Доклад
на тему:
«Организация уголка экспериментирования» Любознайки» в подготовительной группе.
Воспитателя МБДОУ
Детский сад
«СНЕЖИНКА»
Шехиревой
Ирины
Александровны
Организация уголка экспериментирования «Любознайки» в подготовительной к школе группе МБДОУ Детский сад «Снежинка»
Вопрос создания предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Познавательно-исследовательская деятельность организуется с целью развития у детей познавательных интересов, их интеллектуального развития. Основная задача данного вида деятельности – формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей. В связи с этим для проведения детского экспериментирования создан центр «Любознайки».
Мы использовали следующие, принципы построения предметно-развивающей среды:
-учет уровня развития детей;
-активность, самостоятельность, творчество;
-стабильность — динамичность;
-комплексирование и гибкое зонирование;
-индивидуальная комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребенка;
-сочетание привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды;
-учет половых и возрастных различий детей;
-безопасность.
Для работы с детьми нами были отобраны наиболее эффективные методы.
Условно их можно разделить на группы:
Методы повышающие познавательную активность.
Эти методы позволяют формировать заинтересованность в принятии информации, желание уточнять и углублять свои знания, самостоятельно искать ответы на интересующие вопросы, умение усвоить способ познания и применить его.
Наиболее эффективными методами этой группы являются - элементарный и причинно-следственный анализ, сравнение, моделирование и конструирование, метод вопросов, метод повторения, решение логических задач, исследование.
Методы повышающие эмоциональную активность детей при усвоении знаний. (элементы новизны, проблемно –игровые приемы), сочетание разнообразных средств, например: проведение опыта и зарисовка его результата.
Методы коррекции и уточнения представлений, при проведении экспериментирования (повторение упражнения, наблюдение, метод переключения на другую деятельность, метод обобщенного ответа, беседа, проблемно-поисковый метод, т.е все что позволяет выяснить, что и как поняли дети в содержании сообщаемых им знаний).
Детское экспериментирование - особая форма исследовательской деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе саморазвития (Н. Поддьяков).
Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которое мы активно используем, - опыты. Они проводятся как на занятиях, так и в свободной самостоятельной и совместной с воспитателем деятельности. Опыт - это наблюдение за явлениями природы, которое производится в специально организованных условиях. Познавательная задача эксперимента должна быть ясно и четко сформулирована. Ее решение требует анализа, соотнесения известных и неизвестных данных. В ходе опыта дети высказывают свои предположения о причинах наблюдаемого явления, выбирают способ решения познавательной задачи. Благодаря опытам у детей развиваются способности сравнивать, сопоставлять, делать выводы, высказывать свои суждения и умозаключения. Огромное значение имеют опыты и для осознания причинно-следственных связей.
Очень важно, что в процессе проведения опытов задействован каждый ребенок.
Создавая предметно-развивающую опирались на некоторые правила:
1.Среда выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
2. Гибкое и вариативное использование пространства. Среда служит удовлетворению потребностей и интересов ребенка.
3.Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.
4.Элементы среды легко сменяемыми.
5.Организуя предметную среду в групповом помещении учитывали закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоциональной сферы.
6. Учитывается ведущая роль игровой деятельности.
7.Предметно-развивающая среда группы меняется в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, тематического планирования.
Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.
Методы и приемы исследования
В познавательно-исследовательской деятельности реализуются задачи воспитания и развития ребенка.
Формы работы познавательно-исследовательской деятельности
наблюдение, экскурсии, решение проблемных ситуаций, экспериментирование, коллекционирование, моделирование,
реализация проектной деятельности, игры с правилами.
Цель организации уголка экспериментирования: практическое внедрение детского экспериментирования как средства развития познавательной активности, формирование ключевых компетентностей ребёнка.
Задачи, решаемые в уголке экспериментирования:
1. Формировать целостное восприятие и представление о различных предметах и явлениях окружающей действительности, позитивное отношение к миру на основе эмоционально-чувственного опыта;
2.Формирование у детей дошкольного возраста диалектического мышления;
3.Развитие поисково – познавательной, интеллектуальной активности детей путём включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;
4.Развитие собственного познавательного опыта в обобщённом виде с помощью наглядных средств.
Наш уголок опытно – экспериментальной деятельности состоит из 5 блоков:
1 зона – мини - лаборатория
Вас игровой персонаж «Любознайка»
Введение сказочного персонажа превращает занятие в увлекательную игру, способствует пробуждению интереса к экспериментированию.
В мини – лаборатории хранятся оборудование и материалы ,необходимые для проведения опытов, материалы, с помощью которых дети опытным путём познают тайны живой и неживой природы:
Специальная посуда (разнообразные ёмкости, подносы, мерные ложки, стаканчики, трубочки, воронки, тарелки);
Природный материал (камешки, песок, семена и т.п.);
Утилизированный материал (проволока, фантики, нитки…);
Прочие материалы: это приборы – помощники (микроскоп, диапроектор, лупы, компас, и др.), пилки, зеркала;
Медицинский материал (шприцы без иголок, термометры, груши, пипетки);
Мир материалов (виды бумаги, виды ткани, пластмасс, деревянные предметы, железные предметы);
Технический материал (магниты, шурупы, болты и т.д.).
Есть в уголке экспериментирования материалы, которые распределены по блокам:
«Волшебница-вода» (пищевые и непищевые красители, соль, сахар, т.е. материалы для изучения свойств воды);
«Невидимка – воздух» (трубочки, мыльные пузыри, воздушные шары, вертушки и т.д., т. е. материалы для изучения свойств воздуха);
«Свет и цвет. Звук» ( телефоны, зеркала и многое другое для изучения свойств света, цвета и звука);
«Магнетизм» (разные магниты, материалы для изучения свойств магнита).
Здесь же находятся макеты (макет времён года), дневники наблюдений, опытов, алгоритмы опытов и экспериментов, которые служат для развития способностей для овладения моделирующей деятельностью, систематизации познавательного опыта.
2 блок – игротека
В игротеке находятся игры, лото. Создана картотека игр. В играх дети закрепляют те знания, которые получают опытным путём.
3 блок – центр «Хочу всё знать».
Нельзя недооценивать роль познавательной литературы. Своевременное внесение наглядных материалов – книг, энциклопедий, атласов, альбомов, плакатов с разными природными сообществами мы используем для формирования у детей умения самостоятельно «работать» с книгой, добывать нужную информацию.
Здесь находятся запланированные опыты, методические рекомендации по проведению опытов, картотека опытов и экспериментов по блокам, всевозможные алгоритмы познавательной деятельности, детские работы, проекты, рисунки, дневники наблюдений.
В центре мы вывешиваем правила работы с материалами, разработанные совместно с детьми, условные обозначения, разрешающие и запрещающие знаки. Тут же находятся символы, разные схемы, паспорта проведённых проектов.
4 блок – мини - музей «Чудесная кладовая».
Находятся всевозможные коллекции и разнообразный природный и бросовый материал:
Коллекции семян, крупы, льна, листьев, ткани, шишек, ракушек, видов почв и другое.
Для знакомства детей с почвой имеются образцы глины, песка, чернозёма, камней.
В зависимости от изучаемой лексической темы или в связи с возникновением устойчивого интереса к какой – либо области познания периодически оформляется мини выставка. Хранителем музейных экспонатов является музейный девочка «Любознайка». Она и гид, который организует заочные экскурсии для детей. Дети с удовольствием приходят на ее «выставки». Это ещё одна возможность для формирования целостного восприятия и представления о различных предметах и явлениях окружающей действительности, позитивного отношения к миру на основе эмоционально – чувственного опыта.
5 блок - «Огородная сказка».
На окне обустроен огород. Огород позволяет организовать длительные наблюдения за процессом роста растений, условиями роста растений.
Грамотное сочетание материалов и оборудования в уголке экспериментирования способствуют овладению детьми средствами познавательного опыта. Поощряя детскую любознательность, утоляя жажду познания маленьких «почемучек» и направляя их активную деятельность, мы способствуем развитию детских способностей в процессе экспериментирования. Если ребенок – исследователь найдет поддержку у педагогов и родителей, из него вырастет исследователь – взрослый, умный, наблюдательный, умеющий самостоятельно делать выводы и логически мыслить, взрослый, который всю жизнь будет находить в окружающем мире что- нибудь интересное и необычное, который умеет удивляться и радоваться всему, что видит вокруг.
8