СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на тему: «Комплекс артикуляционных упражнений для постановки шипящих звуков»

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Артикуляционная гимнастика для шипящих звуков – это комплекс упражнений для подготовки органов артикуляции (языка, губ, щек, мягкого неба) к постановке шипящих звуков Ш, Ж, Ч, Щ.

Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему: «Комплекс артикуляционных упражнений для постановки шипящих звуков»»

Доклад на тему:

«Комплекс артикуляционных упражнений для постановки шипящих звуков»

Артикуляционная гимнастика для шипящих звуков – это комплекс упражнений для подготовки органов артикуляции (языка, губ, щек, мягкого неба) к постановке шипящих звуков Ш, Ж, Ч, Щ.

Артикуляционный уклад звуков Ш, Ж, Ч, Щ

Звук Ш

Базовым звуком при постановке шипящих является звук Ш. При его правильном произношении:

  • губы слегка округлены и выдвинуты вперед:

  • между зубами есть небольшое расстояние;

  • кончик языка и передняя часть спинки подняты за верхние зубы, но не касаются их;

  • язык находится в форме «чашечки»;

Звук Ж

Звук Ж произносится так же, как Ш только с голосом (голосовые связки смыкаются, звук Ж — звонкий). 

Если у ребенка есть звуки Ш, Ж, то оставшаяся группа шипящих звуков Ч, Щ обычно появляется автоматически.

Нарушения произношения шипящих звуков

Дефекты произношения шипящих звуков называются сигматизмом шипящих.

Самыми частыми нарушениями произношения шипящих звуков являются те же, что и свистящих (исключение – шипящее произношение свистящих), но добавляются еще:

  1. Щёчное произношение шипящих. Язык не участвует в произношении, выдыхаемая струя уходит в сближенные зубы и прижатые к ним уголки рта. При этом образуется тупой шум.

  2. Заднеязычное произношение шипящих. Выдыхаемая струя проходит через щель, образованную между задней спинкой языка и твердым небом. Получается звук, напоминающий Х или украинский  Г.

Часто звуки Ш, Ж, Ч, Щ  заменяются другими звуками. Такое нарушение называется парасигматизмом шипящих. Замены звуков чаще всего происходят на фоне недоразвития фонематического слуха , это следует учитывать при коррекции такого нарушения звукопроизношения.

Звук Ш чаще всего заменяется на С, Т, Ж, Щ, Х,З.

Звук Ж чаще всего заменяется на З, Ш, С, Д.

Звук Щ чаще всего заменяется на СЬ, Ш, Т, Ч, СТ, ШЧ.

Звук  Ч чаще всего заменяется на Щ, ТЬ, С, Ц.

Техника выполнения упражнений

Целенаправленные упражнения помогают подготовить арти­куляционный аппарат ребенка к правильному произнесению нуж­ных звуков. Эти упражнения подбираются, исходя из правильной артикуляции звука, поэтому их лучше объединять в комплексы. Каждый комплекс готовит определенные движения и положения губ, языка, вырабатывает направленную воздушную струю, т. е. все то, что необходимо для правильного образования звука.

Артикуляционную гимнастику следует всегда начинать с отра­ботки основных движений и положений губ, языка, необходимых для четкого, правильного произношения всех звуков.


Комплекс включает основные упраж­нения.

1. Удерживание губ в улыбке, передние верхние и нижние зубы обнажены.

2. Вытягивание губ вперед трубочкой.

3. Чередование положений губ: в улыбке — трубочкой.

4. Спокойное открывание и закрывание рта, губы в положе­нии улыбки.

5. Язык широкий.

6. Язык узкий.

7. Чередование положений языка: широкий — узкий.

8. Подъем языка за верхние зубы.

9. Чередование движений языка вверх-вниз.

10. Чередование следующих движений языка (при опущен­ном кончике): отодвигать язык в глубь рта — приближать к передним нижним резцам.


Техника выполнения:

  • начинать проводить артикуляционную гимнастику необходимо обязательно перед зеркалом и ежедневно;

  • лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут;

  • не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз;

  • каждое упражнение выполняется 5-7 раз, статические упражнения (упражнения на удержание артикуляционной позы) выполняется по 5-10 секунд.

  • артикуляционные упражнения следует выполнять до тех пор пока ребенок не станет произносить звуки Ш, Ж, Ч, Щ правильно;

  • рекомендуется данные упражнения проводить и на этапе автоматизации звуков, как разминку перед речевым материалом.

Для произнесения шипящих звуков требуются сложные и тон­кие движения языка: широкий передний край языка поднимает­ся к передней части твердого нёба, при этом кончик языка обра­зует щель с твердым нёбом (при ч — сначала смычку, а потом щель); боковые края языка плотно прилегают к верхним корен­ным зубам; губы выдвигаются вперед и округляются; нижняя че­люсть слегка опускается; воздушная струя идет посередине язы­ка. Выработке необходимых движений языка и воздушной струи способствуют следующие упражнения.



Артикуляционная гимнастика «Слоник»
  • зубы сомкнуты;

  • губы округлены и чуть выдвинуты вперед;

  • верхние и нижние резцы видны.

«Месим тесто»
  • улыбнуться;

  • спокойно положить язык на нижнюю губу;

  • пошлепать его губами, произносить — «пя-пя-пя-пя-пя»;

  • закусить язык зубами и протаскивать его сквозь зубы с усилием.

«Блинчик»
  • улыбнуться;

  • приоткрыть рот;

  • положить широкий передний край языка на нижнюю губу;

  • удержать язык в таком положении подсчет 1до 5-10;

  • важно следить, чтобы нижняя губа не напрягалась и не натягивалась на нижние зубы.  

«Качели»
  • улыбнуться;

  • открыть рот;

  • языком тянуться попеременно то к носу, то к подбородку.

«Вкусное варенье»
  • улыбнуться, рот открыть;

  • медленно, не отрывая языка, облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу;

  • нижняя губа не должна обтягивать зубы (можно оттянуть ее  вниз рукой).


«Чистим зубы»
  • улыбнуться, открыть рот;

  • кончиком языка с внутренней стороны «почистить»  верхние  зубы;

  • делать движения языком сначала из стороны в сторону, потом сверху – вниз;

  • нижняя челюсть при этом не двигается.


«Футбол»
  • рот закрыт;

  • кончик языка напряжением поочередно упирается в щёки;

  • на щеках образуются твердые шарики — «мячики».

«Лошадка»
  • присосать язык к небу, растягивая подъязычную связку;

  • щелкать языком медленно и сильно;

  • нижняя челюсть должна быть неподвижной!!!

«Грибочек»
  • улыбнуться;

  • присосать широкий язык к нёбу, растягивая подъязычную связку;

«Парашютики»
  • улыбнуться;

  • положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы длительно произнося звук  [ф] сдуть ватку с поднесенной ко рту ладони.