СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на тему «Использование разнообразных форм и методов обучения при подготовке учащихся к ОГЭ»

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему «Использование разнообразных форм и методов обучения при подготовке учащихся к ОГЭ»»

МБОУ «Новокакерлинская ООШ имени Алимова З.З.»

Дрожжановского района РТ

Учитель математики: Падиаров Л.Н.

Тема: Использование разнообразных форм и методов обучения при подготовке учащихся к ОГЭ.

Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал.

К.Д.Ушинский

Новые федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения (ФГОС), отвечая требованиям времени предлагают конкретные инструменты, обеспечивающие:

  • Изменение метода обучения (с объяснительного на деятельностный);

  • Изменение оценки результатов обучения (оценка не только предметных результатов, но и, прежде всего, метапредметных и личностных результатов). Работа с обучающимися включает:

  • Обеспечение обучающихся достоверной и своевременной информацией о нормативных документах (с сентября, далее в течении года).

  • Консультативная поддержка обучающихся (постоянно).

  • Индивидуальная и групповая работа по подготовке к ОГЭ на уроках (в течении года).

  • Обеспечение обучающихся необходимым тестовым, диагностическим, дидактическим материалами, КИМами (в течении года).

  • Проведение тренингов с обучающимися по заполнению бланков, по решению КИМов (в течении года).

  • Проведение тренировочных и диагностических работ (в течении года).

  • Индивидуальная работа со слабоуспевающими – выявление личных пробелов, их ликвидация (в течении года).

Изменения, произошедшие с содержанием КИМ:

1.Основным нововведением ОГЭ по математике, актуальным и для экзамена стало внедрение с 2021 года нового типа заданий – практико-ориентированных. Новый блок находится в самом начале КИМа и включает в себя 5 вопросов, объединенных единой сюжетной линией.

2. В рамках усиления акцента на проверку применения математических знаний в различных ситуациях количество заданий уменьшилось на одно за счет объединения заданий на преобразование алгебраических (задание 13 в КИМ 2020 г.) и числовых выражений (задание 8 в КИМ 2020 г.) в одно задание на преобразование выражений на позиции 8 в КИМ 2021 г.

3.Задание на работу с последовательностями и прогрессиями (задание 12 в КИМ 2020 г.) заменено на задание с практическим содержанием, направленное на проверку умения применять знания о последовательностях и прогрессиях в прикладных ситуациях (задание 14 в КИМ 2021 г.).

Любой педагог скажет, что главный секрет успешной сдачи ОГЭ по математике – это регулярное и систематическое изучение предмета на протяжении всего периода обучения в школе.

Но, практика показывает, что многие учащиеся задумываются о важности данного предмета, только ощущая приближение ГИА или определившись с дальнейшим направлением обучения и понимая, что результат ОГЭ по математике будет иметь для их будущего ключевое значение. Можно ли подтянуть знания по предмету незадолго до экзамена? Ответить на этот вопрос можно, только понимая уровень знаний конкретно взятого ученика, оценив его мотивацию и готовность к работе.

Для кого-то нескольких месяцев интенсивной подготовки может быть вполне достаточно для получения заветной «4» или «5», а кому-то и учебного года может не хватить на устранение имеющихся пробелов в знаниях. Точно одно – подготовка к ОГЭ по математике должна стартовать как можно раньше (в идеале с 5 класса).

Ведущей целью школьного математического образования является интеллектуальное развитие и формирование качеств мышления учащихся, необходимых для полноценной жизни в обществе. Каждый школьник в процессе обучения должен иметь возможность получить качественную подготовку к выпускным экзаменам, освоить тот объём знаний, умений и навыков, который необходим для успешной сдачи ОГЭ в 9 классе, дальнейшее обучение в 10-11 классах, сдачи ЕГЭ и дальнейшего обучения в вузе.

И учащиеся, и их родители, и их учителя заинтересованы в получении лучших результатов. Поэтому каждый педагог ищет и применяет в своей работе наиболее эффективные формы, методы и технологии обучения.

Главное в подготовке учащихся к итоговой аттестации – это урок. Повысить эффективность уроков и интерес учащихся к ним позволяет применение информационно-коммуникационных технологий, дифференцированного, деятельностного подходов в обучении, работа в парах и группах.

Подготовка к сдаче экзамена начинается с пятого класса. Основной задачей в 5-6 классах считаю формирование вычислительной культуры учащихся. Устный счёт на каждом уроке строю на основе упражнений ОГЭ. Кроме этого, в 9 классе иногда после изучения темы, если позволяет время урока, практикую работу с КИМ из ОГЭ. Прошу ребят найти в тесте те задания, с которыми они могут справиться уже сегодня, выслушиваю их предложения по решению, а затем вместе ищем рациональное решение; ряд проверочных работ даю по материалам итоговой аттестации.

Пользоваться калькулятором принципиально не позволяю, объясняя его вред. Показываю ребятам некоторые способы быстрого вычисления, нестандартные приёмы решения уравнений, процентные вычисления, функции и их графики, вероятность. Большое внимание уделяю обязательному заучиванию правил и формул, особенно из геометрии – это одна из важнейших задач при подготовке учащихся к экзаменам. Для этого после изучения теоретических вопросов темы систематически провожу решение задач на закрепление по основным формулам и простейшим примерам их применения.

Знакомлю учащихся со структурой тестов, временными рамками, нормами оценивания экзаменационной работы, условиями проведения экзамена и на что обращать внимание учащимся при выполнении заданий на экзамене. Сюда включаются:

- строгий самоконтроль времени;

- определение трудности заданий, при выполнении заданий идти ( от простого к сложному):

- применение приёма «прикидки» результатов вычислений подстановкой это особенно важно после решения уравнений и неравенств, поиском, возможных ошибок при решении заданий. Если у ученика формируется привычка поиска ошибок, начиная с 5-6 классов, он сможет критично оценить свои действия и определить цели при выполнении заданий из ОГЭ.

Подготовка к ОГЭ требует индивидуального, личностно ориентированного подхода. С целью определения учебных возможностей учащиеся провожу наблюдения, диагностику, изучаю индивидуальные особенности учащихся.

Если не учитывать индивидуальные особенности детей, мы видим, что у сильных детей теряется интерес к учению, они превращаются в посредственных учеников. Это касается и слабых ребят, задания среднего уровня кажутся им непосильными, у них появляется ощущения неполноценности, боязнь высказывать свои суждения в ответах. Из-за этого такие ученики в конце концов отказываются от какой-либо мыслительной деятельности, используют обходные пути – механическое заучивание, ожидание подсказок, списывание.

Пытаясь преодолеть все эти негативные явления, я организую дифференциацию внутри класса. Провожу исследование знаний путём бесед, входящих контрольных работ, проверкой таблицы умножения, наблюдений за выполнением различных упражнений учебника, определённой системы вопросов и заданий, рассчитанной на выявление не только знаний и навыков, но и мыслительных возможностей учащихся.

Главная наша задача не только дать учащимся определенную сумму знаний, но и развить у них интерес к учению, творчеству. Ведь интерес - это инструмент, побуждающий учеников к более глубокому познанию предмета, развивающий их способности. Интерес к предмету вырабатывается тогда, когда учащимся понятно то, о чем говорит учитель, когда интересны по содержанию задачи и упражнения, которые побуждают ученика к творчеству, способствуют проявлению самостоятельности при овладении учебным материалом, учат делать выводы и обобщения, видеть перспективу применения полученных знаний на уроке, развивают их индивидуальные особенности.

Без достаточно развитой самостоятельности нет полноценных умений, а без развитых умений никакая самостоятельность не принесет большой пользы. И чем выше у учащихся уровень их самостоятельности, тем эффективнее будет протекать их учебная самостоятельная деятельность.

На уроках большое внимание уделяю работе с учебником, пониманию смысла текстов изучаемых тем, что помогает потом понимать смысл текстов при решении задач из ОГЭ. Работу с учебником я провожу почти на каждом уроке, особенно после изучения новых тем, где изучаем правила, определения, свойства, формулы, учитывая то, что ученики как правило дома не особо любят читать из учебника. Сначала это трудно. Дети не могут выделить главное, уловить смысл прочитанного. Но если работу с учебником проводить систематически, то появляется результат – ребята особенно сильные, внимательно читают и быстро находят ответы на вопросы.

Для развития интереса к учению предлагаю учащимся разноуровневые домашние задания, задания на выбор, задания творческого характера. В своей работе использую следующие формы контроля знаний учащихся: самостоятельные и контрольные работы, математические тесты; провожу уроки-зачеты, уроки-консультации. Немаловажную роль я отвожу на своих уроках работе по тестам.

Одним из немаловажных факторов качественной подготовки к ОГЭ, на мой взгляд, является также работа кабинета математики, где мною оформлен информационный стенд, отражающий общую информацию, связанную с итоговой аттестацией. Имеются материалы ОГЭ по математике: демонстрационный вариант КИМ, инструкция по выполнению работы, инструкция по заполнению бланков, спецификация экзаменационной работы по математике, методические и психолого-педагогические рекомендации подготовки к сдаче ОГЭ, график индивидуальных занятий по подготовке к ОГЭ, список литературы и адреса сайтов. В кабинете математики собраны образцы демоверсий экзаменационных работ, диагностические работы за предшествующие годы, литература для подготовки к ОГЭ (ГИА).

Каждый месяц проводятся диагностические работы, так называемые внутришкольные пробные ОГЭ по кимам из ОГЭ с 2021-2023г., позволяющие проверить уровень подготовки к ОГЭ. Также систематически провожу домашние контрольные работы по кимам из ОГЭ, с недельным сроком их выполнения. Учащимися заведены специальные тетради для решения задач из ОГЭ. Через неделю собираю тетради для проверки и оценивания. Оцениваю строго по критериям оценивания из ОГЭ. По заданиям, вызвавшим затруднения у учащихся провожу консультацию, отвечаю на их вопросы. Начиная с 3 четверти и особенно с началом 4 четверти основное внимание уделяю на решение учащимися заданий из 2 части, так как гарантированно получить «4», не говоря «5» без задач из 2 части почти невозможно.

Конечно, за последние годы научился использовать урочное время для подготовки к экзамену, но этого недостаточно, поэтому в 9 классе систематически провожу дополнительную работу-внеурочную деятельность 1 раз в неделю по предмету. Индивидуальные консультации провожу еженедельно в четверг после уроков. Неотъемлемым элементом подготовки к ОГЭ является обучение заполнению бланков, некоторые диагностические контрольные работы провожу на бланках ОГЭ.

Родителей учащихся знакомлю с процедурой подготовки и проведения экзаменов, с результатами их детей в решении тестов. Убеждаю интенсивно использовать домашний компьютер для успешной подготовки к итоговой аттестации.

Только совместная кропотливая работа учителя и учащихся при поддержке родителей может привести к успеху. Заинтересовать и увлечь ребят математикой, чтобы каждый ученик поверил в свои силы и смог благополучно и хорошо сдать экзамены – вот это наша первостепенная задача на предстоящий учебный год.