СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на тему : "Как помочь одарённому ребёнку развить свой талант"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему : "Как помочь одарённому ребёнку развить свой талант"»

15


Муниципальное бюджетное

общеобразовательное учреждение

«Шаховская средняя общеобразовательная школа № 1 »









Доклад



«КАК ПОМОЧЬ ОДАРЁННОМУ РЕБЁНКУ РАЗВИТЬ СВОЙ ТАЛАНТ »









Выполнила:

учитель русского языка и литературы

Кузнецова Марина Владимировна









р.п. Шаховская

Если талант - это искра Божья,

то нужно приложить ещё немало усилий,

чтобы из неё возгорелся огонь творчества. 

Бауржан Тойшибеков


Способности — это индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условиями успешного осуществления в данной деятельности и обнаруживающие различия в динамике овладения необходимыми декреты воспитания в вопросах и ответил для нее знаниями, умениями и навыками (А.В. Петровский).

Для того чтобы определить, какими способностями обладает ребенок, необходимо ответить на вопрос: «А какие вообще бывают способности?» Психологи классифицируют способности на общие и специальные.

Выделяют следующие виды специальных способностей:

  1. Учебные и творческие

  2. Умственные и специальные

  3. Математические

  4. Конструктивно-технические

  5. Музыкальные

  6. Литературные

  7. Художественно-изобразительные

  8. Физические способности

Природа общих способностей (интеллект, креативность и поисковая активность) определяется особой организацией познавательных функций и индивидуального опыта (включая знания, умения и навыки). Общими эти способности называют потому, что они необходимы для выполнения всех видов деятельности, независимо от степени их сложности. При этом в интеллекте наблюдаются отличающиеся друг от друга варианты.

Отдельно следует рассмотреть понятие одаренность. Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни ка­чество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Кто же такой одаренный ребенок? Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, оче­редными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Для одаренных детей характерны следующие особенности:

- яркое воображение; - способность к нестандартному восприятию; - интуиция; - любознательность; - оригинальность; - конкретность мышления.

Одаренные дети обычно обладают отменной памятью, которая основана на раннем овладении речью и абстрактным мышлением. Их отличают способность умение широко пользоваться накопленными знаниями.

 Понятие «талант» произошло от греческого слова «talanton», и означает выдающиеся способности в какой-либо области. Мы видим, что способность и одаренность являются некими ступенями к таланту и характеризуют нестандартного ребенка, не такого, как все.

Разная формула способностей определяет талантливость ребенка. Талант – это возможность реализации системы способностей. Во многом эта реализация зависит от условий, в которых находится развивающаяся личность. И очень часто бывает так, что талант угасает, не имея возможности развиться и засиять.

Талантливый ребенок – это ребенок с такими результатами выполнения деятельности, которые отвечают требованию объективной новизны и социальной значимости.

Каждый ребенок по-своему талантлив и одарен.

Выявление одаренных детей – продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка.

В учебной деятельности одаренные дети отличаются тем, что:

1. Хотят добиваться успехов в учебе и приобретать знания, не воспринимая это как насилие над собой.

2. Способны к самостоятельным действиям, благодаря приобретенным ранее умственным навыкам.

3. Умеют критически оценивать окружающую действительность и проникать в суть вещей и явлений.

  1. Погружены в философские проблемы, касающиеся вопросов жиз­ни и смерти, религии и сущности мироздания.

  2. Не довольствуются поверхностными объяснениями, даже если они кажутся достаточными для их сверстников.

  3. Постоянно стремятся к самосовершенствованию и стараются все делать хорошо. Отсюда — постановка завышенных целей и тяжелые пе­реживания в случае невозможности их достижения.

  4. Могут полностью концентрировать внимание и погружаться в про­блему, подавляя любые преграды.

  1. Способны отвечать за свои поступки и оперативно принимать решение в сложной ситуации.

  2. Урок для них особенно интересен, когда имеет место поисковая и исследовательская ситуация, импровизация и парадоксы.

10. Умеют выделять главное в проблеме и в жизни, необходимое
в данный момент для самореализации.

  1. Лучше других своих сверстников способны раскрывать отноше­ния между явлениями и сущностью, использовать логические операции, систематизировать и классифицировать материал.

  2. Остро переживают несправедливость в случае нарушения мораль­но-нравственных норм и отношений.

Важно не упустить таких детей, а помочь развить свой талант.

При работе с одаренными детьми используются такие формы работы.

  • Индивидуальный подход на уроках, использование в практике учителя элементов дифференцированного обучения, проведение нестандартных форм уроков.

  • Дополнительные занятия с одарёнными учащимися, подготовка к олимпиадам, интеллектуальным играм, дискуссии, консультации по возникшим проблемам.

  • Участие в школьных и районных олимпиадах по предметам

  • Конкурсы, интеллектуальные игры, концертная деятельность, фестивали, спортивные соревнования.

  • Использование современных средств информации.

Педагоги нашей школы используют разнообразные формы и методы работы с одаренными детьми, например:

  • групповые занятия;

  • кружки по интересам;

  • конкурсы;

  • участие в олимпиадах;

  • работа по индивидуальным планам;

  • исследовательская деятельность;

  • творческие проекты;

  • внеурочная деятельность в условиях ФГОС в 5 классе;

  • дифференцированная работа на уроках.

Преподаватели нашей школы оказывают педагогическую поддержку одаренным детям на уроках, а также во внеурочной, внеклассной работе. Многие ученики, которые проявили признаки одаренности, имеют наставников по отдельным предметам. Талантливому ученику оказывается помощь во всех вопросах, интересующих их. Ученик самостоятельно выстраивает свою деятельность, а наставник помогает ему в решении сложных проблем, являясь помощником, советчиком, консультантом. При работе с одаренными детьми наставник планирует работу и время, которое необходимо охватить, то есть создается индивидуальный план работы с одаренным ребенком. Индивидуальный образовательный план может охватывать разные учебные периоды: урок, день, неделя, учебная четверть, учебный год. Поэтому они могут быть различными: краткосрочными (рассчитанными на изучение одной учебной темы, подготовку к олимпиаде, конкурсу) и долгосрочными (связанными с подготовкой к научно – практической конференции или научно-исследовательской работе, экзаменам).

Индивидуально – групповые занятия с проектированием индивидуаль­ных образовательных планов предполагают диагностику уровня познавательных возможностей и уровня притязаний школьников в той или иной предметной области. Она может быть осуществлена в предметной деятельности на кон­кретном тематическом материале, например, в форме конкурса вопросов, об­зорного знакомства с темой, выбора учениками заданий разного типа, тестиро­вания.

Важным этапом во взаимодействии учителя и ученика является тот факт, что ученик должен определить для себя основные значимые цели в изучении предмета, сформировать перечень конечных результатов и формы их представления. Школьник с помощью учителя должен организовать план своей работы, отобрать средства и способы деятельности, установить системы контроля и оценки своей деятельности. Затем реализует индивидуально образовательный план и подводит итоги работы. Результатом реализации мо­жет быть выступление с докладом, защита реферата или проекта, участие в предметной олимпиаде и научно-практической конференции, защита исследовательской работы. Главной целью ученика при выполнении индивидуального плана – это результат. Индивидуальный план – это хорошее звено взаимопонимания между учителем и учеником, благодаря которому, наставник может помочь одаренному ребенку преодолеть возникшие проблемы, оказать психологическую помощь, заставить поверить в себя и подтолкнуть подопечного к раскрытию своих талантов. Это одна из форм, которые применяют преподаватели в нашей школе для работы с одаренными детьми, так, например, в результате работы с такими детьми, педагоги пришли к таким итогам:

Индивидуально – групповая работа с одаренными детьми способствует: формированию коммуникативной компетентности (умение кратко и понятно излагать свои мысли, грамотно говорить); формированию социальной компетентности (навыков работы в команде: умение отстаивать свою точку зрения, считаться с чужим мнением, проводить объективную рефлексию); формированию расширенной предметной компетентности (самостоятельной познавательной активности, навыков работы с большим объемом информации, умений видеть проблему и наметить пути ее решения, применять базовые и углубленные знания для решения конкретных проблем, развитие креативных способностей, критического мышления).

В результате учащиеся, с которыми работали в рамках индивидуально – групповых занятий приобретают необходимые для успешной учебной деятельности навыки. Они умеют развернуто обосновывать суждения, дают точные четкие определения, приводят доказательства (в том числе от противного), объясняют изученные, исследуемые положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах, владеют основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика).

В работе с одаренными детьми активно используются творческие проекты. Ученые в вопросе работы с одаренными детьми выявили, что наиболее эффективной формой работы с одаренными являются творческие проекты. Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути. Учителю в рамках проекта отводится роль разработчика, координатора, эксперта, консультанта. Наиболее интересные, оригинальные проекты получаются у детей, имеющих творческие задатки. Работа над проектом даёт возможность развивать общие интеллектуальные способности, творческие, конструктивно-технические, художественно – изобразительные. В условиях информатизации образовательного процесса учащиеся, занимающиеся исследовательской деятельностью, уверенно используют мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентаций результатов исследовательской и практической деятельности.

Организация научно-исследовательской деятельности учащихся способствует воспитанию образованной, гармонически развитой, творческой личности. Но практика показывает, что не всегда ученик проявляет интерес к такой серьезной деятельности, особенно на первом этапе. Поэтому, одной из главных задач учителя – это заинтересовать ребенка.

Можно использовать несколько приемов для пробуждения интереса к научно – исследовательской деятельности и активизации творческой деятельности школьника:

Во – первых, в работе с учениками можно обратить внимание на то, что участие в научно – исследовательской деятельности пригодится в дальнейшей жизни учащегося, уже за пределами школы.

Во-вторых, известно, что людям, особенно подросткам, свойственно стремление выделяться, быть не похожим на большинство. Участие в научно – исследовательской деятельности позволит ученику ощутить свое особенное положение.

В-третьих, в научно – исследовательскую деятельность можно внести соревновательный или конкурсный аспект.

В-четвертых, прежде чем дать задание ученику, необходимо выяснить его интересы, предпочтения в той или иной сфере научных знаний, склонности, способности. Эти интересы следует учитывать при выборе темы исследования.

Интерес учащегося к исследовательской деятельности надо не только вызвать, но и постоянно поддерживать. Для этого необходимо учитывать следующие моменты: все этапы научно – исследовательской деятельности должны быть одинаково интересны; у учеников должна быть четкая, ясная цель; задания должны даваться с учетом способностей и возраста, они должны быть доступны, понятны и выполнимы; необходимо осуществлять постоянный контроль за ходом научно – исследовательской деятельности.

Одной из форм работы с одаренными детьми является подготовка учащихся к олимпиадам. Большая роль отводится самостоятельной работе учеников, поиску необходимой информации в разных источниках. Активно используются электронные пособия, ресурсы Интернет. Наши ученики второй год занимаются на курсах «Взлёт». На уроках некоторые педагоги предлагают классу для закрепления изученного материала задания разной степени сложности.

Большую роль для развития творческих способностей учащихся играет введение совершенно нового раздела «Внеурочная деятельность обучающихся». Раньше внеурочная деятельность не входила в учебный процесс. Данный раздел фиксирует объем времени, отводимого на организацию мероприятий, отличных от классно-урочной системы обучения и направленных на развитие социальной активности обучающихся, их творчества, физическое и эстетическое развитие, трудовое воспитание .

Практика показывает, что проектная деятельность способствует углублению знаний учащихся по математике, развитию монологической речи, обогащению словарного запаса; формированию толерантности, высокой мотивации к дальнейшему овладению знаниями по математике. Проект помог создать ситуацию успеха в учебной деятельности, так как все ученики получили по итогам защиты творческих заданий положительные отметки.

В школе для работы с талантливыми детьми используется внеклассная работа. Данное направление - старый, испытанный, но верный метод, позволяющий выявить наиболее способных, талантливых и одаренных детей.

В нашей школе проводятся такие внеклассные мероприятия:

предметные недели: проводятся ежегодно с октября по апрель. В плане проведения недель обязательно есть мероприятия не только познавательного характера. Проводятся интеллектуальные игры, учащимся даются задания интеллектуального характера. Это тоже один из активных методов выявления талантливых и одаренных детей в школе. По степени их заинтересованности и участия можно судить о способностях детей.

Олимпиады: школьные, муниципальные. Ежегодно учащиеся принимают активное участие в предметных олимпиадах, а также в Подмосковной олимпиаде.

Каждый ребенок талантлив по-своему. Наша задача- найти ту изюминку, зажечь искру познания, показать путь к реализации того бесценного дара, который затаила природа в каждом ребенке. Именно этим и занимаются педагоги нашей школы. А как же иначе? Ведь наша Родина нуждается в одаренной, творческой личности, способной воплотить свои таланты в будущее любимой Родины. Такой потенциал у нас есть, только нужно его заметить и раскрыть. И такая возможность тоже есть! Она в наших руках- в руках школьного учителя. Ведь путь каждого ребенка в большую жизнь начинается со школьного порога!





Список использованной литературы:


  1. Психология одаренности детей и подростков. - М.,1995.

  2. Джумагулова Т.Н., Соловьева И.В. Одаренный ребенок: дар или наказание. - Спб. 2009.

  3. Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 г. - М.,2002.

  4. Чудновский В.Э., Юркевич В.С. Одаренность: дар или испытание.- М.: Знание, 1990

  5. «Компетентностный подход в образовании», М.,2003.

  6. Рындак В.Г. Школа в условиях обновления. М.: Институт теоретической педагогики и международных исследований в образовании РАО, 1993.

  7. Одаренные дети./ Под ред. Т.В. Бурменского, В.Н. Слуцкой.-М.: Прогресс, 1991.

  8. Аллай В.В. Исследования проблемы развития творческого потенциала личности // Педагогический журнал. 2005. №1.

  9. Рабочая концепция одаренности. - М., 1998.

  10. Психология. Словарь. / Под общ. Ред. А.В. Петровского, М.Г.Ярошевского. М., 1990.

  11. Юркевич В.С. Одаренный ребенок. Иллюзия и реальность. Книга для учителей и родителей.- М.: Просвещение, 1996.

  12. Штерн В.  Умственная одаренность : психологические методы испытания умственной одаренности в их применении к детям школьного возраста.: пер. с нем / В. Штерн; под ред. В.А.Лукова. - СПб.: Союз, 1997

  13. Савенков А.И. Одарённый ребёнок дома и в школе. – Екатери

  14. Богоявленская Д. Б. Пути к творчеству. — М., 1981. 

  15. Волков И.П. Много ли в школе талантов. — М., 1989. 

  16. Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети. — М., 1991. 

  17. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. — М., 1971. 
    Одаренные дети . Под ред. Г.В. Бурменской и В.М. Слуцкого. — М., 1991. 

  18. Матюшкин A . M . Загадки одаренности. М.,199