СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на тему: «Преемственность в развитии бурятской речи на уровне дошкольного и начального общего образования»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступала на республиканском семинаре 

Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему: «Преемственность в развитии бурятской речи на уровне дошкольного и начального общего образования»»

Доклад на тему:

«Преемственность в развитии бурятской речи на уровне дошкольного и начального общего образования»

Добрый день, уважаемые гости. Рада приветствовать на нашей тункинской земле. Я, Банчикова Янжима Эрдэниевна, учитель начальных классов Толтойской средней общеобразовательной школы им. Ж.Е. Тулаева. Тема моего доклада «Преемственность в развитии бурятской речи на уровне дошкольного и начального общего образования»

За долгий период развития образования и педагогической мысли преемственность в обучении и воспитании для разных периодов изучалась и педагогами-классиками И. Г.Песталоцци, Я.А. Коменским и К.Д. Ушинским, кото- рый доказывал необходимость воспитания и обучения на родном языке и считал, что родной язык должен быть главным предметом первоначального обучения.

Преемственность - это последовательный переход от одной ступени образования к другой, выражающийся в сохранении и постепенном изменении содержания, форм, методов, технологий обучения и воспитания. Преемственность процесс двусторонний.

Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Сегодня понятие преемственности практикуется широко- как непрерывный процесс воспитания и обучения ребенка, имеющий общие специфические цели для каждого возрастного периода.

Преемственность с позиции школы – это опора на те знания, умения и навыки, которые имеются у ребенка, пройденное осмысливается на более высоком уровне.

Преемственность с точки зрения дошкольного учреждения – это ориентация на требования школы, формирование тех знаний, умений и навыков, которые необходимы для дальнейшего обучения в школе.

Переход дошкольников к школьной жизни считается сложным. Когда ребенок идет в первый класс, его ждут как радостные моменты, так и огорчения. Переход от игровой к учебной деятельности должен быть не очень резким, чтобы ребёнок смог адаптироваться к условиям школьной жизни. Уровень развития речевой готовности является важным составляющим общей готовности к школе. Развитие речи дошкольников имеет огромное значение, так как во время поступления детей в первый класс, выявляются проблемы в умении правильно выстраивать высказывания, отсутствие умения рассказать, описать, рассуждать, что приводит к неуспеваемости первоклассников. Развитие речи детей осуществляется и в ходе общения с взрослыми и сверстниками, и в ходе разных режимных моментов.

Овладение детьми родным (бурятским) языком является также показателем готовности к школе.

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования в соответствии с ФГОС, направлены на то, что ребёнок должен хорошо владеть устной речью, может выражать свои мысли и желания, правильно строить речевые высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, а умение читать в целевых ориентирах не обозначено. Ребенок с дошкольного возраста должен пополнять словарный запас, формировать грамотную, связную монологическую и диалогическую речь. Овладение словарным запасом составляет основу речевого развития детей, где отражено содержание речи.

Развитие связной речи включает развитие и диалогической, и монологической речи. Надо учить ребенка вести диалог, развивать умение слушать и вести себя с учетом ситуации общения. Развитие монологической речи предполагает развитие умений слушать и понимать связные тексты, пересказывать и строить самостоятельные высказывания. Освоение лексики, формирование грамматического строя, развитие связной речи взаимосвязанные части процесса овладения системой языка

Овладение родным языком, развитие речи является важным приобретением в детстве и рассматривается как общая основа воспитания и обучения детей. Язык выступает как средство социальной связи и социального развития личности в процессе общения с другими людьми. Коммуникативная функция выступает основной исходной функцией речи. Обучение родному языку помогает решать задачи и нравственного воспитания. Через язык усваиваются нормы морали, нравственные оценки, которые при правильном воспитании становятся эталонами его собственного поведения, отношения к окружающему миру, к людям и к себе. Родной язык выступает как средство общения и форма социального взаимодействия, средство присвоения общественно-исторического опыта и социализации личности, средство приобщения к культурным и историческим ценностям. Характеристика языка как средства общения отражает коммуникативную функцию, определяет коммуникативный подход к работе по развитию речи.

На протяжении многих лет мы сотрудничаем с детским садом. Важнейшим условием эффективности работы по налаживанию преемственных связей детского сада и школы является четкое понимание целей, задач.

Цель: создание условий для формирования у детей интереса к изучению бурятского языка, развивающей речевой среды, комфортные и благоприятные условия для полноценного проживания детей дошкольного возраста, их гармоничного развития и саморазвития, формирования основ базовой культуры личности, всестороннего развития психических и физических качеств в соответствии с ФГОС.

Задачи:

- Создать информационно-методическую базу по приобщению к бурятскому языку.

- Создать в группах необходимую развивающую среду, которая способствовала бы формированию языковой среды.

Совместно с воспитателями детского сада мы проводим открытые уроки и занятия (на занятиях присутствует учитель, набирающий в 1 класс следующем учебном году). После занятий мы обсуждаем насущные проблемы и корректируем свою деятельность, что дает совершенствовать методы обучения детей.

- проводим совместные мероприятия, праздники, участвуем в поселенческих праздниках таких, как «Сагаалган», «Месячник бурятского языка», «День Победы», «День народного единства» и т.д.

-ознакамливаем дошкольников со школой, учебной и общественной жизнью школьников.

Также важную роль играет сотрудничество с родителями. Роль семьи несравнима, так как именно в семье формируются нормы поведения, закладываются основы нравственности человека, приобретаются все навыки, в том числе навык правильной устной речи в различных видах деятельности. Речь ребенка формируется на примере речи родных и близких ему людей.

Все мы понимаем в современном мире развитие ребенка нельзя представить без гаджетов, телевизора, мультфильмов, но все это является средством обучения, а не средством общения с близкими людьми. Без воздействия помощи взрослых, самостоятельно ребенок не овладевают устной речью. Поэтому наши родители понимают, что на них лежит ответственность за развитие устной родной речи ребенка. Только в живом, в непосредственном общении, когда ребенок не только слушает, но и отвечает другому человеку, включения в диалог. В процессе развития речи ребенок овладевает языком.

1 сентября 2023 году в 1 класс пришли 9 выпускников Толтойского детского сада. Большинство детей понимают бурятскую речь и разговаривают. Но есть дети, которые понимают, но не говорят.

Наши первоклассники принимают активное участие в различных конкурсах на школьном, так и на районном уровнях. Например: Баторов Майдар, ученик 1 класса, принял участие в районном конкурсе чтецов на бурятском языке, также ученики приняли участие в конкурсе песен на бурятском языке. Они исполнили песню «Катюша» на бурятском. Также выпускник детского сада, ученик 3 класса Жимбеев Дандар принял участие в конкурсе стихов, посвященный ко Дню Победы тоже на бурятском языке.

Также наши дети любят играть в бурятскую народную игру «Шагай наадан». Она направлена на познание окружающей действительности, усвоение обычаев, традиций, обрядов своего народа, а также овладение необходимыми для жизни умениями и навыками.

Диагностика показывает, что выпускаясь из детского сада, дети владеют следующими умениями:

-слушать и понимать сказанное;

-правильно составлять предложения и правильно и правильно отвечать на поставленный вопрос;

-высказывать свои мысли;

-знают и уважают свой родной язык, жизнь и быт своего народа, устное народное творчество, традиции, обычаи и культуру.

Спасибо за внимание!



Тиимэhээ түрэл хэлэеэ мэдээгүй, сэгнээгүй хүн түрэл арадайнгаа сэдьхэлые ойлгожо, Эхэ орондоо гүнзэгыгѳѳр дурлажа шадахагүй гээшэ ха.

Зүгѳѳр түрэл хэлэеэ хүндэлжэ, сэгнэжэ hураhан хүн түрэл арадтаа, Эхэ орондоо инаг дуратай байдаг.

Манай һургуулиин буряад хэлэ ба литературын багшанарай бүлгэм арадайнгаа ёһо заншал сахин хүгжѳѳлгэдэ, түрэлхи литературынгаа хүсэд ирагдаагүй хуудаһануудые шудалалгада, хизаар ороноо шэнжэлгэдэ анхаралаа хандуулан ажаллахые оролдодог.



Баяртай, анхарһандатнай баярлааб!