СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на тему: "Проектирование современных уроков литературного чтения: опыт прошлого, взгляд в будущее"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему: "Проектирование современных уроков литературного чтения: опыт прошлого, взгляд в будущее"»

Проектирование современных уроков литературного чтения:

опыт прошлого, взгляд в будущее.

Литературное чтение – один из основных предметов в системе начального образования. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию, духовно- нравственному, патриотическому, социокультурному воспитанию младших школьников, а также сохранению и развитию национальных традиций и исторической преемственности поколений. На основе понимания особенностей литературы как вида искусства возможны плодотворное освещение и усвоение важнейших функций: познавательной, нравственной и воспитательной. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения и по другим предметам начальной школы.

Изучение литературного чтения в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

-овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников;

-формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;

-совершенствование всех видов речевой деятельности;

-развитие художественно творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений;

-формирование эстетического отношения к искусству слова;

-овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами;

-обогащение нравственного опыта обучающихся, формирование представлений о добре, правде, дружбе, справедливости и честности, развитие нравственных чувств, уважения к культуре своей Родины и культуре других народов.

Чтобы достигнуть всех перечисленных целей при проектировании урока литературного чтения учителю необходимо осуществлять системно-деятельностный подход, одной из ключевых категорий которого является «деятельность». Так как в настоящее время урок литературного чтения рассматривается не только как деятельность учителя, но и деятельность ученика, то есть строится с учетом партнерства учителя и ученика, их взаимодействия, личностной ориентации и индивидуализации образовательного процесса. Слова К.Д.Ушинского являются весьма актуальными для современного урока литературного чтения: «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал». 

В чем же новизна современного урока литературного чтения? Современный урок чтения – это многокомпонентный урок, отвечающий качественным характеристикам современного образования; это урок, построенный с учетом дифференцированного подхода, законов культуры общения и психологии обучения. Деятельность на уроке чтения направлена на личность ученика, процесс строится на основе партнерских отношений учителя и ученика, их взаимодействия. На современном уроке чтения происходит обучение учащихся механизмам самоорганизации собственной деятельности по поиску информации и знаний. Современный урок чтения отличается гармоничным сочетанием учебной и творческой деятельности учащихся. Чаще организуются индивидуальные и групповые формы работы. Постепенно преодолевается авторитарный стиль общения между учителем и учеником. Кроме того, урок литературного чтения строится не только с учетом предметных результатов, но и метапредметных, а также личностных. Содержание урока литературного чтения часто выходит за рамки учебного предмета. На нем появляется такое понятие как рефлексия. Рефлексия – это самоанализ, осмысление, оценка предпосылок, условий и течения собственной деятельности.

При проектировании урока литературного чтения необходимо соблюдать следующие требования:

- хорошо организованный урок  должен иметь хорошее начало и хорошее окончание;

- учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность обучающихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;

-  урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;

- учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность обучающихся;

- вывод делают сами обучающиеся;

- минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;

- в центре внимания урока — дети;

-учет уровня и возможностей обучающихся, в котором учтены  такие аспекты, как профиль класса, стремление обучающихся, настроение детей;

-  планирование обратной связи;

- урок должен быть добрым;

- урок должен иметь результат!

При планировании уроков чтения необходимо учитывать главное  условие – регулярно тренировать детей в чтении и целенаправленно совершенствовать их читательские умения по работе с текстом. На уроке должно выполняться требование программы: «Непосредственная читательская деятельность детей с текстом должна составлять большую часть урока». При этом важно найти правильное соотношение между чтением и занятиями по развитию речи учащихся. Большинство этих занятий связано с чтением: подготовка к пересказу, подбор заголовков к плану, задания по словарной работе с текстом и др. Однако надо выделять специальные этапы для речевых упражнений учащихся: словесное рисование, устное сочинение.

Непременное требование к организации урока – учет видо-жанровой специфики литературного произведения и его художественного своеобразия. Учитель по-разному организует урок в зависимости от жанра произведения. Например, пересказ сказки обязателен, но он противопоказан для лирических стихотворений.

Влияет на организацию урока и размер произведения, характер его композиции и языка. Так, малые по размеру и простые по структуре

произведения дают больше возможностей для проведения разнообразной самостоятельной работы. Различия сказываются и в методах анализа произведения.

Каждый урок должен иметь воспитательно-образовательную цель и в соответствии с ней четкую структуру. Воспитательные возможности уроков чтения определяются воспитательным потенциалом художественного произведения, которое предстоит читать детям. К.Д.Ушинский по этому поводу писал: «На нравственное же чувство должно действовать непосредственно само литературное произведение, и это влияние литературных произведений на нравственность очень велико: то литературное произведение нравственно, которое заставляет дитя полюбить нравственный поступок, нравственное чувство, нравственную мысль, выраженные в этом произведении».

Урок – основная форма проведения обучения в школе. Уроки чтения могут различаться по многим параметрам:

По учебной задаче: комбинированный урок, урок «просто чтения» (слушание), урок творчества, обобщающий урок, проверочный урок, урок литературы, урок внеклассного чтения, урок по итогам самостоятельного домашнего чтения.

По ведущей деятельности учащихся: урок творчества, урок-спектакль, урок «просто чтения» (слушание) и т. д..

По типу учебного материала: урок изучения сказки, басни, стихотворения и т. д.

Современный урок чтения обладает, с одной стороны, обязательными компонентами, так как он строится на определенном учебном материале, воплощает конкретный замысел учителя, учитывает психологические особенности детей. С другой стороны ему присущи гибкость и подвижность структурных элементов, потому что он пронизан импровизацией учителя.

Урок чтения и коллективного анализа художественного произведения  состоит из таких этапов:

1. Подготовка к восприятию текста.

2. Первичное восприятие текста.

3. Проверка первичного восприятия текста.

4. Чтения и анализ произведения.

5. Обобщение.

6. Перечитывание произведения с новой читательской целью.

7. Творческая работа учащихся по следам прочитанного.

Такой урок принято называть комбинированным, т.к. он включает в себя комбинацию трех главных этапов чтения и обдумывания произведения: первичный синтез → анализ → вторичный синтез.

Структура комбинированного урока чтения.

1. Оргмомент

2. Проверка домашнего задания

3. Вступительная беседа (сведения об авторе, работа с выставкой книг, проведение викторины).

4. Словарная работа

5. Первичное восприятие текста

6. Проверка первичного восприятия текста

7. Чтение по частям и анализ прочитанного текста

8. Составление плана прочитанного

9. Пересказ прочитанного текста

10. Выразительное чтение

11. Проведение различных видов творческих работ

12. Обобщающая беседа

13. Домашнее задание

При работе над крупнообъемным произведением работа может быть построена по двум вариантам:

1-й вариант – произведение делится на 2 или 3 части, и каждая часть читается и анализируется на комбинированном уроке (т.е. каждый урок включает в себя все этапы работы);

2-й вариант проводится 3 (или 2) урока. Первый – знакомство с произведением (подготовительная работа, первичное восприятие, проверка первичного восприятия); второй – анализ произведения (чтение и анализ по логически законченным частям, включающий уяснение фактического уровня произведения, осознание его идейной направленности и осмысления собственного отношения к читаемому произведению); третий – обобщающий урок по произведению (общие выводы, перечитывание, творческие работы учащихся по следам прочитанного)

Как видим, уроки различаются учебными задачами, но ведущей деятельностью учащихся остается чтение и анализ произведения. Таким образом, на уроках чтения решаются основные проблемы начального обучения - совершенствование навыка чтения и работа над пониманием прочитанного. Учебным материалом в этом случае является текст литературного произведения.

Современный урок чтения имеет гибкую структуру, которая позволяет раскрыть субъективный опыт учащихся. Важным моментом является включение заданий на выбор по форме или разному уровню сложности. Кроме того, современный урок чтения необходимо строить с учетом дифференцированного подхода. Дифференциация индивидуальных особенностей учащихся может осуществляться по возрасту, здоровью, типу восприятия, уровню умения учиться, скорости усвоения информации или другим показателям. В связи с этим важным моментом является выбор учителем метода изучения той или иной темы, а также процесс его реализации в процессе обучения. Но при любом методе обучения урок необходимо строить таким образом, чтобы активизировать познавательную деятельность учащихся.

Интересным способом активизации познавательной деятельности является создание ситуации успеха на уроке. Ситуация успеха позволяет решить педагогу определенные задачи: сформировать у учащихся интерес и мотивацию к обучению, уверенность в своих силах, поддерживать психологическое здоровье учеников, положительную атмосферу в классе. Также ситуация успеха на уроке позволяет ученикам проявлять инициативу, самостоятельно искать способы решения различных задач, не боясь ошибиться.

Одна из проблем при формировании внутренней мотивации заключается в том, что в условиях избыточной информации у учащихся начинают действовать механизмы защиты по отношению к учебному материалу. Для того чтобы преодолеть данный механизм защиты, учителю необходимо представлять информацию на уроке таким образом, чтобы вызвать удивление, восторг или интерес у учащихся, что позволит запомнить эту информацию. Эмоциональное воздействие позволяет сформировать более прочные знания. Также эффективным способом является предоставление учащимся возможности действовать самостоятельно (только при условии сформированности у учащихся данного навыка). Педагогу необходимо развивать в себе способность чувствовать эмоциональный настрой класса.

Кроме того, при проектировании современного урока чтения характерно использование деятельностных методов и приемов. К ним можно отнести:

- работу в группах или парах;

- дидактические игры;

- творческие задания;

- задания поискового и исследовательского характера;

- мозговые штурмы;

- дискуссии;

- приемы критического мышления и другие. 

С целью создания положительной атмосферы в классе следует исключить прямые оценки личности самого ученика, а также помочь снять страх перед уроком. Также важен индивидуальный подход, который предполагает конструирование урока в соответствии с личностными потребностями и интересами ученика.

Урок чтения, разработанный в соответствии с современными образовательными требованиями, носит интерактивный характер. Интерактивное обучение предполагает развитие коммуникативных универсальных учебных действий. Развитие коммуникативных навыков наиболее эффективно при использовании групповой формы обучения. Помимо интерактивного обучения современный урок чтения может строиться с учетом применения и других образовательных технологий. Среди них следует выделить:

- технологию решения исследовательских задач;

- технологию развивающего обучения;

- технологию проблемного обучения;

- технологию деятельностного метода;

- проектную технологию;

- технологию развития критического мышления.

В настоящее время педагоги широко применяют ИКТ на уроке. Чаще всего используются презентации, которые позволяют повысить наглядность, мотивацию, интерес к обучению.

Однако не стоит включать презентации в каждый урок. Материал для неё должен быть тщательно проработан. Презентация должна быть качественной и способствовать решению поставленных задач.

Таким образом, основной целью урока литературного чтения является совершенствование умения работать с текстом. На каждом этапе урока выделяются формируемые универсальные учебные действия, позволяющие достигнуть планируемые результаты. В результате освоения предметного содержания этой школьной дисциплины учащиеся приобретают общеучебное умение — осознанно читать тексты. На уроках чтения решаются основные проблемы начального обучения - совершенствование навыка чтения и работа над пониманием прочитанного. Учебным материалом в этом случае является текст литературного произведения. В процессе работы над художественным произведением младший школьник, осваивая основные нравственно-этические ценности, получает навык анализа положительных и отрицательных действий героев, что способствует формированию нравственного сознания и эстетического вкуса младшего школьника, пониманию духовной сущности произведений. Умение работать с различными видами текстов будет способствовать освоению младшими школьниками речевой, письменной, коммуникативной культуры, привьет эстетическое отношение к действительности, отраженной в художественной литературе, а так же в живописи, театре, кино, музыке.