СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на тему "Моя малая Родина"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему "Моя малая Родина"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Карабашская средняя общеобразовательная школа №2» Бугульминского района Республики Татарстан»






«Моя малая родина»











Работу выполнил:

Учитель родного языка и литературы

Мулюкова Минлегуль Харисовна

2019

Память священа... Карабашцы помнят и бережно хранят, передают из поколения в поколение культуру, традиции и обычаи, историю становления своего народа, развитие родного края. Стоящее на Оренбургском тракте у подножия горы Караул-тау, село Карабаш всегда жило в ногу со временем. Его не обходили ни радостные, ни печальные моменты истории…

Историю свою — народ творит,

Вновь возрождаясь с каждым поколением.

И наша явь — наследие веков,

Дар предков — своим потомкам.

----------РАЗИЛЬ ВАЛЕЕВ----------


Согласно легендам и сказаниям название нашего поселка связано с именем человека. По рассказам старожилов раньше деревню Карабаш называли и деревня Карбыш. Да, имя основателя нашей деревни могло быть и Карбыш, потому что в деревнях на территории древнего государства Булгар встречаются родословные племен Карбыш, Кармыш, Курмыш. Переименование Карбыш в Карабаш произошло в годы перехода на русское подданство. Наше большое село стоит на перепутье крупных трактов , история его богатейшая уходит вглубь веков. Раскопки говорят о том, что первые поселения людей находились на правом берегу, сегодня это улицы Насырова, Куйбышева, Заря, Мичурина. Здесь найдены наконечники стрел, ножевидные пластинки, точила, скребки, глиняные черепки, угли, кости диких и домашних животных, захоронения людей. Кстати, о древности Карабаша свидетельствует обилие кладбищ. Их вместе с нынешними восемь. Эти богатые живописные места привлекали многие племена. Последним, кто надежно захватил их, был, по преданиям, булгарский хан, участвовавший в овладении крепости Сувар. Захватил, чтобы расширить жизненное пространство и укрепить юго - восточные границы булгарских владений от набегов Золотой Орды, монголов, половцев. Когда человек осел именно здесь, достоверно неизвестно, но история донесла до нас, что в 1654-56 годах Карабаш, как и всю округу, поразила чума. Тогда появилось обширное кладбище, располагающееся ныне между современными улицами Колхозная и Матросова. В 1700 году в Карабаше поселяется пять казачьих семей. На казаков царское правительство возложило надзор над округой.

Когда анализируем социальное положение наших предков, можно сказать следующее: царское правительство хотело держать татар колонией, то есть попросту в тюрьме. Вскоре сюда переселяется много татарских семей из Казанской губернии, Мамадышского и Мензелинского уездов, чтобы избежать насильственного крещения. Переселенцы основали улицы Кутулдук, Төпле урам (современная улица Школьная), Тубән оч, Югары оч, Шамкач (улица К.Якуба). Появляются и ясачные татары. Основным видом деятельности карабашцев было земледелие, занимались и охотой, рыбной ловлей, благо, леса были полны дичи, а реки Лесной Зай, Степной Зай, Зай-Каратай и многочисленные озера богаты рыбой. Разводили коней, крупно-рогатый и мелкий скот. Практически каждая семья занималась ткачеством, прядением, обеспечивая себя одеждой. Дома строили бревенчатые квадратной и прямоугольной формы из дуба, осины, ольхи. Крыши домов покрывались соломой и камышом. Вместе с тем сохранялись еще и переносные юрты. С прибытием переселенцев и ясачных (типтар) татар получают начало различные ремесла и разделение труда. Были свои мастера - кузнецы, плотники, жестянщики, ювелиры и другие. Первая перепись населения произошла в годы правительства Петра 1 в 1720 году. В 1730 году правительством было предпринято строительство тракта Казань - Оренбург, сыгравшего определенную роль в жизни села, ускорив естественное историческое развитие.

Тракт проходил через Карабаш (современные улицы Советская и Мухаметзянова). Появились постоялые дворы, ямщики. Вырос спрос на хорошую упряжь и лошадей. Оренбургский тракт приблизил карабашцев к историческим событиям, происходящим в стране.

Появление ясачных татар дало начало ремеслам. Стали изготавливать орудия труда, утварь, телеги и сани. Сложились своего рода цеха кузнецов, жестянщиков, бондарей, печников-каменщиков, обувщиков, валяльщиков, портных. Для переработки зерна построили 5 водяных мельниц. Работали магазины и хлебопекарни.

Не только трудом были славны жители села Карабаш. В свободные минуты и по праздникам они пели, танцевали. Весной на сабантуе, на жатве после сенокоса, на празднике нового года — Нардугане народ проявлял свои таланты. Из уст в уста до наших дней дошли рассказы о том, что сыновья Нафик-солдата — Закир и Шакир — были непревзойдёнными кураистами. Скрипач Минибай прославился своей игрой почти на весь уезд, не хуже играл и чеботарь Тазетдин, игрой на курае и кубызе удивляла всех Файруза. Внук муллы Фаварис Ахматша и Илалетдин Сайфиев придумывали частушки, писали баеты.

Во времена императрицы Екатерины у села стоял отряд атамана Кинджи — помощник Емельяна Пугачёва. Здесь они вербовали в свои ряды добровольцев. О пугачевском восстании здесь услышали осенью 1773 года от проезжающих и ямщиков - односельчан. А весной 1774 года в Карабаш на встречу с яицкими казаками приезжал с отрядом один из помощников Емельяна Пугачева атаман Кинджа. По преданиям, Кинджа женился на карабашской девушке по имени Ханифа. Где тут правда, где вымысел судить не нам, но с тех времен место, где стоял пугачевский отряд, зовется Кинджакай чокыр. А георгиевский кавалер, участник русско- японской войны Ю.К.Курбиев считал себя потомком атамана Кинджи.

Х1Х век. В жизни села расставил свои вехи Отечественная война 1812 года. Немало сыновей Карабаша сражались в составе Башкирского казачьего и Уфимского пехотного полков. Некоторые были отмечены правительственными наградами, пособиями и даже земельными наделами. В 1856 году в наши края приехал учёный- востоковед Пётр Иванович Пашино. Вот, что он написал в своих воспоминаниях: «Знания деревенских татар намного больше чем мужиков, живущих в русских деревнях. О последних печется русское правительство, а первые умны сами по- себе».

1866-1867 годы, проведена реформа и среди государственных крестьян, составляющих основную часть населения Карабаша. На 1 июня 1869 года в Карабаше учитывалось всего 652 мужчин, в том числе 43 башкира, 367 татар - типтар, 242 государственных крестьян. Женский пол не учитывался. Пашня составляла 6279 десятин, непригодные угодья -421 десятину.

Безрадостно начался для села ХХ век. В 1904 году после сильного пожара много семей осталось без крова и средств существования. Измучили крестьян неурожаи последних лет. Первая мировая война 1914 года обострила все противоречия, усилив народные волнения. Наступил 1917-й. Революцию 1917 года Самат мулла встречает 40 летним муллой. На этом месте он ещё держится до 1930 года. Этот год начинается с разрушения церквей и мечетей. А самих священнослужителей ссылают в Сибирь. В марте 1918 года в селе был создан комитет бедноты. Пережило село неоднократную смену власти красных, колчаковцев, бело чехов, кулацкий мятеж и кровавый террор, разорительный пожар 1920 года, засуху, страшный голод, унесший множество жизней. После гражданской войны в Карабаше организуется потребкооперация. Появляется кредитное товарищество по обработке земли. В 1930году на основе товарищества создается первый колхоз. Через три года коллективно трудятся уже все карабашцы. В колхозе «Узяк» работает 12 полеводческих, одна овощеводческая и одна ремонтно - строительная бригада. Организуется животноводство и коневодство. В 1935 году на поля выходит первый трактор Старо-Письмянской МТС, за рычагами которого житель Карабаша - Г.Х.Аглиуллин. В селе появляется электричество, радио. В 1937 году появляются грузовые автомашины, комбайны «Коммунар».

До революции грамотных людей в селе было немного, некоторое количество обучавшихся в медресе знали арабский, читали и писали на нем. Знавших русский, тем более писавших на нем, не было совсем, все ходили к единственному писарю, сначала к Мингазедину, потом к Шайхулле Валишину. В медресе при мечетях изучался лишь Коран. Только после революции 1905 года вводится слегка реформированное обучение с элементами светского образования. Просветители Ибрагим и Фатыйх Туйкины при содействии мулл Ж.Бикташева и А.Биккулова в 1912 году начинают обучать 18 шакирдов татарскому, арабскому и фарси. Помимо изучения Корана появились уроки арифметики, географии, природоведения, истории. Ученики сидят за партами, пишут на доске мелом. Однако состоятельные жители во главе с муллой организуют разгром нового медресе. Братья Туйкины уезжают в Казахстан. Лишь в 1918 году Ш.Рамазанов, окончив учительские курсы в Бугульме, открывает первую начальную школу. Учились в школе в основном дети бедняков. В 1920 году вследствие террора баев и кулаков школа лишилась помещения, погибли учителя.

Вилочный бунт .

Нет, наверное, ни одного человека, живущего вдоль берегов Волги и Камы, который бы не слышал о вилочном бунте. Бунт, возникший в феврале- марте 1920 года вошёл в историю именно под таким названием. Почему же так назвали этот бунт? Ведь началась мирная жизнь, кончилась гражданская война? Но свидетели тех событий говорят о другом. Продразвёрстка – самая страшная и мучительная, к тому времени ещё не закончилась. Это был единственный путь к обеспечению Советского народа хлебом. 1918 - 1919 Советский Союз обеспечен хлебом на 110 миллионов тонн , 1919-1920 годы – 220 миллионов, а неполные 1920-1921 годы было заготовлено 285 миллионов тонн хлеба. Народ остался без хлеба. Это была последняя капля терпения. Крестьяне, середняки, кулаки, муллы с сожалением говорили о том, что это случилось с ними. 60% всего населения, которая хорошо восприняла революцию, переворот в жизни крестьян, рабочих, теперь уже выражали свои недовольства по поводу «открытого грабежа средь белого дня». Дерзкое отношение продразвёрстки к сельскому люду была крайней выходкой. С лозунгами «Долой коммунистов!», «Долой продразвёрстку!» вышли даже самые нищие слои населения. Член комиссии по чрезвычайному положению К. Топоров описал начало вилочного бунта так:

4 февраля из Троицкой волости в Новый Елань (сейчас Альметьевский район) приехал продовольственный отряд из 35 человек. Ими руководит член продовольственного комитета А. Д. Пудов. Он, угрожая расстрелом, расправой над мирными жителями выдвинул требования: выполнить план продразвёрстки за 24 часа 100%. Люди были в недоумении. Они, объединившись, направились в волостной комитет в село Кузайкино .

На общем собрании было сказано собрать хлеб по мере возможности, но было понятно :100% плана не будет выполнено. А. Д. Пудов , после отъезда волостного начальства из села, ввёл военное положение , взял в плен 20 человек и закрыл их в холодный амбар. 7 февраля утром сельский народ стал предъявлять требования отпустить односельчан из плена . Пудов отказывается выполнить требования крестьян. Крестьяне предпринимают решение разгромить продовольственный отряд. В соседние сёла отправляют гонцов принять участие в мятеже. Пудов с отрядом в спешке покидают деревню. Чтобы подавить мятеж, в Новую Елань приезжает председатель комиссии по чрезвычайному положению Михаил Головин. Он, оставив вооружённый отряд на окраине деревни, вместе с начальником милиции Корниловым направляется в деревню Кузайкино. Мирным путём они хотели остановить разъярённый народ , но не смогли это сделать. Они погибли от рук крестьян.

Штаб бунтарей расположился в Заинске. Предводителем стал царский офицер Алексей Милованов , штаб-капитан А.Шимановский, прапорщик М.Никонов, бывший революционер, сбежавший из плена 1906 году Николай Медведев и другие. Вилочный бунт охватил Минзелинский , Уфимский, Белебеевский районы. Бунтари объявили «Кто не с ними, тот против них». Мужское население от 18 до 50 лет разослали приказ о мобилизации. Не подчиняющихся ожидала смертная казнь.

Жертвы бунтарей:

На Петровском спиртовом заводе случилось чрезвычайное положение. 16 февраля был освобождён этот завод от бунтарей, но вскоре они вернулись обратно. Обезоружили охранника завода. А затем бесшумно войдя на территорию завода, казнили Минзелинский отряд под предводительством Никиты Фатеева. Погибли 17 красноармейцев. После этого они расправились с директором завода Хабибуллой Сагидуллиным . Его повесили на фонарном столбе во дворе завода и сожгли. По медицинскому обследованию, проведённому фельдшером Иваном Остроумовым видно, что над руководителем завода долго издевались : руки, ноги переломали, глаза выкололи, нос и уши отрезали, на груди вырезали фигуру пятиконечной звезды, тело исколото вилами.

19 февраля мятежники, захватив в плен 50 человек, расправились с ними и бросили их под лёд. Дочь местного попа –член большевистской партии Акташского волостного комитета – Павлова Елизавета Львовна, была заколота вилами 1920 году 10 февраля. Она работала учителем в деревне Савалей . Группа бунтарей вывела её на площадь и жестоко с ней расправилась. Вырыв прорубь в реке Зай, тело было брошено под лёд. После бунта , тело было найдено и зарыто в братской могиле. В 1920 г. перевес оказался на стороне белых, местные кулаки при поддержке влиятельного муллы устроили кровавый террор. Тогда были зверски убиты карабашские учителя Мавлави Райманов, Хупбиямал Катиева, Лотфулла Гыйфанов...

21 февраля Заинск был освобождён от мятежников венгерским интернацональным отрядом. Были казнены и повешены около двухсот бунтарей. Про бунтарей были созданы баиты. Вот отрывок одного из этих баитов :

Бакалының чиркәве

Сөнгә каршы салынган.

Йөзәрләгән коммунистның

Шунда җаны алынган.

Мы не можем судить то, что случилось в эти годы. Руководители мятежа были казнены, но основная масса крестьян была отпущена домой. Те же которые попали в плен, просидев год в тюрьме попали под амнистию и были выпущены на свободу. Но злоба, обида, оставшаяся в душе у простого народа, надолго ввела раздор между людьми. Раздор поделил их на две части и когда выдавался случай, люди то и дело вредили друг- другу.

Создание колхоза, обращение к средним крестьянам «кулак», выселение их из деревни в Сибирь- есть итог мятежа.

В 1934 году построена неполная средняя школа, а в 1937- разросшаяся школа стала десятилетней. В 1940 году в жизни крестьян произошли большие перемены. Улучшилось их благосостояние. Всё чаще начинали приобретать патефоны, железные кровати, швейные машинки, велосипеды, появилось радио, электричество. Были отстроены здания библиотеки, медпункта, правления колхоза. Мечеть использовалась в качестве клуба .

Но мирный созидательный труд нарушила война. О ней услышали в день, когда готовились к традиционному Сабантую. Уже вечером о добровольном вступлении в ряды Красной Армии подали заявление сельские и колхозные руководители, военрук школы. Вскоре шофёры на своих полуторках, конюх с лошадьми отправляются на фронт. Более 100 девушек отправились на разработки торфа Горьковской и Ивановской областей, на военные заводы страны. В годы войны 632 человека из Карабаша и 117 - из Иркена сражались на всех фронтах, 327 из них не вернулись. Самым тяжёлым годом для карабашцев 1944 год. Ко всем сложностям военного лихолетья прибавилась неожиданная вспышка септической ангины, унёсшая за 2 месяца 393 жизни. С началом Великой Отечественной войны в Карабаше появились эвакуированные из Ленинграда, Белоруссии и Украины.

Вернувшиеся с войны победители, засучив рукава, занялись подъёмом обветшавшего за годы войны хозяйства. Ветераны Великой Отечественной войны в легенду идущие, их осталось немного — все на виду: 6 ветеранов ныне живущих в посёлке и деревне Иркен.

В 1950 году нефть коснулась и Карабаша. Поселок был одним из крупных населенных пунктов вблизи от разрабатываемых площадей Ромашкинского месторождения и выручил в первые два десятилетия нефтяников, дав им кров и место для первоначального размещения многочисленных предприятий. Приход нефтяников вывел Карабаш в ранг рабочих поселков с подчинением Лениногорскому району (Указ Верховного Совета ТАССР от 28.09.1957г.). В апреле 1959 года рабочий поселок Карабаш был включен в состав Бугульминского района.

В настоящее время поселок Карабаш занимает площадь 4,5 кв.км.

с населением 5250 человек. Здесь живут и трудятся люди различных национальностей.

В поселке две средние школы, 3 детских сада, много магазинов, дом культуры, памятник - односельчанам учителям, погибшим в годы Гражданской войны и мемориал славы. Здесь находятся цеха НГДУ "Лениногорскнефть", располагается весь заводской комплекс НГДУ "Карабашнефть" ОАО «Татнефтепром», а также ООО «Иркенмонтажстрой», Карабашский участок УПТЖ для ППД, ООО «Промышленная экология», ООО «Мехсервис», ООО «Карабаш –Водоканал» и другие предприятия.

В 1970 г. открыт обелиск в память героям учителям, погибшим в годы Великой Октябрьской революции, Гражданской войны. В 1996 г. руководство поссовета совместно с нефтяниками воздвигло мемориал «Вечный огонь» в память карабашцев, сложивших свои головы на поле брани в грозные годы Великой Отечественной войны во имя мира на земле. Статус рабочего поселка получил он сравнительно недавно с приходом в эти края нефтяников. Началом разработки большой нефти Татарстана жизнь в селе получила новый импульс. Большая нефть Татарстана коренным образом изменила не только ландшафт республики, но и жизнь, живущих здесь, людей. Благодаря деятельности предприятий объединения «Татнефть», Карабаш из села с домами, крытыми соломой, превратился в один из лучших посёлков Татарстана. Какую бы сферу жизни посёлка ни взять, нигде не обошлось без нефтяников. Газификация, обеспечение водой, телефонизация, благоустройство, озеленение, строительство трёх детских садов, двух Домов Культуры в посёлке и Иркене, построили двухэтажные дома для жителей. Нефтяники преобразили прибрежную часть водохранилища — открыли аквапарк для семейного отдыха карабашцев и гостей посёлка. В посёлке активно развивается лыжный спорт, футбол, национальная борьба, бокс. Новые возможности открылись для занятий спортом с вводом в строй в 2001 г. ледовой арены для занятий хоккеем и сдачей в эксплуатацию 2002 г. спортивно-оздоровительного комплекса «Нефтьче». Это подарок на 45-летний юбилей нефтяников.

26 апреля 2006 г. в честь 120-летия Габдуллы Тукая открылась стела с мемориальной доской на одноимённой улице. По словам очевидца Г. Тукай останавливался в Карабаше на ночёвку по пути из Оренбурга в Казань. Бывал здесь историк и просветитель Хади Атласи. Вещи его эпохи, заботливо собраны в уникальном «музее-библиотеке Хади Атласи» подвижником Фазылом Валиахметовым. В собственном доме он собрал труды Х. Атласи, построил астрономическую площадку, проводит занятия по астрономии. Собран архивный материал по ежегодной церемонии награждения премией имени Х. Атласи. Со дня открытия музея 24 сентября 2004 г. в нём побывали сотни гостей из городов Татарстана, России, зарубежья. В память об уроженцах Карабаша, работавших в фашистском плену в подпольной организации, созданной Мусой Джалилем: Г.К. Фахретдинову, Г.В. Сайфиеву и З.А. Аглиуллину 1 ноября 2007 г. установлен памятник на улице А.К. Мухаметзянова в парке Молодёжи. На открытии присутствовали почётные гости, потомки героев-джалильцев, писатель Айдар Халим. Слава и красота карабашской земли воспевается в стихах и музыке, картинах и фотографиях земляков: Марзии Зариповой, Энже Бикмурзиной, Гумара Сайфиева, Фазыла Валиахметова, Баширы Насыровой и многих других за пределами родного края. Летопись новейшей истории поселка продолжают новые энергичные и молодые руководители: глава муниципального образования поселка городского типа Карабаш Минхайдаров Марат Талгатович вместе с ним руководитель исполнительного комитета поселка городского типа Карабаш Гайфиев Рим Эдуардович. Руководство поселка ставит главной задачей современный подход к решению проблем поселка, заботе старшего поколения, формировании и воспитании истинных граждан, патриотов своего Отечества.

В настоящее время в нашем поселке 39 улиц, большая часть из которых находится в верхней части поселка, построенной с 1950 года. Эти улицы носят имена деятелей Коммунистической партии (улицы имени Ленина, К.Маркса, Куйбышева, Кирова, Тельмана), героев Гражданской и Великой Отечественной войн (улицы имени Чапаева, З. Космодемьянской), представителей науки, литературы и искусства (улицы имени Х.Такташа, Г.Тукая, С.Сайдашева). Некоторые улицы названы чисто условно: Пионерская, Комсомольская, Колхозная, Красноармейская, Спортивная, Строителей, Энергетиков, Нефтяников, Дружбы, Тепличная, Новая и др.

В 1999 году улица имени М. Горького переименована на улицу имени Ш.Насыйрова (в честь учителя, много лет проработавшего в школе №1). В том же году две улицы в новом микрорайоне названы именами: Ф.К.Наумова - он много лет проработал директором школы №2; С.Салимгараев - родился и вырос в Карабаше. Одним из первых записался в ряды Красной гвардии, созданной в Бугульме. В 1918 году был делегатом съезда молодежи. При выполнении боевого задания был убит белогвардейцами на бугульминском железнодорожном вокзале. В 2005 году часть улицы Советская переименована–улица имени А.Мухаметзянова, в честь бывшего генерального директора АО «Татнефть». Первые поселения людей находились на правом берегу реки Зай, сегодня это улицы Насыйрова, Куйбышева, Заря, Мичурина. Раньше их всех вместе называли Тау очы ("оч" - в переводе с татарского "окраина", "тау" - "гора") - окраина у горы. Это одно из названий, которое употребляется и в настоящее время. В 18 веке в Карабаш переселяются много татарских семей из Казанской губернии, Мамадышского и Мензелинского уездов, чтобы избежать насильственного крещения. Переселенцы основали улицы Кутулдук ("Котылдык" - в переводе с татарского "спаслись"), Төпле урам ("төпле" - в переводе с татарского "основательный"). Говорят те, кто начинали здесь жить, никуда не уходили. Самое удобное место для жительства - река рядом, земля плодородная. Наводнений не бывало. А по словам старожила Зарипова Фатиха, на месте этой улицы когда-то был лес из ольхи (зирек). Когда деревья пилили, пни оставались, их не могли убрать и так они сидели пока не сгнивали (пень в переводе с русского "төп"). Тубән оч ("тубән" - "нижняя", "оч" - "окраина"), Югары оч ("югары" - "верхняя", Ахмет төбәге (төбәк - устаревшее "район"), Шамкач (женское имя).


В последующие годы появились новые улицы, которые народ называл: Олы урам ("олы" - в переводе с татарского "большая", "урам" - "улица"), Зәй рәте (улица вдоль правого берега реки Зай), Порт-Артур. В 1905 году жители деревни принимали участие в русско-японской войне. Особо отличившимся, по указу царского правительства, были выделены земельные наделы на левом берегу реки Степной Зай. Эти места и получили название Порт-Артур. Но через несколько лет эти семьи были вынуждены переселиться на другие улицы, так как эти места ежегодно затапливались весной во время половодья. Но название Порт- Артур сохранилось и по настоящее время. Ближайшие к поселку населенные пункты: деревня Иркен, деревня Кудашево, деревня Кызыл Чишма, село Победа, деревня Елховка, деревня Абдрахманово, деревня Тайсуганово.

Последнее историческое событие, которое произошло в жизни нашего посёлка, создание герба. Авторами стали: авторская группа во главе с представителями геральдического совета при президенте РТ.

Описание герба.

«В зелёном поле над серебряной узкой сложенной из глыб оконечностью вверху - включенное чёрное опрокинутое и вогнутое острие, внизу - два золотых сокола с чёрными головами и воздетыми крыльями.».

Обоснование символики герба посёлка Карабаш.

Название "Карабаш" тюркского происхождения и представляет собой сочетание двух слов - "кара" (чёрный) и "баш" (голова/глава/вершина).

Название посёлка аллегорически показано в гербе через изображение соколов с чёрными головами, что делает герб гласным.

Соколы подчёркивают историческое прошлое поселка Карабаш: по местным преданиям, у подножия горы была крепость для охраны юго-восточных рубежей Волжской Булгарии, а в начале XVIII века здесь появляются казачьи семьи. Соколы озирают и охраняют свою землю.

Исторические особенности Карабаша показаны в гербе изображением дороги. Карабаш издревле расположился на стыке торговых и военных путей, которые в начале XVIII века стали частью известного Оренбургского тракта, строительство которого ускорило развитие села.

Чёрное острие в главе щита, напоминающее фонтан нефти, символизирует основную отрасль экономики сегодняшнего посёлка - нефтедобычу.

Зелёное поле также аллегорически показывает природное богатство местной земли.

Золото в геральдике - символ богатства, стабильности, уважения и интеллекта.

Серебро - символ чистоты, открытости, примирения.

Чёрный цвет - символ вечности, мудрости, скромности.














Список использованных источников

  • Г. Т. Нугманов, Р. С. Алатырёва «Годы и люди». - Тат АСУ нефть АО Татнефть, 1996.-144с.

  • Ахмет Дусали «Йөрәгең белән ярат». - г. Набережные Челны : «Хәерле иртә», 1997.-64 с.

  • Фазыл Валиахметов «Мизгелләр» .- Бугульма: Изд-во «Бугульминская газета»,2002.-152с.

  • Г. Г. Нугманов, Р. М.Давлетшина «Историю делают люди» .- Иркеннефть, 1964.- 120с.

  • Лилия Ляхова, Юлия Прохорова «40 лет Иркеннефти» .- ООО «Реком-ТV» НГДУ Иркеннефть, 2004.- 150 с.

  • А. А. Иванов, Н. Г. Габдрахманова «Они вернулись с победой» .-г. Казань: «Идел- Пресс»

  • Илдар Биктимеров, Геннадий Буторин, Флора Гильфанова «Вехи славной истории» .- г. Набережные Челны: ООО «Глагол»,- 2007.- 50с.