Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Октябрьская начальная школа»
Выступление на школьном методическом объединении
учителей-предметников:
«Компетентностный подход
к формированию здорового образа жизни»
Выполнила: Пономарёва С.Н.,
учитель физической культуры
высшей квалификационной категории
Октябрьское, 2021
Компетентностный подход к формированию
здорового образа жизни
Согласно статистическим данным, здоровыми являются меньшая часть школьников. Такое состояние здоровья - не только результат влияния социально-экономических и экологических факторов, но и пережитков авторитарной педагогики и образовательной практики российских школ, разрушающих здоровье школьников.
В связи с этим, охрана и укрепление здоровья учащихся является одной из базовых целей школьного образования, что зафиксировано в государственных документах (в Законе «Об образовании», в Конвенции о правах ребёнка, в национальном проекте «Образование).
Наиболее значимым периодом в формировании основ здорового образа жизни является обучение в начальной школе. В последние годы в начальном образовании происходит смена образовательной парадигмы. Новая парадигма педагогики смещает центр проблем с формирования знаний, умений и навыков на целостное развитие личности. Национальная образовательная доктрина ориентирует на формирование ключевых компетенций учащихся, определяющих современное качество образования. Эта проблема нашла отражение в работах российских исследователей (И.А Зимняя, Л.Ф. Иванова, И.Д. Фрумин, А.В. Хуторской) и зарубежных учёных (Р. Барнет, Дж. Равен, В. Вестера и др.).
В этих условиях возрастает социальная и педагогическая значимость организации оздоровительной работы в начальной школе, нацеленная на развитие компетентности субъектов образовательной деятельности в сфере здорового образа жизни. Поэтому формирование этого вида компетентности у школьников является одной из важных задач педагогики.
Решение вопросов формирования основ компетентности в сфере здорового образа жизни школьников требует учета целого ряда факторов влияния на этот процесс, из которых вытекают соответствующие организационные и педагогические условия, к которым относятся:
1. Правовые, которые включают разработку законодательных и нормативных подзаконных актов, подтверждающих право граждан России на оздоровление, определение механизмов их реализации через государственные, хозяйственные и социальные институты от федерального до муниципального уровней, а также предприятия, учреждения и самих граждан. Юридические факторы обеспечивают социальную безопасность, защищенность личности от преступления и/или его угрозы, грозящих жизни и здоровью граждан.
2. Социально-экономические факторы, обусловливающие виды, формы участия и ответственность различных звеньев социально-экономических структур в формировании, сохранении и укреплении здоровья своих членов, финансирование такой работы и обеспечение нормативных условий для профессиональной деятельности.
3. Образовательно-воспитательные факторы, обеспечивающие формирование жизненного приоритета здоровья, воспитание мотивации - на ведение здорового образа жизни, и обучение методам, средствам и способам достижения здоровья, а также умению вести пропагандистскую работу в этом направлении.
4. Семейные факторы, связанные с созданием условий для здорового образа жизни в семье и ориентацией каждого из ее членов на здоровье, на формирование в семье здорового образа жизни.
5. Медицинские факторы, которые направлены на диагностику состояния здоровья, разработку рекомендаций по здоровому образу жизни, эффективную первичную, вторичную и третичную профилактику.
6. Культурологические факторы, связанные с формированием культуры здоровья, организацией досуга населения, популяризацией вопросов здоровья и здорового образа жизни, этнических, общинных, национальных, религиозных идей, традиций, обрядов обеспечения здоровья и т.д.
7. Экологические факторы, обусловливающие адекватное для здорового образа жизни состояние окружающей среды и рациональное природопользование.
8. Личностные факторы, которые ориентируют каждого конкретного человека на формирование, сохранение и укрепление своего здоровья и устанавливают ответственность личности за свое здоровье [115].
В формировании здоровья учащихся важное место принадлежит поведенческим факторам: режиму учёбы, труда и отдыха, взаимоотношениям в семье и в образовательном учреждении т.д., а также условиям жизни и образу жизни. Функциональной же структурой понятия «образ жизни» являются такие аспекты, как учебная, трудовая, социальная, интеллектуальная (психологическая установка, характер умственной деятельности), физическая и медицинская активность. Нетрудно видеть, что значимыми в проблеме здоровья выделяются прежде всего социальные и личностные предпосылки и лишь в последнюю очередь - медицинские [139].
Среди экзогенных - внешних факторов, формирующих здоровье детей и подростков, особую значимость в процессе образования имеют социальные воздействия, которые могут оказывать как положительное, так и отрицательное влияние. Макросоциальные условия общества прямо или опосредованно влияют на микроклимат в семье, где растёт и развивается ребёнок. Семейная среда является первоначальным формирующим фактором здоровья её членов, в первую очередь, детей. Активное и сознательное отношение родителей к здоровью своих детей необходимо на всех этапах их роста и развития.
Школьная среда - мощный экзогенный фактор, влияющий на здоровье детей и подростков. Задача гигиенического нормирования педагогического процесса в школе состоит в такой организации обучения и воспитания, которая, не исключая трудности, позволяет соблюсти соответствие нагрузки возрастным возможностям детей и подростков, сохраняет их. Исследуя с общепедагогических позиций специфику влияния внешних факторов на формирование основ компетентности в сфере здорового образа жизни у школьников необходимо рассмотреть вопрос взаимодействия факторов-субъектов и факторов-объектов в этом процессе. Первая категория имеет максимальную степень влияния.
Категории различаются по следующим признакам:
- содержание оздоровительной деятельности с детьми;
- доля непосредственного контакта с детьми в общем режима дня;
- степень контакта с родителями.
Посещая образовательные учреждения, школьники выступают как в качестве объектов, так и в качестве субъектов процесса воспитания и обучения. Субъекты оздоровительной деятельности по «территориальному» признаку можно разделить на две большие группы: I - внутришкольные; II - внешкольные. К первой, группе относятся сотрудники учреждений здравоохранения и образования, которые посещает ребенок. При рассмотрении данной группы с позиций целей и задач исследования ведущими являются сотрудники школы, прежде всего учителя, воспитатели, медицинские и физкультурные работники, которые отнесены к субъектам первого плана (категории). Среди всех сотрудников школы выделяются учителя: Именно они имеют постоянный контакт с родителями и детьми, поэтому на них возлагается особая ответственность за воспитание (в том числе валеологическое) детей. Затем следуют медицинские и физкультурные работники, содержание работы которых уже в соответствии с функциональными обязанностями имеет оздоровительную, гигиеническую и физкультурно-спортивную составляющие. Эффективность деятельности медицинских работников усиливается за счет большого объема просветительской деятельности и контакта с родителями.
Сущность педагогического обеспечения здоровья подрастающего поколения состоит в формировании у человека с раннего возраста компетентности в сфере сохранения здоровья, индивидуального стиля здорового образа жизни, являющегося основой культуры здоровья личности. Наиболее эффективно формирование здорового образа жизни происходит на основе личностно ориентированного обучения и воспитания, включающих изучение своего организма, освоения гигиенических навыков, знания факторов риска и умение реализовывать на практике все средства и методы сохранения и приумножения здоровья.
Формирование здорового образа жизни — проблема комплексная. Речь не может идти лишь о способах и методах укрепления здоровья, профилактики заболеваний. Необходимо повышение роли личностных качеств в сознательном и волевом принятии принципов здорового образа жизни, а забота о здоровье, его укреплении должны стать ценностными мотивами поведения. В решении этой задачи большую роль играет, в первую очередь, моя готовность к формированию здорового образа жизни учащихся, личностный опыт сохранения и приумножения здоровья.
Воспитание направленности школьников на здоровый образ жизни, их подготовленность к сохранению здоровья формируется на основе образовательных компетенций:
Ценностно-смысловая компетенция. Это компетенция в сфере мировоззрения, связанная с ценностными ориентирами ученика на здоровье и здоровый образ жизни, его способностью видеть и понимать ЗОЖ, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения, направленные на укрепление и сохранение своего здоровья.
Общекультурная компетенция. Множество вопросов, по отношению к которым ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности, — это особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль спорта и физкультуры в жизни человека.
Учебно-познавательная компетенция. Совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, элементы логической, общеучебной деятельности, соотнесенные с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения организации физкультурных занятий, целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки состояния своего здоровья.
Информационная компетенция. При помощи технических средств и информационных технологий формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию о сохранении здоровья, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее на конференциях, докладах, в рефератах.
Коммуникативная компетенция. Включает знание способов взаимодействия с окружающими людьми, навыки работы в команде, владение различными социальными ролями в коллективе, обеспечивающие взаимное сохранение здоровья.
Социальная компетенция означает владение знаниями и опытом в сфере общественного здоровья, в социально-трудовой деятельности, в сфере семейных отношений и обязанностей.
Личностная компетенция направлена на освоение способов физического, духовного и интеллектуального самосовершенствования, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки своего личного здоровья, а также комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности личности.
Очень важно, что эти компетенции включают знания, умения, отражают целостное и комплексное представление тех составляющих социокультурного опыта, которыми овладевает человек в процессе образования.
Сформированность потребности в здоровом образе жизни может проявляться у детей в их интересах, хобби, увлечениях, самочувствии, общем состоянии здоровья ребенка.
Литература:
Кобцева О.Н., Компетентностный подход к формированию здорового образа жизни младших школьников. Диссертация. 2010 г., Кобцева, Ольга Николаевна;
Гребельной В.Т., методическая разработка по физкультуре. 2013 г.