Объем и формы домашнего задания на уроках русского языка и литературы.
Домашнее задание — задание, задаваемое учителем учащемуся для самостоятельного выполнения после уроков. Это самостоятельная учебная работа без непосредственного руководства и помощи учителя. Домашнее задание призвано предупредить забывание нового изученного на уроке материала, усвоение которого носит концентрированный характер.
Домашнее задание рассматривается как одна из форм учебной деятельности, направленная на усвоение и запоминание изложенного материала, либо, задание, основанное на самостоятельном усвоении материала, не требующего разъяснения учителя на уроке, а также проверка, которая и позволяет учителю изучить качество усвоения материала, наличие пробелов в знаниях.
Целесообразная система домашних работ – необходимое условие успешного усвоения учащимися программного материала.
Цель домашнего задания: формирование самостоятельности в учебно-познавательной деятельности, средство сближения обучения и самообразования.
Объем домашних заданий
Объем домашних заданий (по всем предметам) должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах):
в 5 - 6 классах - 2,5 ч.,
в 7 - 8 классах – 3 ч.,
в 9-11 классах – 4 ч.
Объём письменных домашних заданий по математике и русскому языку не должен превышать 30% от объёма классной работы во всех классах.
Объём домашних заданий на устных предметах не должен превышать объёма изученного материала на уроке.
Домашнее задание не задается:
на праздничные, каникулярные и выходные дни при полном освоении необходимого материала на уроке. Исключение составляют предметы, изучаемые 1-2 раза в неделю;
после проведения контрольных мероприятий.
Общие требования к домашнему заданию
При организации домашних заданий следует выполнять следующие требования:
задание должно быть понятно доступно пониманию учащихся, но не точной копией работы, выполненной в классе;
задание может содержать новый материал для самостоятельного изучения, если учитель ставит цель стимулировать творческую, исследовательскую активность учащихся. При выполнении подобного рода заданий предполагается последующее обсуждение материала на уроке с учителем;
к заданию должен быть соответствующий инструктаж. Однако необходимые разъяснения должны оставлять ученику возможность творчества в его выполнении;
задание должно предопределять его проверку;
задание по предмету должно быть регламентировано и
согласовано с заданиями по другим предметам;
задание не должно быть однообразным и однотипным;
задания должны включать в себя вопросы, требующие от ученика
умений сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, формулировать выводы, применять усвоенные знания в новых ситуациях и т. п.;
домашнее задание фиксируется учителем на доске, в электронном журнале, комментируется устно.
Основные формы домашней работы:
Индивидуальная.
Дифференцированная.
Одна на весь класс (фронтальная).
Творческая домашняя работа.
1. Индивидуальная домашняя работа – задается отдельным обучающимся класса. Такая работа может быть выполнена на карточках или с использованием тетрадей на печатной основе, проектов и др.;
2. Дифференцированная домашняя работа – работа, рассчитанная на разный уровень сложности. Дифференцированная учебная домашняя работа – организация самостоятельной работы школьников, которая реализуется посредством типичных приемов и видов дифференцированных заданий, которые одинаковы для всех по содержанию, но различны по способам выполнения и включают несколько вариантов с правом самостоятельного выбора любого из них.
3. Одна на весь класс (фронтальная) – самый распространенный вид домашней работы, в ходе выполнения которой у обучающихся отрабатываются различные УУД. Постоянное применение таких заданий не ведет к развитию творческих способностей учащихся, однако исключать их не стоит, так как в ходе их выполнения у учащихся отрабатываются различные УУД.
4. Творческая домашняя работа (нестандартная) – направлена на развитие творческих способностей обучающихся. Творческую домашнюю работу необходимо задавать не на следующий день, а на несколько дней вперед. Так как ребенок должен поработать с различной литературой, разными источниками, обработать найденный материал.
Домашние задания по русскому языку и литературе по своему содержанию включают в себя следующие виды работ:
Усвоение изучаемого материала по учебнику.
Выполнение устных упражнений.
Выполнение письменных упражнений.
Выполнение творческих и проектных работ.
Переписывание текста со вставкой орфограмм и знаков.
Выборочное выписывание нужных грамматических категорий.
Выполнение различных разборов.
Выполнение работы по карточке.
Подбор примеров на соответствующее правило (или ряд правил) из текстов художественных произведений.
Подготовка сообщений, докладов, рефератов (Например, о жизни и творчестве поэтов и писателей).
Составление конспектов.
Написание некоторых видов сочинений, эссе.
Разгадывание кроссворда (по литературе).
Требования к оформлению записи домашнего задания в электронных журналах (ЭЖ)
Внесение в ЭЖ информации о домашнем задании должно производиться во время проведения урока или в течение 1,5 часа после окончания учебных занятий в данном конкретном классе.
В графе «Домашнее задание» учителем фиксируется содержание задания, страницы, номера задач и упражнений с отражением специфики организации домашней работы. При необходимости указывается содержание задания и характер его выполнения.
Например, «повторить параграф № 5; составить план к параграфу № 4, заполнить таблицу; ответить на вопросы № 2-7; выучить наизусть стих «Осень» на стр. 25 и т. д.». Кроме того, домашние некоторые задания носят творческий характер (сделать рисунки, написать сочинение и т.п.) тогда в графе «Домашнее задание» пишется: творческое задание и указывается характер задания. Если задание носит индивидуальный характер, тогда в графе «Домашнее задание» можно записывать: индивидуальные задания.
В случае отсутствия домашнего задания фиксируется запись «не задано».
Многообразие домашних заданий способствует гармоничному развитию личности. В процессе самостоятельной домашней работы каждый школьник осуществляет самоконтроль, что предполагает умение анализировать свои знания, находить недочёты и ошибки, и затем исправлять их. Любое домашнее задание влияет также и на становление таких сторон личности как: самодисциплины, чувства долга, силы воли. Оно развивает память, автоматизирует навыки, развивает чувство долга и ответственности. Эти навыки обеспечивают ребенку успешность при обучении в школе и пригодятся ему в жизни.