Министерство науки и высшего образования РФ
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
Балтийский Федеральный университет
Имени Иммануила Канта
Институт образования
Доклад на тему: «Итоговая аттестация школьников за рубежом»
Выполнили
Студенты 3 курса педагогического образования
С двумя профилями подготовки (Математика. Информатика)
Безелите С.А., Козьякова А.А., Королев А.Н.
г. Калининград, 2021
Оглавление
Введение 3
Основные международные характеристики высшего образования 4
Россия 4
США 7
Китай 10
Англия 13
Турция 16
Япония 17
Германия 20
Заключение 21
Литература 22
Введение
21 век – век информационных технологий, телевидения и Интернета, век научного прогресса и развития экономики. Однако, эти перемены касаются не только научной стороны жизни, но и социальной сферы общества. В связи с переменой современного образа и ритма жизни людей изменилось и их представление о мире. Быстрый темп развития многих стран способствовал смене системы образования. Посредством образования происходит трансляция культуры от одного поколения другому.
С одной стороны, на образование оказывают влияние экономическая и политическая сферы общественной жизни, а также социокультурная среда — национальные, региональные, религиозные традиции ,в силу чего модели и формы образования разных стран значительно отличаются друг от друга, что дает основания говорить, например, о русской, американской, французской системах образования.
С другой стороны, образование — относительно самостоятельная часть социальной жизни, которая может оказывать влияние на все сферы общества. Так, реформы образования в стране позволяют в дальнейшем повысить качество трудовых ресурсов и, следовательно, способствуют развитию экономики. Гражданское образование способствует демократизации политической сферы общества, юридическое — укреплению правовой культуры. В целом качественное образование формирует гармоничную личность, как в общекультурном плане, так и в профессиональном.
Всё вышеизложенное дает основания говорить о высокой актуальности выбранной темы. Образование имеет большую значимость как для общества в целом, так и для личности, являясь основным «социальным лифтом», который позволяет человеку добиться определенного статуса в обществе.
Цель: углубленно изучить, проанализировать, сравнить структуру и этапы образования в России и зарубежных странах
Задачи:
изучить научно-популярную и публицистическую литературу по теме доклада
рассмотреть основные аспекты среднего и высшего образования в России и других зарубежных странах, провести их сравнительный анализ
проанализировать экзаменационные этапы образовательных систем в зарубежных странах и России
собрать достоверную информацию об учебных процессах, организации школ и высших заведений России и зарубежных стран из различных источников
Основные международные характеристики высшего образования
Система высшего образования в разных странах базируется на одно-, двух-, трёх и четырёхуровневой структуре. При четырёх уровнях выпускники с высшим образованием делятся на бакалавров, специалистов, магистров и докторов философии. При трёхуровневой системе образования, принятой, в частности, в России, деление происходит на бакалавров (первый уровень), магистров и специалистов (второй уровень).
Высшее образование можно получить по очной, заочной, очно-заочной (вечерней) или свободной формах обучения (дистанционное образование), а также в форме экстерната. Причем, в некоторых странах, в зависимости от формы и целей обучения, количества изучаемых дисциплин, уровня подготовки, происходит деление студентов на «регулярных», «условных», «специальных», «случайных», «вольных».
В зависимости от формы обучения, страны, системы и профиля срок обучения для получения высшего образования колеблется от 4 до 9 лет.
Россия
ГИА имеет три формы.
ОГЭ — государственная итоговая аттестация в 9 классе.
ЕГЭ — государственная итоговая аттестация в 11 классе.
ГВЭ — письменные и устные экзамены в 9 и 11 классе для лиц с ограниченными возможностями здоровья.
ГИА завершает образовательные программы основного и среднего общего образования в Российской Федерации. Порядок государственной итоговой аттестации регламентируется соответствующими приказами Министерства образования и науки РФ (ныне — Министерства просвещения) от 25.12.2013 г. и 26.12.2013 года.
Когда сдают ГИА?
Все экзамены проводятся в несколько периодов. В каждом периоде предусмотрены резервные сроки, во время которых также сдают ЕГЭ и ГВЭ выпускники прошлых лет.
Досрочный. Экзамены проводятся по желанию для всех категорий участников ЕГЭ и ГВЭ, но не ранее 1 марта. Для участников ОГЭ, ГВЭ экзамены проводятся не ранее 20 апреля при наличии у участников уважительных причин, которые нужно подтвердить справкой или документами.
Основной. Экзамены могут сдавать все категории участников ОГЭ, ЕГЭ и ГВЭ. Обычно проводится в конце мая и июне.
Дополнительный. Для тех, кто не сдал ЕГЭ или ГВЭ по русскому и математике с первого раза, либо не сдал повторно в резервные сроки основного периода. А девятиклассники могут воспользоваться этим периодом, если получили неудовлетворительные результаты более чем по двум учебным предметам, либо повторно не сдали один или два предмета в резервные сроки.
По каким предметам сдают ГИА?
На ГИА в форме ОГЭ обязательно нужно сдать русский язык и математику. Ещё можно выбрать почти любой школьный предмет в качестве дополнительной дисциплины.
На ГИА в форме ЕГЭ обязательно сдают русский и математику — базового или профильного уровня. В перечень предметов по желанию входят остальные предметы.
Какие предметы обязательны для ГИА?
Для девятиклассников — два обязательных предмета. Это русский язык и математика.
Для одиннадцатиклассников — тоже два обязательных предмета. Это русский язык и базовая либо профильная математика. С 2022 года планируется введение ещё и обязательного английского.
Школьникам, которые имеют право на сдачу ГВЭ по показаниям здоровья, достаточно сдать русский и математику, чтобы получить аттестат — как в 9, так и 11 классе.
Можно ли пересдать ГИА?
Да, в случае неудовлетворительных результатов по обязательным экзаменам можно попробовать ещё раз. Но предметы по выбору можно пересдать только через год.
Право на пересдачу ОГЭ предоставляется школьнику, получившему отметку ниже тройки по одному или двум предметам. При повторной неуспешной сдаче одного-двух экзаменов в резервные даты у школьника есть третья попытка в дополнительный период.
Право на пересдачу ЕГЭ предоставляется школьнику, который не набрал минимальное количество баллов для получения аттестата. Потерпев неудачу на одном обязательном экзамене, его можно пересдать в резервные даты.
Для повторной сдачи экзамена необходимо подать заявление не позднее чем за две недели до начала соответствующего экзамена или дополнительного периода.
Сколько действительны результаты ГИА?
Результаты ОГЭ, ГВЭ-9 оцениваются по пятибалльной шкале. Успешное прохождение ОГЭ дает право на получение аттестата об основном общем образовании и продолжение обучения в школе или организации среднего профессионального образования.
Аттестат за 9 класс действителен, пока не получен другой документ об образовании.
Результаты ЕГЭ оцениваются по стобалльной шкале и действуют четыре года, следующих за годом сдачи. Они используются для поступления в вузы.
США
В США нет единой общегосударственной системы образования. Каждый штат определяет свои стандарты обучения.
Итоговая аттестация в США
Американские школьники сдают один из двух экзаменов — SAT или ACT. Они мало различаются между собой, но разрабатываются разными организациями. SAT, Scholastic Assessment Test — академический оценочный тест, который выпускники США сдают уже больше ста лет. С 1901 года этот экзамен помогает сделать систему приёма в американские вузы более прозрачной. SAT разрабатывает и проводит неправительственная организация College Board. Её представители утверждают, что результаты экзамена вкупе с данными школьной успеваемости, помогают наилучшим образом оценить готовность абитуриента к обучению в колледже.
ACT, American College Testing — Американское вузовское тестирование, необходимое для поступления и перевода в колледжи и вузы. Этот аналог SAT впервые сдавали в 1959 году. Сейчас его проводит одноимённая организация. Экзамен также помогает оценить степень готовности выпускника к дальнейшему получению образования.
Все вузы США принимают результаты обоих тестов. При этом в центральной части страны более популярен ACT, а на западном и восточном побережьях — SAT. Оба экзамена платные и длятся 3 часа.
Как устроен SAT?
Экзамен можно сдавать 7 раз в году. Участникам предлагают проанализировать текст, решить математические задачи и написать эссе. За ответы по каждому блоку (математика и словесность) ученик может получить от 200 до 800 баллов.
В работе с текстом испытуемым нужно закончить предложения, а затем ответить на вопросы. Этот раздел проверяет умение читать и понимать прочитанное. Письменная часть SAT состоит из теста и эссе. Выпускникам предстоит найти ошибки в языковых конструкциях, закончить предложения и разбить текст на фрагменты. К структуре сочинения на философскую тему жёстких требований не предъявляют, ученик может приводить примеры из литературы, науки и личного опыта.
Математический раздел SAT включает тесты с выбором ответа и вопросы с полем для развёрнутого комментария. Задания включают вопросы по алгебре и математическому анализу, геометрии, статистике и теории вероятностей. В некоторых заданиях разрешено пользоваться калькулятором.
Как устроен ACT?
Жители США могут сдавать ACT до 6 раз в год. Стоимость сдачи зависит от того, будет ли абитуриент сдавать дополнительные тесты и хочет ли направить результаты 5 и более вузов.
Тестирование ACT включает проверку знаний и навыков по английскому, чтению, математике и способности к научному мышлению. В каждом разделе можно набрать от 1 до 36 баллов. Большая часть заданий — в тестовой форме, где за каждый верный ответ дается 1 балл.
В тесте по английскому испытуемым предлагается поработать с фрагментами текстов: исправить пунктуационные и стилистические ошибки. В разделе по чтению необходимо прочесть несколько фрагментов (небольшое литературное произведение и три научных текста) и ответить на вопросы.
Задания по математике включают 60 вопросов из разделов алгебры, геометрии, аналитической геометрии и тригонометрии. К каждому вопросу предлагается пять вариантов ответа. Разрешено пользоваться непрограммируемыми калькуляторами.
Чтобы проверить способности к научному мышлению, старшеклассникам предлагают проанализировать отрывки текстов из разных областей знания и ответить на вопросы. Задание проверяет, может ли испытуемый понять содержание текста и результаты исследований, а также оценить разные точки зрения.
Для эссе на социальную тему дополнительно даётся полчаса. Чёткой структуры нет, но и на итоговую оценку оно почти не влияет.
Российская и американская система тестирования выпускников
В отличие от США, выпускные экзамены в России бесплатны. У американских абитуриентов есть выбор, по какой системе проходить испытания, у нас этого нет, хотя SAT и ACT во многом схожи. При этом россиянам приходится вместо одного комплексного теста сдавать полноценные экзамены по двум-трём предметам. Как и любые стандартизированные тесты, ЕГЭ и американские экзамены не дают полного представления о навыках и способностях ученика.
Китай
Гаокао — всекитайские государственные вступительные экзамены в вузы (аналог российского ЕГЭ).
Национальный выпускной экзамен проводится в основном в формате письменного тестирования (исключение составляет экзамен по английскому языку) и продолжается 2 или 3 дня. На сдачу обязательных экзаменов − по английскому и китайскому языкам, а также по математике − предоставляется по два часа. На сдачу еще двух предметов, которые ученики выбирают сами, − по полтора. Если экзаменуемый не уложился в отведенное для теста время, то экзамен считается несданным.
Максимальное количество баллов, которое можно получить на гаокао, – 750 за все пять предметов, 150 − за один. Гаокао считается успешно сданным, если выпускник набирает не менее 690 баллов в сумме. Экзамен по предмету считается проваленным, если за него получено менее 93 баллов. Работы проверяет компьютер, он же, суммируя, выводит итоговый результат, который действует один год.
Одновременно с этим школьникам также предстоит заполнить форму и перечислить университеты, в которые они хотели бы поступить. Каждое китайское высшее учебное заведение устанавливает нижний проходной порог, однако для учеников из разных провинций баллы могут варьироваться. Например, если ученик сдает гаокао в густонаселенной провинции, ему будет сложнее поступить в хороший вуз. Из-за большой конкуренции неизбежно будет расти и минимальный проходной балл. Совсем другое дело в провинциях с небольшой плотностью населения. Там проходные баллы в университеты будут ниже, а значит и поступить в них будет легче. Если же вы житель крупного города, у вас есть кое-какие преимущества для поступления в лучшие заведения страны. Согласно Berkeley Political Review, местным ученикам при поступлении отдается предпочтение. Поэтому жителям Пекина или Шанхая, где сосредоточены элитные учебные заведения, будет несколько проще в них поступить.
Если у вас высокий балл, вы можете попасть в первый вуз из вашего списка. Если же баллов не хватает, вашу анкету отклонят и передадут в следующее по списку заведение. Нельзя не признать, в Китае конкуренция при поступлении просто немыслимая. В лучшие университеты порой принимают менее 1% подавшихся кандидатов. В таких условиях, конечно, есть и те, кого не приняли ни в один вуз. Они теряют возможность поступления в университет на один год. Однако для них есть и в чем-то хорошая новость. Гаокао можно сдавать неограниченное количество раз, и пытаться, пытаться, пытаться.
Списывание на гаокао
Ставки для школьников на экзамене настолько высоки, что каждый год в Китае не обходится без уже привычного скандала. Сдающие тест пытаются пользоваться маленькими наушниками и даже нанимают людей, готовых написать работу за них. В эти дни в Китае растет спрос на самые разные беспроводные приспособления для списывания.
В ответ на нечестное поведение власти расставляют металлоискатели, активируют приборы для распознавания лиц, привлекают дроны и наряды полиции. Все, чтобы гарантировать надлежащий надзор за местами проведения экзаменов. А любой школьник, попавшийся на списывании, будет на несколько лет лишен возможности сдать гаокао. Если же кого-то поймают на организации массового списывания или узнают, что кто-то нанял другого сдать экзамен за себя, то мошенника лишением свободы до 7 лет.
Секретность экзаменационных бланков
Экзаменационные бланки и задания перевозят как самые секретные документы. При транспортировке их сопровождает охрана и отслеживают по GPS. Преподаватели, которые составляли задания, находятся под строгим наблюдением, чтобы избежать утечки информации.
Ответственный подход к организации места экзамена
В день Х центры тестирования огораживают, создавая «тихие зоны». Школьников доставляют к месту на специальных автобусах. Если подросток добирается на такси, то такому автомобилю присваивают желтый знак, который дает право на приоритетный проезд к экзаменационному центру, а сами таксисты относятся к сдающим госэкзамен с сочувствием и пониманием. Нередко в дни гаокао они подвозят подростков бесплатно.
Университеты
В Китае все университеты делятся на четыре уровня, в заявлении надо указать по одному университету каждого.
Самый высший уровень нулевой. Это закрытые университеты, готовящие специалистов для армии и правительства. О них нет никакой информации, кроме названия (даже проходные баллы за прошлые годы не узнаешь). Поступить туда сложнее всего, кроме отличных результатов на экзамене, нужно соответствовать другим требованиям. Тем не менее, абитуриенты в анкете указывают один университет этого типа.
Университеты первого уровня – главные университеты страны, правительство не жалеет на них денег. Чем ниже уровень университета, тем меньше денег он получает от государства, и тем большую долю его доходов составляет плата за обучение. Учась в университете первого уровня, студенты получают приличную стипендию, а в менее престижном вузе они сами оплачивают обучение. Тем самым государственное участие оказывается естественным маркером качества образования: окончившие университет первого уровня могут рассчитывать на самые лучшие рабочие места.
Правильно выбрать по одному университету каждого уровня – задача нетривиальная. Проходной балл в китайские университеты заранее не известен. Допустим, университет планирует набрать 800 первокурсников, тогда результат последнего принятого и окажется проходным баллом.
Англия
Система школьного образования в Англии включает младшие, средние и старшие классы. Промежуточными звеньями в этой цепочке являются экзамены. Именно они позволяют детям переходить в английские школы в 7–11, 13, 15 или 16 лет.
GCSE (14–16 лет)
Этап средней школы в Англии продолжительностью два года. GCSE (General Certificate of Secondary Education) — это аналог 9 классов российской школы, то есть неполного среднего образования.
Чтобы получить эту квалификацию, ученики изучают 6–8 предметов, из которых обязательными считаются математика, английский, естественные науки и иностранный язык. Экзамен проходит весной. Баллы, полученные по предметам на GCSE, крайне важны при выборе предметов на A-Level. По итогам нововведений вместо отметок от A* до G экзаменационным работам будет присваиваться их цифровой аналог: от 9 до 1, где 9 — это высший возможный балл. До 2017 года максимальной отметкой была A* (A star, в переводе произносится как «А со звездочкой»), за ней следовали оценки A, B, C, D, E, F и G. Их получение означало, что экзамен сдан. Оценка U (ungraded/unclassified, что переводится как неклассифицированный, низкого качества) ставилась в случаях, когда ученик не смог набрать достаточного количества баллов и не получал GCSE по этому предмету.
По новой системе оценивания GCSE:
9 — выше чем сегодняшняя A*
8 — между A* и A.
7 равняется A
6 эквивалентна повышенной B
5 между B и C
4 равно C
3 между D и E
2 между E и F
1 — это G
U — экзамен не сдан
Пересдача
Пересдать GCSE по английской литературе, иностранным языкам и математике можно в ноябре. Если для пересдачи требуется больше предметов, чем эти три, то придется ждать до следующего лета.
Апелляция
Если школьник не доволен результатами и думает, что они могут быть неверны, первостепенно важно в первую очередь поговорить со школой или колледжем. Студенты не могут напрямую обратиться в комиссию по пересдаче, поэтому решение о подаче на апелляцию остается за школой.
IGCSE (15 лет)
Если на момент поступления в английскую школу ребёнку исполнилось 15 лет, ему подойдёт международный формат – iGCSE. Это годичная подготовительная программа, разработанная специально для иностранных учеников, которых впереди ждёт старшая школа.
Английские школы с IB-программой обычно называют этот курс “Pre-IB” (St. Clare’s College, St. Leonard’s School, Ardingly College).
Школы, которые придерживается формата A-Level, именуют курс “Pre-A-Level” (Hurtwood House).
В Sidcot School, Taunton School, Malvern College доступны оба варианта подготовки.
IB (16–18 лет)
Международный бакалавриат – это двухгодичная программа старшей школы. Её диплом признаётся всеми странами мира как квалификация при зачислении в университет.
Учебный план IB включает 6 академических предметов (3 на углублённом и 3 на стандартном уровне) из шести групп дисциплин: языки, иностранные языки, гуманитарные науки, естественные науки, математика, творчество. Помимо этого, школьники проходят курс теории познания, выполняют программу «Творчество. Спорт. Общественная работа» и пишут эссе на 4000 слов.
A-Level (16–18 лет)
Программа старшей школы A-Level — это есть британский аттестат о полном среднем образовании. Курс длится два года, в течение которых ребёнок изучает 4–5 предметов на углублённом уровне.
В 16 лет английский школьник должен определиться со специальностью в университете и, отталкиваясь от неё, выбрать дисциплины на A-Level: английский, математика, естественные науки, иностранные языки, дизайн и технологии, социальные науки, искусство и другие науки (археология, геология и прочее).
Экзаменационные работы собирают, кодируют и отправляют в штаб экзаменационной комиссии, где распределяют в хаотичном порядке по проверяющим учителям. Имена студентов нигде не фигурируют, и вычислить, чью работу кто проверяет, практически невозможно. Поэтому подтасовка отсутствует. Тем не менее система несовершенна, и проверяющие тоже люди, поэтому каждая десятая работа отправляется двоим проверяющим. И если результаты проверки различаются больше чем на 3%, то работу обоих приостанавливают и разбирают с ними более подробно, обсуждают, в чем разногласия. Таким образом, система достаточно устойчивая и саморегулирующаяся. Шпаргалки лучше не использовать совсем. В Британии за это можно горько поплатиться – получить ноль баллов по предмету.
Система обучения в школах Англии строится по принципу «от общего к частному»: в младших классах дети изучают большой набор предметов (около 15), в средней школе сосредотачиваются на 8 курсах, а в выпускных классах берут только 4–6 дисциплин. По этой причине детям из других стран рекомендуется переходить в английские школы в 7–13 лет, чтобы попробовать себя в разных областях и выбрать наиболее перспективное направление.
Турция
Чтобы получить среднее образование, ученику необходимо поступить в лицей и успешно его окончить. В стране работают разные виды лицеев – общеобразовательные и узкоспециальные – технические, медицинские, педагогические и пр. Также продолжить обучение можно в частном лицее, они называются «колледжи». Обучение в лицее длится ещё 4 года. Ученики проходят итоговую аттестацию и получают соответствующий диплом.
После окончания лицея продолжить учёбу можно в училище. Если лицей был профильный, то в училище такого же направления можно поступить без экзаменов. Если же лицей был общеобразовательный, то для поступления в профильное училище необходимо успешно сдать экзамен YGS.
Учёба в училище рассчитана на 2 года. Затем обучающиеся могут сдать переводной экзамен DGS и продолжить обучение в вузе.
Тест YSG включает в себя 160 вопросов из разных областей: 12 посвящены географии, 14 — физике, 15 — истории, восемь — философии, 13 — биологии, 40 — математике, 13 — химии, 40 — турецкому языку и пять — религии и морали. Если абитуриенту удалось набрать минимальное количество баллов, он может поступать в университет. Для этого необходимо сдать еще один экзамен — LYS — в одной или нескольких предметных областях. Можно выбрать иностранный язык, математику, социальные науки, литературу, географию или естественные науки. При отборе вузы учитывают оба экзамена: 40% финальной оценки составляют результаты YSG и 60% — результаты LYS.
Япония
Условно все школьные экзамены в Японии можно поделить на промежуточные и вступительные. Промежуточные экзамены сдаются на протяжении учебного года, а вступительные – при переходе из начальной школы в среднюю, затем в старшую и в университет.
Систематическая сдача экзаменов начинается со средней школы. В начальной школе экзамены отсутствуют. В средней и старшей школе учащиеся сдают промежуточные экзамены в середине первых двух триместров и в конце каждого триместра. Так экзамены по японскому языку, английскому, математике, обществоведению и естествознанию проходят в середине триместров, а в конце каждого из триместров сдаются экзамены по всем осваиваемым предметам. В основном экзамены представляют собой письменные тесты. Система оценивания – балльная. Высший возможный балл – 100. Как правило, за неделю до того, как начнутся экзамены во всех кружках и спортивных секциях отменяются занятия. Это делается для того, чтобы школьники смогли лучше подготовиться к экзаменам.
При переходе в старшую среднюю школу, то есть после окончания обучения в девятилетней обязательной школе, начинается первое серьезное деление японских учащихся по знаниям. Прием в старшую среднюю школу происходит на основании школьных оценок и результатов вступительных тестов. Отметим, что содержание вступительных тестов ориентировано на национальные программы, но при этом имеет некоторые различия для отдельных регионов (префектур) страны. Примечательно, что результаты вступительных тестов не сообщаются учащимся, а высылаются сразу в школы, выбранные ими для поступления.
Выпускного экзамена, как такового, в Японии нет. Школьники лишь получают сертификат (аттестат) на основе результатов обучения. По решению педсовета школы некоторые учащиеся могут быть оставлены для повторного обучения в заключительном классе. «Согласно предписанию Министерства образования, науки и культуры в средней школе последней ступени используется вузовская система оценки знаний. Это означает, что каждый ученик должен набрать не менее 80 зачетных единиц (кредитов) для получения свидетельства об окончании полной 12-летней средней школы (Kotogakko). Например, по итогам изучения каждого из двух курсов японского языка и современной японской литературы дается по 4 кредита, за лексикологию японского языка и лекции по классическому языку - по два кредита» .
В стране существует централизованная система проведения вступительных экзаменов, результаты которых используются (в разной мере) всеми вузами, притом, что каждый вуз устанавливает свое соотношение между весами централизованного и своего экзаменов, а некоторые университеты принимают по результатам общенационального экзамена. Вместе с тем ряд частных университетов не требует сдачи централизованного экзамена, обходясь своими экзаменами, а также производя прием по рекомендациям, даваемым школами. Следует заметить, что японское министерство образования все время подчеркивает важность использования разных методов при отборе будущих студентов (включая устные собеседования, школьные рекомендации и т.п.).
При поступлении в престижный вуз выпускники средней школы обязаны пройти два экзаменационных тура. Первый тур (University Entrance Center Examination или UECE) проводится в школе за полгода до поступления в университет. Учащиеся проходят несколько тестов на выбор из 12 предметов. Число тестов определяется каждым университетом самостоятельно. Так, «самый престижный Университет Токио принимает документы у абитуриентов, сдавших не менее 5 национальных экзаменов (UECE), другие университеты требуют сдачи 2-3 экзаменов».
При Министерстве образования, науки и культуры Японии создан Национальный Центр по вступительным экзаменам в университеты (National Center for University Entrance Examinations), отвечающий за проведение первого экзаменационного тура, обязательного для любого абитуриента. Данный центр занимается такими вопросами как, например, регистрация и учет сдающих экзамены, оформление документов о сдаче экзаменов. В центре существуют двадцать предметных комитетов, разрабатывающих содержание экзаменов.
Второй тур проводит сам вуз непосредственно при поступлении. Считается, что вступительные экзамены в университете гораздо сложнее национальных экзаменов, они разработаны вузовскими специалистами и отличаются по содержанию для разных университетов и, кроме того, для некоторых факультетов в одном и том же университете.
Таким образом, при поступлении в вуз абитуриент еще будучи школьником сдает так называемый «Общий тест достижений первой ступени», проводимый Национальным центром по приему в университеты. Написавшие тест допускаются к вступительным экзаменам, непосредственно в выбранном университете. Тот, кто не справился с экзаменами, может повторить попытку через год или два. Многие абитуриенты после неудачной сдачи экзаменов начинают учиться на специальных курсах или идут работать, некоторые совмещают и то и другое. Повторно сдающие экзамены обычно составляют одну треть от общего числа абитуриентов их называют Rounin.
Германия
Abitur – так называется аттестат об окончании гимназии в Германии. Его наличие позволяет без дополнительных экзаменов поступить в университет. Набор выпускных тестов заменяет и школьные экзамены, вступительные в вуз.
Выдавать аттестат зрелости по их результатам могут лишь гимназии. На подготовку к экзаменам отводятся два последних года учебы: 11-12-й или 12-13-й классы (некоторые гимназии продлили обучение на один год).
Во время выпускных испытаний на получение аттестата Abitur школьники сдают пять экзаменов по основным предметам. Причем один из них обязательно должен сдаваться устно. Как именно проходят тесты, зависит от месторасположения школы.
Конечно, выпускники могут сами выбрать те экзамены, которые они будут сдавать по выбору, однако есть три обязательных группы, предметы их которых должны быть обязательно включены в список.
язык, литература и искусство (в список вошли немецкий, французский или английский языки, также можно сдавать латынь или древнегреческий; из экзаменов по искусству можно выбрать музыку или рисование);
социальные науки (политология, история, социология, география, философия);
математика и точные науки (информатика, математика, физика, химия, биология).
Также для выпускников школ со спортивным уклоном могут быть добавлены спортивные дисциплины.
Экзамены проводятся весной в период с марта по май. Каждый экзамен из обязательной сетки занимает полтора часа (180 минут), а экзамен по выбору – 2,5 часа и более. На устную презентацию отводится не более 20 минут.
Процедура проведения экзаменов по основным предметам утверждена.
Экзамен по немецкому или иностранному языку (английскому, например) предполагает выбор одной из трех тем (лирика, современная литература или история языка), а затем выполнение двух или трех заданий по ней.
На экзамене по математике студенту надо выбрать три темы из шести (например, алгебра) и решить по каждой из них 5–6 задач.
Экзамен по естественным наукам помимо теоретического задания включает в себя проведение эксперимента.
Для получения аттестата Abitur студенту необходимо набрать 300 баллов. Учитываются баллы по пяти выбранным предметам за последние два года учебы. Они считаются следующим образом.
Каждый семестр студент может получить максимум 15 баллов за изучаемый предмет.
За сдачу экзамена по основному предмету – 30 баллов (т.е. максимум 90).
За сдачу экзамена по выбору – 60 баллов (т.е. максимум 120).
Чтобы повысить шансы на получение аттестата последние два года многие студенты изучают большее количество предметов.
Заключение
Целью данного доклада заключалась в углубленном изучении и сравнении структуры итоговой аттестации учащихся в России и зарубежных странах. Для достижения данной цели была проанализирована научно-популярная и публицистическая литература, рассмотрены основные аспекты среднего и высшего образования в России и других зарубежных странах, экзаменационные этапы образовательных систем в зарубежных странах и России.
Анализ показал, что в России и других зарубежных странах накоплен богатый опыт использования аттестации учащихся для решения проблемы повышения качества образования, индивидуализации обучения. Системы аттестации учащихся в зарубежных являются эффективной, так как при ее организации учитываются социально-культурные, социально-педагогические, организационно-методические условия.
Выявленные процедуры и формы оценки достижений школьников, применяемых для аттестации учащихся в зарубежных школах, могут быть использованы, например, при их адаптации к менталитету Российского учителя в профильные школы, которые уже существуют в России.
Литература
Федерального закона № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г. «Об образовании в Российской Федерации»
Приказ Министерства образования и науки от 25 декабря 2013 г. № 1394 «Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования».
Приказ Министерства образования и науки от 26 декабря 2013 г. № 1400 «Об утверждении порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования».
Бражник Е.И. Проблемы развития педагогического образования за рубежом //Актуальные проблемы непрерывного педагогического образования, Вып.1. СПб.: Образование, 1994
Бражник Е.И. Проблема качества образования в развитых странах мира //Качество образования в современной школе. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2000.
Валицкая А.П. Образование России: стратегия выбора. — СПб., 2010.
Выбор в современной школе /Под общей ред. А.П.Тряпицыной. — СПб.: Водолей, 2002.
Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики. — М.: Просвещение, 1998
Малькова З.А. Школа и педагогика за рубежом. М., 2012
Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе: Анализ зарубежного опыта. — М., 2013