Уважение личности ребенка подразумевает уважение его мнения, желаний, чувств, взглядов и ошибок. И прежде всего надо ценить интеллектуальную собственность–мысль, мнение детей. Нокакжеценить, еслимысль– неразумная? Еслижелание–легкомысленноеилиопасное? Однакодажеумудренныежизньювзрослыетребуютправанаошибку, чтожговоритьодетях? Тут-тоизаложенацельнаяпедагогическаяпозиция: уважениечеловеческогопотенциаларебенка. Любовькдетям, уважение, терпеливость–вотслагаемоеталантавоспитателя.
Однаконаребенкавоздействуеттакмногоагентоввлияния (всяжизньеёмногообразия), чтомынеможемгарантировать, чтошкольноевоспитаниевозьметвверх. ИзвестновысказываниеЖ. Ж. Руссо: «Вамникогданеудастсясоздатьмудрецов, еслибудетеубиватьвдетяхшалунов». Детинедолжнычувствоватьсебявоспитываемыми. Ведьискусствовоспитателязаключаетсяещеивтом, чтобыоставатьсянезаметным. Ксожалению, педагогииродителичастовынужденыприбегатьквербальнымспособамвоспитания. Точнее, кпередачеидей, истин, мнений, выводов, такназываемыхполезныхсоветовизприобретенногостаршимпоколениемжизненногоопыта. Способомихсловесного, насильственноговнедрениямолодогочеловека.
Ввоспитанииребенкапервостепеннуюрольиграютобстоятельствоегожизни, анелекции, необъясненияипоучения. Мы, педагоги,этоособенноясновидим, потомучтоособенностьнашейработысдетьмисостоитвчастойсменеобстоятельствжизни. Современныедети, ксожалению, крайнеизбалованныблагамицивилизации. Вредкойсемье–этомсамомглавном«институтевоспитания» - родителиявляютсятолковымипедагогами, которыепустьинтуитивно, непонауке, нопонимают, чтонельзядетейбаловать«сладкойжизнью».
УЕвгенияШварцавпьесе«Снежнаякоролева»атаманшабандылесныхразбойниковвыдаеттакойперлсвоейлеснойпедагогики: «детейнадобаловать, тогдаизнихвырастаютнастоящиеразбойники?». Меткосказано.
Ксожалению, родителичастонемогутпреодолетьвредную«педагогикуизбыткажизненныхблаг», этонеразумноестремлениевсяческиоблегчитьжизньребенка, незаваливаяегоделамиподому («Онвшколеитакзагруженпогорло!»), оградитьот«черной»работы. Спорунет, перегрузкивредны, ноинедогрузки–неполезныидажеопасны.
Таклиэтоплохо, еслиребенокнабилсебешишку? Важнонедопуститьнепоправимойбеды, асинякиишишкипройдут. Жизнь, такилииначе, многомуучитнасименноэтимметодом, несогласованнымснаучнойпедагогикой, новесьмадейственным. Наверное, стоитипедагогикепоучитьсяужизниеёметодикевоспитания. Урокижизничастобываютдлянасгорькими, новедь«горькимлечат, асладким - калечат».
Внародебытуетистина: «чтоимеем, тонеценим, апотерявши…»сознаниемценностьутрачена. Такчтожеделать? Ачтоеслилишитьребенкатого, чтоонсейчасимеет? Лишитьнавремя, изменитьобстоятельстваегожизни?
Каксоздать«ситуацийлишений»? неужелидляэтогонеобходимоотказатьсяоткомфортасовременнойцивилизацииитольковозвраткпервобытнымформамжизниспасетнасотразвращенности? Ида, инет. Стальзакаляетсяврезкойсменесред: нагрев–охлаждение. Решениенадоискатьздесь–вовременных, норезкихсменахсредыобитания. Детямпредлагаетсявременно«потерятьродителей», ихнадоедливуюзаботу, придирки, ругань, ихнепониманиеинтересовчуда–уйтивмногодневныйтуристическийпоход. Такойпоход, вовремякоторогонебываетродительскихднейинегдеполучитьживуювесточкуотних. Действуетпринципконтраста: вотто, чтобыло, авотто, чтоесть.
Необходимостьчего-либоневсегдаочевиднадляребенка. Необходимостьвнушаемое (скрытое) инеобходимостьобъективноеиочевидное, физическиощущаемое–этоиестьобстоятельство. Условиявынуждаютчеловека (ародительчастонеможетзаставитьребенка) действовать. Они, условие, делаютэтовеликолепно: заставляютбезпринуждения. Этоиестьэлементизмененияобстоятельствжизни.
Ребенокподобенрастению: еслиегоизоднойсредыобитания (почвы) пересадитьвдругуюсреду, тоонилипогибнет, илиприспособиться, приобрететновыекачества. («гибель» - это, конечно, сказанодлякрасногословца.) вусловияхсовременнойцивилизациитуризм–одноизсредствразрешенияпротиворечий, лучшеелекарствоотизбалованности. Намаршрутесамодеятельногоспортивногопохода (подчеркиваем–самодеятельного!) человеклишенмногихбытовыхудобств, ккоторымонпривык, какпривыкаетвольныйзверекксвоейклетке. Уженавторой-третийденьпоходаребенок, временнолишившисьпривычнойсемейнойсреды, традиционных–кормителей, ласкателей, ужепо-иномуоцениваетдлясебязначимостьсвоейсемьи, дома, очага, ведьбольшоевидитсянарасстоянии.
Частоприходитсянаблюдать, каквсложноммногодневномпоходедетиначинаютвспоминатьодоме. Нонестоитдумать, чтоэтопризнакнелюбвиктуризму. Просторебенокосозналценностипривычнойжизнинафонеконтраста.
Мечтаотправитьсявнастоящеепутешествиевсегдаживетвребячьихдушах, инепотому, чтоихждуткакие-тонеобыкновенныеприключения, ноипоэтому, чтотуристампредстоитжитьсамостоятельно, каквзрослым, безнадоевших«сидиспокойно», «нельзя», «нечавкайзастолом», ит.д.
Идутонипомаршруту. Режутплечилямкамирюкзака, донимаетжара (илихолод, илидождь). Крутойподъем, леснаячащоба, зыбкоеболото…какчастовэтиминутыюныйтуристклянетсебя: «идернуломеняпойтивэтотпоход! Лежалбысейчасдоманадиванчике». Нотеперьнадоидти – тутужникуданеденешься, неспрячешьсяоттрудностей. Нельзяпоказатьсвоюслабость, подвеститоварищей. Икакбынизарекалсячеловеквпоходыбольшенеходить, нопроходитвремя–ивновьеготянетвдорогу.
Организаторыдополнительногообразованиянеустаютповторять, чтопедагогам–руководителямтуристско-краеведческихобъединений–надопостаратьсяпривлечьнасвоюсторонуродителейвоспитанников.
Крометого, влицеродителейпедагогдополнительногообразованияполучаетпомощниковворганизациитехилииныхтуристско-краеведческихмероприятий–экскурсий, слетов, праздников, приподготовкеснаряженияит.д. особеннотакаяпомощьнужнапедагогу, занимающемусясдетьмимладшеговозраста. Правилоэтообщееикасаетсянетолькообъединенийтуристско-краеведческойнаправленности, иобъединенийюныхнатуралистов, техниковит.п. педагогирассчитываютнапомощьиподдержкусемьивцеляхболееполногоиглубокоговоздействиянаребенка.
Аначторассчитываютродители, приводяребенкавтоилииноеобъединение (илисоглашаясьсужесделаннымимсамимвыбором)? Разумеется, самфакт, чторебенокпослеуроковнеболтаетсябесцельнонаулице, азанимаетсяполезнымделомподруководствомпедагога, - ужеблаго. Еслиуребенкаярковыраженыспособностиктомуилииномувидудеятельности–замечательно, втакихслучаяхродителисогласныидтиназначительныефинансовыеивременныеиздержки, лишьбыподдержатьиразвитьеготалант. Аеслиребенокобыкновенныйиунегонетникчемуявногоинтереса? Втакомродителиберутвыбордеятельностинасебя, исходяизналичиятехилииныхкружковисекцийвшколе, домедетскоготворчества, еслитаковойпоблизостиимеется, атакжесвоихпредставленийотом, какойродзанятийбудетнетолькоинтересен, ноиполезен.
Чемможетпривлечьродителейтуристско-краеведческоеобъединение? Результатзанятийвнемнепотрогаешьруками, какмодельсамолета, илимягкуюигрушку. Туризм–эточто-топроисходящеевнеполяродительскогозренияипотомустрашащеепотенциальнымиопасностями: авдругребенокпотеряется, отставотгруппы, илисломаетногу, получитвоспалениелегких, дамалоличтоможетснимслучитсявдалиотродительскогогнезда. Ичемуможнонаучитьсявтуристическихпоходах? Таскатьтяжелыерюкзаки, спатьвхолоднойпалатке, питатьсяконцентратами? Данужнолиэторебенкув 21 веке?
Смеемутверждать–нужно. Инетолькопотому, чтониктоневозьметсяпредугадать, каксложитсявдальнейшемжизньтогоилииногочеловекаипригодятсялиемунавыкисуществованиявсуровыхполевыхусловиях. Ноипотому, чтоитяжелыйрюкзак, ихолоднаяпалатка, исамостоятельноприготовленнаянакострепища–всеэтотребуетпреодолениясебя, нетолькофизических, ноидушевныхусилий, которыенеостаютсянапрасными. Результатнесразу, небыстро–нобудет. Будутпостепенноусложняющиесязадачипоподготовкетуристическогопутешествия, нарастающаясложностьпохода.
Ксожалению, школавпоследниегодыпрактическиустраниласьотвоспитаниядетей, оставивсебетолькообучающуюфункцию. Обществоисемья (какегоячейка) заинтересованывтом, чтобыкаждыйребенок, подросток, молодойчеловекполучилхорошееобразование, асовременемсоздалкрепкуюсемью, сталдостойнымгражданиномсвоейстраны. Однакокакимбыглубокимиразностороннимнебылообщееипрофессиональноеобразованиемолодогочеловека, емунелегкобудетнайтисвоеместовжизни, еслионленив, безответственен, неисполнителен, неумеетработатьвколлективе, неготовксотрудничеству.
Всоветскиевременавоспитаниемподрастающегопоколениязанималисьобщественныеорганизацииинеплохосэтимсправлялись. Можносколькоугодноговоритьоформализмеизаидеологизированностипионерскойикомсомольскойорганизаций, ноониразвиваливподросткахчувствоколлективизма, ответственностизапорученноедело, нацеливалинаобщественнополезнуюдеятельность. Пионерыикомсомолыприобреталиполезныеуменияинавыкившкольныхкружках, сдавалиспортивныенормативы, трудилисьнасубботнике, шествовалинадмалышамииветеранами…
Всвязиспроизошедшимивконце 20 столетиясоциально-экономическимиизменениямивходящиесейчасвовзрослуюжизньпоколениерословнекомвоспитательномвакууме. Родителиоказалисьнеготовывзятьнасебявсюполнотуобязанностейповоспитаниюсвоихдетей, посколькубылизанятыпоискомместавжизнисредствксуществованиювновыхусловиях. Взначительнойстепенибылиутраченытрадициивсемейномвоспитании. Современнаясемьяредкосостоитизпредставителей трехпоколенийснепререкаемымавторитетомстарших, заботойомладшихбратьяхисестрах, распределениемдомашнихобязанностей, совместнымпроведениемдосуга. Родителивсеменьшебываютвкурсетого, скемикакпроводитвремяихребенок, скемдружит, очеммечтает.
Коллективныедетскиеигрысчеткимиправиламиираспределениямиролейсменилисьнаиндивидуальныеразвлечения–компьютерныеигры, плееры. Молодыелюди, неполучившиенавыковколлективноговзаимодействия, струдомвходятвтрудовыеколлективы.
Современныйбытуженетребуетотчленовсемьитехнавыковиумений, которыеещенетакдавнобылинеобходимыиестественны. Зачемдевочкеуметьшитьивязать, еслимагазиныирынкизабитыширпотребом. Зачеммальчикууметьработатьинструментами, еслиестьмастера-профессионалы, которыеиналадят, иотремонтируют. Творчествоиинициативасменяютсяпассивнымпотребительством.
МногиесовременныешкольникидаженескрываютсвоегожеланиявбудущемуехатьизРоссиииискатьсчастьязаграницей. Непотомулинежальимпокинутьродину, чтоониеенезнают? Инеихвтомвина. Какизвестно, лучшеодинразувидеть, чемсторазуслышать. Акакувидеть, еслидажеотдыхвзагородномлагеребольшинствусемейнепокарману? Занятиятуризмомикраеведениемстановятсядлядетейизнебогатыхсемейчутьлинеединственнойвозможностьюознакомитьсясжизньюзапределамисвоегогородаилисела.
Общиеинтересысближаютподростков, позволяютимлучшеузнатьдругдруга. Авпоходахобнаруживаютсякакдостоинства, такинедостаткикаждого. Здесь, внеобычных, зачастуюэкстремальныхусловиях, выявляется, кточегостоит. Неудивительно, чтоувлечениетуризмомнередкостановитсядлямолодыхлюдейосновнойдлясозданиясемьи. Практикапоказывает, чтотуристскиесемьиотличаютсястабильностью, внихнетделенияна«мужскиеиженские»обязанности. Туризм, какправило, остаетсясемейнымувлечением, кнемуссамогораннеговозрастаприобщаютдетей. Здоровыйобразжизни, совместныепоходы, незабываемыевпечатленияспособствуютсплочениюсемьи, установлениюнеформальных, дружескихотношениймеждуродителямиидетьми.
ЛИТЕРАТУРА:
Воспитаниешкольников. Научно-методическийжурнал. 2010, №7