Проектная деятельность для детей с нарушением слуха.
Топунова Елена Анатольевна
воспитатель
ГБОУ «Белгородская коррекционная общеобразовательная школа-интернат №23»
Снижение слуха и отклонение в развитии словесной речи тормозят развитие всех познавательных процессов у детей с нарушением слуха, накладывают отпечаток на развитие его социальных потребностей, ограничивают общение с окружающими. Все сферы познавательной деятельности испытывают дефицит. Страдает речь, восприятие, память, внимание, представление, мышление. Каждый неслышащий школьник имеет определенные трудности во взаимодействии с окружающим миром, связанные с дальнейшей социализацией и реабилитацией. Именно этим, дети с нарушением слуха, обучающиеся в школе-интернате, отличаются от своих слышащих сверстников. Коррекционная направленность обучения школьников с нарушением слуха предполагает поиск новых форм и методов обучения, направленных на формирование навыков самостоятельности и саморазвития. На современном этапе развития образования педагог в своей педагогической деятельности должен сочетать традиционные методы обучения и современные технологии. Анализ опыта работы над проектами в нашей школе, а также изучение психолого-педагогической литературы, позволяют высказать мысль о том, что внедрение в образовательную деятельность проектных технологий помогает нестандартно и более эффективно развивать остаточный слух и речевую деятельность у данной категории детей. Формирование умений самостоятельно приобретать знания и пользоваться ими, эффективно действовать в жизненной ситуации, адаптироваться в окружающем мире - это цель, на решение которой направлено применение метода проектов. Для достижения данной цели педагогами нашей школы определены следующие задачи:
приобретение учащимися знаний и умений в различных ситуациях;
обогащение и активизация словаря;
совершенствование грамматического строя речи;
коммуникативной деятельности детей;
активизация познавательной деятельности и творческих способностей ребёнка;
формирование способности организации своей деятельности;
повышение педагогической компетентности родителей посредством организации совместной деятельности.
Данная цель и задачи соответствуют новому Федеральному государственному стандарту специального образования.
Проект – это комплексный метод, предполагающий использование широкого спектра исследовательских, поисковых и практических приемов, организацию обучения в сотрудничестве. Проектной деятельности в школе для детей с нарушением слуха осуществляется с учетом психофизических возможностей учащихся с недостатками слуха, и коллективная деятельность является приоритетной. Проектный метод – это универсальный метод: он совместим с различными системами обучения и формами организации учебной деятельности (урочной и внеурочной).
Известно, что ребенку с нарушением слуха необходимо научиться общению. В связи с этим коллективная деятельность в условиях коррекционной школы имеет немаловажное значение. Способность выразить свои желания, попросить о помощи и прореагировать на слова говорящих с ним людей поможет ему войти в большой мир.
Проектная и учебно-исследовательская деятельность учеников в специальной школе имеет свои специфические особенности, которые необходимо учитывать при его реализации:
учет психофизических возможностей слабослышащих учащихся;
ведущая и направляющая роль педагога;
помощь и консультация педагога на всех этапах проектной деятельности;
знания не должны подаваться учащимся в готовом виде: необходимо создание психолого-педагогических ситуаций во время работы над проектом для активизации познавательной деятельности учащихся с недостатками слуха.
Методами обучения слабослышащих школьников проектной деятельности являются: наблюдения, демонстрация, самостоятельная работа с литературой, упражнения, конкурсы творческих проектов, защита и оценка проектов, само-презентация.
По затратам времени метод проектов является довольно трудоёмким, можно выделить:
краткосрочные (3–6 уроков);
среднесрочные (от 2 недель до 2 месяцев);
долгосрочные (четверть, полугодие, год).
В соответствии с доминирующим методом, лежащим в основе выполнения проекта, различают: исследовательские; творческие; информационные; практико-ориентированные проекты.
Этапы проектной деятельности: поисковый, аналитический, практический, презентационный, контрольный.
С возрастом сложность проектов повышается, педагог ставит перед детьми более сложные задачи. Таким образом, формирование проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся с нарушениями слуха происходит на общеобразовательных уроках, на занятиях по формированию речевого слуха и произносительной стороны речи, самоподготовке, внеклассных занятиях, предметных неделях, тематических праздниках. В Белгородском крае реализуется областной межведомственный проект по созданию культурно-исторического кластера «Белгородская черта». Главными задачами проекта являются продвижение регионального бренда «Белгородская черта», проведение научно-исследовательских, образовательных и культурно-массовых мероприятий для закрепления его в информационном пространстве и повышения узнаваемости у населения, распространение и популяризация знаний о периоде формирования края в XVI-XVII вв..На базе нашей школы реализуются различные проекты. Мы взяли долгосрочный исследовательский проект, направленный на духовно-нравственное воспитание воспитанников. В ходе проекта посетили различные исторические места: место первой крепости «Белого города», имение Волковых, урочище Кульбаки, памятники культуры Белгорода, музеи.
При реализации проектов наблюдаются отчётливые позитивные изменения в межличностных отношениях школьников, где дети приобретают опыт, умение слышать другого, выражать свои мысли. Литература: Н.Ф. Яковлева ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ