СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на тему: «Организация уголка экспериментирования» Любознайки» в подготовительной группе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вопрос создания предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Познавательно-исследовательская деятельность организуется с целью развития у детей познавательных интересов, их интеллектуального развития. Основная задача данного вида деятельности формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей. В связи с этим для проведения детского экспериментирования создан центр «Любознайки».

Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему: «Организация уголка экспериментирования» Любознайки» в подготовительной группе.»




Доклад

на тему:

«Организация уголка экспериментирования» Любознайки» в подготовительной группе.






Воспитателя МБДОУ

Детский сад

«СНЕЖИНКА»

Шехиревой

Ирины

Александровны








Организация уголка экспериментирования «Любознайки» в подготовительной к школе группе МБДОУ Детский сад «Снежинка»

Вопрос создания предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Познавательно-исследовательская деятельность организуется с целью развития у детей познавательных интересов, их интеллектуального развития. Основная задача данного вида деятельностиформирование целостной картины мира, расширение кругозора детей. В связи с этим для проведения детского экспериментирования создан центр «Любознайки».


Мы использовали следующие, принципы построения предметно-развивающей среды:

-учет уровня развития детей;

-активность, самостоятельность, творчество;

-стабильностьдинамичность;

-комплексирование и гибкое зонирование;

-индивидуальная комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребенка;

-сочетание привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды;

-учет половых и возрастных различий детей;

-безопасность.

Для работы с детьми  нами были отобраны наиболее эффективные методы.

Условно их можно разделить на группы:

       Методы повышающие познавательную активность.

Эти методы позволяют формировать заинтересованность в принятии информации, желание уточнять и углублять свои знания, самостоятельно искать ответы на интересующие вопросы, умение усвоить способ познания и применить его.

Наиболее эффективными методами этой  группы являются - элементарный  и  причинно-следственный анализ, сравнениемоделирование и конструирование, метод вопросов, метод повторения, решение логических задач, исследование.

         Методы повышающие эмоциональную активность детей при усвоении знаний. (элементы новизны, проблемноигровые приемы),  сочетание разнообразных средств, например: проведение опыта и зарисовка его результата.

         Методы коррекции и уточнения представлений, при проведении экспериментирования (повторение упражнения, наблюдениеметод переключения на другую деятельность, метод обобщенного ответа, беседа, проблемно-поисковый метод, т.е все что позволяет выяснить, что и как поняли дети в содержании сообщаемых им знаний).


Детское экспериментирование - особая форма исследовательской деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе саморазвития (Н. Поддьяков).

Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которое мы активно используем, - опыты. Они проводятся как на занятиях, так и в свободной самостоятельной и совместной с воспитателем деятельности. Опыт - это наблюдение за явлениями природы, которое производится в специально организованных условиях. Познавательная задача эксперимента должна быть ясно и четко сформулирована. Ее решение требует анализа, соотнесения известных и неизвестных данных. В ходе опыта дети высказывают свои предположения о причинах наблюдаемого явления, выбирают способ решения познавательной задачи. Благодаря опытам у детей развиваются способности сравнивать, сопоставлять, делать выводы, высказывать свои суждения и умозаключения. Огромное значение имеют опыты и для осознания причинно-следственных связей.

Очень важно, что в процессе проведения опытов задействован каждый ребенок.

  Создавая предметно-развивающую опирались на некоторые правила:
1.Среда выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главноеона должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

2. Гибкое и вариативное использование пространства. Среда служит удовлетворению потребностей и интересов ребенка.

3.Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.
 4.Элементы среды легко сменяемыми.

5.Организуя предметную среду в групповом помещении учитывали закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоциональной сферы.

6. Учитывается ведущая роль игровой деятельности.

7.Предметно-развивающая среда группы меняется в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, тематического планирования.


Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.

Методы и приемы исследования

В познавательно-исследовательской деятельности реализуются задачи воспитания и развития ребенка.

Формы работы познавательно-исследовательской деятельности

наблюдение, экскурсии, решение проблемных ситуаций, экспериментирование, коллекционирование, моделирование,

реализация проектной деятельности, игры с правилами.

Цель организации уголка экспериментирования: практическое внедрение детского экспериментирования как средства развития познавательной активности, формирование ключевых компетентностей ребёнка.


Задачи, решаемые в уголке экспериментирования:

1. Формировать целостное восприятие и представление о различных предметах и явлениях окружающей действительности, позитивное отношение к миру на основе эмоционально-чувственного опыта;

2.Формирование у детей дошкольного возраста диалектического мышления;


3.Развитие поисковопознавательной, интеллектуальной активности детей путём включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;


4.Развитие собственного познавательного опыта в обобщённом виде с помощью наглядных средств.


Наш уголок опытноэкспериментальной деятельности состоит из 5 блоков:


1 зонамини - лаборатория


Вас игровой персонаж «Любознайка»


Введение сказочного персонажа превращает занятие в увлекательную игру, способствует пробуждению интереса к экспериментированию.


В минилаборатории хранятся оборудование и материалы ,необходимые для проведения опытов, материалы, с помощью которых дети опытным путём познают тайны живой и неживой природы:


Специальная посуда (разнообразные ёмкости, подносы, мерные ложки, стаканчики, трубочки, воронки, тарелки);


Природный материал (камешки, песок, семена и т.п.);


Утилизированный материал (проволока, фантики, нитки…);


Прочие материалы: это приборыпомощники (микроскоп, диапроектор, лупы, компас, и др.), пилки, зеркала;


Медицинский материал (шприцы без иголок, термометры, груши, пипетки);


Мир материалов (виды бумаги, виды ткани, пластмасс, деревянные предметы, железные предметы);


Технический материал (магниты, шурупы, болты и т.д.).


Есть в уголке экспериментирования материалы, которые распределены по блокам:


«Волшебница-вода» (пищевые и непищевые красители, соль, сахар, т.е. материалы для изучения свойств воды);


«Невидимкавоздух» (трубочки, мыльные пузыри, воздушные шары, вертушки и т.д., т. е. материалы для изучения свойств воздуха);


«Свет и цвет. Звук» ( телефоны, зеркала и многое другое для изучения свойств света, цвета и звука);


«Магнетизм» (разные магниты, материалы для изучения свойств магнита).

Здесь же находятся макеты (макет времён года), дневники наблюдений, опытов, алгоритмы опытов и экспериментов, которые служат для развития способностей для овладения моделирующей деятельностью, систематизации познавательного опыта.

2 блокигротека

В игротеке находятся игры, лото. Создана картотека игр. В играх дети закрепляют те знания, которые получают опытным путём.


3 блокцентр «Хочу всё знать».

Нельзя недооценивать роль познавательной литературы. Своевременное внесение наглядных материаловкниг, энциклопедий, атласов, альбомов, плакатов с разными природными сообществами мы используем для формирования у детей умения самостоятельно «работать» с книгой, добывать нужную информацию.

Здесь находятся запланированные опыты, методические рекомендации по проведению опытов, картотека опытов и экспериментов по блокам, всевозможные алгоритмы познавательной деятельности, детские работы, проекты, рисунки, дневники наблюдений.


В центре мы вывешиваем правила работы с материалами, разработанные совместно с детьми, условные обозначения, разрешающие и запрещающие знаки. Тут же находятся символы, разные схемы, паспорта проведённых проектов.

4 блокмини - музей «Чудесная кладовая».

Находятся всевозможные коллекции и разнообразный природный и бросовый материал:


Коллекции семян, крупы, льна, листьев, ткани, шишек, ракушек, видов почв и другое.


Для знакомства детей с почвой имеются образцы глины, песка, чернозёма, камней.


В зависимости от изучаемой лексической темы или в связи с возникновением устойчивого интереса к какойлибо области познания периодически оформляется мини выставка. Хранителем музейных экспонатов является музейный девочка «Любознайка». Она и гид, который организует заочные экскурсии для детей. Дети с удовольствием приходят на ее «выставки». Это ещё одна возможность для формирования целостного восприятия и представления о различных предметах и явлениях окружающей действительности, позитивного отношения к миру на основе эмоциональночувственного опыта.


5 блок - «Огородная сказка».


На окне обустроен огород. Огород позволяет организовать длительные наблюдения за процессом роста растений, условиями роста растений.

Грамотное сочетание материалов и оборудования в уголке экспериментирования способствуют овладению детьми средствами познавательного опыта. Поощряя детскую любознательность, утоляя жажду познания маленьких «почемучек» и направляя их активную деятельность, мы способствуем развитию детских способностей в процессе экспериментирования. Если ребенокисследователь найдет поддержку у педагогов и родителей, из него вырастет исследовательвзрослый, умный, наблюдательный, умеющий самостоятельно делать выводы и логически мыслить, взрослый, который всю жизнь будет находить в окружающем мире что- нибудь интересное и необычное, который умеет удивляться и радоваться всему, что видит вокруг.


8