СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на тему:Проблема сплочения педагогического и ученического коллектива в современных условиях

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный доклад поможет классным руководителям более расширенно понимать понятие коллектив,виды,решение проблем в коллективе.Очень рекомендую коллегам познакомиться с данной работой.

Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему:Проблема сплочения педагогического и ученического коллектива в современных условиях»

    Проблема сплочения педагогического и ученического коллектива в современных условиях   учитель Абсадыкова Э.А.

Проблема сплочения педагогического и ученического коллектива в современных условиях учитель Абсадыкова Э.А.

Слово «коллектив» происходит от латинского colligo, что в переводе на русский означает «объединяю», а латинское collectivus означает «собирательный»
  • Слово «коллектив» происходит от латинского colligo, что в переводе на русский означает «объединяю», а латинское collectivus означает «собирательный»
Коллектив - группа людей, объединенная общими общественно значимыми целями, общими задачами, деятельностью, имеющая актив и подчиняющаяся дисциплине

Коллектив -

  • группа людей, объединенная общими общественно значимыми целями, общими задачами, деятельностью, имеющая актив и подчиняющаяся дисциплине
  Признаки коллектива: Общественно значимые цели. Общие задачи. Общая совместная деятельность для достижения поставленной цели, общая организация этой деятельности. Наличие актива. Подчинение дисциплине, отношения ответственной зависимости (рабочее сплочение и моральное единение).

Признаки коллектива:

  • Общественно значимые цели.
  • Общие задачи.
  • Общая совместная деятельность для достижения поставленной цели, общая организация этой деятельности.
  • Наличие актива.
  • Подчинение дисциплине, отношения ответственной зависимости (рабочее сплочение и моральное единение).
К О Л Л Е К Т И В Факторы коллективного воспитания  СУБЪЕКТИВНЫЕ ОБЪЕКТИВНЫЕ ПОТРЕБНОСТЬ В:  модель общества;  носитель норм общества;  источник социальных ролей общении и самопознании;  самоутверждении;  самовыражении

К О Л Л Е К Т И В

Факторы коллективного воспитания

СУБЪЕКТИВНЫЕ

ОБЪЕКТИВНЫЕ

ПОТРЕБНОСТЬ В:

  • модель общества;
  • носитель норм общества;
  • источник социальных ролей

общении и самопознании;

самоутверждении;

самовыражении

Функции коллектива    Нравственно-регулятивная – носитель и пропагандист определенных нравственных и социальных установок. Организационно-объединяющая – основная форма организации детской жизнедеятельности и сплочения воспитанников. Стимулирующая – формирование личности через межличностные отношения и общественное мнение, побуждение личности к нравственно ценной деятельности. Воспитательная – воздействие на личность членами коллектива и воспитателем.

Функции коллектива

Нравственно-регулятивная – носитель и пропагандист определенных нравственных и социальных установок.

Организационно-объединяющая – основная форма организации детской жизнедеятельности и сплочения воспитанников.

Стимулирующая – формирование личности через межличностные отношения и общественное мнение, побуждение личности к нравственно ценной деятельности.

Воспитательная – воздействие на личность членами коллектива и воспитателем.

Виды коллективов:   Связанные общественной деятельностью (ветеранов, партийный). Связанные общей деятельностью (школьный, студенческий, рабочий). Связанные общими увлечениями (спортивный, хоровой).

Виды коллективов:

  • Связанные общественной деятельностью (ветеранов, партийный).
  • Связанные общей деятельностью (школьный, студенческий, рабочий).
  • Связанные общими увлечениями (спортивный, хоровой).
Первый путь:  выдвижение перспективных линий Перспектива – это практическая цель, которая способна увлечь и сплотить воспитанников  Близкая  - результат не удален по времени, не требует усилий и создает радость всем членам коллектива (совместная воскресная прогулка, поход в цирк или театр, интересная игра – соревнование и т.д.) Средняя  - результат значительно удален по времени, требует больших усилий, но обязательно приносит удовлетворение всем членам коллектива (подготовка к проведению школьного праздника, спортивного соревнования и т.д.) Далекая - результат очень удален по времени, требует значительных усилий, наиболее социально значим, и может не принести удовлетворения отдельным членам коллектива. В такой перспективе обязательно сочетаются личные и общественные потребности ( цель успешного окончания школы и последующего выбора профессии).

Первый путь: выдвижение перспективных линий

Перспектива – это практическая цель,

которая способна увлечь и сплотить воспитанников

Близкая - результат не удален по времени, не требует усилий и создает радость всем членам коллектива (совместная воскресная прогулка, поход в цирк или театр, интересная игра – соревнование и т.д.)

Средняя - результат значительно удален по времени, требует больших усилий, но обязательно приносит удовлетворение всем членам коллектива (подготовка к проведению школьного праздника, спортивного соревнования и т.д.)

Далекая - результат очень удален по времени, требует значительных усилий, наиболее социально значим, и может не принести удовлетворения отдельным членам коллектива. В такой перспективе обязательно сочетаются личные и общественные потребности ( цель успешного окончания школы и последующего выбора профессии).

ДЛЯ КОЛЛЕКТИВА  первого этапа можно ставить только близкую перспективу, второго этапа - близкую и среднюю, третьего этапа - все три вида перспектив. Средняя перспектива в зависимости от уровня развития коллектива должна дифференцироваться по времени и сложности. Далекую перспективу нужно разбивать на серию близких и средних перспектив. Непрерывная смена перспектив – обязательное условие прогрессивного движения коллектива. Важно помнить, что перспективы в школе должны носить не только празднично-красочный, но главным образом деловой характер .

ДЛЯ КОЛЛЕКТИВА

  • первого этапа можно ставить только близкую перспективу,
  • второго этапа - близкую и среднюю,
  • третьего этапа - все три вида перспектив.
  • Средняя перспектива в зависимости от уровня развития коллектива должна дифференцироваться по времени и сложности.
  • Далекую перспективу нужно разбивать на серию близких и средних перспектив.
  • Непрерывная смена перспектив – обязательное условие прогрессивного движения коллектива.
  • Важно помнить, что перспективы в школе должны носить не только празднично-красочный, но главным образом деловой характер .
Второй путь: создание традиций ТРАДИЦИИ – ЭТО ТАКИЕ УСТОЙЧИВЫЕ ФОРМЫ КОЛЛЕКТИВНОЙ ЖИЗНИ, КОТОРЫЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО ВОПЛОЩАЮТ НОРМЫ, ОБЫЧАИ, ЖЕЛАНИЯ ВОСПИТАННИКОВ  Большие традиции – это яркие массовые события, подготовка и проведение которых воспитывают чувство гордости за свой коллектив, веру в его силы. Малые, будничные традиции учат поддерживать установленный порядок, вырабатывая устойчивые привычки поведения.

Второй путь: создание традиций

ТРАДИЦИИ – ЭТО ТАКИЕ УСТОЙЧИВЫЕ ФОРМЫ КОЛЛЕКТИВНОЙ ЖИЗНИ, КОТОРЫЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО ВОПЛОЩАЮТ НОРМЫ, ОБЫЧАИ, ЖЕЛАНИЯ ВОСПИТАННИКОВ

  • Большие традиции – это яркие массовые события, подготовка и проведение которых воспитывают чувство гордости за свой коллектив, веру в его силы.
  • Малые, будничные традиции учат поддерживать установленный порядок, вырабатывая устойчивые привычки поведения.
Третий путь - создание общей деятельности  В ученическом коллективе должны быть три вида деятельности: трудовая, учебная, деятельность общения.

Третий путь - создание общей деятельности

В ученическом коллективе должны быть три вида деятельности:

  • трудовая,
  • учебная,
  • деятельность общения.
Условия правильного тона и стиля в коллективе (А. С. Макаренко) мажор – бодрость, радость, красота; гордость за свой коллектив и чувство собственного достоинства; дружеское единение членов коллектива; активность , проявляющаяся в готовности к упорядоченному деловому действию; привычка к торможению и сдержанности в словах, движениях, эмоциях; высокая сознательная дисциплина , (движение вперед, в стремлении к чему-то новому, в преодолении трудностей).

Условия правильного тона и стиля в коллективе (А. С. Макаренко)

  • мажор – бодрость, радость, красота;
  • гордость за свой коллектив и чувство собственного достоинства;
  • дружеское единение членов коллектива;
  • активность , проявляющаяся в готовности к упорядоченному деловому действию;
  • привычка к торможению и сдержанности в словах, движениях, эмоциях;
  • высокая сознательная дисциплина , (движение вперед, в стремлении к чему-то новому, в преодолении трудностей).
 Этапы  развития коллектива Движение – форма жизни коллектива. Остановка – форма его смерти. (А. С. Макаренко)

Этапы развития коллектива

Движение – форма жизни

коллектива. Остановка –

форма его смерти.

(А. С. Макаренко)

Первый этап Задачи и позиция  актива Актив только выявляется, уровень самостоятельности актива низкий. Характеристика  внутренних отношений Преобладают личные отношения, они подвижны, нередки конфликты. В сфере личных отношений – каждый за себя. Отношение к другим  коллективам Коллективные связи проявляются очень слабо или совсем отсутствуют. Могут быть отдельные личные контакты. Задачи воспитателя Активно узнавать детей, выявлять актив. Эволюция требований Требования – прямые, категоричные, ясные и решительные.

Первый этап

Задачи и позиция

актива

Актив только выявляется, уровень самостоятельности актива низкий.

Характеристика

внутренних отношений

Преобладают личные отношения, они подвижны, нередки конфликты. В сфере личных отношений – каждый за себя.

Отношение к другим

коллективам

Коллективные связи проявляются очень слабо или совсем отсутствуют. Могут быть отдельные личные контакты.

Задачи воспитателя

Активно узнавать детей, выявлять актив.

Эволюция требований

Требования – прямые, категоричные, ясные и решительные.

Первый этап: вывод Воспитатель - субъект воспитания. Первая стадия завершена, когда в коллективе выделился и заработал актив, воспитанники сплотились. Ошибки первого этапа : торопливость с выбором актива (нужно выбирать или назначать временный актив); создание видимости демократии.

Первый этап: вывод

  • Воспитатель - субъект воспитания.
  • Первая стадия завершена, когда в коллективе выделился и заработал актив, воспитанники сплотились.

Ошибки первого этапа :

  • торопливость с выбором актива (нужно выбирать или назначать временный актив);
  • создание видимости демократии.
Второй этап Задачи и позиция  актива Актив становится авторитетным. Поддерживает требования воспитателя, вырабатывает свои. Расширяется самостоятельность актива . Характеристика  внутренних Лидерство актива. Устанавливаются более устойчивые межличностные отношения и отношения взаимной ответственности. Развиваются деловые отношения. Зарождаются деловые отношения.. Отношение к другим  отношений  коллективам Формируется коллективное самосознание – «Мы - коллектив». Складываются действенные реальные связи с др. коллективами Задачи воспитателя Расширять актив. Способствовать вовлечению всех детей в активную совместную деятельность. Эволюция требований Требования – опосредованное через актив.

Второй этап

Задачи и позиция

актива

Актив становится авторитетным. Поддерживает требования воспитателя, вырабатывает свои. Расширяется самостоятельность актива .

Характеристика

внутренних

Лидерство актива. Устанавливаются более устойчивые межличностные отношения и отношения взаимной ответственности. Развиваются деловые отношения. Зарождаются деловые отношения..

Отношение к другим

отношений

коллективам

Формируется коллективное самосознание – «Мы - коллектив». Складываются действенные реальные связи с др. коллективами

Задачи воспитателя

Расширять актив. Способствовать вовлечению всех детей в активную совместную деятельность.

Эволюция

требований

Требования – опосредованное через актив.

Второй этап: вывод   есть общие общественно значимые цели, общие задачи, общая деятельность, актив, дисциплина; сознательной дисциплины у всех членов коллектива еще нет; актив сам предъявляет требования к членам коллектива (субъект воспитания); коллектив способен требовать от своих членов выполнения норм поведения и выступает как инструмент целенаправленного воспитания определенных качеств личности; руководитель переходит к опосредованному руководству и действует только через актив.  Ошибки второго этапа :  фальшивое опосредованное руководство - когда руководитель создает видимость демократии, но жестко контролирует деятельность, как актива, так и коллектива в целом.

Второй этап: вывод

  • есть общие общественно значимые цели, общие задачи, общая деятельность, актив, дисциплина;
  • сознательной дисциплины у всех членов коллектива еще нет;
  • актив сам предъявляет требования к членам коллектива (субъект воспитания);
  • коллектив способен требовать от своих членов выполнения норм поведения и выступает как инструмент целенаправленного воспитания определенных качеств личности;
  • руководитель переходит к опосредованному руководству и действует только через актив.

Ошибки второго этапа :

  • фальшивое опосредованное руководство - когда руководитель создает видимость демократии, но жестко контролирует деятельность, как актива, так и коллектива в целом.
Третий этап Задачи и позиция  актива Полная самостоятельность и самоуправление. Требование – каждого к каждому. Регулятор коллективной жизни – общественное мнение. Характеристика  внутренних Формируются гуманистические отношения между отдельными группами и членами коллектива. Эмоциональный комфорт и защищенность. Единство ценностных ориентаций. Отношение к другим  отношений  коллективам Коллектив имеет систематические связи с др. коллективами в школе и вне её. Задачи воспитателя Поддерживать и стимулировать самоуправление и интерес к др. коллективам. Эволюция требований Требования предъявляет коллектив в форме общественного мнения.

Третий этап

Задачи и позиция

актива

Полная самостоятельность и самоуправление. Требование – каждого к каждому. Регулятор коллективной жизни – общественное мнение.

Характеристика

внутренних

Формируются гуманистические отношения между отдельными группами и членами коллектива. Эмоциональный комфорт и защищенность. Единство ценностных ориентаций.

Отношение к другим

отношений

коллективам

Коллектив имеет систематические связи с др. коллективами в школе и вне её.

Задачи воспитателя

Поддерживать и стимулировать самоуправление и интерес к др. коллективам.

Эволюция

требований

Требования предъявляет коллектив в форме общественного мнения.

Третий этап:  расцвет коллектива коллектив имеет все признаки (субъект воспитания). дополнительный признак - каждый член коллектива предъявляет к себе более высокие требования, чем к своим товарищам. если коллектив доходит до этой стадии развития, то он формирует целостную, нравственную личность. коллектив превращается в инструмент индивидуального развития каждого из его членов. общий опыт, одинаковые оценки событий – основной признак и наиболее характерная черта коллектива этой стадии. руководитель - консультант, советчик.

Третий этап: расцвет коллектива

  • коллектив имеет все признаки (субъект воспитания).
  • дополнительный признак - каждый член коллектива предъявляет к себе более высокие требования, чем к своим товарищам.
  • если коллектив доходит до этой стадии развития, то он формирует целостную, нравственную личность.
  • коллектив превращается в инструмент индивидуального развития каждого из его членов.
  • общий опыт, одинаковые оценки событий – основной признак и наиболее характерная черта коллектива этой стадии.
  • руководитель - консультант, советчик.
Четвертый этап Задачи и позиция  актива Побуждение всех членов коллектива к самовоспитанию. Развитие творческой индивидуальности каждого члена коллектива. Характеристика  внутренних отношений Положение каждой личности благоприятное, статус ее высок. Отсутствие в коллективе суперзвезд и изгоев. Отношение к дригим  коллективам Связи с другими коллективами расширяются и самосовершенствуются. Задачи воспитателя Поддерживать и стимулировать потребность в самовоспитании у каждого воспитанника. Эволюция требований Требования предъявляет каждый сам себе.

Четвертый этап

Задачи и позиция

актива

Побуждение всех членов коллектива к самовоспитанию. Развитие творческой индивидуальности каждого члена коллектива.

Характеристика

внутренних отношений

Положение каждой личности благоприятное, статус ее высок. Отсутствие в коллективе суперзвезд и изгоев.

Отношение к дригим

коллективам

Связи с другими коллективами расширяются и самосовершенствуются.

Задачи воспитателя

Поддерживать и стимулировать потребность в самовоспитании у каждого воспитанника.

Эволюция

требований

Требования предъявляет каждый сам себе.

Четвертый этап: вывод личность – субъект воспитания; наличие всех признаков; дополнительный признак - каждый член коллектива предъявляет требование к себе самому, как если бы это было требование коллектива. все члены коллектива занимаются самовоспитанием. В производственной сфере таких коллективов пока нет. Приближаются к этому уровню коллективы альпинистов.

Четвертый этап: вывод

  • личность – субъект воспитания;
  • наличие всех признаков;
  • дополнительный признак - каждый член коллектива предъявляет требование к себе самому, как если бы это было требование коллектива.
  • все члены коллектива занимаются самовоспитанием.

В производственной сфере таких коллективов пока

нет. Приближаются к этому уровню коллективы

альпинистов.

Метод социометрии Автор - американский психолог Д.Морено. Метод заключается в том, что ребятам даются два или более  полярных вопросов. Например: «С кем из ребят своей группы ты  хотел бы быть на практике в одной школе?» и «С кем не хотел бы  быть вместе на практике?». Обычно предлагают выбор трех видов деятельности:  производственной, общения и отдыха. На основании всех ответов вычерчивается матрица на каждый вопрос. Для каждого учащегося суммируются все положительные и отрицательные выборы, и он получает определенное количество баллов. Выстраивается ряд ранжирования и вычерчивается линейная или круговая социограмма.

Метод социометрии

Автор - американский психолог Д.Морено.

Метод заключается в том, что ребятам даются два или более

полярных вопросов. Например: «С кем из ребят своей группы ты

хотел бы быть на практике в одной школе?» и «С кем не хотел бы

быть вместе на практике?».

Обычно предлагают выбор трех видов деятельности:

производственной, общения и отдыха.

На основании всех ответов вычерчивается матрица на каждый

вопрос.

Для каждого учащегося суммируются все положительные и

отрицательные выборы, и он получает определенное количество

баллов. Выстраивается ряд ранжирования и вычерчивается линейная

или круговая социограмма.

Метод парного сравнения

  • Автор - Д.Морено.
  • Оценка ребенка более объективна за счет большого количества сравнений и оценок одного человека. Отличие от социометрии состоит в том, что изучается весь класс, но только одно его качество.
  • Проведение: классный руководитель составляет ряд ранжирования всех учащихся по какому-либо качеству, например, трудолюбию.
  • Потом выбираются 7-10 экспертов - это могут быть учителя, которые работают в этом классе, авторитетные ученики, кто-либо из администрации, кто хорошо знает класс. Каждому эксперту дается матрица, которую он заполняет. Сравниваются пары (отсюда название метода). Кто трудолюбивее - Женя или Маша? Женя; - Женя или Оля? Женя; - Женя или Вася? Одинаково.
  • Потом суммируют баллы каждого учащегося по отдельной матрице, по общей сумме оценок всех экспертов составляется ряд ранжирования, который сравнивается с тем рядом ранжирования, который составлен классным руководителем.
  • Совпадают обычно первые и последние ранги , а вот середина иногда нет. Эта методика дает возможность открыть в человеке, на котором некоторые учителя «поставили крест», достоинства.
Динамика представлений о детском коллективе

Динамика представлений о детском коллективе

20-е годы ХХ века Н. К. Крупская –  научиться коллективно работать и жить – важнейшая задача «В организации дети приучаются коллективно чувствовать, коллективно действовать, подчиняться воле коллектива. ...Чем раньше начинает ребенок жить коллективной жизнью, тем больше шансов, что из него вырастет настоящий коммунист, умеющий всей душой отдаваться общему делу». 30 – е годы ХХ века  А. С. Макаренко

20-е годы ХХ века

Н. К. Крупская – научиться коллективно

работать и жить – важнейшая задача

«В организации дети приучаются коллективно чувствовать, коллективно

действовать, подчиняться воле коллектива. ...Чем раньше начинает ребенок

жить коллективной жизнью, тем больше шансов, что из него вырастет

настоящий коммунист, умеющий всей душой отдаваться общему делу».

30 – е годы ХХ века

А. С. Макаренко

Вклад А. С. Макаренко в разработку теории коллектива  Он первым всесторонне обосновал стройную концепцию воспитательного коллектива. Педагогические принципы, положенные им в основу организации детского коллектива, обеспечивали четкую систему обязанностей и прав, определяющих социальную позицию каждого члена коллектива.  Система перспективных линий, методика параллельного действия, отношения ответственной зависимости, принцип гласности были направлены на решение двух основных задач коллектива: формирование личности в коллективе. сохранение индивидуальности в коллективе.  А. С. Макаренко писал:  «Первую задачу я проверил, вторую не удалось» (1936 г.)

Вклад А. С. Макаренко в разработку теории коллектива

  • Он первым всесторонне обосновал стройную концепцию воспитательного коллектива.
  • Педагогические принципы, положенные им в основу организации детского коллектива, обеспечивали четкую систему обязанностей и прав, определяющих социальную позицию каждого члена коллектива.
  • Система перспективных линий, методика параллельного действия, отношения ответственной зависимости, принцип гласности были направлены на решение двух основных задач коллектива:
  • формирование личности в коллективе.
  • сохранение индивидуальности в коллективе.

А. С. Макаренко писал:

«Первую задачу я проверил, вторую не удалось» (1936 г.)

50 – е годы ХХ века В эти годы детский коллектив исследовался вне учебного процесса, анализировались лишь деловые, функциональные связи и отношения между детьми, уделялось недостаточно внимания изучению личности ребёнка в качестве субъекта этих отношений.

50 – е годы ХХ века

  • В эти годы детский коллектив исследовался вне учебного процесса, анализировались лишь деловые, функциональные связи и отношения между детьми, уделялось недостаточно внимания изучению личности ребёнка в качестве субъекта этих отношений.
60 – е годы ХХ века Некоторые теоретические положения пришли в противоречие с передовым опытом воспитания. Появились новые формы организации коллективной жизни детей, не соответствующие прежним представлениям. В практике пионерских лагерей, лагерей труда и отдыха возник особый тип временного коллектива. Получила развитие коммунарская методика. С середине 60-х гг. педагогическая теория детского коллектива стала использовать такие понятия, как референтная группа, социальная роль, психологический климат, неформальный лидер, избирательные отношения.

60 – е годы ХХ века

Некоторые теоретические положения пришли в противоречие с передовым опытом воспитания.

Появились новые формы организации коллективной жизни детей, не соответствующие прежним представлениям. В практике пионерских лагерей, лагерей труда и отдыха возник особый тип временного коллектива.

Получила развитие коммунарская методика. С середине 60-х гг. педагогическая теория детского коллектива стала использовать такие понятия, как референтная группа, социальная роль, психологический климат, неформальный лидер, избирательные отношения.

70 – е годы ХХ века Изучался опыт взаимодействия школы и производств. К. (А. А. Ануфриев, Н. Д. Шурова и др.). В сельской местности сложилось взаимодействие коллективов колхозов и школ, возникли ученические бригады, охарактеризованные как детские трудовые коллективы (П. Г. Годин).

70 – е годы ХХ века

Изучался опыт взаимодействия школы и производств. К. (А. А. Ануфриев, Н. Д. Шурова и др.).

В сельской местности сложилось взаимодействие коллективов колхозов и школ, возникли ученические бригады, охарактеризованные как детские трудовые коллективы (П. Г. Годин).

80 – е годы ХХ века

КОЛЛЕКТИВ - ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЕ ЕДИНСТВО РАЗНОТИПНЫХ КОЛЛЕКТИВОВ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ

  • Ученический коллектив имеет формальную и неформальную структуру.
  • Детские коллективы складывается и развивается в процессе совместной деятельности и общения своих членов, между которыми возникает система отношений.
  • Отношения в коллективе проявляются в общественном мнении, ценностных ориентациях, нравственных нормах, психологическом климате.
  • Дети занимают в коллективе то или иное место в зависимости от своих природных данных, уровня развития, социального опыта и социальной роли в рамках данного коллектива.
  • Эмоционально-психологические отношения приводят к созданию неформальных групп в соответствии с интересами, желаниями и симпатиями воспитанников.
  • Взаимодействие личности ребёнка с коллективом включает воздействие на неё коллектива, восприятие ребёнком этого воздействия и обратное влияние личности на коллектив. В результате происходят взаимосвязанные процессы: идентификация, самоотождествление ребёнка с коллективом. и обособление его в коллективе.
90 – е годы ХХ века Коллектив - организованная группа людей, объединенных общими целями, профессиональными и социальными интересами, ценностными ориентациями, совместной деятельностью и общением, взаимной ответственностью (Смирнов, 1999). Коллектив определяется как социальная группа . Группа – совокупность свободно объединившихся, равно полезных друг другу людей, в процессе кооперативного взаимодействия удовлетворяющих личные запросы и интересы.

90 – е годы ХХ века

  • Коллектив - организованная группа людей, объединенных общими целями, профессиональными и социальными интересами, ценностными ориентациями, совместной деятельностью и общением, взаимной ответственностью (Смирнов, 1999).
  • Коллектив определяется как социальная группа . Группа – совокупность свободно объединившихся, равно полезных друг другу людей, в процессе кооперативного взаимодействия удовлетворяющих личные запросы и интересы.
 И. Ф. Харламов, В. А. Сластенин, Б. Т. Лихачев, С. А. Смирнов - развитие и формирование личности можно успешно осуществлять только в коллективе  и через коллектив   Б. 3. Вульфов, В. Д. Иванов, понятие «коллектив» не используют, утверждая, что целью, субъектом, объектом и результатом воспитания выступают люди – воспитанники и педагоги, а также детские и юношеские объединения  В учебнике по педагогике под редакцией П. И. Пидкасистого , проблема коллектива и коллективного воспитания не затрагивается

И. Ф. Харламов, В. А. Сластенин,

Б. Т. Лихачев, С. А. Смирнов -

развитие и формирование личности можно

успешно осуществлять только в коллективе

и через коллектив

Б. 3. Вульфов, В. Д. Иванов,

понятие «коллектив» не используют, утверждая,

что целью, субъектом, объектом и результатом

воспитания выступают люди – воспитанники и педагоги,

а также детские и юношеские объединения

В учебнике по педагогике под редакцией

П. И. Пидкасистого , проблема коллектива и

коллективного воспитания не затрагивается

Все ученые согласны с тем, что коллектив это: сфера  самоутверждения и самореализации личности (сравнивает самооценку с оценкой др., выражает свою индивидуальность, реализовывает свои способности и возможности); сфера общения , в которой реализуются естественные потребности личности в диалоге, в получении информации, в понимании, потребность в сочувствии. гарант защищенности и поддержки.

Все ученые согласны с тем, что коллектив это:

  • сфера самоутверждения и самореализации личности (сравнивает самооценку с оценкой др., выражает свою индивидуальность, реализовывает свои способности и возможности);
  • сфера общения , в которой реализуются естественные потребности личности в диалоге, в получении информации, в понимании, потребность в сочувствии.
  • гарант защищенности и поддержки.
Роль учебно-воспитательного коллектива в развитии личности учащиеся осваивают социальный опыт , этот процесс планируется и направляется педагогами; труд в коллективе стимулирует проявление взаимоответственности за конечные результаты труда, взаимопомощи; создает возможности для всестороннего развития личности , за счет атмосферы сопереживания, сочувствия, сотворчества, совместного ощущения эмоционально-нравственной атмосферы.

Роль учебно-воспитательного коллектива в развитии личности

  • учащиеся осваивают социальный опыт , этот процесс планируется и направляется педагогами;
  • труд в коллективе стимулирует проявление взаимоответственности за конечные результаты труда, взаимопомощи;
  • создает возможности для всестороннего развития личности , за счет атмосферы сопереживания, сочувствия, сотворчества, совместного ощущения эмоционально-нравственной атмосферы.