):

  1. Основные понятия

  2. Microsoft Word

  3. Графический редактор Paint

  4. Microsoft PowerPoint

  5. Microsoft Excel

Прежде всего необходимо понимать, что под информационными технологиями (ИТ) понимают прежде всего компьютерные технологии. Но ИТ включает в себя и организационно-методическое обеспечение образовательного процесса.

Информационные технологии (Слайд 3) — это процесс создания, хранения, передачи, восприятия информации и методы реализации таких процессов.

Самой часто используемой программой для работы на компьютере является текстовые редакторы. Самым распространённым текстовым редактор является программа Microsoft Word. Мне хотелось бы показать очень полезные и удобные инструменты для работы с графикой в этой программе. (Слайд 4-10)

Существует огромное количество программ для работы с графикой, такие как Paint, Adobe Photoshop, AutoCAD и многие другие. Самым распространённым графическим редактором является программа Paint, которая входит в стандартный набор программ операционной системы Windows. Необходимо понимать, что программы Adobe Photoshop, AutoCAD и многие другие являются лицензионными. Это означает, что за их лицензии надо платить, этот факт значительно затрудняет использования их в общеобразовательных учреждениях. Интерфейс программы представлен на слайдах 12-13. Примеры практических работ представлены на слайдах 14-20.

Компьютерная программа Microsoft PowerPoint действительно нужна для работы на уроках технологии, а именно для оформления проектной деятельности. Простая в использовании и не требует большого опыта работы с компьютером. Существует много сайтов, на которых представлены шаблоны для презентаций. Один из таких сайтов находится по адресу http://powerpointbase.com. (Слайд 21-24).

Интересное использование программы Microsoft Excel приведено в учебнике по Технологии Н.В. Синица 6 класс. Microsoft Excel используется для создания схем для вязания.

Использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе способствует:

Развитию интереса учащихся к изучаемому предмету;

Стимулированию активности и самостоятельности учащихся при подготовке материалов, в работе с литературой, внеклассной работе;

Формированию навыков коллективной работы при обсуждении проблем;

Обеспечению объективного контроля знаний, качества усвоения материала учащимися.

Компьютеры служат подспорьем, позволяющим сэкономить время и сделать работу более эффективной: осуществить поиск информации, решить большее количество задач (и уменьшить домашнее задание), проанализировать результаты, воспользоваться графическими возможностями компьютера, способствуют развитию интереса учащихся к изучаемому предмету, стимулированию познавательной и творческой активности и самостоятельности учащихся, формированию коммуникативных навыков, обеспечению объективного контроля знаний, качества усвоения материала учащимися.

ИКТ имеет следующие преимущества:

позволяет повысить эффективность визуальной наглядности;  

дает возможность использовать наглядность, как для фронтальной работы, так и для индивидуальной деятельности;

 расширяются возможности зрительного и слухового восприятия (не только неподвижные изображения, но и анимация, и звук);

 сеть Интернет позволяет получить доступ к дополнительной информации и, используя ее, разнообразить виды заданий;

работа с электронным учебником позволяет более четко организовать освоение, тренировку и контроль изучаемого материала;

 дает возможность развивать креативные способности учащихся, разнообразить их творческую деятельность (создание презентаций, проектов, рефератов и т.д.);

 компактность накопления и хранения информации;

 мобильность;

демонстрация труднодоступного материала (виртуальные лаборатории, виртуальные экскурсии и т.д.);

предоставляет широчайшие возможности для самопроверки на всех этапах работы;

быстрая обработка результатов;

способствует повышению познавательной активности и мотивации в усвоении знаний за счет разнообразия форм работы;

самостоятельная работа учащихся становится контролируемой и управляемой;

ИКТ позволяет легко распространить опыт работы учителя, свою модель обучения той или иной учебной дисциплины на других учителей.

При изложении нового материала, презентация становится моим помощником, т.к.  излагаемый материал частично показан на слайдах, и мне остается только дополнить его, внести свои комментарии и разъяснения к наиболее сложным моментам и изображениям.

       Использование мультимедийной презентации в учебном процессе позволяет повысить качество обучения, сохранить время, затрачиваемое на методическую деятельность.

Презентации могут быть использованы при объяснении нового материала, при повторении пройденного материала и при организации текущего контроля знаний (презентации-опросы). Презентации-опросы содержат вопросы-задачи, адресованные ученикам, в них могут быть включены материалы, отображающие ключевые эксперименты пройденной темы или демонстрирующие изученное физическое явление. Вопрос к ученику содержится в заголовке слайда, комментарии и пояснения к рисункам даются учителем по ходу презентации. Подобные презентации-опросы могут быть рассчитаны на фронтальный устный опрос учащихся или фронтальный индивидуальный письменный опрос (контрольная работа, письменная проверочная работ, самостоятельная работа).


ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Использование мультимедийных продуктов актуально тем, в школах, как правило, отсутствует необходимый набор таблиц, схем, репродукций, иллюстраций. Однако достичь ожидаемого эффекта можно при соблюдении определенных требований:

узнаваемость – соответствие предъявляемой информации;

динамика – время демонстрации должно быть оптимальным. Очень важно не переусердствовать с эффектами;

продуманный алгоритм видеоряда изображений;

оптимальный размер – это касается не только минимальных, но и максимальных размеров, которые могут оказывать негативное воздействие на учебный процесс, содействовать более быстрой утомляемости учеников;

оптимальное количество предъявляемых изображений на экране. Не следует увлекаться количеством слайдов, фото и пр., которые отвлекают учеников и не дают сосредоточиться на главном.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Бесспорно, что в современной школе компьютер не решает всех проблем, он остается всего лишь многофункциональным техническим средством обучения. Не менее важны и современные педагогические технологии и инновации в процессе обучения, которые позволяют не просто “вложить” в каждого обучаемого некий запас знаний, но, в первую очередь, создать условия для проявления познавательной активности учащихся. Но информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными (или спроектированными) технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, диф­ференциации и индивидуализации обучения и воспитания.

В заключении, можно отметить, что в современной школе компьютер не решает всех задач и проблем, он является всего лишь одним из инструментов. На уроках технологии важно создать условия для творчества и проявления познавательной активности учащихся.


 

Литература :

1.Фридман Л.Н. Наглядность и моделирование в обучении - М.: Просвещение, 1984. 

2.Бабанский Ю.К. Как оптимизировать процесс обучения. -М.: Просвещение,1998.

3.Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. -М.: Просвещение,1982.

4.Пикасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении -М.: Просвещение,1990.