СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на тему "Как научится читать с листа. Транспонирование".

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

.        Прежде чем начать транспонировать   с листа, по нотам и на слух надо выучить   нотный текст. Дальше произведение разбивается на предложения, в которых легче можно будет увидеть   модуляции в другие   тональности.

Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему "Как научится читать с листа. Транспонирование".»


Как научится читать с листа. Транспонирование.


Один из вариантов:

Обязательно просмотреть произведение с самого начала. Затем проанализировать и проиграть трудные места. И в конце сделать контрольное исполнение. Такое проигрывание дает хороший результат.

Транспонирование с вокалистом. Прежде чем начать транспонировать с листа, по нотам и на слух надо выучить нотный текст. Дальше произведение разбивается на предложения, в которых легче можно будет увидеть модуляции в другие тональности. Карандашом помечать буквенное обозначение в нотном тексте. Произведение делится на предложения и отмечается в новой тональности с изменением аккордов, подписывая их значение внизу нотной строки в басу. Это облегчает восприятие нотного текста, который исполняется или по нотам или на слух.


Типы транспонирования.
Транспонирование по слуху.

Умение транспонировать текст важно в классе вокала. При разучивании вокальной партии можно не выигрывать всю фактуру аккомпанемента, выхватывая лишь бас и отдельные аккорды для сохранения гармонической окраски. Но такой подход не допустим на экзамене, конкурсном выступлении. Тщательно проученная фортепианная партия - залог успешного выступления на сцене.

В вокальном классе мне часто приходится играть одно и то же произведение в соседних от оригинальной тональностях. Это транспонирование на тон вверх или на тон вниз. Иногда из-за мутационного периода у мальчиков за две недели можно сменить целый ряд тональностей. Из-за смещения фактуры произведения вниз или вверх звучание инструмента искажается (слишком низкое или высокое звучание). Избежать этого можно, заменив аккорды в арпеджированной фактуре произведения, не меняя гармонического строя.

С большим количеством знаков неудобно транспонировать. Это касается особенно бемольных тональностей - b - moll, es – moll и т.д. Для удобства исполнения можно подобрать удобную аппликатуру или представить себе энгармонически равные тональности.

Можно всегда найти способ для удобного исполнения транспонированного текста. Пусть у пианиста маленькая рука, но приспособиться к трудной фактуре тоже можно. Это зависит от исполнительских навыков концертмейстера.

При своей маленькой руке стараюсь использовать все её возможности, например, играю не общепринятой аппликатурой (нахожу удобную в каждом конкретном произведении), в октавных пассажах «опускаю» нижний звук октавы. Если гармония аккордовая с развёрнутым трезвучием, беру сексты или просто октавы, не нарушая достаточности гармонического аккомпанемента.
Транспонирование знакомых и незнакомых концертмейстеру произведений.

Тренировка навыков транспонирования должна идти ежедневно. Есть навык, тогда есть и осмысленный перевод фактуры в заданную тональность. Важно уметь переводить фактуру произведения и в ближайшие и в дальние тональности.

При транспонировании концертмейстеры руководствуются следующими правилами: транспонирование на малую секунду вверх (вниз) в одноименной тональности. На практике ощущение тонального плана вокального произведения стираются, главной в транспозиции становится интуиция, которой я доверяю. Аккордовые последовательности при многолетней работе концертмейстер узнаёт интуитивно.

Читая с листа, проставляя цифровое обозначение аккордов в произведении можно и нужно делать свои опорные пометки. Это облегчит первоначальное, слуховое знакомство с нотным текстом.

Совсем по-другому ощущается прочтение знакомого даже на слух нотного текста: вся гармоническая сетка аккордов или арпеджио и вокальная строчка присутствуют в памяти концертмейстера. Поэтому, даже опираясь только на вокальную партию, возможно, сыграть аккомпанемент, выстроив ту же аккордовую последовательность в новой тональности мысленно. Здесь поможет внутренний слух концертмейстера, устойчивое знание основных аккордов тональности, свободное владение аппликатурой (удобно индивидуальной для каждого исполнителя). Сохраняя оригинальный текст автора можно транспонировать в любую тональность.

Пошагово можно транспонировать все тональности кварто - квинтового круга. С помощью этого метода механически закрепляется звучание каждой функции аккорда романса, одновременно происходит закрепление аккордовых последовательностей на слух.
Транспонирование по нотам.

Здесь текст переносится из тональности в тональность не механически, а соблюдая интервальное расстояние и гармонию. Этому предшествует слуховой анализ гармонической сетки, потом партия внимательно проигрывается в выбранной тональности.