Доклад на тему: «Проектная и исследовательская деятельность на уроках технологии»
Подготовил: Левшаков Владимир Иванович
На сегодняшний день главная задача современной школы – научить детей учиться. Для ее решения учителя используют различные методы и приемы обучения. Один из них – это метод проектов.
Метод проекта не является новым в мировой педагогике, особенно на уроках технологии.
Согласно ФГОС, в программе предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных работ. Соответствующий раздел по учебному плану может даваться в конце каждого года обучения, и вместе с тем, возможно построение годового учебного плана занятий с введением творческой, проектной деятельности в учебный процесс с начала или с середины учебного года. На проектную деятельность по предмету «Технология ведения дома» и «Индустриальные технологии» согласно ФГОС выделяется достаточно большое количество часов по сравнению с примерными программами Основного Общего Образования по технологии «Обслуживающий труд» и «Технический труд».
Ученики, которые уже окончили начальную школу и пришли обучаться в среднее звено, знают, что такое проект. В соответствии с ФГОС, каждый ребенок, начиная с 5 класса должен выполнить проект по одному из предметов школьной программы. По предмету «Технология» творческий проект выполняет каждый учащийся.
Прежде чем перейти к рассмотрению сути проектной деятельности и ее применению на уроках технологии, необходимо определить, какое место занимает проектная деятельность в реализации ФГОС.
И так, основное отличие Стандарта Основного общего образования заключается в изменение результатов, которые мы должны получить на выходе, а именно (личностные, предметные и метапредметные результаты); Инструментом же достижения данных результатов являются универсальные учебные действия (личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные); Основным подходом формирования УУД, согласно Стандартам, является системно-деятельностный подход, как основа ФГОС, когда ученик не получает готовые знания, а добывает их в процессе собственной учебно-познавательной деятельности(компоненты его - учебно - познавательные мотивы (для чего я это делаю), действия целеполагания (что я должен сделать), планирование решений (как и в какой последов. делать), решение задач и рефлексно-оценочные действия (правильно ли я сделал, что еще сделать) ; А вот одним из методов реализации данного подхода как раз и является проектная деятельность.
Таким образом, проектная деятельность обучающихся очень логично вписывается в структуру ФГОС и полностью соответствует заложенному в нем основному подходу.
Итак, проектная деятельность является сердцевинной методики технологического образования. Это интегрированный вид деятельности по созданию изделий и оказанию услуг, имеющую личную и общественную значимость, позволяющий научить учащихся приобретать знания самостоятельно, уметь пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач.
Теория и практика проектного подхода показывают, что он обеспечивает целостность педагогического процесса, позволяет в единстве осуществлять обучение, развитие и воспитание учащихся.
Таким образом, проектная деятельность учащихся становится все более актуальной в современной педагогике и наиболее актуальными задачами образования становятся формирование у учащихся преобразующего мышления, развитие творческих способностей, воспитание познавательной активности, готовности к постоянному профессиональному образованию.
И это не случайно, ведь именно в процессе правильной самостоятельной работы над созданием проекта лучше всего формируется культура умственного труда учеников. А повсеместная компьютеризация позволяет каждому учителю, в том числе учителю технологии, более творчески подходить к разработке своих уроков, и сделать образовательный процесс более интересным, разнообразным и современным.
И так, что же такое проектная деятельность?
Проектная деятельность — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности.
Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.
Теперь рассмотрим, что же дает нам работа над проектом.
И так, работа над проектом позволяет ученикам научиться приобретать новые знания по теме проекта самостоятельно, а также пользоваться уже приобретенными знаниями для решения практических задач, познать самого себя и определить свои способности и границы, научиться брать на себя ответственную функцию в обществе, научиться коммуникативному общению, быть способными и делать способными других, смотреть на мир в глобальном аспекте.
Работа над проектом создает максимально благоприятные условия для раскрытия и проявления творческого потенциала учащегося.
Проектная деятельность развивает творческие способности, самостоятельность, ответственность, формирует умение планировать свою деятельность и принимать решения. Кроме того, проектная деятельность позволяет увидеть возможность применения знаний, приобретенных при изучении различных предметов, в результате творческой деятельности.
Работа над проектом позволяет переориентировать работу учащихся на разнообразные виды деятельности, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.
Обучение в режиме проектной деятельности предполагает получение учащимися опыта самостоятельной работы с источниками информации, технологиями и инструментами, а также самостоятельного принятия решений.
Работа над проектом способствует воспитанию у школьников значимых общечеловеческих ценностей (социальное партнерство, диалог, толерантность), чувства ответственности, самодисциплины, способности к методической работе и самоорганизации.
Из этого всего можно сказать, что проектная деятельность позволяет организовать обучение так, чтобы через постановку проблемы организовать мыслительную деятельность учащихся, развивать их коммуникативные способности и творчески подходить к результатам работы.
Кроме всего этого, современная система образования так же должна вооружить ребенка универсальными способами действий, которые помогут ему развиваться и совершенствоваться. Формирование универсальных учебных действий (УУД) на уроках технологии как нельзя лучше обеспечивает организация проектной деятельности учащихся.
Происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициацию, выработку навыка самостоятельной навигации в информационных полях, формирование у учащихся универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем – профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни.
Широко применяемый в настоящее время метод проектов позволяет решить ряд исследовательских, творческих задач. В процессе работы над проектом учащиеся большое внимание уделяют исследовательской деятельности, которая помогает повысить учебную мотивацию к предмету.
Вовлеченность ученика в исследовательскую деятельность, способствует развитию удовлетворенности собой и своим результатом, обеспечивает переживание осмысленности, значимости происходящего, является основой для его дальнейшего самосовершенствования и самореализации. Одна из задач моей работы – применение знаний, полученных на уроке на практике. Для того чтобы жить, работать и соответствовать новым условиям, мне представляется весьма важным аспектом методической работы в школе - формирование исследовательской культуры каждого ученика.
Исследовательской деятельностью называют один из видов творческой деятельности учащихся, которая характеризуется рядом особенностей:
Исследовательская деятельность связана с решением учащимися творческой задачи с заранее неизвестным решением. Этим она отличается от проектной деятельности, которая предполагает четкое прогнозирование результата и ясное представление о конечном продукте деятельности.
Несмотря на то, что исследовательская деятельность является самостоятельным творческим процессом приобретения новых знаний, она обязательно должна проходить под руководством специалиста, т.к. её целью является уяснение сущности явления, достижение истины.
Исследовательская деятельность обучающихся — деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением (в отличие от практикума, служащего для иллюстрации тех или иных законов природы) и, предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормированную исходя из принятых в науке традиций: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы.
Цель организации исследовательской деятельности - обучение школьников умениям и навыкам исследовательской работы.
Основные задачи:
1. Развитие способности у учащихся аналитически мыслить, сравнивать,
обобщать, классифицировать изучаемый материал.
2.Овладение учащимися способностью формулировать проблему и гипотезу исследования.
3.Обучение формам представления основных результатов исследовательской работы учащихся.
Формы организации учебно-исследовательской деятельности на урочных занятиях:
урок-лаборатория,
урок — творческий отчёт,
урок изобретательства,
урок — рассказ об ученых,
урок — защита исследовательских проектов,
урок - экспертиза,
урок открытых мыслей;
урок – исследования домашнее задание исследовательского характера.
Проектная задача отличается особенностей:
И так, мы можем сделать вывод, что проект – это особая часть школьной воспитательной среды, которая дает учащимся возможность применить свои знания на деле, помогает сориентироваться в мире профессий, формирует технологическую культуру и творческое отношение к труду, чувство гордости за свои умелые руки и умную голову. В процессе выполнения проекта учащиеся не только изготовляют различные изделия, но и проводят своеобразные исследования. Это поисково-исследовательское начало прямо связано с внедрением в технологическую подготовку школьников метода проектов. У детей появляется желание и возможность разработать, проанализировать, проверить и воплотить возникшие у них идеи в материале.
Проектные задачи отличаются от исследовательских иной логикой решения, а также тем, что нацелены на формирование и развитие у обучающихся умений:
определять оптимальный путь решения проблемного вопроса, прогнозировать проектный результат и оформлять его в виде реального «продукта»;
максимально использовать для создания проектного «продукта» имеющиеся знания и освоенные способы действия, а при их недостаточности – производить поиск и отбор необходимых знаний и методов (причем не только научных).
Проектная работа должна ответить на вопрос «Что необходимо сделать (сконструировать, смоделировать, изготовить и другие действия), чтобы решить реально существующую значимую проблему?»
Осуществление ПД обучающимися включает в себя ряд этапов:
анализ и формирование проблемы;
формирование темы проекта;
постановка цели и задач проекта;
составление плана работы;
сбор информации (исследование);
выполнение технологического этапа;
подготовка и защита проекта;
рефлексия, анализ результатов выполнения проекта, оценка качества выполнения.
При организации ПД необходимо учитывать, что в любом проекте должна присутствовать исследовательская составляющая, в связи с чем обучающиеся должны быть сориентированы на то, что, прежде чем создать требуемое для решения проблемы новое практическое средство, им сначала предстоит найти основания для доказательства актуальности, действительности и эффективности продукта.
Особенности организации проектной деятельности обучающихся в рамках урочной деятельности так же, как и при организации учебных исследований, связаны с тем, что учебное время ограничено и не может быть направлено на осуществление полноценной проектной работы в классе и в рамках выполнения домашних заданий.
С учетом этого при организации ПД обучающихся в урочное время целесообразно ориентироваться на реализацию двух основных направлений проектирования:
предметные проекты;
метапредметные проекты.
В отличие от предметных проектов, нацеленных на решение задач предметного обучения, метапредметные проекты могут быть сориентированы на решение прикладных проблем, связанных с задачами жизненно-практического, социального характера и выходящим за рамки содержания предметного обучения.
Формы организации ПД обучающихся могут быть следующие:
- монопроект (использование содержания одного предмета);
- межпроектный проект (использование интегрированного знания и способов учебной деятельности различных предметов);
- метапроект (использование областей знания и методов деятельности, выходящих за рамки предметного обучения).
В связи с недостаточностью времени на реализацию полноценного проекта на уроке, наиболее целесообразным с методической точки зрения и оптимальным с точки зрения временных затрат является использование на уроках учебных задач, нацеливающих обучающихся на решение следующих практико-ориентированных проблем:
Какое средство поможет в решении проблемы… (опишите, объясните)?
Каким должно быть средство для решения проблемы… (опишите, смоделируйте)?
Как сделать средство для решения проблемы (дайте инструкцию)?
Как выглядело… (опишите, реконструируйте)?
Как будет выглядеть… (опишите, спрогнозируйте)?
Основными формами представления итогов ПД является:
материальный объект, макет, конструкторское изделие;
отчетные материалы по проекту (тексты, мультимедийные продукты).
Подход к освоению учащимися технологии проектной деятельности оправдан и педагогически эффективен.
В заключение хотелось бы сказать, что использование инновационных технологий, в том числе технологию проектной деятельности, в преподавании не только подогревает мотивацию детей, не только делает уроки более разнообразными и интересными, но также способствует саморазвитию учащихся.