СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на тему: "Работа классного руководителя по профилактике жестокости в классе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данном докладе содержится подробное описание работы классного руководителя с учащиммися старших классоав по профилактике жестокости. Также содержатся памятки для учителей и родителей подростков.

Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему: "Работа классного руководителя по профилактике жестокости в классе"»

Министерство образования Саратовской области

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Саратовской области

«Школа для обучающихся по адаптированным образовательным программам № 2 г.Саратова»

410012, г.Саратов, ул. им Гоголя Н.В., 42, тел/факс 73-40-34, e-mail: [email protected]








Сообщение на тему:

«Деятельность классного руководителя по профилактике жестокости в классе»






Подготовила:

учитель I квалификационной категории

Гордеева Анастасия Васильевна






Саратов

2020 г.


Вся история человечества – это история бесконечных воин и конфликтов. Культ насилия формировался в сознании человека тысячелетиями.

Конфликты – это часть нашей жизни. Конфликты могут сопровождаться агрессией, враждебностью, соперничеством, травлей, жестокостью.

Проблема отклонений в личностном развитии и поведении растущих детей всегда обладала высоким уровнем актуальности. В настоящее время тревогу вызывает не только прогрессирующая отчужденность детей, но и их цинизм, жестокость, агрессивность. Наиболее остро этот процесс проявляется на рубеже перехода ребенка из детства во взрослое состояние - в подростковом возрасте. В связи с этим возникает необходимость организации работы школы в целях предотвращения и коррекции агрессивного и жестокого поведения учащихся.

Школьная жестокость подразделяется на эмоциональное и физическое насилие.

Виды эмоционального насилия:

• насмешки, присвоение кличек, высмеивание, унижение;

• отторжение, изоляция, отказ от общения с жертвой (с ребенком отказываются играть, заниматься, не хотят с ним сидеть за одной партой, не приглашают на дни рождения и т. д.).

Виды физического насилия:

- избиение, нанесение удара, шлепки, подзатыльники, порча и отнятие вещей и др.

Наиболее часто жертвами жестокости со стороны сверстников становятся дети, имеющие:

– физические недостатки – носящие очки, со сниженным слухом или с двигательными нарушениями (например, при ДЦП), то есть те, кто не может защитить себя;

– особенности поведения – замкнутые дети или дети с импульсивным поведением;

– особенности внешности – рыжие волосы веснушки, оттопыренные уши, кривые ноги, особая форма готовы, вес тела (полнота или худоба) и т. д.;

– неразвитые социальные навыки;

– страх перед школой;

– отсутствие опыта жизни в коллективе (домашние дети);

– болезни – эпилепсию, тики и гиперкинезы, заикание, энурез (недержание мочи), энкопрез (недержание кала), нарушения речи – дислалия (косноязычие), дисграфия (нарушение письменной речи), дислексия (нарушение чтения), дискалькулия (нарушение способности к счету) и т. д.;

– низкий интеллект и трудности в обучении.

В образовательной организации работа по профилактике жестокости и агрессии среди учащихся должна вестись комплексно и в системе: администрация, педагог- психолог, социальный педагог, классный руководитель, педагог- предметник.

Программа по профилактике жестокости в школе со стороны классного руководителя может включать в себя следующие направления:


1. Диагностика - позволяет определить психологический климат классного коллектива и психологические особенности всех участников коллектива.

Способы реализации данного направления:

- пристальное наблюдение за детским коллективом. Особое внимание нужно уделить группировкам, которые формируются или, возможно, уже сформировались в классе, а также наличию детей-изгоев, белых ворон;

-знакомство с профилями учеников в социальных сетях, в том числе с выкладываемыми фото, видео, постами и комментариями к ним. Речь идет не о вторжении в частную жизнь, а о том, чтобы вовремя заметить проявления агрессии и защитить жертв;

- выявление учащихся-жертв и агрессоров. Для выявления жертв и агрессоров учитель может воспользоваться памяткой (Приложение 1). Также можно провести диагностическое тестирование учащихся (Например, опросник агрессивности А. Басса и А. Дарки. Методика диагностики показателей и форм агрессии А. Басса и А. Дарки разработана Арнольдом Бассом и Энн Дарки в 1957 г. Опросник состоит из 75 утверждений, на которые испытуемый отвечает «да» или «нет».  Басс и Дарки выделили два вида враждебности (обида и подозрительность) и пять видов агрессии (физическая агрессия, косвенная агрессия, раздражение, негативизм и вербальная агрессия).


2. Формирование благоприятных внутриколлективных отношений.

В рамках реализации данного направления классный руководитель должен включить в план воспитательной работы с детьми

-классные часы и беседы направленные на профилактику агрессии и жестокости («Вежливость города берет!», «Вот мой класс, вот и я», «Скажем НЕТ насилию и жестокости»,  «Понятие о правонарушениях, формы правовой ответственности», «Как выразить свои чувства»)

-просмотры видеороликов и видеофильмов (например для подростков подойдет кинофильм «Чучело» или «Чарли и шоколадная фабрика») с обязательным обсуждением.

- игры, направленные на улучшение социальных и коммуникативных навыков (Например: «Говори!» (Лютова Е.К., Монино Г.Б.), «Тренируем эмоции» (игровое упражнение), игра « Как ты себя чувствуешь?», игра «Эмоции героев»)


3. Индивидуальная работа с учащимися- агрессорами и учащимися- жертвами.

В реализации данного направления основная задача классного руководителя- наладить тесный контакт с учащимся и его семьей. Проводить работу комплексно и взаимосвязано с школьным психологом, социальным педагогом, администрацией школы.


4. Работа с родителями учащихся.

- посещение семей, с целью диагностики внутрисемейных отношений и знакомства со всеми членами семьи;

- индивидуальные беседы и родительские собрания направленные на разъяснение роли семейных взаимоотношений и методов воспитания в возникновении такой агрессивной формы поведения как жестокость, в частности, влияния на этот тип поведения физических наказаний, подавления самостоятельности подростков и преобладания авторитарных методов воспитания, поддержание самооценки ребенка на должном уровне;

-немаловажным моментом в рамках данного направления является разработка памяток - рекомендаций, брошюр по проблеме жестокости, особенностях профилактики данного негативного явления. Памятки можно разместить на стенде для родителей или раздать на родительском собрании (Приложение2,3)


В заключение необходимо отметить, что отношения в детской среде - это зеркальное отражение отношений к ним родителей, педагогов взаимоотношений между взрослыми. Именно поэтому так важно, чтобы вокруг детей царила атмосфера любви, взаимопонимания, доверия.


























Приложение 1


Памятка для учителей

( как распознать жертву и агрессора)

Жертва

  • его школьные принадлежности (учебники, тетради, личные вещи) часто бывают разбросаны по классу, или спрятаны;

  • на уроках ведет себя скрытно, боязливо, когда отвечает, в классе начинают распространяться шум, помехи, комментарии;

  • во время перемены, в столовой, держится в стороне от других школьников, скрывается, убегает от сверстников и старших школьников, старается находиться недалеко от учителей, взрослых;

  • его оскорбляют, дразнят, дают обидные прозвища, на агрессивные действия со стороны

  • на других детей он реагирует глупой улыбкой, старается отшутиться, убежать, плачет; как правило, потенциальными жертвами агрессии являются физически слабые, неспортивные юноши, девочки, которые одеваются беднее своих сверстниц;

  • хорошо ладит с учителями и плохо со сверстниками;

  • опаздывает к началу занятий или поздно покидает школу;

  • во время групповых игр, занятий, его игнорируют или выбирают последним.


 Агрессор

  • на уроке постоянно привлекает к себе внимание, вступает в пререкания при получении отрицательной отметки, вспыльчив и груб;

  • манипулирует кругом друзей и знакомых, многие дети его боятся или заискивают перед ним;

  • может лгать или жульничать, чтобы избежать ответственности за свои действия;

  • на его поведение поступают жалобы как от детей, так и взрослых;

  • не может обуздать свой нрав, так, как это умеют делать его ровесники;

  • прогуливает школу, часто бывает в компании сверстников из других школ, районов;

  • входит в состав небольшой девиантной группы, терроризирующей класс или школу;

  • спекулирует на непонимании, враждебном социуме, избегает общественнополезной деятельности, поскольку это может быть истолковано как признак слабости.






Приложение 2.


Памятка для родителей

( как распознать жертву и агрессора)

Жертва

  • не приводит домой кого-либо из одноклассников или сверстников;

  • не имеет близких приятелей, с которыми проводит досуг (спорт, компьютерные игры, музыка, долгие беседы по телефону);

  • одноклассники редко приглашают его на дни рождения, праздники;

  • по утрам часто жалуется на головные боли, расстройство в желудке или придумывает какие-либо причины, чтобы не идти в школу;

  • задумчив, замкнут, ест без аппетита, неспокойно спит, плачет;

  • у него наблюдается пессимистичное настроение, может говорить о том, что боится ходить в школу или покончит жизнь самоубийством;

  • в его поведении просматриваются резкие перемены в настроении. Злость, обиду, раздражение, вымещает на родителях, родственниках, более слабых объектах (младшие братья и сестры, домашние животные);

  • выпрашивает или тайно крадет деньги. Деньги могут быть использованы на откуп от вымогателей, покупку алкоголя, наркотиков;

  • приходит домой с мелкими ссадинами, ушибами, его вещи выглядят так, словно кто-то ими вытирал пол. Книги, тетради, школьная сумка находятся в аварийном состоянии;

  • выбирает нестандартную дорогу в школу.

 Агрессор

  • вспыльчив, неуравновешен (дерется, обзывается, ябедничает, кусается);

  • типичным агрессором, как правило, является ребенок, более физически развитый, чем его сверстники, имеющий проблемы с успеваемостью, воспитывающийся в неблагополучной семье;

  • ребенок с завышенной самооценкой, постоянно вступает в споры, конфликты со сверстниками и взрослыми;

  • в раннем возрасте начинает проявлять асоциальное поведение (курить, прогуливать уроки, пробовать алкоголь, наркотики, вымогать деньги у одноклассников и младших школьников);

  • приносит домой дорогие безделушки, имеет собственные деньги, не объясняя причину их появления;

  • группируется со старшими подростками;

  • имеет садистские наклонности;

  • в мгновение ока переходит от довольства к злобе;

  • в игре навязывает друзьям свои правила;

  • злопамятен на мелкие обиды, вместо того, чтобы забывать их;

  • игнорирует указания и легко раздражается;

  • введет себя так, будто ищет повод к ссоре;

  • не уважает родителей или не считается с ними, особенно с мамами.

Приложение3


Рекомендации родителям по общению с агрессивным подростком:

1. Быть внимательным к нуждам и потребностям подростка.

2.Демонстрировать модель неагрессивного поведения. Показывайте подростку личный пример эффективного поведения. Не допускайте при нем вспышек гнева или нечестных высказываний о своих друзьях или коллегах, строя планы "мести".

3. Быть последовательным в наказаниях подростка, наказывать за конкретные поступки.

4. Наказания не должны унижать подростка.

5. Обучать приемлемым способам выражения гнева. Дайте возможность выплеснуть свою агрессию, сместить ее на другие объекты. Разрешите ему поколотить подушку или разорвать "портрет" его врага и вы увидите, что в реальной жизни агрессивность в данный момент снизилась.

6. Обучать распознанию собственного эмоционального состояния и состояния окружающих людей.