Коммунальное государственное казенное предприятие
«Семейский финансово-экономический колледж имени Рымбека Байсеитова»
управления образования Восточно-Казахстанской области
ДОКЛАД
«Организация индивидуальной подготовки студента к конкурсу профессионального мастерства WorldSkills»
Подготовила: Ихсанова А.С.
г.Семей
Организация индивидуальной подготовки студента к конкурсу профессионального мастерства WorldSkills
В современных условиях становится актуальной проблема модернизации профессионального образования через внедрение в образовательный процесс индивидуальных образовательных маршрутов. Конкурентоспособный специалист должен отвечать всем требованиям и мировым тенденциям развития рынка рабочей силы, уметь быстро адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям жизни, обладать набором необходимых компетентностей в разных областях человеческой и профессиональной деятельности.
На первый план выступают инновационные личностно-ориентированные методы и технологии обучения и воспитания, поскольку у каждого образовательного субъекта были и остаются свои персональные возможности, стремления и желания. Всё зависит от ресурса и возможностей отдельной образовательной организации. Чтобы составить собственный учебный план, у обучающегося должна быть сформирована культура понимания ситуации и выбора. Он должен ясно представлять свои образовательные потребности и возможности на основе существующих предложений. Переход обучающегося на индивидуальную образовательную программу происходит по правилам, которые устанавливает техникум. Для этого существует свой нормативный пакет документов. Правила и требования должны предусматривать:
- оценку педагогическим коллективом готовности обучающегося к переходу на индивидуальную программу;
- желание перейти на обучение по индивидуальной программе и осознание ответственности принимаемого решения;
- согласие родителей, в случае, если обучающемуся нет 18-ти лет.
Индивидуальная образовательная программа реализуется различными способами, в зависимости от того, чем предстоит заниматься обучающемуся. В арсенале педагогов сегодня есть урочная, внеурочная деятельность.
Если набирается несколько обучающихся, в этом случае может быть организовано индивидуальное обучение. Это обучение направлено на отработку отдельного самостоятельного профессионального модуля.
Здесь не принципиально, где обучается студент. Самое главное, он должен уметь продуктивно и качественно самостоятельно работать как в области теории, так и в области практики. Именно на этом делается акцент в колледже.
Самостоятельная работа является одной из основных форм индивидуального обучения. Оно может предполагать самый различный уровень самостоятельности, в зависимости от ресурса студента. Здесь ни для кого не секрет, что современные обучающиеся крайне плохо владеют опытом самостоятельной продуктивной работы. Здесь очень важно наладить консультационную и плановую работу с отдельно взятым обучающимся. В зависимости от запроса, студент получает грамотную и качественную консультацию с использованием современных информационных технологий. Затем, в зависимости от того, какую профессию он получает, педагоги определяют степень практико-ориентированности процесса, и в зависимости от этого выстраивают образовательную траекторию. Если это программа для рабочего, основное время уходит на формирование умений, навыков и практического опыта по основным трудовым действиям.
В нашем случае – это: мастер производственного обучения, наставник от производства, преподаватель, отвечающий за реализацию МДК и учебной практики. Они обеспечивают алгоритм индивидуального обучения и несут персональную ответственность за организацию и ход этого обучения.
В их обязанности входят:
- оценка готовности к переходу на индивидуальное обучение;
- выбор совместно с обучающимся индивидуального образовательного маршрута;
- контакты с местами прохождения практик;
- регулярные встречи и консультации, обсуждение прохождения индивидуального образовательного маршрута (один час в неделю);
- корректировка образовательного маршрута;
- контакты с родителями (законными представителями) обучающегося;
- оформление результатов (внесение оценок, баллов и другой информации о достижениях в документацию).
Использование программ индивидуального обучения предполагает наличие в ней следующих организационно-педагогических условий:
- наличие психологической и социальной службы, позволяющей принимать ответственные решения относительно условий обучения отдельных обучающихся;
- комплекты рабочих модульных программ, позволяющих создавать УМК с учетом индивидуальных особенностей обучающегося;
- наличие связей с профильными предприятиями города, обеспечивающих индивидуальное использование образовательных ресурсов на их базе;
- техническая оснащенность учебных лабораторий и мастерских техникума, внедрение новых информационных технологий.
Цели деятельности наставника:
- индивидуальное сопровождение обучающегося от замысла его деятельности, предполагающей высокий уровень мотивации, выбор специализации в рамках профессии и пр., к оформлению образа конкретного специалиста по конкретной компетенции;
- содействие обучающимся в выборе и реализации их индивидуальных образовательных траекторий в рамках учебного заведения;
- содействие в приобретении практического опыта и осуществления эмоционально-ценностных отношений в форме личностных и профессиональных ориентаций и коммуникаций.
Задачи наставника:
- выявление степени подготовленности студента в отношении заявленного вида деятельности;
- установление контакта и взаимодействия в ходе обучения;
- создание пространства для профессиональной подготовки;
- формирование профессиональных и общих компетенций;
Отработанной стабильной модели данной программы пока нет, в связи с чем говорить можно лишь об ориентировочной программе, рассчитанной на 3 курса обучения в колледже.
На первом году обучения предусматривается индивидуальное и групповое знакомство; выявление индивидуальных образовательных и личностных запросов; проведение различных мероприятий социально – профессионального характера. На первом курсе закладываются основы индивидуальной работы со студентами, работа по формированию личностной мотивации и адаптации. В результате индивидуальных консультаций оказывается посильная помощь в определении курсов по выбору, тем рефератов и проектов. Оказывается помощь обучающемуся в выборе конкретной базы практики, исходя из индивидуальных особенностей студента, уже имеющихся у него организационных, коммуникативных и иных компетентностей или потребности в их получении. Проводится мониторинг усвоения содержания обучения.
На втором курсе обучения оказывается помощь в выборе темы курсовой работы, материалы которой заложены в основу будущей выпускной квалификационной работы. Оказывается персональная помощь обучающемуся в выборе конкретной базы практики для дальнейшего получения профессиональной компетентности по тому или иному модулю, возможно дополнительному, с учетом специфики будущей профессиональной деятельности. Оказывается посильная помощь студенту в его учебно-исследовательской работе и курсовому проектированию. Осуществляется мониторинг усвоения содержания обучения.
На третьем курсе, учитывая уровень профессиональной подготовки и сформированность личностно и профессионально важных качеств (диагностика проводится регулярно, в течение всех 3-х лет), помощь оказывается непосредственно на рабочих местах. Всё сводится к подготовке и успешной защиты выпускной квалификационной работы.
При составлении индивидуальной образовательной траектории педагог создает обучающемуся возможность для выбора, выступая как консультант и советчик. Результаты продвижения по образовательной траектории необходимо проверять в течение всех трёх курсов обучения, ориентируясь на создаваемые процессы и продукты. Необходима постоянная обратная связь, позволяющая не только корректировать продвижение по траекториям, но и объективно оценивать это продвижение. Для этого необходимо обеспечить комплексное сочетание всех типов заданий и работ, в том числе по работе с разными источниками информации.
Цели обучающегося:
- Принять участие в региональном чемпионате профессионального мастерства WorldSkills (молодые профессионалы) конкурентоспособным специалистом, отвечать всем требованиям и мировым тенденциям развития рынка рабочей силы, уметь быстро адаптироваться к изменяющимся условиям, обладать набором необходимых компетенций в разных областях человеческой и профессиональной деятельности.
Задачи обучающегося:
- закалка выносливости, концентрации внимания, аккуратность;
- развивать умения планировать и составлять графики работы;
- в совершенстве освоить профессиональные и общие компетенции;
- научиться соблюдать правила техники безопасности и санитарные нормы при выполнении каменной кладки.
В рамках регионального чемпионата «WorldSkills Shygys - 2019» 14 мая 2019 года состоялся I Региональный чемпионат профессионального мастерства «Abilympics Shygys - 2019» среди лиц с ограниченными возможностями здоровья по 3 компетенциям: «Парикмахерское дело», «Оператор ЭВМ» и «Технология моды». Студентка группы 17 VTZ-7 Уәлихан Әдемі участвовала в региональном конкурсе по компетенции «Оператор ЭВМ» и заняла ІІ место. Конкурс проводился среди студентов с ограниченными возможностями учебных заведений системы ТиПО ВКО.
Сегодня «Абилимпикс» является одним из самых эффективных инструментов для мотивации, социализации и трудоустройства людей с ограниченными возможностями.
Входе проведения регионального чемпионата профессионального мастерства WorldSkills Shygys - 2019, и с целью популяризации рабочих профессий среди молодежи региона для школьников 7-11 классов, с 14 по 16 мая 2019 года проходил «Фестиваль Профессий «My PRO».
На специальных площадках участники познакомились с мастерами лучших профессий колледжей, ВУЗов региона и смогли попробовать себя в таких профессиях, как: «Мастер строительных работ», «Учитель», «Сварщик», «Парикмахер-модельер», «Медицинская сестра», «Техник-электрик», «Повар», «Транспорт», «Искусство», «Геология», «Связь», «Машинастроение», «Бухалтер» и другие.
Победители регионального чемпионата получили право участия в V Национальном чемпионате WorldSkills Kazakhstan 2019, который проходил в городе Нур-Султан.
БИБЛИОГРАФИЯ
Об индивидуализации обучения. Определение понятий
Александрова, Е. Индивидуализация образования: учиться для себя / Е. Александрова /Народное образование. - 2008. - №7. - С.243-250.
Зоткин, А. Индивидуализированное обучение в Англии и России / А. Зоткин, Н. Муха //Школьные технологии. - 2008. - №2. - С.42-47.
Логинова, Ю.Н. Понятия индивидуального образовательного маршрута и индивидуальной образовательной траектории и проблема их проектирования // Биб-ка журнала «Методист».-2006.-№9.-С.4-7.
Лернер, П.С. Субъектные поиски смысла содержания образования как новая задача педагогики сотрудничества / П.С. Лернер //Известия Академии педагогических и социальных наук.- М.,2008. - Вып.12.
Индивидуальный маршрут
Анцупов, С.В. Индивидуальные учебные планы в профильном обучении: практика, успехи, проблемы / С.В. Анцупов, Т.Н. Богданова, Е.В. Иваненко// Школьные технологии. - 2009. - №1. - С.116-121.
Башмаков, М. Индивидуальная программа: [Об индивидуальном маршруте обучения и попытке составить нормативный документ, отражающий этот метод, пишет академик РАО, профессор Марк Башмаков]. - (Электронный ресурс). - http://zdd.1september.ru/2005/04/10.htm
Бессолицына, Р. Индивидуальный учебный план: проектирование, выбор, организация обучения/ Р. Бессолицына, А.Ходырев //Директор школы. - 2009. - №4. - С.58-63.
Будинкова, В.С. Индивидуальные учебные планы профильного обучения учащихся общеобразовательных учреждений/ В.С. Будинкова //Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2008. - №4. - С.63-68.
Декина, Н.П. Карта выбора индивидуального маршрута обучения / Н.П. Декина // Завуч. - 2004. - №6. - С.46-47.
Журавлева, К. Обучение по индивидуальным учебным планам: повышение мотивации и возможность учащегося выбирать желаемую нагрузку/ К. Журавлева, Е.Зубарева, И. Нистратова, Е. Секачева // Директор школы. - 2008. - №3. - С.53-58.
Зубарева, Е. Обучение по индивидуальным учебным планам / Е.Зубарева, Т. Кузнецова, О. Аникеева// Народное образование. - 2006. - №5. - С.91-98.
Харченкова, И. Индивидуально-ориентированные учебные планы как средство для разработки индивидуально-образовательных программ / И. Харченко//Школьное планирование. – 2006. - №1. - С.106-111.
Цыбенов, Б.В. Рабочие материалы педагога и обучающегося по индивидуальному образовательному маршруту / Б.В. Цыбенко //Практика административной работы в школе. - 2009. - №4. - С.48-52.