СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на тему "Конфликтная ситуация в школе. Как избежать конфликт?"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему "Конфликтная ситуация в школе. Как избежать конфликт?"»



ЦЕЛЬ: профилактика конфликтов в школьной среде, поиск путей предотвращения и преодоления конфликтных ситуаций.

Человек – существо социальное и общение является неотъемлемой частью его существования. В общении складывается важная система воспитательных взаимоотношений, способствующих эффективности воспитания и обучения. В педагогической деятельности общение приобретает функциональный и профессионально значимый характер.

Можно сказать, что конфликты не обошли стороной и педагогическое общение, осуществляемое в рамках нашей школы. Поэтому изучение конфликтов – их появление, развитие, причины, разрешение – становится очень востребованным. Не случайно в школе уже не обойтись без помощи психолога, который может грамотно разрешить сложившуюся конфликтную ситуацию.

Конфликт - это отсутствие согласия между двумя или более сторонами, которые могут быть конкретными лицами или группами.

Конфликтная ситуация – это накопившиеся противоречия, содержащие истинную причину конфликта.

Конфликтогены – это слова, действия (или бездействия), могущие привести к конфликту.

В школьном классе конфликты неизбежны, так как дети находятся вместе в течении длительного времени, происходят сложные групповые процессы – создание коллектива, консолидация отдельных групп, выделение лидеров и т.д. в классе собираются дети, имеющие разный опыт общения, привыкшие к разному образу и стилю жизни. В школе возможны конфликты не только между детьми, но и между взрослыми и детьми.

Что делать, чтобы конфликтов было меньше?

Можно значительно уменьшить количество конфликтов в школе, если заниматься формированием межличностных отношений в коллективе, организацией общения. Для этого необходимо:

изучать и постоянно осуществлять контроль за формированием коллектива, выявить лидеров, в том числе и негативных, постараться переориентировать их негативную направленность на позитивную;

определить детей с низким статусом, обычно это слабые или просто «другие» дети, попытаться изменить их статус посредством создания для них «ситуаций успеха»;

организовать интересную, интенсивную деятельность, обеспечивающую занятость детей, эмоционально насыщенные формы взаимодействия;

формировать нормы и традиции коллектива, в основе которых – забота, внимание друг к другу;

организация игрового тренинга общения, способствующего формированию взаимопонимания, выработке принципов общения в детском коллективе, коррекции взаимоотношений между детьми.

Разрешить конфликт – значит, устранить конфликтную ситуацию и исчерпать инцидент. КОНФЛИКТ = КОНФЛИКТНАЯ СИТУАЦИЯ +ИНЦИДЕНТ.

Школа – социальный институт, в котором ученики усваивают нормы отношений между людьми. Конфликтные ситуации неизбежны в педагогической деятельности.

Любая педагогическая ошибка способна повлечь за собой массу новых проблем, в которые включаются уже другие люди. Чем больше участников втянуто в конфликт, тем хуже, тем труднее им управлять. Поэтому конфликт проще гасить в самом начале.

Среди потенциально конфликтогенных педагогических ситуаций можно выделить ситуации деятельности, поведения и отношений.

1.Ситуации деятельности могут возникать по поводу учебной и внеучебной деятельности в случаях отказа учащегося выполнить задание. Это может происходить по разным причинам: утомление, трудности в усвоении учебного материала, неудачное замечание или критика со стороны учителя.

В моем классе самая распространенная конфликтная ситуация «уборка территории». Это связано с занятиями в кружках и секциях ( приходим к приемлемому решению), а вот когда ребенку было лень убирать территорию, тогда применяется другой подход: производит уборку класса (т.к. территорию убираем не каждый день) самостоятельно несколько дней под присмотром учителя.

2. Ситуации поведения возникают, как правило, в связи с нарушениями школьниками правил поведения. Учитель не всегда знает обстоятельства детской жизни в семье, лишь догадывается о мотивах поступков, не всегда представляет отношения между детьми, поэтому ошибки при оценке поведения или завышенные требования вызывают конфронтацию его действиям со стороны учащихся.





3.Ситуации отношений возникают в тех случаях, когда деловые отношения подменяются межличностными, когда неоправданно даются отрицательные оценки не поступку школьника, а его личностным качествам.

Можно сделать вывод, что сама должность учителя предполагает возможность конфликтных ситуаций, где объектом могут выступать право учителя требовать от учащихся выполнения учебных заданий, выполнения правил поведения, право учащихся и учителя на чувство собственного достоинства, то есть возможность конфликтной ситуации уже изначально заложена в его должностных функциях классного руководителя и воспитателя.

Но, чтобы возник конфликт, одной конфликтной ситуации недостаточно: конфликтная ситуация может существовать задолго до того, как произойдёт прямое столкновение оппонентов. Обратимся к школьной практике: «Hа уроке учитель несколько pаз сделала замечания ученику, котоpый не занимался. Hа замечания он не pеагиpовал, пpодолжал мешать дpугим. Как вы думаете - это конфликт? Он пpоизошёл или ещё нет? Это ещё не конфликт, но налицо конфликтная ситуация. Здесь есть субъекты конфликта (учитель и ученик) и объект конфликта (важная учебная работа). Но раз ученик её не выполняет, то учитель по своему праву настаивает на выполнении своих требований. Попробуем спрогнозировать дальнейшее развитие событий: если в этом случае школьник не меняет своего поведения, учитель будет вынужден применить меры педагогического воздействия. В свою очередь ученик на них будет каким-либо образом реагировать. Конфликтная ситуация в этом случае перерастёт в конфликт.

Рассмотрим два типа конфликтов: учитель-ученик и ученик-ученик.

Конфликт «учитель-ученик».

Причины конфликтных ситуаций (мотивационные конфликты):

-претензии к ученикам: опаздывают, переговариваются, списывают, отвлекаются, ленятся, ссорятся;

-претензии к педагогам - непонимание между учителем и учеником («я только повернулся за карандашом, а она уже замечание сделала»);

-отсутствие преподавательских умений («неинтересно, скучно»);

- слабость педагогической этики и такта («чуть что не по ней, сразу начинает кричать и ругаться»);

- авторитарный стиль преподавания («мое дело учить, а ваше – молчать»);

- непонимание возрастных особенностей или истинных мотивов поведения учащихся (повышенная тревожность, самоутверждение в группе, привлечение внимания, низкая самооценка и т.д.

Выход из конфликта «ученик - учитель».

Причины такого противостояния, с точки зрения учеников:

оскорбления со стороны учителя;

нетактичное поведение учителя;

необъективность в оценке знаний;

завышенные требования;

выраженные симпатии и антипатии к отдельным ученикам.

В результате нарушения межличностного взаимодействия между учителями и подростками формируется барьер, проявляющийся у ребёнка в грубости, конфликтности. Разрушить этот барьер подросток самостоятельно не может. Здесь всё зависит от учителя.

Но учителя в целом негативно относятся к « трудным» подросткам. Обычно все их попытки справиться с неуспеваемостью этих ребят сводятся к методам так называемого негативного стимулирования – к нравоучениям, взысканиям, наказаниям, «проработкам» в присутствии всего класса. Всё это не приносит позитивных результатов, наоборот, ещё больше озлобляет и восстанавливает «трудных» учеников против учителей, против учёбы и против школы в целом. Учителя с лёгкостью приклеивают таким школьникам ярлык «трудный», «трудновоспитуемый», чтобы оправдать своё неумение или педагогическое бессилие.

Учителя предпочитают учеников послушных, не доставляющих хлопот, и явно недоброжелательно относятся к «трудным» ученикам, не щадят их самолюбие, вступают с ними в конфликт. В своём противостоянии с недисциплинированными учениками учителя стараются заручиться поддержкой класса. С этой целью поведение, учёба, прилежание, отрицательные качества характера осуждаются учителем на классных мероприятиях и на уроках на фоне положительных примеров из числа хорошо успевающих школьников. Всё это оскорбляет их достоинство, наносит им глубокую психологическую травму, восстанавливает против класса, против примерных учеников. В результате они оказываются в изолированном, отверженном положении, испытывают чувство одиночества и неполноценности.

Подросток пытается завоевать определённое положение среди учеников по механизму реактивного образования: с помощью негативизма, ярко выраженного непослушания, немотивированного упрямства, демонстративной агрессивности и конфликтности, бравады отрицательными качествами: курением, употреблением спиртных напитков и т.д. таким образом, школа перестаёт быть для «трудного» основной сферой, где подросток удовлетворяет потребность в общении. Такие подростки ищут поддержки, понимания в асоциальных уличных компаниях, где они застревают, начинают проводить свободное время в примитивных формах:

-выпивки, курение, игра в карты, и т.д.

Рекомендации по саморегуляции:

демонстрировать неагрессивное поведение, научиться проводить короткую релаксацию.

Четыре способа релаксации

1.Расслабление через дыхание.

2.Расслабление через образ

3. Расслабление через словесное внушение

4. Расслабление через напряжение

Конфликт « ученик-ученик», («учитель-родитель»)

Основные факторы риска закладываются еще задолго до поступления в школу. Их диктует семейное воспитание. По мнению специалистов, более всего рискуют:

1.Благополучные, но гиперопекаемые дети.

2.Дети из неполных либо неблагополучных семей. Здесь конфликты — норма жизни, и ребенок с детства ориентирован на них.

3. Дети, испытывающие на себе так называемое «родительское программирование». Взрослые постоянно диктуют им цели, которых они должны достичь: стать отличником, получить золотую медаль и т.д. Ребенок вынужден соответствовать этим требованиям, поэтому адаптирует собственное поведение к чужим ожиданиям. В результате отсутствуют творчество, инициатива.

Бесконфликтная школьная среда. Как этого достичь?

1. Предъявлять единые требования к учащимся всеми членами педагогического коллектива.

2. Организовать работу с родителями по ликвидации педагогической безграмотности в вопросе конфликтов и их разрешений.

3. Наладить более тесное сотрудничество с родителями по воспитанию детей через совместные внеурочные мероприятия.

4. Усилить взаимосвязь в работе педагога и психолога по профилактике конфликтов на основе межличностных диагностик.

5. Применять для профилактики и разрешения конфликтов среди учащихся: психологические тренинги, ролевые игры, игровые приёмы и современные педагогические технологии.

Педагогически правильное разрешение конфликтных ситуаций - это профессиональная обязанность учителя.

Социальный статус участников конфликта, разница в возрасте, жизненный опыт определяют разную ответственность за ошибки в разрешении конфликта, в большей мере она должна лежать на учителе.

Профессиональная позиция обязывает учителя взять на себя инициативу в разрешении конфликта, поставив на 1-е место интересы ученика как формирующейся личности.

По моему мнению, чем больше дети общаются, проводят время в совместной деятельности, тем меньше конфликтов в классе. Следует помнить: конфликты легче предупредить, чем разрешить.

В. А. Сухомлинский так пишет о конфликтах в школе: «Конфликт между педагогом и ребенком, между учителем и родителями, педагогом и коллективом - большая беда школы. Чаще всего конфликт возникает тогда, когда учитель думает о ребенке несправедливо. Думайте о ребенке справедливо - и конфликтов не будет. Умение избежать конфликт - одна из составных частей педагогической мудрости учителя. Предупреждая конфликт, педагог не только сохраняет, но и создает воспитательную силу коллектива».

Педагогическая профессия – одна из самых сложных на Земле (по причине сложности «материала», с которым работает учитель). Она отнимает много интеллектуальных и душевных сил, нервной энергии, времени. Поэтому в целях самосохранения постараемся всячески избегать конфликтов, если в их основе – не помеха делу, а лишь наши эмоции и оценки.





























ГБОУРК «Симферопольская специальная школа – интернат №2»

















Доклад на МО: «Конфликтная ситуация в школе. Как избежать конфликт?»







Воспитатель: Вергелес М.В.















2019 – 2020 уч.год