Доклад
на тему:
« Использование современных технологий в рамках ФГОС»
Подготовила:
учитель начальных классов
МКОУ «Газиянская ООШ»
Рабаданова У.А.
2021г.
Использование современных технологий в рамках ФГОС
В концепции ФГОС общего образования выделен системно-деятельностный подход к образованию учащихся. Поэтому наиболее эффективными являются технологии, которые направлены на познавательное, коммуникативное, социальное и личностное развитие школьника.
Процесс обучения необходимо строить таким образом, чтобы ученик добывал знания самостоятельно, а учитель только помогал ему, направлял на нужный путь.
В своей работе я использую технологии или их элементы, которые позволяют разнообразить формы и средства обучения, повышают творческую активность учащихся.
Игровые технологии.
Игровые формы обучения на уроке – эффективная организация взаимодействия педагога и учащихся. В процессе игры у учащихся вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Учащиеся не замечают, что в ходе игры они учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, развивают навыки, фантазию. Даже самые пассивные из учеников включаются в игру с огромным желанием.
На уроках математики игра развивает вычислительные навыки, на уроках русского языка позволяет повысить грамотность учащихся, на уроках окружающего мира расширяет представление о природе и красоте родного края. В игровой технологии дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи, а учебный материал используется в качестве её средства. Игра не заменяет полностью традиционные формы и методы обучения; она рационально их дополняет, позволяя более эффективно достичь поставленной цели и задачи конкретного занятия и всего учебного процесса.
С помощью игры можно снять психологическое утомление; ее можно использовать для мобилизации умственных усилий учащихся, для развития у них организаторских способностей, принятия навыков самодисциплины, создания обстановки радости на занятиях. Игра даёт возможность многократно повторить один и тот же материал без монотонности и скуки.
Обязательное условие – игра не должна выпадать из общих целей урока, содействовать их реализации; необходимо обязательное подведение результатов игры, иначе теряется одно из самых привлекательных свойств – выявление победителя.
Приведу примеры использования игровых технологий на разных этапах учебного процесса.
При обобщении и повторении блока изученных тем возможно применять игру-соревнование «Самый умный» или «Брейн – ринг. Для проведения подобных игр, заранее подбираю вопросы, требующие краткого ответа.
В любой урок можно внести элементы игры. Например, на уроке решения задач учащихся класса надо разделить на несколько команд и провести соревнование. Команда, решившая большее количество задач поощряется хорошими отметками.
Вместо традиционного опроса можно устроить блиц-турнир, где учащиеся в быстром темпе заканчивают фразу учителя.
Закрепление изученного материала можно также проводить с элементами игры. Например, можно провести аукцион знаний. На обсуждение выставляются по очереди лоты (карточки с разными понятиями). Задача учащихся – как можно больше сообщить о данном лоте (информация, выдаваемая учащимися, должна быть дозирована и являться логически законченным высказыванием).Эту игру я проводила при закреплении темы «Многоугольник» в 1 классе.
Ещё мне нравится игра «Снежный ком». (Ведущий сообщает информацию. Следующий повторяет эту информацию и добавляет что-то своё и т.д.) Эта игра позволяет быстрее запомнить материал, так как в процессе игры он повторяется несколько раз.
Например: тема «Многоугольник» 1 класс.
1 уч. – это фигура.
2 уч. - это фигура, у неё много углов.
3 уч. – это фигура.ю у неё много углов, бывает треугольная…
Последний - . . . замкнутая ломаная линия.
Эту игру я проводила и на занятии «Давайте познакомимся» по программе «Мой мир». Дети должны были называть свои имена.
Учитывая особенности класса, возрастные особенности первоклассников и содержание программного курса математики провожу работу по проведению устного счёта на уроках математики. Упражнения для устного счёта предъявлены учащимся в форме различных игр, шифровок, математических диктантов, карточек с примерами, таблиц для заполнения на разных этапах урока математики.
На уроках математики дети с удовольствием «путешествуют» в Страну сказок, и при встрече с каждым героем выполняют определённые математические задания.
Например: устный счёт можно проводить по сказке «Колобок»:
Учитель проговаривает сказку «Колобок» и обыгрывает на магнитной доске. При встрече колобка с героями сказки ставится цель перед ним: решить примеры или задачу.
– Ребята, если Колобок не справится со своим заданием, то его съест Волк, давайте поможем решить Колобку примеры. (Дети соглашаются и решают примеры, которые записаны на отдельных карточках)…
Различные игры проводятся на уроках обучения грамоте («Кто больше?», «Угадай звук», «Слово в слове» и т.д.) и на внеурочных занятиях. На внеурочных занятиях «Мой мир» и «Этика – азбука добра» интерес у детей вызвали следующие игры:
«Назови себя». Игра проводится в кругу. Каждый участник называет себя по имени (если хочет, может что-то рассказать о себе).
«Знакомство». Дети сами выбирают партнёра по общению. Во время общения необходимо найти что-то общее, что интересно одному и другому.
«Расскажи о себе». Передавая мяч по кругу, дети рассказывают о себе: «Я люблю …, а что любишь ты?»
«Вежливые прятки». Водящему завязывают глаза. Один из учащихся произносит какое-то вежливое слово. Задача водящего узнать по голосу говорившего.
«Мы с тобой одной крови». Дети вызывали в круг тех, с кем у них есть что-то общее (одинаковое имя, учатся в одном классе, занимаются в одном кружке, посещали один детский сад, живут рядом, любят играть в одни игры и т.д.). Игра заканчивается, когда все дети оказались в кругу. И другие игры.
Здоровьесберегающая технология.
Здоровьесберегающий подход прослеживается на всех этапах урока, поскольку предусматривает чёткое чередование видов деятельности.
Для того, чтобы дети не уставали на уроке, я провожу физкультминутки, упражнения для рук и пальцев, для укрепления мышц глаз и улучшения зрения.
Организую горячее питание в школе для учащихся, подвижные игры на переменах. Думаю, что наша задача сегодня – научить ребенка различным приёмам и методам сохранения и укрепления своего здоровья, чтобы затем, перейдя в среднюю школу и далее, ребята могли уже самостоятельно их применять.
На разных уроках предлагаю задачи со здоровьесберегающим содержанием:
Математика
Решите задачу.
Петя на празднике съел 6 пирожных, а Вася на 1 меньше. Сколько пирожных съел Вася?
– Можно съедать так много пирожных? Почему?
– Какое правило надо соблюдать? (Правильно питаться)
Обучение грамоте
Чтение и обсуждение прочитанного с выводами о правильной жизни и здоровье.
Дети любят читать сказки, многие из которых позволяют делать обобщённые выводы о здоровом образе жизни, безопасном поведении.
Например:
1). «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» (с. 22)
Для питья можно использовать только чистую воду. В открытом водоёме вода не может быть чистой, её надо кипятить.
Если вода прозрачная, красивая, она чистая?
Нет. В ней могут быть невидимые глазом живые организмы, микробы, которые вызывают кишечные заболевания.
2). с. 15. Беседа о пользе игр на свежем воздухе;
3). с. 24, 82, 83. Беседа о правильном питании;
4). С. 63, 68, 69. Беседа о значении спорта для здоровья.
Массаж пальцев, подготовка их к письменной работе.
Показываю массаж пальцев, сопровождая его словами:
Домик
Раз, два, три, четыре, пять.
(Разжимаем пальцы из кулака по одному, начиная с большого пальца.)
Вышли пальчики гулять.
(Ритмично разжимаем все пальцы вместе.)
Раз, два, три, четыре, пять.
(Поочередно сжимаем широко расставленные пальцы в кулак, начиная с мизинца.)
В домик спрятались опять.
(Возвращаемся в исходное положение.)
Разотру ладошки
Разотру ладошки сильно,
Каждый пальчик покручу,
(Растирание ладоней, захватить каждый пальчик у основания и вращательным движением дойти до ногтевой фаланги.)
Поздороваюсь с ним сильно
И вытягивать начну.
Руки я затем помою,
(Потереть ладошкой о ладошку.)
Пальчик в пальчик я вложу,
На замочек их закрою.
(Пальцы в «замок».)
И тепло поберегу.
Выпущу я пальчики,
(Пальцы расцепить и перебирать ими.)
Пусть бегут, как зайчики.
Информационно – коммуникационные технологии.
Положительную роль в современной образовательной системе играет использование информационно-компьютерной технологии. Сегодня ИКТ можно считать тем новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития ребенка. Этот способ позволяет ребенку с интересом учиться, находить источники информации.
Средства мультимедиа позволяют обеспечить наилучшую, по сравнению с другими техническими средствами обучения, реализацию принципа наглядности, которому принадлежит ведущее место в образовательных технологиях начальной школы. Кроме того, средствам мультимедиа отводится задача обеспечения эффективной поддержки игровых форм урока.
Чтобы обогатить урок, сделать его более интересным, доступным и содержательным, при планировании следует предусмотреть, как, где и когда лучше включить в работу ИКТ: для проверки домашнего задания, объяснения нового материала, закрепления темы, контроля за усвоением изученного, обобщения и систематизации пройденных тем, для уроков развития речи и т.д. К каждой из изучаемых тем можно выбрать различные виды работ и действий: разноуровневые задания, тесты, презентации.
На уроках обучения грамоте, окружающего мира, математики, технологии использую электронные приложения к учебнику.
Обучение в сотрудничестве (групповая работа)
Групповая работа играет положительную роль не только на первых этапах обучения, но и в последующей учебно-воспитательной работе. Методику групповой работы я стараюсь ввести уже с первых дней обучения ребенка в школе. Это могут быть уроки технологии, занятия по внеурочной деятельности, где на первых этапах перед детьми не ставится сложных задач анализа и синтеза изучаемого материала. Пока еще дети плохо знают друг друга, предлагаю им разделиться на группы по 5–6 человек по желанию. Например, на уроке технологии в 1 четверти дети группой работают над проектом «Осенний урожай». Они самостоятельно распределяют, кто какое изделие будет лепить, собирают композицию и делают анализ своей работы. И так как создаваемая группа является единым целым, то каждый ребенок должен быть задействован в работе. Работа в группах очень интересна детям, так как они ближе узнают друг друга, учатся общаться, учитывая интересы товарища. Учитель же, наблюдая за ребятами, может для себя провести мини-мониторинг психических особенностей ребенка (умение общаться в микроколлективе, обобщать сказанное, выражать свое мнение, определить уровень работоспособности).
Например: на занятии «Правила поведения в школе» по программе «Этика – азбука добра» дети делились на 4 группы и составляли правила.
1 группа. Поведение в раздевалке.
2 группа. Поведение на уроке.
3 группа. Поведение в столовой.
4 группа. Поведение в перемену.
На таких уроках ни один ребенок не остается в стороне. Даже дети с низким уровнем работоспособности, которые на уроке предпочитают молчать, делают попытки включиться в работу группы. Нельзя думать, что эта работа приносит результаты с первых уроков. Для этого требуется серия таких уроков и кропотливый труд учителя.
Технология проблемного обучения
Её актуальность определяется развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся, что становится возможным при разрешении возникающих противоречий, создании проблемных ситуаций на уроке. Преодолевая посильные трудности учащиеся испытывают постоянную потребность в овладении новыми знаниями, новыми способами действий, умениями и навыками.
"Скажи мне, и я забуду.
Покажи мне, – я смогу запомнить.
Позволь мне это сделать самому,
и я научусь".
(Конфуций)
Эта технология привлекла меня новыми возможностями построения любого урока, где ученики не остаются пассивными слушателями и исполнителями, а превращаются в активных исследователей учебных проблем. Учебная деятельность становится творческой. Дети лучше усваивают не то, что получат в готовом виде и зазубрят, а то, что открыли сами и выразили по-своему. Чтобы обучение по этой технологии не теряло принципа научности, выводы учеников обязательно подтверждаю и сравниваю с правилами, теоретическими положениями учебников, словарных, энциклопедических статей. Технология проблемного диалога универсальна, так как применима к любому предметному содержанию и на любой ступени обучения, легко и доступно изложена Е.Л. Мельниковой в книге «Проблемный урок или Как открывать знания с учениками».
Например: постановку проблемы я использовала при изучении темы «Сантиметр». В электронном приложении к учебнику математики 1 класса лиса и белка измеряли длину отрезка и получили разные результаты. Ставится вопрос: «Кто допустил ошибку?» После обсуждения дети делают вывод и сверяют его с выводом в электронном приложении: правы и белка, и лиса. Причина разных ответов в том, что они использовали разные мерки. Дальше дети самостоятельно работают с учебником.
Использование современных образовательных технологий позволяет учителям добиваться высокого качества обучения, увеличивается число учащихся, принимающих участие в олимпиадах, исследовательских проектах и различных творческих конкурсах.
Таким образом, применение новых технологий в начальной школе способствует развитию у школьников познавательной активности, творчества, креативности, умения работать с информацией, повышению самооценки, а главное, повышается динамика качества обучения.