СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на тему: «Использование личностно-ориентированного подхода в преподавании дисциплин История, Основы философии, Религиоведение

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад об использовании личностно-ориентированного подхода в преподавании

Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему: «Использование личностно-ориентированного подхода в преподавании дисциплин История, Основы философии, Религиоведение»

Доклад к педагогическому совету

на тему:

«Использование личностно-ориентированного подхода в преподавании дисциплин История, Основы философии, Религиоведение


Гришанова О.А.


Элементы личностно-ориентированного подхода я использую на 1, 2 и 3 курсах в процессе преподавания дисциплин История, Основы философии и Религиоведение.

При определении целей обучения я исхожу из того, что приоритетными являются цели студента, как личности. Определение умений, навыков и содержания образования, которыми должны овладеть студенты, базируется на основных потребностях студентов:

  1. Организационно-практических (составлять и читать схемы, таблицы, опорные и структурно-логические конспекты, пользоваться алгоритмом действий, пользоваться компьютером, мнемонические и библиографические умения).

  2. Интеллектуальных (сравнивать, выделять главное, обобщать, формулировать проблему, рецензировать, конспектировать, выстраивать цепь суждений, мысленно прогнозировать результат).

  3. Исследовательских (находить объект и предмет исследований, выстраивать план исследования и проводить его, определять новые проблемы на основании исследования).

  4. Коммуникативных (слушать и слышать другого, воспринимать другого, отстаивать свою позицию, выстраивать систему доказательства (подбирать аргументы, ранжировать их, выбирать форму доказательства в зависимости от поставленной цели, задавать вопросы, дополнять, возражать)).

5. Духовных (сострадать, сопереживать, быть ответственным, справедливым, осознавать и отстаивать приоритеты общества и государства).

Личностно-ориентированный подход к преподаванию данных предметов возможен при условии осуществления межпредметных связей на занятии. Это связь с культурой, искусством, психологией, этикой и т.д.

Осуществляя индивидуальный подход, стараюсь установить личный контакт с каждым студентом. На основе смыслового общения, уровень которого, зависит от возможностей каждого студента, главное распознать потенциал, еще стараюсь использовать индивидуальные способности каждого.

В начале занятия всегда сообщаю не только тему, но и порядок организации учебной деятельности (план работы, основные разделы изучаемого материала). План помогает четко, ясно и логично излагать содержание материала. Студент на каждом этапе занятия активен, осознанно относится к материалу занятия. Обязательно уделяю внимание мотивации, т.е. объясняю студентам, зачем им нужно знание того или иного материала. Если изучается уже знакомая тема (например, тема «Православие» или «Ислам»), то всегда опираюсь на личный опыт студентов, выясняю, что они знают по данной теме, что нового могут рассказать. Провожу аналогии с уже изученным материалом. Это способствует установлению связей прошлого опыта и нового знания. Обязательно стараюсь заинтересовать каждого студента в работе группы. Для этого использую различные формы подачи материала: мультимедийные презентации, беседу, лекцию, рассказ, то есть стараюсь использовать все сенсорные системы восприятия.

Дискуссия на занятиях истории, философии в полной мере отвечает главным позициям личностно-ориентированного образования. Это парное, коллективное обсуждение конкретной проблемы, вопроса или сопоставление различных позиций, идей, мнений, предложений, кроме того стимулирует выработку познавательного интереса к предмету, формирует целостную картину прошлого.

На занятиях по истории обязательно организую работу с текстами документов, что направлено в первую очередь на развитие не памяти, а самостоятельности мышления. Этому способствует проблематизация, внутренняя противоречивость, неоднозначность текста. Часто использую смысловые таблицы, схемы, облегчающие субъектную обработку текста, его понимание.

Часто задаю сложные, нестандартные (проблемные вопросы). Стараюсь научить алгоритмам различных видов деятельности на занятии:

- анализа текста, исторического события, факта, личности, позиции автора;

- сравнительной характеристике двух событий, явлений… При этом использую метод формирования положительных и отрицательных аргументов;

- устанавливать логические схемы причинно-следственных связей в виде концептуальной таблицы;

- уметь слушать ответы друг друга и давать им оценку, выражать собственную позицию;

- составлять таблицы, графически систематизировать материал;

- учу составлять списки факторов исследуемого вопроса, проблемы;

- учу азам научно-исследовательской деятельности;

- работе с разными видами источников, графической информацией (таблицы, схемы, карты).

Стараюсь не доминировать на занятии, а вовлекать студентов в процесс познания, активной деятельности, самостоятельной работы. Научить студентов критично анализировать исторический процесс, его участников, точки зрения авторов исторических концепций и при этом заставляю представлять свою позиции, свое видение событий, свое отношение к исторической личности.

Для закрепления изученного материала всегда составляю вопросы разного уровня сложности, причем больше внимания уделяю вопросам второго и третьего уровня, способствующим развитию мыслительный деятельности, аналитико-синтетических операций. В конце занятия обсуждаем, что нового узнали, какие вопросы возникли. Иногда на поставленный вопрос предлагаю студенту самому найти информацию и, оформив ее в виде небольшого сообщения, рассказать всей группе. При выставлении оценок за занятие тоже стараюсь подходить к каждому студенту индивидуально. На практических занятиях, которые провожу в форме семинаров, всегда стараюсь дать студентам задания, имеющие творческий характер (подготовка сообщений по вопросу, вызвавшему наибольший интерес, презентаций).

Не отказываясь от традиционной технологии организации занятия, я проектирую учебную деятельность так, чтобы материал подавался на повышенном уровне сложности, углубленно, содержал элементы развивающего обучения. Считаю, целесообразное использование в своей практике инновационных методов обучения повышают мотивацию студентов. Я 'не натаскиваю студента на знания', я учу его учиться.

Я убеждена, что самые ценные и прочные знания добываются нами самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий. Для студента естественно быть исследователем, искать ответы на свои 'почему?'. Для меня это значит, что студент достиг высшего интереса - интереса познания.

Задачи преподавателя, в какое время бы мы не жили, остаются неизменными, это:

- дать студентам прочные и глубокие знания по предмету;

- содействовать творческому развитию каждого студента, как на занятии, так и вне занятия;

- вызвать у студента интерес к знаниям, научить его иметь собственное мнение;

- воспитывать у студентов самостоятельность, любознательность, честность, личную инициативу, веру в себя.






29.04.2018г.