СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на тему: «Лекция, ее характерные особенности и формы проведения, в условиях использования электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»

Категория: Экономика

Нажмите, чтобы узнать подробности

В условиях распространения коронавирусной инфекции на территории Донецкой Народной Республики перед педагогическими работниками остро стал вопрос о доступном формировании ориентировочной основы для последующего усвоения студентами учебного материала. И так как лекция по-прежнему продолжает оставаться ведущей формой организации учебного процесса, то возникла необходимость пересмотреть подачу лекционного материала в более наглядную, доступную, запоминающуюся и просто понятную для обучающихся.

Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему: «Лекция, ее характерные особенности и формы проведения, в условиях использования электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»»

Доклад на тему: «Лекция, ее характерные особенности и формы проведения, в условиях использования электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»


С целью обеспечения качества реализации образовательных программ среднего профессионального образования с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, достижения планируемых результатов в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта по специальностям, сохранения активности взаимодействия всех субъектов образовательного процесса в условиях распространения коронавирусной инфекции на территории Донецкой Народной Республики педагогическим работникам образовательных организаций возникла необходимость:

  • пересмотреть имеющееся обеспечение учебных дисциплин, профессиональных модулей и внести корректировки в учебно-методические комплексы,;

  • сформировать перечень заданий для самоконтроля, проектной, учебно-исследовательской и иных видов творческой деятельности;

  • организовать индивидуальное и групповое консультирование, индивидуальную и групповую проектную деятельность;

  • определить формат и сроки информирования родителей (законных представителей) об индивидуальных достижениях и трудностях, возникающих у обучающихся в условиях применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий;

  • предусмотреть возможность записи занятий на цифровой носитель для формирования и накопления банка видеоуроков в целях дальнейшего использования в образовательном процессе;

  • размещать информацию об изучаемой теме, домашнем задании на официальном сайте образовательной организации, использовать электронную почту, сервисы, доступные на образовательных платформах, размещать материалы (или ссылки на ресурсы) для проведения тестирования и/или практической оценки знаний; выставлять отметки обучающимся за самостоятельную деятельность.

В условиях распространения коронавирусной инфекции на территории Донецкой Народной Республики перед педагогическими работниками остро стал вопрос о доступном формировании ориентировочной основы для последующего усвоения студентами учебного материала. И так как лекция по-прежнему продолжает оставаться ведущей формой организации учебного процесса, то возникла необходимость пересмотреть подачу лекционного материала в более наглядную, доступную, запоминающуюся и просто понятную для обучающихся.

Лекция – главное звено дидактического цикла обучения. Ее цель – формирование ориентировочной основы для последующего усвоения студентами учебного материала. В жизни современной высшей школы лекцию часто называют «горячей точкой». Слово «лекция» происходит от латинского «1есtion» – чтение. Лекция появилась в Древней Греции, получила свое дальнейшее развитие в Древнем Риме в средние века.

С середины XIX в. по мере роста научных и технических знаний во всем мире усилилась потребность дополнения лекций практическими занятиями, стимулирующими самостоятельность и активность студентов.

В настоящее время наряду со сторонниками существуют противники лекционного изложения учебного материала.

1. Лекция приучает к пассивному восприятию чужих мнений, тормозит самостоятельное мышление. Чем лучше лекция, тем эта вероятность больше.

2. Лекция отбивает вкус к самостоятельным занятиям.

3. Лекции нужны, если нет учебников или их мало.

4. Одни студенты успевают осмыслить, другие только механически записать слова лектора.

Однако опыт показывает, что отказ от лекций снижает научный уровень подготовки студентов, нарушает системность и равномерность работы в течение семестра. Поэтому лекция по-прежнему продолжает оставаться ведущей формой организации учебного процесса. Указанные выше недостатки в значительной мере могут быть преодолены правильной методикой и рациональным построением материала.

В учебном процессе складывается ряд ситуаций, когда лекционная форма обучения не может быть заменена никакой другой:

 при отсутствии учебников по новым складывающимся курсам лекция – основной источник информации;

 новый учебный материал по конкретной теме не нашел еще отражения в существующих учебниках или некоторые его разделы устарели;

 отдельные темы учебника особенно трудны для самостоятельного изучения и требуют методической переработки лектором;

 по основным проблемам курса существуют противоречивые концепции;

 лекция незаменима в тех случаях, где особенно важно личное эмоциональное воздействие лектора на студентов с целью повлиять на формирование их взглядов.

Эмоциональная окраска лекции, сочетаясь с глубоким научным содержанием, создает гармонию мысли, слова и восприятия слушателями. Эмоциональность воздействия лекции играет важную роль в преподавании.


Преимущества лекции:

 творческое общение лектора с аудиторией, сотворчество, эмоциональное взаимодействие;

 лекция – весьма экономный способ получения в общем виде основ знаний;

 лекция активизирует мысленную деятельность, если хорошо понята и внимательно прослушана, поэтому задача лектора – развивать активное внимание студентов, вызывать движение их мысли вслед за мыслью лектора.

Процесс обучения, начинаясь на лекции, продолжается на практических занятиях и углубляется самостоятельной работой.

Требования к лекции:

 нравственная сторона лекции и преподавания, научность и информативность (современный научный уровень);

 доказательность и аргументированность;

 наличие достаточного количества ярких, убедительных примеров, фактов, обосновании, документов и научных доказательств, эмоциональность формы изложения;

 активизация мышления слушателей, постановка вопросов для размышления;

 четкая структура и логика раскрытия последовательно излагаемых вопросов.

В основе критериев оценки качества лекции лежат следующие требования

– выведение главных мыслей и положений, подчеркивание выводов, повторение их в различных формулировках; изложение доступным и ясным языком, разъяснение вновь вводимых терминов и названий; использование по возможности аудиовизуальных дидактических материалов.

Структура лекции

По своей структуре лекции могут отличаться одна от другой. Все зависит от содержания и характера излагаемого материала, но существует общий структурный каркас, применимый к лекции.

Прежде всего, это сообщение плана лекции и строгое ему следование. В план включаются наименования основных узловых вопросов лекции. При раскрытии темы можно применять индуктивный метод: примеры, факты, подводящие к научным выводам; можно также использовать метод дедукции: разъяснение общих положений с последующим показом возможности их приложения на конкретных примерах. По каждому из анализируемых положений следует делать вывод, выделяя его повторением и интонацией. В конце лекции полезно подвести итог услышанному.

Традиционная лекция обычно называется традиционной, имея несколько разновидностей, одной из них является

Вводная лекция. Она знакомит студентов с целью и назначением курса, его ролью и местом в системе учебных дисциплин. Далее дается краткий обзор курса (вехи развития данной науки, имена известных ученых). В такой лекции ставятся научные проблемы, выдвигаются гипотезы, намечаются перспективы развития науки и ее вклада в практику. Во вводной лекции важно связать теоретический материал с практикой будущей работы специалистов. Далее целесообразно рассказать об общей методике работы над курсом, дать характеристику учебника и учебных пособий, ознакомить слушателей с обязательным списком литературы, рассказать об экзаменационных требованиях. Подобное введение помогает студентам получать общее представление о предмете, ориентирует их на систематическую работу над конспектами и литературой, знакомит с методикой работы над курсом.

Излагая лекционный материал, преподаватель должен ориентироваться на то, что студенты пишут конспект. Конспект помогает внимательно слушать, лучше запоминать в процессе записи, обеспечивает наличие опорных материалов при подготовке к семинару, экзамену.

Задача лектора – дать студентам возможность осмысленного конспектирования.

Оценка качества лекции. При посещении и обсуждении лекции преподавателя коллегами возникает необходимость оценить ее качество. Узловыми критериями оценки качества лекции является содержание, методика, руководство работой студентов, лекторские данные, результативность лекции.

Содержание лекции: научность, соответствие современному уровню развития науки, мировоззренческая сторона, наличие методических вопросов, правильная их трактовка. Активизация мышления путем выдвижения проблемных вопросов и разрешения противоречий в ходе лекции. Освещение истории вопроса, показ различных концепций, связь с практикой.

Лекция и учебник: дается ли задание проработать ту или иную часть материала самостоятельно по учебнику. Имеет ли место связь с предыдущим и последующим материалом, присутствуют ли внутрипредметные, межпредметные связи.

Методика чтения лекции:

 четкая структура лекции и логика изложения;

 наличие-отсутствие плана, следование ему;

 сообщение литературы к лекции; доступность и разъяснение новых терминов и понятий;

 доказательность и аргументированность;

 выделение главных мыслей и выводов;

 использование приемов закрепления: повторение, вопросы на проверку внимания, усвоения;

 подведение итогов в конце изложения отдельного вопроса, всей лекции;

 использование наглядных пособий, ТСО;

 применение лектором опорных материалов: отдельные записи, чтение опорных материалов.

Руководство работой студентов:

 требование конспектировать и контроль за выполнением;

 обучение студентов методике записи и помощь в этом: соблюдение темпа, повтор, паузы, вычерчивание графиков;

 просмотр конспектов: по ходу лекции, после или на семинарских и практических занятиях;

 использование приемов поддержания внимания

– риторические вопросы, ораторские приемы;

 разрешение задавать вопросы.

Прочие данные: знание предмета, эмоциональность, голос, дикция, ораторское мастерство, культура речи, внешний вид, умение установить контакт.

Результативность лекции: информационная ценность, воспитательный аспект, достижение дидактических целей.

Развитие отечественной образовательной системы, ее гуманизация, тенденция к ориентации на отдельного человека, на реализацию его творческих способностей обусловили разработку в появление новых лекционных форм, таких как проблемная лекция, лекция вдвоем, лекция-визуализация, лекция с заранее запланированными ошибками, лекция – пресс-конференция.

Новые варианты подачи лекционного материала, направлены как на интенсификацию учебного процесса, так и на развитие личностных качеств.

Проблемная лекция. В отличие от информационной лекции, на которой преподносится и объясняется готовая информация, подлежащая запоминанию, на проблемной лекции новое знание вводится как неизвестное, которое необходимо «открыть». Задача преподавателя – создав проблемную ситуацию, побудить студентов к поискам решения проблем. Для этого новый теоретический материал представляется в форме проблемной задачи. В ее условии имеются противоречия, которые необходимо обнаружить и разрешить. В ходе их разрешения и в итоге – как результат – студенты приобретают в сотрудничестве с преподавателем новое нужное знание. Таким образом, процесс познания студентами при данной форме изложения информация приближается к поисковой, исследовательской деятельности. Лекционный материал излагается непосредственно на лекции в форме диалогического общения. С помощью проблемной лекции обеспечиваются развитие теоретического мышления, познавательного интереса к содержанию предмета, профессиональная мотивация, корпоративность.

Лекция-визуализация. Эта разновидность лекции возникла как результат поиска новых возможностей реализации принципа наглядности. Психолого-педагогические исследования показывают, что наглядность не только способствует более успешному восприятию. Это происходят за счет работы обоих полушарий, а не одного левого, логического привычно работающего при освоении точных наук. Правое полушарие, отвечающее за образно-эмоциональное восприятие предъявляемой информации, начинает активно работать именно при ее визуализации. Преподаватель должен выполнить такие демонстрационные материалы, такие формы наглядности, которые не только дополняют словесную информацию, но сами выступают носителями содержательной информации. Подготовка такой лекции состоит в реконструировании, перекодировании содержания лекции или ее части в визуальную форму для предъявления студентам через ТСО или вручную (слайды, пленки, планшеты, чертежи, рисунки, схемы и т. д.). В зависимости от учебного материала используются различные формы наглядности:  натуральные (электросхемы, реактивы, детали машин, приборов);  изобразительные (слайды, рисунки, фото);  символические (схемы, таблицы). Не всякий материал подходит для такой формы лекции, равно как и не всякая дисциплина. Однако элементы такой лекции возможны для любого предмета.

Лекция с заранее запланированными ошибками. Подготовка к лекции с заранее запланированными ошибками состоит в том, чтобы заложить в нее определенное количество ошибок содержательного, методического, поведенческого характера, их список преподаватель приносит на лекцию и предъявляет студентам в конце. Подбираются наиболее типичные ошибки, которые обычно не выпячиваются, а как бы затушевываются. Задача студентов состоит в том, чтобы по ходу лекции отмечать ошибки, фиксировать их на полях и называть в конце. На разбор ошибок отводится 10–15 минут. При этом правильные ответы называют и студенты, и преподаватель. Такая лекция одновременно выполняет стимулирующую, контрольную и диагностическую функцию, помогая диагностировать трудности усвоения материала.

Лекция вдвоем. Данная разновидность лекции является продолжением и развитием проблемного изложения материала в диалоге двух преподавателей. Здесь моделируются реальные ситуации обсуждения теоретических и практических вопросов двумя специалистами. Например, представителями двух различных научных школ, теоретиком и практиком, сторонником и противником того или иного технического решения и т. д. Диалог преподавателей должен демонстрировать культуру дискуссии, совместного решения проблемы; втягивать в обсуждение студентов, побуждать их задавать вопросы, высказывать свою точку зрения, демонстрировать отклик на происходящее.

Преимущества такой лекции:

 актуализация имеющихся у студентов знаний, необходимых для понимания диалога и участия в нем; создается проблемная ситуация, развертываются системы доказательств и т. д.;

 наличие двух источников заставляет сравнивать разные точки зрения, делать выбор, присоединяться к той или иной из них, вырабатывать свою;

 вырабатывается наглядное представление о культуре дискуссии, способах ведения диалога совместного поиска и принятия решений;

 выявляется профессионализм педагога, раскрывая ярче и глубже его личность.

Лекция – пресс-конференция. Назвав тему лекции, преподаватель просит студентов задавать ему письменно вопросы по данной теме. В течения двух-трех минут студенты формулируют наиболее интересующие их вопросы и передают преподавателю, который в течение трех-пяти минут сортирует вопросы по их содержанию и начинает лекцию. Лекция излагается не как ответы на вопросы, а как связный текст, в процессе изложения которого формулируются ответы. В конце лекции преподаватель проводит анализ ответов как отражение интересов и знаний учащихся. Такую лекцию можно проводить:  в начале изучения дисциплины, темы с целью выявить потребности, круг интересов группы;  в середине, когда она направлена на привлечение студентов к узловым моментам курса и систематизацию знаний;  в конце – для определения перспектив развития усвоенного содержания.


И напоследок 10 советов по проведению занятий

  1. Всегда изучайте нормативно – правовую базу того чем занимаетесь (ГОС, ОПОП, методические материалы, инструкции, положения, приказы), чтобы знать будущий формат своей работы.

  2. Начинать нужно с простого (любая проблема, кажущаяся невыполнимой сегодня может быть успешно решена уже завтра, необходимо только захотеть и попробовать)))).

  3. Уважайте личное пространство студента (Помните, Вы преподаватель и обязаны оставить все свои трудности, личные эмоции, злость и грусть за пределами кабинета).

  4. Постарайтесь создать в аудитории территории хорошего настроения и взаимопонимания. Поощряй даже незначительные успехи.

  5. Приводите примеры из жизни(или жизненные примеры).

  6. Используйте различные форматы при проведении занятий ( учебное занятие – не повинность, студент – не раб и не крепостной, домашнее задание – не зубрежка; занятие должно быть разнообразным, с чередованием форм, методов и приемов: баттл, круглый стол, дискуссия, конспект, смешанное обучение и.т.д)

  7. Управляйте занятием, контролируйте ситуацию (результативность занятия определяется не гробовой тишиной, а освоением образовательных результатов, главное определись, чего хочешь достичь, а выбор методов за Вами.

  8. Тщательно продумывайте домашние задания, не делай их банальными, не превращай в повинность – это убивает желание учиться.

  9. Всегда думайте на несколько шагов вперед, на перспективу в любом вопросе, так как наработанный сегодня материал может не раз использоваться в качестве основы для завтрашних, а то и послезавтрашних идей.

  10. Находитесь в постоянном поиске (кто ищет – тот всегда найдет)!


И напоследок 10 советов по проведению занятий от Михненко Р.Н.))):

  1. Всегда изучай нормативно – правовую базу того чем ты занимаешься (ГОС, ОПОП, методические материалы, инструкции, положения, приказы), чтобы знать будущий формат своей работы

  2. Начни с простого (любая проблема, кажущаяся невыполнимой сегодня может быть успешно решена уже завтра, необходимо только захотеть и попробовать))))

  3. Уважай личное пространство обучающегося (Помни, ты преподаватель и обязан оставить все свои трудности, личные эмоции, злость и грусть за пределами кабинета)

  4. Постарайся создать в аудитории территории хорошего настроения и взаимопонимания. Поощряй даже незначительные успехи.

  5. Приводи примеры из жизни(или жизненные примеры)

  6. Используй различные форматы при проведении занятий ( учебное занятие – не повинность, студент – не раб и не крепостной, домашнее задание – не зубрежка; занятие должно быть разнообразным, с чередованием форм, методов и приемов: баттл, круглый стол, дискуссия, конспект, смешанное обучение и.т.д)

  7. Управляй занятием, контролируй ситуацию (результативность занятия определяется не гробовой тишиной, а освоением образовательных результатов, главное определись, чего ты хочешь достичь, а выбор методов за тобой)

  8. Тщательно продумывай домашние задания, не делай их банальными, не превращай в повинность – это убивает желание учиться.

  9. Всегда думай на несколько шагов вперед, на перспективу в любом вопросе, так как наработанный сегодня материал может не раз использоваться в качестве основы для завтрашних, а то и послезавтрашних идей

  10. Находись в постоянном поиске (кто ищет – тот всегда найдет)))


И в заключении хочу сказать следующее:

В Государственном профессиональном образовательном учреждении «Донецкий электрометаллургический техникум» активно развиваются дистанционные технологии в обучении. Преподаватели, включились в работу в данном направлении, размещают свои учебно-методические материалы на официальном сайте техникума, в электронно образовательной среде canvas. Обучающимся открыт доступ к данному ресурсу, в котором можно найти: курсы лекций; методические указания по выполнению: практических работ, самостоятельных работ, контрольных работ; выполнению курсовых работ, ВКР. Каждый студент, зарегистрированный в системе, может получать всю необходимую информацию по своей образовательной программе.

С моей точки зрения, дистанционное образование - это очень удобно и полезно. Но основное образование получать таким способом только в том случае, если по каким-то причинам (пространственным или временным, в условиях распространения коронавирусной инфекции) студенту недоступен традиционный вариант обучения. А вот в дальнейшем предпочтение вполне можно отдать дистанционным формам. Они очень эффективны в сфере дополнительного образования или повышения квалификации, потому что обучаемый уже получил азы профессии и многое знает из очной формы обучения.