СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на тему: «Использование проектно-исследовательской деятельности в экологическом воспитании дошкольников»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учёные доказали, что между мелкой моторикой рук и общим развитием ребёнка существует тесная связь. Пальчиковая гимнастика и упражнения, развивающие мелкую моторику, позитивно влияют на темпы и качество формирования речи.

Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему: «Использование проектно-исследовательской деятельности в экологическом воспитании дошкольников»»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВОЛЬСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА «ДЕТСКИЙ САД № 20 «ОСТРОВОК» Г. ВОЛЬСКА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ» _______________________________________


Подготовила воспитатель Турбина Светлана Александровна


Доклад на тему:

«Использование проектно-исследовательской деятельности в экологическом воспитании дошкольников»


Одной из основных задач воспитания и образования является формирование экологической культуры и природоохранного сознания, фундамент, которых составляют достоверные знания по экологии и практические умения, направленные на охрану природы. Формирование экокультуры и природоохранного сознания необходимо воспитывать с ранних лет. Дошкольное детство - это начальный этап формирования личности человека. В это же время закладывается позитивное отношение к природе, к “рукотворному миру”, к себе и окружающим людям. Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности.

Проект – это метод обучения. Он ориентирован на достижение целей самими детьми, и поэтому он уникален, т.к. формирует большое количество умений и навыков.

Экологический проект - это, прежде всего, решение определенных задач в процессе исследования. Масштаб задач может быть разным, он определяется сроками проведения проекта, возрастом и, соответственно, возможностями детей, содержанием образовательных программ дошкольного учреждения (любой проект должен вписываться в общее образовательное пространство).

В проектах участвуют дети средней, старшей и подготовительной к школе групп. Формы и методы работы педагог выбирает в зависимости от их возрастных особенностей. Дети среднего дошкольного возраста, естественно, выполняют меньший объем работы, используют самые простые методы наблюдений, обобщают результаты своих исследований, в основном в виде рисунков и коротеньких рассказов. Чем старше дети, тем меньше руководящая роль педагога, тем больше объем исследований, которые, как и формы обобщения материала, становятся более разнообразными. Но педагоги ДОУ в основном используют метод проектов с детьми старшего дошкольного возраста. Этот возрастной этап характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности.

Тематика и содержание проектов для детей очень разнообразны: и времена года, и витамины, и животные и др.

Методика работы с детьми в рамках экологического проекта разрабатывается на основе интегрированного подхода. В ходе работы по проекту дети выполняют разнообразную деятельность: ведут наблюдения, экспериментируют, рисуют, лепят, играют, слушают музыку, знакомятся с литературными произведениями, сочиняют свои сказки и рассказы.

К организации поисковой и творческой деятельности детей можно подключать родителей и родственников, так как один ребенок с этой деятельностью не справится. По теме проекта воспитатель предлагает детям задания, например: приготовить альбом с рисунками, плакат в защиту животных, гербарий цветов, фотографии местных зимующих птиц и т.д. Прежде чем раздать задания, воспитатель их тщательно продумывает. Важно, чтобы они были не слишком трудоемкими и выполнялись с “желанием и радостью”, а в случае необходимости воспитатель предоставляет справочный, практический материал или порекомендует, где его можно найти.

Творческие задания в проекте способствуют актуализации знаний, умений, навыков ребенка, их практическому применению во взаимодействии с окружающим, с миром природы; стимулируют потребность ребенка в самореализации, самовыражении, в творческой деятельности. На выполнение проекта работает принцип сотрудничества детей и взрослых, сочетание коллективного и индивидуального в педагогическом процессе.

Творческая атмосфера, правильно организованный педагогический процесс, вовлеченность воспитанников и их родителей позволяют эффективно применять данную инновационную технологию.


Работа с родителями

Основы характера, жизненная позиция ребенка закладываются в семье. И чтобы объяснить детям, как беречь природу, чтобы привить им какие-то природоведческие навыки, очень важен личный пример родителей, их бережное, любовное, заботливое отношение к природе. С родителями проводятся беседы и консультации на экологические темы. От того, какой пример подадут взрослые в своем отношении к природе, зависит уровень экологической культуры ребенка.

Не секрет, что осуществлять экологическое образование родителей гораздо труднее, чем детей. Однако этим вопросом заниматься необходимо, так как без поддержки родителей нам не обойтись.

Главная задача родителей:

- поддерживать интерес детей к природе;

- поощрять их экологически грамотные поступки;

- проявлять интерес к содержанию занятий в детском саду;

- и, конечно же, быть во всем примером.

Таким образом, мы подошли к выводу, что, прежде всего, необходимо уделять внимание следующим экологическим вопросам:

формированию понимания самой ценности природы;

осознанию ребенком себя как части природы;

воспитанию уважительного отношения ко всем без исключения видам животных и растений вне зависимости от личных симпатий и антипатий;

формированию эмоционально-положительного отношения к окружающему миру, умению видеть его красоту и неповторимость;

пониманию того, что в природе все взаимосвязано и нарушению одной из связей влечет за собой другие изменения;

пониманию того, что человек не должен уничтожать то, чего не может создать;

формированию у детей желания сохранить окружающую среду, осознанию ими взаимосвязи между собственными действиями и состоянием окружающей среды;

усвоению основ экологической безопасности;

формированию навыков экологически грамотного и безопасного поведения в повседневной жизни.

Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира. Он хочет его познать. Исследовать, открыть, изучить - значит сделать шаг в неизведанное.

Наша задача - помочь детям в поисково- познавательных исследованиях. Сделать их полезными.

«… Ребенок, почувствовавший себя исследователем, овладевший искусством эксперимента, побеждает нерешительность и неуверенность в себе. У него просыпаются инициатива, способность бодро преодолевать трудности, переживать неудачи и достигать успеха, умение оценивать и восхищаться достижением товарища и готовность прийти ему на помощь. Вообще опыт собственных открытий — одна из лучших школ характера» (А. Шапиро).

 

«Организация проектно – исследовательской деятельности

дошкольников в процессе экологического воспитания»

  В работе по опытно-экспериментальной деятельности детей необходимо использовать разные формы и методы в комплексе, правильно сочетать их между собой. Выбор методов и необходимость комплексного их использования определяется возрастными возможностями дошкольников, характером воспитательно-образовательных задач, которые решает педагог.            Эффективность решения задач опытно-экспериментальной деятельности зависит от многократного и вариативного их использования. Они способствуют формированию у дошкольников конкретных знаний, умений и навыков об окружающем мире.      

Освоение систематизированных поисково-познавательных знаний детей, становление опытно-экспериментальных действий формирует основы логического мышления, обеспечивает максимальную эффективность интеллектуального развития дошкольников и их полноценную готовность к обучению в школе.

Эти результаты хорошо видны во время защиты детьми собственных исследовательских работ. В ходе защиты ребенок учится излагать добытую информацию, убеждать других, доказывая свою точку зрения.


Значение детского экспериментирования для психического развития ребенка

   Как доказал Н.Н. Поддъяков,  лишение возможности экспериментировать, постоянные ограничения самостоятельной деятельности в раннем и дошкольном возрасте приводят к серьёзным психическим нарушениям, которые сохраняются на всю жизнь, негативно сказываются на интеллектуальном и творческом развитии детей, на способности обучаться в дальнейшем.

Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у маленьких детей: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую. Последняя возникает значительно позже деятельности экспериментирования».

По сути, такие идеи как:

  • создание развивающей среды;

  • личностно-ориентированная модель построения педагогического процесса;

  • природосообразное обучение;

  • педагогика сотрудничества;

  • раскрепощение детей;

  • Монтессори – педагогика;

  • детское экспериментирование –

представляют собой различные формы выражения одной и той же мысли: позвольте детям реализовать заложенную в них программу саморазвития и удовлетворять потребность познания эффективным и доступным для них способом – путем самостоятельного исследования мира.

Вводя соответствующие инновации в ДОУ, необходимо понимать, что в процессе самостоятельной деятельности ребенок осуществляет не простой, а многоуровневый эксперимент:

  • физический: учится управлять своим телом и отдельными органами;

  • природоведческий: знакомится с реальным окружающим миром, со свойствами объектов и причинно-следственными связями, действующими в мире;

  • социальный: запоминает индивидуальные особенности каждого человека (сверстника и взрослого), формы взаимодействия людей друг с другом;

  • познавательный: тренирует мыслительные процессы, осваивает разнообразные мыслительные операции;

  • лингвистический: занимается словотворчеством, обсуждает итоги эксперимента, играет в словесные игры, т.е. экспериментирует со словами;

  • личностный: узнает свои личные возможности;

  • волевой: запоминает, как он сам может влиять на других людей;

  • поведенческий: моделирует свое поведение в различных жизненных ситуациях.

Метод детского экспериментирования не труден: он просто непривычен и не разработан досконально применительно к условиям дошкольного учреждения. Для этого в подавляющем большинстве случаев даже не требуется специальное оборудование. Исследованию подвергаются растения, животные, человек, объекты неживой природы.

Организация мини-лабораторий

(«Песочный дворик», «Центр воды и песка») в детском саду

 

В мини-лаборатории может быть выделено:

1. Уголок (место) для постоянной выставки, где дети размещают музей, различные коллекции, экспонаты, редкие предметы (раковины камни, кристаллы, перья)

2. Уголок  (место) для приборов.

3. Уголок (место) для выращивания рас­тений.

4. Уголок (место) для хранения материалов (природного, бросового)

5. Уголок (место)  для проведения опытов.

6. Уголок (место)  для неструктурированных материалов (стол «песок - вода» или емкости для воды, песка, мелких кам­ней)

Приборы и оборудование мини-лабораторий  («Песочный дворик», «Центра Воды и Песка»)

1.Микроскопы, лупы, зеркала, раз­личные весы (безмен, напольные, ап­течные, настольные); магниты, термо­метры, бинокли, цепь, веревки, песочные часы, глобус, лампа, фонарики, венчики, взбивалки, мыло, щетки, губки, пинетки, желоба, одноразовые шприцы без игл, пищевые красители, пипетки,  вешалки,  клеи, наждачная бумага, лоскутки ткани, соль, колесики, мелкие вещи из различных материалов  (дерево, пласт­масса, металл), мельницы,

1.Емкости: пластиковые банки, бу­тылки, стаканы разной формы, вели­чины, мерки, воронки, сита, лопатки, формочки.

2.Материалы:

-  природные (желуди, шишки, семена, скорлупа, сучки, спилы дерева, крупа и т.п.)

-  бросовые (пробки, палочки, ку­ски резиновых шлангов, трубочки для коктейля и т. п ).

4.  Неструктурированные матери­алы: песок, вода, опилки, древесная стружка, опавшие листья, измельченный пенопласт.


Примерный алгоритм  подготовки и проведения занятия – экспериментирования

1. Предварительная работа (экскур­сии, наблюдения, беседы, чтение, рас­сматривание иллюстративных материалов, зарисовки отдельных явлений, фактов и пр.) по изучению теории вопроса.

Определение типа, вида и тематики занятия-экспериментирования.

2.  Выбор цели, задач; работы с детьми (как правило, это познавательные, раз­вивающие, воспитательные задачи).

3. Игровой тренинг, внимания, вос­приятия, памяти, логики мышления

4. Предварительная исследователь­ская работа с использованием обо­рудования, учебных пособий (в мини-лаборатории).

5. Выбор и подготовка пособий и оборудования с учетом сезона, возраста детей, изучаемой темы.

6. Обобщение результатов наблю­дений в различных формах (дневники наблюдений, коллажи, таблицы, фотографии, пиктограммы, рассказы, рисунки и: пр.) с целью подведения детей к самостоятельным выводам по результатам исследования.

Структура занятия-экспериментирования (примерная)

1. Постановка исследовательской задачи в  виде того или иного варианта проблемной ситуации.

2. Тренинг внимания, памяти, логики мышления (может быть организован до занятия).

3. Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления.

4. Уточнение плана исследования.

5. Выбор оборудования, самостоя­тельное его размещение детьми в зоне исследования

6. Распределение детей на подгруп­пы, выбор, ведущих, капитанов, (лиде­ров группы), помогающих организовать сверстников, комментирующих ход и результаты: совместной деятельности детей в группах.

7. Анализ и обобщение полученных  детьми результатов экспериментиро­вания.

Экспериментирование можно включать в разные формы работы с детьми: экскурсии, прогулки, трудовую деятельность, наблюдения, проведение опытов, организованных как самостоятельная или совместная деятельность.

В проведении экспериментально-исследовательской работы выделяются следующие этапы:

-  определение и постановка проблемы

-  поиск и предложение возможных вариантов решения

-  непосредственное проведение эксперимента

-  обобщение полученных данных

-  вывод