СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на тему : " Из опыта работы по воспитанию учащихся начальной школы на национальных традициях и обычаях"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В докладе помещены методы и формы работы с обучающимися начальных классов по их приобщению к национальным традициям и обычаям 

Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему : " Из опыта работы по воспитанию учащихся начальной школы на национальных традициях и обычаях"»

Из опыта работы по воспитанию учащихся начальной школы на национальных традициях и обычаях


.. Мир народной культуры открывает детям нравственные ценности русского народа: трудолюбие, милосердие, любовь к природе, к родной земле..


Традиции в переводе с латинского означает «передача». Признаками традиций являются массовость, прочность, жизненность, долговечность, многообразие. Составной частью традиций являются обычаи. Когда традиции соблюдаются постоянно и регулярно – они превращаются в привычную форму действия, устойчивый стереотип поведения. Вот это и должно быть конечной целью в воспитании учеников на традициях татарского народа.

В своем выступлении я хочу остановиться на вопросе значения изучения народных обрядов, традиций в воспитании младших школьников. Родные слова, родные песни, родные узоры - это самые яркие звезды каждого народа, его самое дорогое духовное богатство. Народная культура воплощена в доступных для младших школьников формах: играх, песнях, сказках, загадках, костюмах, домашней утвари. Этот мир очень яркий и выразительный и поэтому интересен для детей. Особенно привлекает и то, что предмет изучения позволяет ребёнку стать активным участником деятельности. Петь, плясать, рисовать, мастерить, участвовать в театрализованных постановках, разгадывать загадки сказочных героев – все эти возможности предоставляет изучение народной культуры, тем самым способствуя всестороннему развитию личности ребёнка.

В устном народном творчестве как нигде отразились черты татарского характера, присущие ему нравственные ценности – представления о доброте, красоте, правде, верности своей Родине. Знакомство с особенностями татарских пословиц, поговорок и загадок начинается ещё в младшем возрасте. Ребята не только убедились в том, что используя в своей речи пословицы и поговорки можно ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь, но и в том что такие маленькие изречения хранят в себе глубокий смысл, заложенный народом.

В свободное от занятий время и во время занятий провожу татарские народные игры. Игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Главное достоинство игры – самостоятельный характер, что является положительной основой для проявления творчества, фантазии. По содержанию все народные игры выразительны и доступны ребенку; в них много юмора, шуток, соревновательного задора; они часто сопровождаются неожиданными моментами, считалками. Это такие игры как «Очты, очты каргалар», «Чума урдяк, чума коз», «Умелые руки», «Скворцы», «Найди пару». Они носят коллективный характер, в связи с этим приучают детей к деятельности в коллективе.

Очень хорошая форма для приобщения учащихся к народным традициям – это экскурсии. Экскурсия в соборную мечеть, где дети воочию увидят и священное сооружение и встретятся с муллой – имам, познакомятся с правилами поведения внутри мечети. Система народных традиций, обычаев является одним из эффективных средств воспитания, так как осуществляет механизм передачи норм поведения, культурных и духовных ценностей от одного поколения к другому.

Проводим экскурсии в сельскую библиотеку, где можно взять и почитать книги на родном языке.

Особенно эффективным использование народных традиций стало на уроках литературы на родном языке, татарского языка, изобразительного искусства. Рассказываю о жизни и творчестве детских писателей и поэтов. Читаем стихи татарских поэтов, дети заучивают их и затем с удовольствием рассказывают на праздниках. Особый интерес дети проявляют к татарскому народному поэту Габдулле Тукаю. Сказки мы и читаем, а также смотрим в виде мультфильмов. В классе есть аудиокассеты с национальными сказками на татарском языке, которые используются не только на уроках, но и во внеурочное время. Интерес проявляется постепенно, по мере изучения языка. Я надеюсь, что дети будут слушать и воспринимать такие произведения, истинно понимая красоту и величие нашего родного языка, достигать глубину и мудрость народа.

Большой вклад в развитие речи вносят уроки музыки, где дети разучивают песни на родном языке. Они поют их везде: на уроках, на внеклассных мероприятиях, во время экскурсий и даже на переменах. Также на уроках музыки дети знакомятся с татарскими композиторами, слушают их музыку.

С целью приобщения детей к татарской национальной культуре мы принимаем активное участие в национальных праздниках: «Сабантуй», «Чячкя бяйряме», «Нәүрүз» и др., где дети с большим желанием участвуют: рассказывают стихи, поют песни, играют в разные национальные игры.

Не оставляет равнодушными наша работа по данному направлению и наших родителей. Они присутствуют на наших отчётах и праздниках, помогают найти и оформить нужный материал, презентацию, поддерживают все наши начинания, и конечно, совместные чаяпития. Привлечение родителей учащихся способствует формированию бережного отношения к традициям и сохранению семейных связей, улучшению отношений между поколениями.

Изучение, освоение народных традиций – путь к формированию творческой личности, способной постичь красоту и непреходящую ценность духовной культуры народа, понять и оценить вклад каждого народа в сокровищницу общечеловеческой духовной культуры.
В нашей школе много лет функционирует музей, где один из стендов посвящён национальной одежде. В музее представлены предметы культуры и быта татарского народов. Музей постоянно пополняется новыми экспонатами, благодаря стараниям родителей и коллег.

Использование народных традиций в учебной и внеучебной деятельности позволяет учителю уделить больше внимания работе учащихся и выявить те недочеты, которые имеются у детей в знаниях. Для того, чтобы у детей постоянно поддерживался интерес к учебе, очень важно хорошо подумать и спланировать внеурочную работу.

Таким образом, приходим к выводу, что каждый учитель может найти множество путей использования народных традиций в учебной и внеучебной работе в начальных классах сельской школы. Главное здесь состоит в том, чтобы творчески относиться к применению в практической работе системы занятий, которая разработана для младших школьников.