ДОКЛАД
На тему « Использование
интерактивных методов обучения на
уроках русского языка с целью
развития словарного запаса учащихся »
учительницы средней школы №61
этрапа имени Гурбансолтан эдже
Мадеминовой Н.Б.
Президент Туркменистана
Гурбангулы Бердымухамедов:
– Счастливая жизнь потомков, их становление
в будущем настоящими патриотами, хорошо
воспитанными, добрыми и честными,
эрудированными и образованными людьми –
первостепенная забота государства. Учиться и
постигать новые области знаний, добросовестно
трудиться во имя светлого будущего отчизны – вот
что должно стать основной целью нашей счастливой
молодежи.
После обретения независимости в нашей стране начали осуществляться грандиозные реформы в сфере образования, которая была определена приоритетным направлением государственной политики, для которой, несмотря на множество других острых проблем, не жалелись никакие средства и силы, способствующие росту их профессионального потенциала, уровня образованности.
В педагогической практике давно применяется термин «активные методы и формы обучения». Он объединяет группу педагогических технологий, достигающих высокого уровня активности учебной деятельности учащихся. В последнее время получил распространение ещё один термин – «интерактивное обучение». Современная наука об образовании приблизилась к тому моменту, когда возникла потребность в создании педагогических технологий, которые обеспечивают самое главное в образовательном процессе – развитие личности каждого учащегося, его активности. Необходимо создавать такие условия обучения, чтобы учащийся стремился получить новые результаты своей работы и в дальнейшем успешно применить их в практической деятельности. На сегодняшний день мы не можем не задумываться над тем, что ожидает наших учащихся. Известно, что будущее потребует от них огромного запаса знаний не только по выбранной специальности, но в области современных технологий.
Каким же образом нужно построить обучение, чтобы процесс познания стал обоюдно интересным, значимым, как для педагога, так и для учащегося?
Педагогика предлагает различные пути: воспитание ответственности, развитие мотивации, адаптирование учебного материала к учебным возможностям учащего и др. [3, 29]. Современная образовательная ситуация требует поиска и освоения новых форм учебных взаимодействий между участниками процесса обучения.
В русле этих поисков сегодня появился новый подход – интерактивное обучение (inter – между, aktio – действие). Интерактивное обучение – диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя и ученика
[4, 135]. Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс в условиях постоянного, активного взаимодействия всех учащихся базируется на сотрудничестве, взаимообучения: учитель - ученик, ученик - ученик. При этом учитель и ученик - равноправные, равнозначные субъекты обучения. Интерактивное взаимодействие исключает доминирование одного участника учебного процесса над другим. Во время такого общения ученики учатся быть демократичными, общаться с другими людьми, критически мыслить, принимать обоснованные решения.
Именно интерактивные методы позволяют учащимся почувствовать свои силы, свои способности. У ребят повышается самооценка, уверенность в себе. Очень важно воспитание взаимоуважения, терпимости к мнениям и поступкам окружающих людей. Высоко ценятся в обществе такие качества, как коммуникабельность, умение общаться с людьми, договариваться, находить компромиссы, работать в команде [5, 35].
В век информатизации, когда один человек не в состоянии «переварить» весь поток информации, важно умение работать сплоченно. Интерактивные методы предполагают умение распределять обязанности, ставить цели, делать взвешенный, правильный выбор, анализировать ситуацию, а также дают ощущение полета творческой мысли, чувство радости и глубокого удовлетворения от своей работы.
Применение интерактивного обучения осуществляется путем использования фронтальных и кооперативных форм организации учебной деятельности, интерактивных игр и методов, способствующих обучению умения дискутировать.
Интерактивные методы позволяют создавать учебную среду, в которой теория и практика усваиваются одновременно, а это дает возможность ученикам формировать характер, развивать мировоззрение, логическое мышление, связную речь; формировать критическое мышление; выявлять и реализовать индивидуальные возможности, формирования у учеников положительной мотивации к математике, осознания значимости этой науки в практической деятельности.
При этом учебно-воспитательный процесс организуется так, что ученики ищут связь между новыми и уже полученными знаниями; принимают альтернативные решения, могут сделать «открытие», формируют свои собственные идеи и мысли с помощью различных средств; учатся общаться и работать в коллективе.
Таким образом, интерактивные технологии применяют приёмы и методы, которые позволяют сделать урок необычным, более насыщенным и интересным, качественно осваивать учебный материал и включать мотивационную сферу ученика.
Интерактивное обучение – это специальная форма организации образовательного процесса, суть которой состоит в совместной деятельности учащихся над освоением учебного материала по решению общих, но значимых для каждого проблем, в обмене знаниями, идеями, способами деятельности.
Реформы в области образования, происходящие в нашей стране, наряду с разработкой новых образовательных стандартов, введением новых учебных дисциплин, новых учебников и учебных пособий, вызвали потребность и в изменении методики преподавания. В условиях реализации Национальной проекта «Образование» невозможно представить себе учебный процесс без использования интерактивных методов обучения. Применение интерактивных методов позволяет создать условия для: - постановки целей и задач, требующих поиска и анализа различных решений;
- выбора различных способов деятельности для достижения результата;
- развития коммуникативных умений и навыков; размышления о проделанной работе;
- развития таких важных социальных навыков, как быстрота и гибкость;
- мышления при принятии решений, критический подход к проблемам;
- уважение к чужому мнению, умение эффективно работать в группе, команде, более быстрой адаптации к новой ситуации, к новому коллективу, к изменяющимся условиям.
Развитие индивидуальности каждого школьника и воспитание его личности происходит в ситуациях общения и взаимодействия людей друг с другом. Адекватной, с точки зрения сторонников этой концепции, и наиболее часто применяемой моделью таких ситуаций является учебная игра. М.В. Клариным, Ю.С. Тюнниковым и др. изучены образовательные возможности игры, применяемой в процессе обучения: игры предоставляют педагогу возможности, связанные с воспроизведением результатов обучения (знаний, умений и навыков), их применением, отработкой и тренировкой, учетом индивидуальных различий, вовлечением в игру учащихся с различными уровнями обученности. Вместе с тем игры несут в себе возможности значительного эмоционально-личностного воздействия, формирования коммуникативных умений и навыков, ценностных отношений. Поэтому применение учебных игр способствует развитию индивидуальных и личностных качеств школьника.
Под технологией интерактивного обучения (ТИО) мы понимаем систему способов организации взаимодействия педагога и учащихся в форме учебных игр, гарантирующую педагогически эффективное познавательное общение, в результате которого создаются условия для переживания учащимися ситуации успеха в учебной деятельности и взаимообогащения их мотивационной, интеллектуальной, эмоциональной и других сфер.
В современной педагогической практике разработаны и применяются несколько десятков новых стратегий, методов и приемов обучения, в том числе интерактивных. Современный педагог, независимо от преподаваемого предмета или учебной дисциплины, должен владеть необходимым арсеналом интерактивных методов обучения и уметь использовать их в учебном процессе.
Именно в основе интерактивного обучения и его проблемно – поисковых методов лежит организация творческо-исследовательской деятельности обучающихся. В процессе этой деятельности у обучающихся возрастает уверенность в своих силах, развивается самостоятельность, мобильность, гибкость мышления, личный жизненный опыт. Ребята учатся слушать и, главное, слышать других, аргументировать своё мнение, сопоставлять свою и чужую точки зрения.
Но во многих классах часто бывает так, что только лучшие ученики отвечают на вопросы, в то время как остальные молчат. Ученик должен в достаточной степени доверять учителю, чтобы добровольно вызваться отвечать перед классом, особенно, если вопрос касается каких-либо фактов и существует вероятность неправильного ответа. Поэтому целесообразно поначалу избегать взаимодействия с отдельными учениками, пока они не привыкнут к вопросу “что вы думаете?” вместо традиционного “знаете ли вы?”. Вместо этого сделать основной упор на взаимодействие учащихся между собой.
На мой взгляд, принципиальное отличие интерактивных методов обучения и преимущество их в том, что они стимулируют выражение своего «Я» и таким образом освобождают ученика от страха получения плохой оценки. Как правило, оценки за урок всегда положительные. А значит максимально раскрывается его творческий потенциал.
Чтобы учащиеся охотнее высказывали свои мнения и идеи, учитель может использовать следующие полезные приемы:
1) Благодарить их за высказанные мнения.
2) Не говорить, что вы считаете их ответ неверным, а вместо этого спросите лучше, согласны ли с таким мнением другие учащиеся.
3) Стараться выбирать пассивных учеников. Иногда некоторые учащиеся кажутся пассивными, но у них могут быть очень оригинальные мысли или мнения, которые отличны от других и побуждают класс посмотреть на вопрос под другим углом зрения.
Технологий интерактивного обучения существует огромное количество. Каждый учитель может самостоятельно придумать новые формы работы с классом. Это зависит прежде всего от уровня подготовки класса, от того, старшее или среднее это звено, от того, насколько доверительные и доброжелательные отношения между учителем и учениками. Интерактивные формы могут присутствовать в качестве отдельных элементов на определенных этапах урока или представлять использоваться на протяжении всего урока.
Вот некоторые из них: 1)Работа в парах
2)Ротационные (сменные) тройки
3) Карусель
4) Работа в малых группах
5) Аквариум
6) Незаконченное предложение
7) Мозговой штурм
8) Броуновское движение
9) Дерево решений
10) Суд от своего имени
11) Гражданские слушания
12) Ролевая (деловая) игра
13) Метод пресс
14) Займи позицию
15) Дискуссия
16) Дебаты
17) микрофон
18) Синтез идей
19) Шкала мнений
Эффективными методами для решения задачи обогащения активного словарного запаса учащихся в условиях современного урока являются интерактивные методы обучения, способствующие взаимодействию учителя с учащимися и всех учащихся друг с другом. В процессе интерактивного обучения идёт обмен знаниями, идеями учащихся, что переводит деятельность учащихся на более высокие формы сотрудничества.
Метод «Карусель», заключается в том, что учащиеся образуют два кольца: внутреннее и внешнее. Внутреннее кольцо - это сидящие неподвижно ученики, а во внешнем ученики через определенный промежуток времени меняются. Например, детям внутреннего и внешнего кругов предлагается по несколько карточек с заданиями на определение однокоренных слов. Ученики внутреннего круга получают в первой карточке, например, следующее задание: Выпиши однокоренные слова, выдели корень (добрый, чуткий, доброта; нежный, ласковый, нежность; отзывчивый, душевный, сердечный). С любым из этих слов устно составь предложение. Объяснив свое задание однокласснику, который работает во внешнем круге, ученик внутреннего круга слушает объяснение своего оппонента, который получает задание типа: подбери однокоренные слова к словам уважение, вера, отзывчивость. В толковом словаре найди значения этих слов. После смены партнера все учащиеся берут вторую карточку с аналогичным первому заданием и весь алгоритм повторяется заново.
Используя на уроке обучающие игры, например, учащимся предлагается игра – ассоциация на подобии игры «Снежный ком». Учитель включает запись, при прослушивании которой, учащиеся слышат «хруст снега», «ливень», «гром», «шум водопада» и др., далее учащимся предлагается записать слова, ассоциирующиеся с прослушанной музыкой, главное явление, которому посвящена запись, далее составляются два –три предложения на данные темы, предлагается нарисовать слова, вспомнить истории из жизни, связанные с этим словом, рассказать их друг другу в группах, записать ещё слова, связанные с данным по содержанию, цвету, звучанию и т.д. Итогом работы становится коллективное определение понятия, над которым работали на уроке и написание сочинения. Данный метод обучения позволяет учащимся устанавливать связи между словами, подбирать к слову синонимы, антонимы, родственные слова.
Очень интересен приём ЖИГСО (желание индивидуально говорить, создавать, оформлять свои мысли). Задачи метода:
анализировать текст совместно с другими людьми;
вести исследовательскую работу в группе;
доступно передавать информацию другому человеку;
самостоятельно определять направление в изучении какого-то предмета с учетом интересов группы;
овладение навыками совместного критического анализа текста.
Метод предназначен для того, чтобы обучающие помогали друг другу учиться. Каждая группа получает одинаковое задание: прочитать свой микротекст, продумать, как, какими способами запомнить его и пересказать, составить вопросы, направленные на понимание сущности текста. Учащиеся могут записать опорные слова, начертить рисунки, схемы или кластеры. После работы с текстом группы перераспределяются таким образом, чтобы в каждой оказались представители всех трех групп. Затем по команде учителя они по очереди объясняют свой вопрос, используя записи и графический материал. Объяснив и обсудив три микротемы в группе, все возвращаются на свои места и ещё раз обсуждают общую тему, состоящую из трех микротем. Таким образом на уроках русского мы изучаем и запоминаем с детьми правила.
Интересный приём «Ручеёк».
В «Ручейке» идёт общение ребят внутри одного ряда. Для этой работы я заготавливаю к уроку карточки по числу учеников в ряду. Содержание карточек отличается друг от друга. Для ребят второго и третьего ряда составляются аналогичные карточки. После работы в постоянных парах начинается игра. Ребята сидят в ряду. Затем один вариант начинает движение: с первой парты ученик идёт на последнюю, а остальные передвигаются на одну парту вперёд. Движение идёт до тех пор, пока все ученики следующего варианта не займут свои места. Можно проводить «Ручеёк» по вариантам, между группами.
На первом этапе в группе работают «сильные» ученики, лидеры. Причём, сначала дети невнимательно слушают, что говорят товарищи в группе, но так как оценивается работа всей группы, а не каждого ученика в отдельности, они начинают вслушиваться в ответ товарищей, если необходимо оказывать помощь.
Для закрепления и обобщения знаний также использую прием «Толстые и тонкие вопросы». С его помощью организую взаимоопрос. Стратегия позволяет ученикам развивать умение формулировать вопросы, соотносить понятия. «Тонкий вопрос» предполагает однозначный краткий ответ. Соответственно, «толстый вопрос» предполагает ответ развернутый, полный. Если раньше ученики на предыдущих уроках предпочитали больше работать с «тонкими вопросами», то на этих уроках они стремятся больше всего отвечать на «толстые вопросы».
После изучения темы предлагаю учащимся самостоятельно сформулировать по три «тонких» и три «толстых» вопроса», связанных с пройденным материалом. Затем они опрашивают друг друга, используя таблицы «толстых» и «тонких» вопросов. Думаю, что таким приемом можно научить детей отвечать кратко или дать полный ответ на поставленный вопрос. Ученик, у которого минимальный словарный запас слов, старается давать полноценные и содержательные ответы на «толстые вопросы». Таким образом у ученика развивается устная речь, обогащается словарный объем.
Во время групповой работы я, как учитель, выполняю разнообразные функции:
- контролирую ход работы в группах;
- отвечаю на вопросы;
- регулирую споры, порядок работы;
- в случае крайней необходимости оказываю помощь отдельным учащимся или группе.
На практике необходимо использовать интерактивные формы в целом, или же взяв элементы, которые более целесообразны к определенному классу.
Именно интерактивные методы позволяют создавать учебную среду, в котором теория и практика усваиваются одновременно, а это дает возможность ученикам формировать характер, развивать мировоззрение, логическое мышление, связную речь; формировать критическое мышление; выявлять и реализовать индивидуальные возможности. При этом учебно-воспитательный процесс организуется так, что ученики ищут связь между новыми и уже полученными знаниями; принимают альтернативные решения, могут сделать «открытие», формируют свои собственные идеи и мысли с помощью различных средств; учатся сотрудничеству.
Интерактивное обучение повышает мотивацию участников в решении обсуждаемых проблем, что дает эмоциональный толчок к последующей поисковой активности участников, побуждает их к конкретным действиям. В интерактивном обучении каждый успешен, каждый вносит свой вклад в общий результат групповой работы, процесс обучения становится более осмысленным и увлекательным.
Одним из главных достижений педагогической деятельности считаю создание на уроке ситуации успеха, что позволяет активизировать развитие социальных компетенций, стимулировать их проявление, а также способствовать повышению предметных результатов обучения обучающихся.
Систематическое проведение уроков русского языка с использованием интерактивных методов даёт возможность сделать вывод о том, что задача развития обучающихся успешно решается.
Интерактивное творчество учителя и ученика безгранично. Важно только умело направить его для достижения поставленных учебных целей.
Дети – это будущие взрослые. Любой детский коллектив – это модель будущего общества. Обучая сегодня детей сотрудничеству, умению владеть собой в критических ситуациях, умению цивилизованно отстаивать свою точку зрения, мы можем в большей мере рассчитывать в будущем жить в действительно демократическом обществе.
Поэтому мы считаем использование интерактивных методов в образовании и воспитании детей обоснованным и своевременным.
Список литературы
Айкинбаева, Г.К. Одаренные дети: выявление, обучение и развитие // Воспитание школьников. 2005. № 3. С. 20-21.
Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. М.: Просвещение, 2003 г. 259 с.
Бабанский Ю.К. Методы обучения в школе. М.: Просвещение, 2006 г. 305 с.
Каражигитова, Т.А. Личностно – ориентированное обучение – современный подход к реализации в практике работы школ // Менеджмент в образовании. 2006. № 4. С. 193-196.
Кажигалиева Г.А., Васенкова М.В. О принципах и методах технологии интерактивного обучения русскому языку в средней школе // Педагогика, 2005, №2. С. 33-37
Айкинбаева, Г.К. Одаренные дети: выявление, обучение и развитие // Воспитание школьников. 2012. № 3. С. 20-21.
2. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. М.: Просвещение, 2014. 259 с.
8. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 2011. 230 с
9. Каражигитова, Т.А. Личностно – ориентированное обучение – современный подход к реализации в практике работы школ // Менеджмент в образовании. 2014. № 4. С. 193-196.
10. Кажигалиева Г.А., Васенкова М.В. О принципах и методах технологии интерактивного обучения русскому языку в средней школе // Педагогика, 2015, №2. С. 33-37
11. Майтанова Н.Е. Возможности индивидуального подхода к учебной деятельности младших школьников: педагогические исследования. // Начальная школа. 2014. № 5. С. 6-11.
12. Нестандартные задания на уроках русского языка. // Русская словесность. 2015. № 5. С.16-19.