СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на тему: «Организация эффективной контрольно-оценочной деятельности в начальной школе в условиях ФГОС».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад на тему:

«Организация эффективной контрольно-оценочной деятельности в начальной школе в условиях ФГОС».

 

Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему: «Организация эффективной контрольно-оценочной деятельности в начальной школе в условиях ФГОС».»

Администрация Рассказовского района

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Платоновская средняя общеобразовательная школа



















Доклад на тему:

«Организация эффективной контрольно-оценочной деятельности в начальной школе в условиях ФГОС».
























Подготовила: Ремизова Т.Н., учитель начальных классов

МБОУ Платоновская СОШ





Последнее время мы часто говорим, что нашему российскому  обществу нужны образованные люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, инициативные и самостоятельные. А ведь в появлении самостоятельности, инициативности и ответственности особое значение имеет умение оценивать свою деятельность. Практика показывает низкий уровень развития умений самооценивания у большинства школьников. Причина данного явления в том, что оценка как компонент учебной деятельности осуществляется учителем, а ученик освобождается от необходимости самостоятельно оценивать её. Поэтому, по словам Ш. А. Амонашвили, отметка становится для одних детей «Доброй феей, а для других – Бабой Ягой».



Введение федерального государственного стандарта НОО требует переосмысления педагогической деятельности вообще и оценочной практики в частности. Система оценивания занимает особое место в новых ФГОС.


Так, входя в состав универсальных учебных действий, оценка и контрольно-оценочная деятельность в целом выступает как самостоятельный элемент содержания образования, который необходимо формировать и развивать.


Что такое оценивание?


Оценивание – очень объемное понятие: оно включает в себя и процесс, и результат работы. Существует несколько трактовок этого понятия.

Оценивание – это определение позитивных и негативных моментов деятельности.

Оценивание – это контроль качества образования.

Оценивание – это инструмент, позволяющий определять развитие, прогресс в преподавательской деятельности.

Оценивание – это способ коррекции деятельности обучаемых, с помощью которого учитель определяет уровень подготовленности ученика.

Оценивание – это взгляд на свои действия и поступки, результаты своей деятельности.

Оценивание может осуществляться по-разному:

В виде количественного показателя (чаще всего связанного с объемом усвоенной информации): – т.е. отметка;– результаты теста в баллах.

В виде качественного показателя: – словесные высказывания о процессе и результате работы;– эмоциональная реакция.

И здесь важно развести эти понятия «отметка» и «оценка».

В современном учебном процессе логичен и обоснован акцент на  критериальное оценивание  образовательных результатов учащихся.

Критериальное оценивание позволяет ученику планировать свою учебную деятельность, определять цель, задачи, пути их достижения, оценивать результат своего труда, повышать качество своего образования.

Разработка критериев вносит ясность для педагогов относительно стратегических целей и тактических задач обучения, а детям помогает ответить на вопросы:

- Где я сейчас нахожусь, на ступеньке знаний?

- Что я знаю и чего я пока не знаю?

- Что можно сделать, чтобы лучше освоить предмет?

Ни для кого не секрет, что часто у учащихся возникают обиды на необъективность выставления отметок, их необоснованность, а это исходит из того, что учащиеся незнакомы с критериями, по которым оценивают их работу.

Каковы же шаги к успеху?

«Что оценивать?» - оценивается любое, особенно успешное действие, а фиксируется отметкой только решение полноценной задачи, т.е. умения по использованию знаний.

«Кто оценивает?» - учитель и ученик по возможности определяют оценку в диалоге (внешняя оценка (т.е. педагога) + самооценка). Ученик может аргументировано оспорить выставленную отметку.

«Когда оценивать?»

  • за каждую учебную задачу или группу заданий, показывающих овладение отдельным умением, ставится отдельная отметка;

  • за задачи, решённые при изучении новой темы, отметка ставится только по желанию ученика, так как в процессе овладения умениями и знаниями по теме он имеет право на ошибку.

  • за каждую задачу проверочной (контрольной) работы по итогам темы отметки ставятся обязательно, так как ученик должен показать, как он овладел умениями и знаниями по теме. Ученик не может отказаться от выставления этой отметки, но имеет право её пересдать.

Не менее важно и то, что критериальное оценивание несёт в себе потенциал сохранения здоровья как учеников, так и учителей: ученик становится субъектом в учебном процессе, снижается его тревожность, учитель от роли судьи переходит к роли консультанта, тьютора,помощника.

В рамках системы критериального оценивания выделяются два его вида:

  • формирующее («оценивание для обучения»)

  • констатирующее ( т.е. итоговое).

Что же такое формирующее оценивание?

Это оценивание, в ходе которого анализируются знания, умения, ценностные установки, обеспечивается обратная связь относительно достижений и недостатков обучающегося; обучающегося направляют на дальнейшую учебу, и помимо этого осуществляется планирование целей и путей продолжения учебы.

Первый этап оценивания для обучения связан с качественно-эмоциональным оцениванием. Он приходится на начало 1 класса. В первые дни обучения особое внимание уделяется созданию положительного настроя ученика на учебный процесс. Важно, чтобы педагог отмечал даже незначительные успехи и достижения учащихся.

Второй этап связан с освоением важнейших компонентов учебной деятельности - способов и средств контроля и оценки. Контроль и оценку собственной работы ученик осуществляет под руководством учителя с помощью инструментов оценочной деятельности.

Еще одно их эффективных средств формирования оценочных умений - Маршрутный лист. Этот инструмент даёт возможность обучающимся держать во внимании весь ход урока, предвидеть дальнейшие действия педагога, понять, на какие знания будет опираться умение. Такое средство активизирует действия учащихся, так как им нужно оценить и зафиксировать в таблице свою работу на каждом этапе урока, предварительно проговорив результат.

Констатирующее оценивание представляет собой набор контрольных мероприятий, как правило, завершающих изучение более или менее объёмных учебных тем.

При констатирующем контроле объектом контроля становится результат собственной учебной деятельности. Цель оценивания: демонстрация личных учебных и внеучебных достижений ученика за определённый отрезок времени. Новизна в итоговом оценивании заключается в том, что школьникам ещё до контрольной работы предоставляется полная информация о том, какие типы заданий в ней предусмотрены, каким критериям они соответствуют и что необходимо для подготовки.

Именно констатирующий (итоговый) контроль входит в накопительную оценку или Портфель достижений.

Основной смысл портфолио - «показать всё, на что способен ученик». Происходит смещение акцента с того, что учащийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет.

Одним из основных требований к инновационной оценочной деятельности является овладение школьником рефлексивными умениями, что позволяет ему быть подлинным субъектом оценочной деятельности.

Рефлексия - обязательная составляющая современного урока. При её организации важно помнить, что рефлексия проводится не для учителя, не для завершения урока, а для ученика. Это своеобразный самоанализ, позволяющий понять достигнутый результат и оценить свою работу. Для того чтобы ребенок захотел проанализировать свою деятельность на уроке, настроение, уровень знаний по теме, нужно его заинтересовать, то есть проводить рефлексию интересно. Следует обратить особое внимание на возрастные и психологические возможности обучающихся.



Для того, чтобы контрольно-оценочная деятельность была эффективной , ее необходимо строить на основе следующих общих принципов:

Оценивание является постоянным процессомВ зависимости от этапа обучения используется диагностическое (стартовое, текущее) и срезовое (тематическое, промежуточное, рубежное, итоговое) оценивание.
Оценивание может быть только критериальным. Основными критериями оценивания выступают планируемые результаты обучения. При этом нормы и критерии оценивания, алгоритм выставления отметки известны заранее и педагогам, и учащимся. Они могут вырабатываться ими совместно.
Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика и процесс их формирования, но не личные качества ребенка.
Оценивать можно только то, чему учат.
В оценочной деятельности должен реализоваться заложенный в стандарте принцип распределения ответственности между различными участниками образовательного процесса.В частности, при выполнении проверочных работ должен соблюдаться принцип добровольности выполнения задания повышенной сложности.
В оценочной деятельности отдаётся приоритет самооценке школьника;
Соблюдение принципа объективности оценки;
-  Соблюдение принципа открытости процедуры и результатов оценки;
Комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования);
Оценка динамики образовательных достижений младших школьников.

При оценке работы ребенка особое значение придается:

  • Упорству, старанию, труду;

  • Достигнутому успеху;

  • Личной позиции ученика;

  • Возможностям ребенка достичь большего результата.

Следует поощрять  в ребенке:

  • Смелость ума, умение сомневаться, способность идти на разумный риск;

  • Готовность защищать свою точку зрения;

  • Творческий подход; пытливость, любознательность;

  • Самоконтроль, способность оценить свою работу;

  • Стремление находить и исправлять свои ошибки.



Закончить свое выступление хочу словами Н. Островского :

Оценка – это правильное
кровообращение,
без нее неизбежны застой и
болезненные явления.

Во все периоды развития общества происходящие процессы требовали оценки. Для успешной и эффективной деятельности оценка так же необходима, как и правильное кровообращение для полноценного функционирования организма. Любая деятельность, чтобы человек мог в ней совершенствоваться, нуждается в оценке. Именно поэтому правильно организованное оценивание является важнейшим компонентом любой модели обучения.











Информационные ресурсы

  • 1. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. 1 ч. / под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2010.

  • 2. Образовательные технологии. Сборник материалов в помощь учителям - М.: Баласс, 2008

  • 3. Медведева Г.А. Современные способы оценивания учебных достижений дошкольников и младших школьников. - МБУ МЦ, 2015.

  • 4. Лакербай Н.Л. Виды оценочных средств на уроке окружающего мира в начальной школе.- МБУ МЦ, 2018.