Обобщение опыта работы учителя музыки Горбуновой Л.В.
Здравствуйте! Меня зовут Горбунова Людмила Викторовна. Хотелось бы начать своё выступление с небольшой притчи.
Когда-то давно музыка была прекрасной небесной девой, жившей среди богов. Она была красива, нежна и недоступна для простых смертных. Но однажды увидела она юношу, столь же прекрасного и юного, как и она сама. Полюбила Музыка человека и спустилась к нему с высоты, стала его женой. Узнав об этом, боги разгневались и послали вдогонку сильный ветер, который развеял тело Музыки по воздуху и разнёс по самым отдалённым уголкам мира. Но душа её не погибла, душа по-прежнему любит, страдает, радуется и грустит. Она по сей день живёт в ушах и сердцах людей.
И, конечно, она навсегда поселилась в моём сердце. Своё предназначение как учителя музыки я вижу в том, чтобы разбудить музыку в сердце каждого ребенка, моего ученика.
Я работаю учителем музыки и руководителем хоровой студии «Планета детства» в МБОУ СОШ № 4 Г.о. Балашиха, Московской области. Общий трудовой стаж и педагогический стаж – 31 год. Имею высшую квалификационную категорию.
Как сказал Василий Александрович Сухомлинский: «Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека».
Музыка для меня – не только предмет, но и универсальный язык общения с ребенком, инструмент воспитания, развития и вдохновения.
Уроки музыки дают ребенку значительно больше полезных навыков, чем это может показаться на первый взгляд. В частности, так как музыкальное произведение нужно вдумчиво слушать, это развивает в ребенке внимание и усидчивость, которые будут полезны и во время любых других школьных занятий. Играющие и поющие дети лучше говорят и пишут, легче запоминают иностранные слова, быстрее усваивают грамматику. Музыкальные занятия развивают навыки общения.
В своей педагогической практике я стремлюсь соединить традиционные подходы с инновационными: применяю в работе интерактивные технологии: использую мультимедийные презентации, обучающие видеоролики, интерактивные задания.
Урок музыки не имеет жёсткого регламента при выборе методов и форм проведения урока, а также при подборе музыкального материала, что позволяет учителю проявить свои личные творческие способности, сделать каждый урок уникальным.
Мой предмет – музыка напрямую связан с креативным мышлением.
Основу креативного мышления в формате урока музыки составляют творческие способности. Наиболее эффективным разделом урока, в котором формируются творческие способности, является вокально-хоровая работа. Как показывает практика, наиболее эффективными приемами являются:
- группа приёмов, которые развивают чувство ритма (боди-перкуссия, ритмическая работа с предметами, элементы дыхательной гимнастики Стрельниковой, дыхательные упражнения –игры, артикуляционная гимнастика, упражнения на развитие дикции, интонационные упражнения.
Особое место на уроке я отвожу творческим заданиям, которые делают урок интересным, разнообразным, повышают интерес к предмету, а значит повышают и результат знаний, умений и навыков.
На своих уроках я использую индивидуальный подход к оцениванию. Моя задача – не сравнивать детей между собой, а отслеживать их личный прогресс. Я использую дифференцированное оценивание: за участие, старание, творческий вклад, а также самооценку и взаимооценку
На протяжении 10 лет являюсь руководителем хоровой студии «Планета детства», в которой обучаются дети от 7 до 16 лет. В хоровую студию входят ансамбли: «Бусинки», «Конфетти», «Экспромт», а также Сводный хор, куда входят не только дети из всех ансамблей, но и все желающие петь дети. Обучающиеся хоровой студии являются постоянными участниками школьных концертов, а также принимаются участие, становятся победителями и призёрами муниципальных, региональных, всероссийских конкурсов и фестивалей, таких как: «Звезда Отечества», «Славянский мир», «Мир важней всего на свете», «Юные таланты Московии», «Пасхальная радость», «Музыка весны». Я, как солист, становилась не раз победителем и призёром вокальных конкурсов, таких как «Звезда Отечества», «Славянский мир», «Профсоюзная радуга».
Я активно участвую в профессиональных конкурсах, так как это способствует моему профессиональному росту, саморазвитию. Являюсь победителем муниципального конкурса «Учитель года – 2023» в номинации «Лучший учитель – вдохновитель», а также победителем муниципального конкурса «Мой урок в формате ФГОС: проектирую, реализую, анализирую». Награждена грамотами, в том числе грамотой Министерства образования Московской области.
В заключение хотелось бы сказать, что музыка воспитывает душу, развивает мышление, объединяет людей. Человек, который знает семь нот, чувствует и слышит мир по-другому. И если хотя бы один ученик почувствовал это – значит, я всё делаю правильно.
Благодарю за внимание! Готова ответить на ваши вопросы.