СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на тему:"Растительный мир как составная часть биосферы Земли"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему:"Растительный мир как составная часть биосферы Земли"»



Вопрос о том, почему невозможно представить себе окружающий мир без растений, всегда волновал людей. Вот и я, выбрав тему «Растительный мир как составная часть биосферы Земли», изучая материалы, поняла что растительный мир, или флора является важной составной частью биосферы. Зеленые растения создают на Земле условия для существования всех живых организмов. Растительность оказывает большое влияние на климат, водоемы и другие элементы биосферы, с которыми она тесно взаимосвязана. Я кратко расскажу о растительном мире, используя научную литературу и вездесущую Википедию.


  1. Характеристика растительного мира.


1.1 Понятие о растительном мире

Термин «биосфера» предложил в 1875 г. австрийский геолог Эдуард Зюсс (1831 - 1914), однако его точного определения он не дал. Спустя полстолетия русский геохимик В.И. Вернадский (1863-1945) создал учение о биосфере, основные положения которого он изложил в опубликованной в 1926 г. небольшой брошюре под названием «Биосфера». В.И. Вернадский назвал биосферой оболочку Земли, основная роль в формировании которой принадлежит живым организмам.


Растительный мир - составная и важнейшая часть биосферы. Растения являются первоисточником существования, процветания и развития жизни на Земле, в первую очередь, благодаря их свойству осуществлять фотосинтез. Фотосинтез - сложный биохимический многоступенчатый процесс, происходящий в клеточных органоидах хлоропластах под воздействием солнечного света.


Растения накапливают в своих органах громадное количество органических веществ, обогащают среду обитания (атмосферу, воду и почву) кислородом и тем самым создают необходимые условия для существования практически всех живых существ.


Важнейшими отличительными признаками растений являются наличие плотных клеточных стенок, поглощение пищи путем всасывания, размножение и расселение спорами или семенами; запасным веществом обычно служит крахмал. Другие характерные черты растений (прикрепленный образ жизни, неограниченный рост, своеобразные циклы развития, способы закладки органов и т. п.) не являются общими для всех групп растений, однако весь комплекс признаков в целом позволяет легко отличать растения от представителей других царств. Заселяя поверхность суши, покрывая значительные участки безводных пустынь и топких болот, проникая в глубины пресных и соленых водоемов, поднимаясь высоко в горы, растения формируют сообщества, или фитоценозы, в которых обитают представители других царств.

  1. Роль растительного мира в создании органического вещества.


Живое вещество - главная биогеохимическая сила в биосфере.

Главным компонентом биосферы является живое вещество - совокупность всех живых организмов планеты, численно выраженная в элементарном химическом составе, массе, энергии. Это вещество геохимически чрезвычайно активно, так как при осуществлении процессов питания, дыхания, выделения, размножения оно тесно связано с окружающей средой, благодаря чему почти все химические элементы проходят в общей цепи превращений через биогеохимическое звено.

Таким образом, жизнедеятельность организмов - это глубокий и мощный геологический процесс планетарного характера. Миграция химических элементов из организма в среду и обратно не прекращается ни на секунду. Эта миграция была бы невозможной, если бы элементарный химический состав организмов не был близок к химическому составу земной коры. В.И. Вернадский писал: «Организм имеет дело со средой, к которой не только он приспособлен, но которая приспособлена и к нему».

Как мы уже узнали, что фотосинтез - сложный биохимический многоступенчатый процесс, происходящий в клеточных органоидах хлоропластах под воздействием солнечного света. Накапливая в процессе фотосинтеза органическое вещество, растения обеспечивают не только свою жизнедеятельность, но и жизнедеятельность всех животных, грибов и большинства бактерий. Животные, грибы и гетеротрофные бактерии не способны к фотосинтезу, они гетеротрофны. Растения же являются автотрофными организмами, - они сами себя кормят. Органическое вещество, созданное в результате фотосинтеза растениями, - это источник энергии как для роста и развития самих растений, так и для жизнедеятельности гетеротрофных организмов. Травоядные и листогрызущие животные поедают живую зеленую фитомассу. Грибы и бактерии питаются либо мертвой фитомассой и трупами животных, либо древесиной живых растений. Хищники поедают травоядных, и так выстраиваются длинные пищевые цепи, благодаря которым в биосфере осуществляется биологический круговорот вещества. Атомы различных химических элементов мигрируют в этих цепях от одних организмов к другим, возвращаются во внешнюю среду, снова захватываются живыми организмами, и такие циклы продолжаются десятки и сотни миллионов лет.


    1. Биологический круговорот.


Биологический круговорот химических элементов совершается благодаря солнечной энергии, захваченной растениями. Растения на свету поглощают углекислый газ и воду, всасывают из почвы минеральные вещества и выделяют кислород. Другие вещества гетеротрофные организмы в основном получают от растений. Поглощение и выделение кислорода и углекислого газа растениями и животными уравновешено, поэтому газовый состав атмосферы Земли остается довольно постоянным длительное время.

Биосфера - область распространения живых организмов на планете Земля. Жизнедеятельность организмов сопровождается вовлечением в состав их тела разнообразных химических элементов, необходимых им для построения собственных органических молекул. В результате формируется мощный поток химических элементов между всем живым веществом планеты и средой его обитания. После гибели организмов и разложения их тел до минеральных элементов вещество возвращается во внешнюю среду. Так осуществляется непрерывный круговорот веществ - необходимое условие для поддержания непрерывности жизни.







  1. Роль растений в жизни человека.


Кроме огромного планетарного значения, зеленые растения играют большую роль в жизни человека. Прежде всего, растительность представляет необходимую среду жизни людей.


    1. Сельское хозяйство и промышленность.


Особенно велико значение растений, возделываемых в сельском хозяйстве. Растения также дают человеку строительный материал, сырье для промышленности (смолу, масло, каучук, гуттаперчу, дубильные вещества, спирт и др.). Они участвуют в образовании полезных ископаемых, защищают от разрушения потоками воды и ветром поверхность Земли, от засыпания песками плодородной земли. С развитием человеческого общества потребности в растительном сырье возрастали. Если еще 20 лет назад из древесины готовили 4-5 тыс. изделий и продуктов, то в настоящее время число их доведено до 15 тыс. Невозможно представить нашу жизнь без бумаги, а ведь только выпуск одного воскресного номера "Нью-Йорк тайме" поглощает 77 гектаров леса.

Необходимо подчеркнуть, что даже такие вещества, как каменный уголь и нефть, произошли из растений, населявших землю в древние времена. Энергия солнечных лучей, некогда уловленная этими растениями, в процессе горения освобождается и используется человеком. Также и торф, используемый на топливо и на удобрения, происходит от растений, произраставших на болотах.


    1. Пищевой ресурс.


Растения являются важнейшим пищевым ресурсом для человека, многие из них используются в разнообразных технологических процессах (пивоварение, хлебопечение, очистка сточных води т. д.). Человек, благодаря зеленым растениям, из наиболее распространенных в природе веществ (воды, углекислого газа и солей), пользуясь солнечной энергией, добывает ценные органические вещества: белки, углеводы, жиры, витамины и др.. Названные растительные вещества при посредстве животных перерабатываются в еще более ценные продукты: мясо, сало, масло, молоко, яйца, шерсть, ножу, то есть во все то, что необходимо для жизни человека.

Растения служат основной кормовой базой для домашних и многих диких животных.


3.3. Лекарственные растения.


На протяжении многих веков, человек добывает из растений многообразные лекарственные вещества, которые так необходимы в медицинской и ветеринарной практике. На современном мировом рынке находятся в обращении продукты свыше 1000 видов лекарственных растений. Среди них препараты из корня жизни - женьшеня, элеутерококка, ландыша майского, горицвета весеннего. Так, около 80% людей в развивающихся странах, заботясь о своем здоровье, полагаются преимущественно на дикие лекарственные травы и другие растения. Около половины предписанных и не предписанных лекарств, потребляемых в мире, содержат натуральные ингредиенты, получаемые из диких организмов.

Отсюда понятно, почему человек еще с древних времен интересовался растениями, собирал их, изучал и возделывал.


    1. Борьба растений с вредными веществами.


Растения разными способами осуществляют детоксикацию вредных веществ. Некоторые из вредных веществ связываются цитоплазмой растительных клеток и становятся неактивными, другие подвергаются превращениям в растениях до нетоксических продуктов и участвуют в обмене веществ. Для борьбы с вредными микроорганизмами растения выработали ряд веществ, способных подавлять их деятельность. К ним относятся антибиотики (пенициллин, стрептомицин, тетрациклин и др.) и фитонциды. Сильными бактерицидными свойствами обладают лук и чеснок. В связи с этим они с давних пор применяются в качестве лечебных средств. Одно растение можжевельника выделяет за сутки 30 г летучих веществ, а один гектар - такое количество фитонцидов, которое достаточно для очистки от микробов всех улиц большого города.


Растительность для человека - это и источник эстетического наслаждения, оказывающий на него отрицательное значение растительности по сравнению с приносимой ею пользой незначительно. Здесь уместно привести еще один аргумент в пользу нежелательности истребления хотя бы одного-единственного вида растений, каким бы ненужным или даже вредным данный вид ни казался сегодня. Должен учитываться принцип потенциальной полезности. Мы не в состоянии предвидеть, какое значение для человека может иметь тот или иной вид в будущем. Виды, считавшиеся совершенно бесполезными или вредными, нередко затем приобретали огромную важность. Так, казавшиеся вредными плесневые грибы дали человечеству антибиотики. А многочисленные бактерии, также казавшиеся бесполезными, работают на человечество, включенные в технологию добычи ряда видов полезных ископаемых и т. д. Поэтому отрицательное воздействие растительности на человека чаще всего связано с нерациональным использованием растений, незнанием закономерности развития и взаимоотношений растительных сообществ, а также непредсказуемостью возможных последствий вмешательства человека.


  3.5. Влияние промышленности на растительный мир.


Сейчас человечество получило практически неограниченные возможности воздействовать на природу. На наших глазах преобразуется облик планеты - исчезают леса, а вместе с ними и ранее процветавшие виды растений и животных, осушаются болота, истощаются залежи полезных ископаемых, сооружаются новые водохранилища, на месте первичных естественных биоценозов создаются вторичные агроценозы. Пестициды, удобрения, отходы промышленности, особенно радиоактивные осадки изменяют химический состав воздуха, воды, почвы.


Подсчитано, что в настоящее время на Земле количество промышленных, сельскохозяйственных и бытовых отходов ежегодно достигает 500 млн. тонн. Но главную опасность представляет не количество, а изменение качества этих отходов. Многие из них не используются микроорганизмами, не распадаются и не окисляются. Вот почему в биосфере снизились темпы природного процесса биологической очистки, процесса самоочищения. Помимо прямого изъятия растений для потребления с разными целями чрезвычайно губительное влияние оказывают на растительный мир промышленность и автотранспорт. Фитотоксиканты (вещества, вредно действующие на растения) вызывают усыхание лесов. В Западной Европе все хвойные леса в той или иной степени страдают от промышленных выбросов, а более половины их находится в стадии усыхания. Огромными темпами уничтожаются тропические леса, основной поставщик кислорода в атмосферу.


Восстановление же тропических лесов - процесс очень длительный, несмотря на благоприятные условия для роста. Создание гидростанций и водохранилищ на крупных реках обусловило затопление огромных площадей, занятых растительностью. Повышение поголовья скота в горных районах привело к разрушению горных пастбищ и интенсивной эрозии почвенного слоя. Нерациональная распашка пойм повлекла за собой заиление многих малых и средних рек и, в итоге, уменьшение водостока в крупные реки. Крупномасштабное осушение болот в Беларуси и на Украине привело к исчезновению не только отдельных видов растений, но и целых растительных сообществ. В Беловежской пуще, к примеру, начали усыхать ельники. И только прекращение осушительных работ вблизи данного заповедника остановило этот негативный процесс.


Под прямым или косвенным воздействием человека многие виды стали редкими или исчезающими. Сейчас на Земле под угрозой исчезновения находится не менее 25-30 тыс. видов растений, или 8-10% от их общего числа.



3.6. Исчезновение и охрана растительного мира.


В последнее столетие с территории республики исчезло около 70 видов сосудистых растений (всего их в современной флоре Беларуси 1650). Среди них горицвет весенний, рябчик русский и др. К числу редких и исчезающих относят более 160 видов - около 10% всего видового состава. По оценке специалистов в охране нуждаются более 500 видов растений белорусской флоры. Чтобы остановить дальнейшее исчезновение их, необходимо рационально использовать природные богатства (не допускать перерубов, сенокошения и выпаса скота в запрещенных местах), прекратить нерациональное осушение. Создание заповедников и заказников мало способствует сохранению состава флоры, так как охраны требуют обширные территории. Внедрение же новых видов хотя и обогащает флору той или иной страны (в Беларуси интродуцировано 1500 видов), но не решает проблемы сохранения растений. Попадая в совершенно иные условия, интродуцированные растения, как правило, не могут формировать устойчивые биоценозы и не представляют большой ценности. Основная задача в деле сохранения растительного мира - это восстановление утраченных сообществ растений и рациональное использование имеющихся растительных богатств.

Заключение

Тема «Растительный мир как составная часть биосферы» достаточно актуальна в настоящее время.


В данном реферате я постаралась показать тему так, как поняла ее я. Есть еще много теорий, которые я не проанализировала. Это разнообразие растений, прокариоты и эукариоты, протяженность биосферы и др. Современный растительный мир нашей планеты, то есть совокупность всех расти­тельных организмов, формировался постепенно в течение многих миллионов лет. Итак, растительный мир — важная составляющая природы. Если вас заинтересовал вопрос о растительном мире как составной части биосферы Земли, то вы найдете много интересного на волнах вездесущего интернета, но лучше, если вы обратитесь к первоисточникам и получите информацию из «первых рук».


















Список литературы

1. Константинов В.М. «Рациональное использование природных ресурсов и охрана природы»/ В.М. Константинов-М.: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, 2009г.- 296с.

2. Матюшев П.С. «Экология»/П.С. Матюшев-Иваново-М.: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, 2004г. 491с.

3. «Охрана окружающей среды», - М 2001г. 345с.

4. «Биосфено-совместимое использование лесных и болотных экосистем», - МН 2003г. 358с.

5. Арустамов Э.А.«Экологические основы природопользования»/Э.А. Арустамов - М.:Высшая школа, 2003г.406с.

6. Киселёв В.Н. «Основы экологии»/ В.Н. Киселёв - Минск.: Высшая школа, 2000г. 443с.

7. Любушкина С.Г. «Землеведение и краеведение»/ К.В. Пашканг - Москва 2000г.450c.

8. Виноградова Н.Ф.«Природопользование»/ Н.Ф.Виноградова-М.: Высшая школа, 1994г. 389c.

9. Боголюбов С.А. «Экология»/ С.А. Боголюбов-М.: Высшая школа, 1997г. 345с.

10. Константинов В.М.«Экологические основы природопользования»/ В.М. Константинов -М.: Высшая школа, 2002г.378с.

11. [интернет-ресурс]: http://studentnet.ru

12. [интернет-ресурс]: http://ecologov.net

13. Лемез Н.А., Камлюк Л.В., Лисов Н.Д. "Пособие по биологии для поступающих в ВУЗы"/ Н.А.Лемез, Л.В.Камлюк, Н.Д Лисов-М.: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, 2008г. 378с.14

14. Радкевич В.А. «Экология»/ В.А. Радкевич-М.: Высшая школа, 1998г.145с.15