Педагог – психолог: Гахова А.С.
Доклад «Умение играть» - коммуникативный дом
СЛАЙД 1 Титульный
СЛАЙД 2 ИГРА начинает развиваться, как только ребёнок начинает получать удовольствие от издаваемых им звуков и звуков, которые он слышит, от рассматривания маминого лица и прикосновения к нему, и перерастает в возможность играть в сложные игры по правилам. В раннем возрасте основой становления личности ребенка является предметно-игровая деятельность.
СЛАЙД 3 Современными исследованиями игровой деятельности раннего развития, подтвердили, что:
- формирование личности ребенка происходит благодаря игре;
- в игре впервые осуществляется переход от действий с реальными предметами к действиям в умственном плане (т.е. «зоне ближайшего развития умственных действий»);
- в игре создаются оптимальные условия для овладения ребенком произвольными формами поведения;
- в игре происходит активная социализация ребенка.
СЛАЙД 4
Особенности игровой деятельности ребенка
Норматипичный ребенок | Для ребенка характерна отобразительная и предметно-игровая деятельность, которая впоследствии станет сюжетно-ролевой игрой. Развивается символическая игра. Отсутствует совместная игра с предметами |
Ребенок с нарушением зрения | Ребенок манипулирует предметами, многократно перемещает игровые предметы, но не умеет использовать их в соответствии с назначением. |
Ребенок с нарушеним слуха | Отобразительная предметно-игровая деятельность начинает развиваться ближе к году. Дети копируют лишь внешнюю сторону поведения, не вникая в его суть. |
Ребенок с нарушением речи | Для детей характерна отобразительная и предметно-игровая деятельность, но при тяжелых речевых нарушениях они часто производят манипулятивные, а не игровые действия с игрушкой. |
Ребенок с задержкой психического развития | Ребенок преимущественно манипулирует предметами. Игрушки не вызывают любопытства и интереса, отсутствует любимая игрушка. |
Ребенок с нарушением интеллекта | Ребенок проявляет крайне слабый интерес к окружающему, долго не тянется к игрушкам, не приближает их к себе и не пытается ими манипулировать. |
Ребенок с нарушением опорно – двигательного аппарата | Предметная деятельность, предшествующая игровой, формируется со значительным опозданием. Предметные действия затруднены вследствие сложной структуры двигательного дефекта. |
Ребенок с ранним детским аутизмом | Дети любят манипулировать предметами. Основной мотив манипуляций привлекательные сенсорные свойства: яркие цвета кубиков, гладкая лакированная поверхность матрешки, звук, с которым игрушка падает на пол. |
СЛАЙД 5
На каждом возрастном этапе, существуют свои особенности формирования умения играть, различного рода игры и упражнения:
1МЕСЯЦ Реагирование на голос. Можно перемещаться по комнате и звать его, чтобы ребенок слушал и следил за вашими передвижениями.
2 МЕСЯЦА Использование шумовых инструментов (колокольчик). Повесить инструмент, в какой- то стороне места, где будет лежать ребенок и позвонить (ребенок будет поворачивать голову на звук)
3 МЕСЯЦА Достать игрушку. Положить карапуза на живот, а на некотором расстоянии перед ним разложите несколько ярких игрушек – погремушек. Потрясите их привлекая внимания малыша. Видя желание малыша достать игрушку, сделайте опору ладонью детским ножкам. Звонкий браслет. Веселые колокольчики или бубенчик. Зафиксировать на тканевом браслете, тоже хороший способ научить ребенка ориентироваться в пространстве.
4 МЕСЯЦА Смена игрушки. Желательно для игры подобрать предметы с разной фактурой. Дайте сначала одну игрушку малышу в ладоши. Пощупав одну игрушку, сменить ее на следующую. Зеркала (игрушечные) можно размещать на расстоянии 25 см от лица. Он будет разглядывать себя в зеркало.
5 МЕСЯЦЕВ Мячик – развитие хватательного навыка, для мелкой моторики тряпичный мячик, тренировка для координации рук. «КУ - КУ» - любимая игра всех деток и не только 5 месяцев, прыжки – ребенок любит стоять на ножках при поддержке взрослого. Сопровождая занятие веселыми стишками и песенками, помогая ему приседать и подпрыгивать.
6 МЕСЯЦЕВ Ладушки – старая добрая игра, исследование мира, дать возможность ребенку поиграть в то, что он хочет, но убрав при этом опасные для него вещи, коробки, кнопки – очень любят открывать всевозможные коробочки или игры с кнопочками, бизиборды.
СЛАЙД 6
7 МЕСЯЦЕВ Мешочки с крупой безопасные для жевания, кидания и бросания, барабаны не обязательно покупной, можно снабдить деревянными ложками, баночками…, тканевые и шуршащие книжки – полезны для развития мелкой моторики, сначала показывает взрослый, потом он сможет просматривать ее самостоятельно.
8 МЕСЯЦЕВ Бутылки с крупой, пластиковая посуда, пищалки, кубики, «третий лишний», музыкальные игрушки (взаимодействия в процессе игры со взрослым, выполнение по показу, задача взрослого научить играть ребенка).
9 МЕСЯЦЕВ кубики и пирамидки, коробочка с отверстиями, копилки
10 МЕСЯЦЕВ Машинки, музыкальные инструменты, конструкторы, куклы.
11 МЕСЯЦЕВ Каталки, механические игрушки, приближаемся к спорту.
12 МЕСЯЦЕВ Игры с прищепками, обувь (самостоятельность).
СЛАЙД 7
Что делать если… Не получается? Наблюдайте за ребенком, так как каждый индивидуален и имеет собственные предпочтения. Не берет игрушку? Если не может самостоятельно, помогите ему. Можно использовать браслеты-липучки.
СЛАЙД 8
От 1 года до 6 месяцев
Игрушки размером от 15 до 30 см (куклы, игрушки животных из мягких материалов).
Плавающие игрушки (рыбки, утята) 10-15 см
Игрушки знакомые предметы быта.
Для развития ходьбы (устойчивые кукольные коляски, машины с кузовом, легковые машины, тележки, каталки).
Для сюжетных игр (строительные наборы)
Для показов – инсценировок (1-2 куклы в красочной одежде – могут быть заводными, персонажи кукольного театра (кошки, мышки…)
СЛАЙД 9
От 1 года 6 месяцев до 2 лет
Пирамидка из трех видов разных размеров
Пирамидка из пяти уменьшающихся колец.
Разнообразные сюжетно – образные игрушки (условно – образные, реалистические, игрушки – заменители) – куклы из мягких пластмасс.
Деревянные кубики с понятными изображениями.
Первые настольно – печатные игры (разрезные картинки – 2 половинки)
СЛАЙД 10
От 2 до 3 лет
Сюжетно – образные игрушки (кукол, игрушечных животных, предметов для занятий ними, машин) – воспитание доброты, отзывчивости и эмоциональности.
Куклы – показ бытовых ситуаций: кормление, укладывание спать, трудовые действия окружающих людей.
Игрушки в образах детенышей, животных.
Игрушки-забавы и театральные игрушки – развивают чувство юмора и расширяют кругозор.
СЛАЙД 11
Нужно помнить!!!
- Игры и упражнения, которые нравятся ребенку, приносят больше пользы. Не нужно заставлять делать что-либо через силу.
- Не опускайте руки, если ребенок не освоил игры, подходящие ему по возрасту. Терпеливое и доброжелательное отношение к ребенку положительно влияет на его развитие.
- Игра не должна утомлять и вызывать отрицательные эмоции. Не стоит начинать игру, если ребенок плохо себя чувствует, голоден или хочет спать.
Одной из форм обучения детей является дидактическая игра. В дидактической игре содержатся все структурные элементы, характерные для игровой деятельности детей: замысел, содержания, игровые действия, правила, результат. Наличие дидактической задачи подчеркивает обучающий характер игры направленность ее содержания на развитие познавательной деятельности детей. Важное значение дидактической игры в развитии детей состоит в том, что она развивает самостоятельность и активность мышления и речи детей. При использовании дидактических игр необходимо учитывать характер зрительной патологии; уровень сформированности зрительного восприятия и зрительно-моторнойкоординации;индивидуальнопсихологических особенностей личности ребенка.
При выполнении упражнений для развития мелкой моторики руки у детей необходимо соблюдать следующие рекомендации:
- начинать и заканчивать занятия массажем кистей рук;
- проводить работу по развитию мелкой моторики регулярно, в соответствии с возрастом ребенка и учетом уровня его физического развития;
- сначала все движения взрослый выполняет руками малыша, а по мере освоения ребенок начинает делать их самостоятельно;
- переходить к освоению более сложных навыков только после того, как ребенком будут хорошо усвоены простые двигательные движения;
- чередовать новые и уже хорошо знакомые игры и упражнения;
- следить за правильностью выполнения упражнений, при необходимости оказывая помощь: зафиксировать нужное положение пальцев и т. п. ;
- при выполнении упражнений проговаривать текст, постепенно привлекая ребенка к проговариванию отдельных слов, фраз, предложений.
СЛАЙД 12
Чтобы ребенок вас услышал…Психологическое восприятие информации, ее запоминание людей и детей.
ВИЗУАЛ – человек, воспринимающий большую часть информации с помощью зрения.
АУДИАЛ – тот, кто получает основную информацию через слух.
КИНЕСТЕТИК – тот, кто воспринимает информацию через другие ощущения (обоняния, осязания…).
ДИСКРЕТ – человек, у которого восприятие информации происходит через логическое осмысление (встречается редко, для дошкольников вообще не свойственно).
ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
МАЛЫШ – ВИЗУАЛ – при восприятии информации полагается на зрительные ощущения. Такие дети быстро запоминают цвет, форму и размер. Если предложить новую игрушку, он сначала ее рассмотрит/ любят лепить, складывать пазлы.
Их занятия и игры должны включать взаимодействие ГЛАЗ и РУК. Им эффективнее будет рассмотреть картинку в книжке, нежели слушать сказку. Как правило трепетно относятся к внешнему виду, запоминают, что надето на других и кто в чем пришел.
Со сверстниками сначала наблюдателен, потом идет на контакт (совместную игру), может подолгу играть один.
ДОШКОЛЬНИК – АУДИАЛ – познает мир через звуки, они раньше других начинают говорить. Любят слушать музыку, сказки, разговаривать. Не любят участвовать в подвижных играх/ очень общительны. Могут отставать от сверстников в развитии навыков связанных со зрительными (быстро и долго бегать, искать предметы..). Стоит эти навыки развивать с помощью игр и упражнений.
МАЛЕНЬКИЙ – КИНЕСТЕТИК – познает мир с помощью прикосновений, движений. Хорошо развита моторика, много двигается, обычно рано начинает ходить. Такие дети любят активные игры. Любит все трогать и ощущать: особенно важны тактильные ощущения.
СЛАЙД 13
Список литературы
1.https://vseprorebenka.ru/razvitie/igry/razvivayushchie-dlya-detej-do-goda.html
2. Григорьева Г.Г. «Кроха – пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до трех лет» Москва «Просвещение» 2001.
3. Брошюры: «Игры, способствующие развитию ребенка раннего возраста с особенностями развития», «Взаимодействие специалистов ранней помощи с родителями особого ребенка», «Давай общаться, мама! Как взаимодействовать с ребенком ТМНР» Ассоциации детских психологов и специальных педагогов в помощь детям с особенностями развития «Содействие» г. Тула, 2020
4. ЦСУ В помощь родителю по семейному воспитанию г. Хабаровск, 2017