Доклад на тему:
Мониторинг эффективности внеурочной деятельности школьников духовно-нравственного направления.
Подготовила учитель музыки Анищенко Т.В.
Одно из направлений духовно-нравственного воспитания представлено курсом внеурочной деятельности «Основы музыкальной культуры » для 5 классов
Программа этого направления нацелена на раскрытие творческих способностей обучающихся, развитие художественно-эстетических качеств личности, формирование у обучающихся правильного отношения к окружающему миру, желания участвовать в разнообразной творческой деятельности, организовать свою творческую деятельность, создание атмосферы радости и детского творчества, развития творческой самостоятельности Что касается задач общего развития на музыкальных занятиях, то здесь очевидно, что в основе педагогической работы могут лежать не столько музыкально-исполнительские задачи, сколько задачи развития эмоционально-волевой регуляции, умственной работоспособности, внимания, памяти, мышления, где музыка становится средством, а не целью. Именно это и называют общим развитием. Для успешной реализации любой деятельности необходимы своевременное планирование, контроль и корректировка, анализ достигнутых результатов. Контроль результативности и эффективности организации внеурочной деятельности в школе осуществляется путем проведения мониторинговых исследований, диагностики обучающихся Мониторинг выступает как инструмент того, кто управляет ситуацией. Измеряю то, что развиваю. Как же этим инструментом пользуюсь я?
Музыкальное воспитание – это, прежде всего, эмоциональное питание, основывающееся на высших социальных потребностях человека.
Психофизиологии утверждают, что ещё младенцу потенциально доступно обладание всей системой основных эмоций. Эмоциональная сфера ребёнка – фундамент его общения с окружающим миром и развития интеллекта. Массовое музыкальное образование и воспитания в школе призвано решать задачи музыкального развития школьников, которые позволили бы сформировать универсальные способности личности. По мнению отечественного философа А.Г. Спиркина, к таким способностям следует отнести: способность к концептуальному образному мышлению, то есть целостному видению мира сквозь призму самореализации; способность к «сопереживанию» общему благу, деятельностное «сочувствование» природе, человеку, обществу; способность воплощать свое целостное представление о мире в осмысленной творческой деятельности.
Музыкальное развитие учащихся необходимо рассматривать как целостный процесс, в котором должны органично сочетаться такие элементы:
а) развитие музыкальности уч-ся;
б) формирование музыкально-слухового опыта школьников;
в) освоение учащимися основных закономерностей музыкального искусства (интонационная природа музыки, ее язык, жанры, стиль и др.);
г) развитие креативных свойств личности;
д) становление эмоционально-нравственного отношения к музыкальному искусству.
В условиях массового образования не представляется возможным установить четкие границы фиксации музыкальности из-за неоднозначности музыкального развития каждого ребенка в целом. Поэтому учителю музыки необходимо вести длительные наблюдения за динамикой его изменения, условно разделив учащихся на группы с высоким, средним и низким уровнем развития, отмечая успехи, степень продвижения и «перехода» школьников из группы с более низкими показателями в группы с явно выраженными признаками.
Освоение учащимися основных закономерностей музыкального искусства: интонационная природа музыки, ее язык, жанры, стиль особенности развития, формообразования и музыкальной драматургии, музыка народная и профессиональная, музыка в семье искусств и др происходит в разнообразных видах музыкально-практической деятельности: восприятии музыки и, эмоциональном отклике, размышлении о характере и содержании музыки, пении (хоровом, ансамблевом, сольном, инструментальном, пластическом интонировании, разнообразных импровизациях – вокальных, ритмических, речевых, двигательных, художественных, в исследовательской деятельности школьников , в оценке различных явлений музыкальной культуры.
Для диагностики качества усвоения основных понятий и категорий музыки в рабочих тетрадях введена система терминов и понятий, которые учащиеся актуализируют при знакомстве с произведениями разных эпох, стилей, жанров, их исполнителями, различными интерпретаторскими трактовками. Диагностика музыкальных способностей проводится 2 раза в год. Диагностика, проводимая в начале Тесты способностей позволяют выявить и измерить уровень развития тех или иных психических функций, познавательных процессов. Такие тесты чаще всего связаны с диагностикой познавательной сферы личности, особенностей мышления и обычно называются также интеллектуальными. В конце года Тесты достижений ориентированы на выявление уровня сформированности конкретных знаний, умений и навыков и как меры успешности выполнения, и как меры готовности к выполнению некоторой деятельности. В качестве примеров могут служить все виды тестовых испытаний, Игра-тест: "Гармонические загадки". Тест - игра "Тембровые прятки". Тест-игра "Незавершённая мелодия». Тест "Музыкальная палитра" . Музыкальный эрудит, блиц-опрос.
Для каждой возрастной группы определяются показатели и задания, которые позволяют судить о динамике развития музыкальных способностей. Результаты обследования заносятся в графы диагностических карт. Диагностика проводиться в течение нескольких занятий. Некоторые задания дети выполняют небольшими группами, а некоторые – индивидуально. Диагностика проводится на программном материале.
Цель: Обследование проводится для выявления у детей трёх основных музыкальных способностей:
- ладового чувства,
- музыкально – слуховых представлений,
- чувства ритма,
Метод: Наблюдение за детьми на музыкальных занятиях и индивидуально, а также выполнение специально подобранных заданий.
Оценка уровня музыкальных способностей:
Оценивать уровень музыкальных способностей рекомендуется по трехбалльной системе:
3 – высокий уровень (ученик самостоятельно справляется с заданием).
2 – средний уровень (справляется с заданием при поддержке взрослого).
1 – низкий уровень ( не справляется с заданием).
При проведении диагностики в условиях музыкальных занятий рекомендуется руководствоваться следующими критериями:
Ладовое чувство
1.Внимание –как ученик слушает музыку
2. Наличие любимых произведений - Узнаёт муз. произведение по вступлению, по отдельным частям, называет любимые, объясняя почему они нравятся.
2 – Называет музыкальные произведения с наводящих вопросов педагога, путается в названиях произведений.
1 – Не проявляет никакого интереса к музыкальным произведениям, затрудняется с названием музыкальных произведений, их авторов.
3. Эмоциональность - умеет выразить свои чувства в слове, выразительность мимики и пантомимики, умеет передать разнообразную гамму чувств, исходя из музыки и её содержания
2 – не ярко проявляет свою эмоциональность
3 – не умеет выразить свои чувства в слове, отсутствие выразительности мимики и пантомимики, а также не сопереживает тем чувствам, которые выражены в произведении.
4. Узнавание знакомой мелодии по фрагменту
1 – Легко узнаёт музыкальное произведение по их вступлению, по отдельным их частям.
2 - Легко узнаёт музыкальное произведение по их вступлению, по отдельным их частям, но допускает ошибки.
3 – Затрудняется с выполнением задания.
7.Умение определять окончания мелодии
8 Музыкально – слуховые представления
Пение знакомой мелодии с сопровождением, без сопровождения.
Чистота интонирования
9 Чувство ритма
1. Воспроизведение ритмического рисунка мелодии ,выразительность движений и соответствие их характеру музыки с малоконтрастными частями;
Таким образом, диагностика музыкальных способностей нужна как инструмент определения слабо развитых структур музыкальности индивида с целью построения обоснованной программы музыкально-педагогической помощи в развитии соответствующих свойств и качеств личности.
В случае же недостаточного или слабого развития отдельных структур музыкальных способностей ребёнка, педагог должен ставить задачи психологического содержания, что обуславливает развивающую стратегию музыкального воспитания. Теоретическое изучение проблемы исследования и результаты педагогического эксперимента подтвердили корректность выдвинутой гипотезы и позволили сформировать следующие выводы:
1. Уровень развития музыкальности (чувств: метра, ритма, тембра, звуковысотности, динамического чувства и чувства музыкальной формы, а так же музыкальной памяти) у школьников, занимающихся вокально-хоровой деятельностью, выше, чем у обычных учащихся.
2. Развитие навыков хорового пения на уроках музыки становится тогда наиболее эффективным, когда вокально-хоровое обучение осуществляется с учётом возрастных и личностных качеств ребёнка.
В данной работе мною было:
1. Выделены компоненты музыкальных способностей (чувство метра, чувство ритма, звуковысотное чувство, чувство тембра, динамическое чувство, чувство музыкальной формы, музыкальная память), критерии оценки музыкальных способностей. Определены показатели и уровни развития компонентов музыкальных способностей.
Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы обеспечивает комплексный подход к оценке итоговых результатов, позволяет осуществлять оценку динамики достижений детей и включает описание объекта, форм, периодичности и содержания мониторинга