СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на тему: «Патриотическое воспитание дошкольников посредством ознакомления с родным краем»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему: «Патриотическое воспитание дошкольников посредством ознакомления с родным краем»»

Филиал муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения

«Детский сад № 7» - «Детский сад № 31»



















Доклад на тему:

«Патриотическое воспитание дошкольников посредством ознакомления с родным краем»



















Выполнила: Пестова А.С.

воспитатель

I квалификационная категория







г. Первоуральск

2023

Содержание

Введение……………………………………………………………….…............3

1.Содержание деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию старших дошкольников в процессе ознакомления с родным краем………….4

1.1. Организация краеведческой работы с детьми старшего дошкольного возраста……………………………………………………………………………4

1.2. Взаимодействие с родителями………………………………………...........................................……5

2.Заключение…………………………………………………………………..…..6

Список литературы………………………………………………………...……...7





































Введение

«Любовь к родному краю, знание его

истории - основа, на которой только

и может осуществиться рост духовной

культуры всего общества»  

Д. С. Лихачев.

В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей «малой родины», восстановление духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны.

Неоспорима мысль о том, что малая родина, Отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека. Частица любимой Отчизны, дорогие сердцу места, близкие душе обычаи. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции и природу. Все это относится и к нашим родным местам - к замечательной Ирбитской земле.

В то же время сейчас более заметна постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания и истинное значение понятий «патриотизм», «интернационализм», «гражданственность», «долг», «совесть», «порядочность».

Современные дети мало знают об особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, редко сострадают чужому горю. Поэтому главная задача – как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле, формировать у них такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и гражданином своей страны.

В Указе Президента Российской Федерации от 01.06.2012г. N 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» часть 6 «Меры, направленные на развитие системы дополнительного образования, инфраструктуры творческого развития и воспитания детей» сказано, что развитие национальной краеведческой культуры будет поддерживаться на государственном уровне, а именно: « Расширение сети детских и юношеских творческих объединений, клубов по месту жительства, лагерей труда и отдыха, других форм самодеятельности детей и подростков; развитие разнообразных форм туризма и краеведения; привлечение подростков к различным видам общественно полезной и личностно значимой деятельности».

Необходимость формирования патриотического сознания у подрастающего поколения вытекает из самой сути процесса модернизации образования. Именно поэтому Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ

"Об образовании в Российской Федерации" (статья 2) определяет необходимость воспитания гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье.

  1. Содержание деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию старших дошкольников в процессе ознакомления с родным краем.

Можно изучать историю родного края, страны не выходя из дома, а можно ввести ребёнка в удивительный мир природы, родной улицы, музея, памятников. В этом, на мой взгляд, и заключается подход педагога к воспитанию у дошкольников любви к Родине, уважения и гордости к её героям.

Нравственно-патриотическое воспитание ребенка – сложный педагогический процесс. Чувство патриотизма многогранно по содержанию.

1.1. Организация краеведческой работы с детьми старшего дошкольного возраста

Чтобы человеку оставаться человеком, ему необходимо помнить свои корни. Недаром в старину каждый ребенок знал свою родню, чуть ли не до седьмого колена. Внимательное отношение к своим родственникам, составление своей родословной укрепляли нравственную направленность развивающейся личности.

Большое значение для формирования патриотических чувств, любви к своей малой родине имеет применение местного краеведческого материала, так как сведения краеведческого характера более близки и понятны детям и вызывают у них познавательный интерес.

При помощи созданных мной презентаций, видеофильмов мы с детьми побывали в самых отдалённых уголках нашей области, Урала. Дети с удовольствием «посетили» Уральские горы, узнали о несметных богатствах (драгоценных камнях, залежах полезных ископаемых). А по возращении смогли примерить украшения из натуральных камней: агат, топаз, кошачий глаз, бирюза, малахит, предоставленные на выставку родителями. Посетили мы и самые интересные города Свердловской области.

Народные праздники издавна были настоящим кодексом неписаных норм и обязанностей, но только в художественно-эмоциональной форме. Обряды, отражающие нравственные устои народа, закрепляющие чувства верности друзьям, развивающие эстетические чувства детей и содержащие в себе многие другие педагогические элементы.

Наибольший эмоциональный отклик у детей вызывали традиционные праздники: Осенины, Яблочный и медовый Спас, Рождественские колядки, Масленица, Веснянка и т. д. Дети переодевались, учили колядки и заклички, песенки, потешки, пестушки. С удовольствием играли в народные игры «Масленица», «Сковорода», «Бой петухов», «Горелки», «Золотые ворота». Все сотрудники детского сада помогали создавать атмосферу старины. Повара пекли пироги с яблоками и жаворонков, стряпали блины и колядки. Педагоги встречали детей в образах народных героев: скоморохов, Бабы Яги, Весны, Снеговика. Благодаря этому дети входили в мир наших предков, их обычаев. В процессе ознакомления с родным краем я использовала все виды фольклора: сказки, песенки, пословицы, поговорки, загадки, хороводы и т.д.

Формировала художественный вкус дошкольников на основе декоративно-прикладного искусства, которое обладает огромной силой эмоционального воздействия и является хорошей основой для формирования духовного мира человека.

Вхождение в мир народного искусства происходило в разных видах деятельности. Дети рисовали, лепили, конструировали в свободной деятельности и непосредственно образовательной деятельности.

Рассматривали альбомы и предметы декоративно-прикладного искусства. Познакомились с произведениями искусства уральских мастеров: нижнетагильскими подносами, каслинским литьём, предметами быта, украшенными урало-сибирской росписью. Играли в дидактические игры: «Укрась сарафан по-уральски», «Найди элемент уральской росписи», «Какие предметы созданы мастерами Урала».

Эффективной формой ознакомления детей с родным краем являются проекты. Вот некоторые из них: исследовательские проекты: «Мы следопыты», «Животные родного края», «Ложка – русский сувенир». В проектах дети выступали в роли исследователей, изучали материал, учились находить средства достижения цели, радовались полученному результату.

1.2. Взаимодействие с родителями

Воспитание детей в духе патриотизма предполагает тесный контакт с семьёй воспитанника. Поэтому для более эффективной работы с родителями я организовала краткосрочные проекты: «Кукла в народном костюме», проект макетов «Заветные места города Ирбита», фотопроект «Любимые уголки Ирбита».

С участием родителей проводились:

выставки совместных рисунков, поделок, фотоальбомов;

оформление и благоустройство групповых комнат и участков;

совместные праздники, экскурсии, соревнования;

городские смотры-конкурсы.

Участие родителей в совместной деятельности вызывало у детей чувство гордости, способствовало развитию эмоций, их социальной восприимчивости. Общаясь с родителями, воспитателями, подражая им, дети усваивали нормы и правила социального поведения.

В работе с родителями я использовала нетрадиционные формы: круглый стол «Как воспитать маленького патриота», родительские собрания, дни открытых дверей «Литературное просвещение в условиях ДОУ» посещение музеев.

Оформляла папки-передвижки для родительского информационного центра: «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста», «Читаем детям о родном крае».

Создавала презентации и видеофильмы для родительских собраний, занятий, развлечений.

Все это способствовало установлению доверительных отношений с родителями. В процессе такого взаимодействия повысился интерес семьи к развитию и воспитанию своих детей.

2.Заключение

Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на интересующие его вопросы – ему помогает педагог. Развивая нравственно-патриотическую активность в ходе ознакомления детей с родным краем, я учитывала ряд особенностей: уважение к личности ребёнка, принятие его целей, интересов, создание условий для самоопределения и самореализации.

В нашем детском саду дети живут в уютном мире тепла и доброты, в мире творчества и фантазии, вопросов и ответов. И всё лучшее, что начнёт формироваться в детском саду,  найдёт своё отражение в дальнейшей жизни детей. Не всё останется в их детской памяти, но, наверняка, они запомнят, какой интересной была работа по патриотическому воспитанию, наши экскурсии, походы в музеи, игры, выступления.







Список литературы

Александрова Е.Ю., Гордеева Е.П., Постникова М.П. Система патриотического воспитания в ДОУ, планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий. М.: Учитель, 2007.

Богатеева З.А. Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях. – М.: Просвещение, 1986.

Буйлова Л. Н. Актуальные проблемы организации патриотического воспитания в системе дополнительного образования детей [Текст] / Л. Н. Буйлова // Молодой ученый. -2012. — №5. — С. 405-412.

Виноградова Н.А., Панкова Е.П. Образовательные проекты в детском саду. – М.: Айрис-пресс, 2008.

Журавлева В.Н. Проектная деятельность старших дошкольников. – Волгоград: Учитель, 2009.

Зимин В.И., Спирин А.С. Пословицы и поговорки русского народа. Объяснительный словарь. – М.: «Сюита», 1996.

Кондрыкинская Л.А. С чего начинается Родина: опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ / Л.А. Кондрыкинская [и др.]; под редакцией Л. А. Кондрыкинская. - М.:ТЦ Сфера, 2004.-120с.

11. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика : учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 3-е изд., исправ. и доп./ С.А. Куликова, Т.А. Куликова. - М.: Издательский центр Академия, 2001. - 416 с.

Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество. – М.: Просвещение, 1985.

Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. – СПб: Детство-Пресс, 1999.

Куприна Л.С., Бударина Т.А., Маркеева О.А., Корепанова О.Н. и др. Знакомство детей с русским народным творчеством. – СПб: Детство-Пресс, 1999.

Лялина Л.А. Народные игры в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2009.

Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2009.

Морозова А.Н., Мельникова О.В. Музейная педагогика. – М.: ТЦ Сфера, 2006.

Никонова, Л.Е. Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста: пособие для педагогов / Л.Е. Никонова. - Минск: Народная асвета, 1991. – 112.- с. 9.

Новицкая, М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду / М.Ю. Новицкая. - М.: LINKA-PRESS, 2003. - 214