Психологическая помощь в кризисных ситуациях.
В настоящее время мы часто оказываемся в кризисных ситуациях частного или общественного характера.
Нередки случаи работы психолога в образовательном учреждении с кризисными ситуациями, случившимися с детьми.
Здесь требуется профессиональная помощь психолога .Задача психолога –помочь как можно быстрее выйти из кризисной ситуации. Работа заключается в нормализации состояния, проработке чувств, возвращении чувства безопасности, восстановлении контроля ситуации.
Если случилась кризисная ситуация у ребенка. Что при этом он может испытывать?
1.Чувство вины.
Если ребенок сообщает учителю о своей вине в случившемся, значительно преувеличивая ее, то следует признать возможность появления чувства вины, при этом нужно стремиться к тому, чтобы уменьшить ее: «Ты говоришь, что ты сделал ( что-то) .Да, возможно, этого делать не надо было, но трагедия произошла не из-за этого поступка, а из-за того, что ( это было тебе не по силам; ты не мог знать)». Задача – снизить чувство вины за счет разделения того, в чем ребенок виноват (например: ослушался, не услышал, не придал значения), и в чем он не виноват (причины и следствия другого порядка). Нельзя обвинять ребенка в трагедии! Нельзя игнорировать чувство вины, так как оно может привести к другим негативным последствиям. Психика самостоятельно начнет защищаться от непроработанного чувства вины, которое может перейти на бессознательный уровень. В результате могут начаться кошмарные сновидения, наказания самого себя в виде неудач, болезней и других форм ухода от реальности к девиантному поведению.
2.Снижение настроения.
В отдельных случаях повышенный фон настроения, громкий смех. Ребенок проходит этап переживания. Переживание – закономерный процесс. Смех может быть непреднамеренной формой разрядки возросшего психического напряжения вследствие сдерживания эмоций, если он не имеет отношения к трагедии, а возникает в одной из микроситуаций, которая может быть смешной. Следует отнестись к этому без осуждения, чтобы не сформировать чувство вины на будущее, так как эта ситуация для ученика значима. 3.Проблемы с успеваемостью:
Прогулы, снижение успеваемости вследствие сужения сознания (нарушения внимания, памяти, эмоционального состояния, вызванные психотравмирующим событием). Прогулы являются формой избегания трудной ситуации, признаком временной неспособности к обучению, сложностей во взаимодействии со школьным коллективом. Учителю следует стремиться к сохранению благоприятных условий для обучения (уважение, принятие ребенка, внимательное отношение и др.). Нельзя требовать повышения успеваемости в то время, когда ребенок переживает кризисную ситуацию, но и нельзя слишком потакать ему, чтобы не сформировался феномен «вторичной выгоды». Нельзя при одноклассниках ругать ребенка за невнимательность (это снижает самооценку, повышает тревожность и, как следствие, негативно сказывается на дальнейшем обучении). Нарушение мышления и сознания свидетельствует уже о более серьезных проблемах в психическом состоянии, в таком случае необходима медицинская помощь.
4.Нарушение межличностных отношений:
Изоляция (ребенок стал сторониться одноклассников), конфликтное поведение, раздражительность, агрессивность. Изоляция может говорить о том, что ребенок сосредоточен на своих переживаниях, появилось ощущение «инаковости», непонимания со стороны других. Конфликтное поведение, раздражительность, агрессивность ребенка во взаимоотношениях с одноклассниками, учителями, родителями (как форма дезадаптации) могут свидетельствовать о том, что превышен порог стрессоустойчивости личности, что у ребенка проблемы в других жизненных сферах. Если помнить о том, что такая реакция не относится лично к Вам, а обусловлена реакцией на иные события, то можно сохранять эмоциональное равновесие и не воспринимать такое поведение как личное оскорбление, разговаривать спокойно.
5. Вегетативные расстройства и психосоматические нарушения.
Головные боли, спазмы в теле, создающие болезненные ощущения, расстройства желудочно-кишечного тракта, нарушения артериального давления, дыхания, аппетита, сна (кошмарные сновидения, сложности с засыпанием, частое пробуждение), обострение хронических заболеваний и появление новых и др. В первую очередь ребенок нуждается в медицинской помощи.
6.Нарушение мотивационно-смысловой сферы – потеря смысла жизни, интереса к деятельности, отсутствие желания жить. Следует оказать ребенку эмоциональную поддержку. Нельзя «давить»! Опасно предъявлять завышенные требования.
В случае нарушения прав и интересов ребенка, условий жизнедеятельности необходимо вмешательство специалистов других ведомств (помощь юридическая, правоохранительная, социальная).
7.Поиск социальных ресурсов, безопасного места.
Ребенок заходит к учителю во внеучебное время «просто так», пообщаться на темы, не относящиеся к событию. Скорее всего, ребенку нужна безопасная зона, он стремится побыть рядом с тем человеком, который благоприятно влияет на его состояние. Наличие безопасной зоны дает силы, ресурсы для дальнейшего отреагирования, совладания. Желательно, чтобы учитель проявил внимание, стал собеседником, создал безопасную зону (когда нет «невыносимости» ситуации), некий «островок», необходимый как глоток воздуха, как ощущение опоры, дающий немного дополнительной силы для дальнейшего процесса переживания и совладания. Самостоятельно травму не следует затрагивать. Так ребенку легче пережить случившееся, создать ресурсное состояние, получить некоторые силы для дальнейшего отреагирования, а учителю – сохранить самообладание.
Психологи осуществляют психологическую диагностику и оказывают психологическую помощь детям, их родителям, педагогам, администрации .
Основными задачами при оказании психологами психологической помощи являются: сохранность психологического здоровья субъектов образовательной среды, способствующего школьной успеваемости и развитию ребенка в соответствии с возрастными этапами; улучшение межличностных отношений в системах «ученик – ученик», «ученик – группа учеников», «учитель – ученик», «учитель – группа учеников», «учитель – родители», «ученик – родитель», «учитель – учитель.
Основные задачи школьного психолога в преодолении кризисной ситуации является сохранность психологического здоровья, способствующего школьной успеваемости и развитию ребенка в соответствии с возрастными этапами.
В настоящее время спектр методов, применяемых психологами для помощи в кризисных ситуациях довольно широк, приведем основные из них:
1. телесная терапия и танатотерапия - это методы помогают решать психологические проблемы, через телесные ощущения и приемы;
2. психодрама и гештальттерапия - основаны на проживании травматических переживаний заново, проигрывая эти ситуации с различных позиций и осознавая прошлый опыт по-новому;
3. символдрама и эмоционально-образная терапия - основаны на решении психологических проблем с помощью активного воображения;
4. арттерапия - метод основан на разрешении психологических проблем посредством искусства (рисунка, лепки из глины и т.п.);
5. ребефинг и холотропное дыхание - методы основаны на решении психологических проблем с помощью дыхательных упражнений.
Педагог-психолог КГУ «Первомайская средняя школа» отдела образования акимата Федоровского района Величко В.А.