Развитие эмотивной интонации у детей старшего дошкольного возраста
с ОНР
Успешность вступления детей дошкольного возраста в процесс коммуникации во многом зависит от умения адекватно воспринимать, интерпретировать и выражать эмоции посредством паралингвистических характеристик речи. Несоответствие эмоциональной экспрессивности условиям речевой ситуации может приводить к конфликтам в межличностном общении.
В этом смысле изучение интонационной стороны речи вызывает большой интерес ученых разных областей научного знания (языкознания, психологии, психолингвистики): Г.И. Блинов, Л.А. Введенская, Н.И. Жинкин, Н.А. Зимняя, А.А. Леонтьев, Т.М. Николаева и др. С точки зрения лингвистики, интонация является паралингвистическим средством коммуникации. Это обязательный компонент «выразительного» комплекса, который образуется взаимодействием интеллекта и сенсорики (И.И. Жинкин).
В.И. Селиверстов определяет интонацию как сложный комплекс просодических элементов, на уровне предложения служащий для выражения различных синтаксических значений и категорий, а также экспрессии и эмоций [40].
Интонационная сторона речи чрезвычайно важна для человека, поскольку выполняет целый комплекс функций: коммуникативную, характерологическую, смыслоразличительную, кульминативную, синтезирующую, делимитативную, смыслоразличительную, эмоционально-экспрессивную, апеллятивную и эстетическую.
Особенно важно, что интонация связывается с личностью говорящего, с выражением эмоционального состояния и отношения к содержанию речи и к адресату со стороны говорящего. В этом случае необходимо разграничить понятия эмоциональной и эмотивной интонации.
Л.А. Пиотровская эмоциональную интонацию характеризует как неконтролируемое, неосознанное выражение общего эмоционального состояния субъекта речи. Эмотивная интонация характеризуется контролируемыми и осознанными с лингвистической точки зрения эмоциями, которые являются доминирующей коммуникативной целью высказывания говорящего в конкретной ситуации общения.
Л.Р. Зиндер отмечает, что для выражения эмотивных оттенков речи первостепенное значение в структуре интонации имеет интонационный тембр. Поэтому эмотивная интонация понимается область восприятия и выражения эмоций, которые могут составлять эмотивное значение различных языковых единиц в определенной ситуации коммуникации.
Ее развитие требует владения детьми общими представлениями об эмоциях, умения на слух воспринимать и дифференцировать основные (базисные) эмоциональные состояния, выраженные посредством интонации, умения подбирать и воспроизводить необходимую интонацию для выражения эмотивного состояния в конкретной ситуации общения.
Из интонационных характеристик речи определяющей для эмотивной интонации является интонационный тембр, связанный с тоном и силой голоса, темпом говорения.
У детей старшего дошкольного возраста с ОНР интонационные нарушения встречаются довольно часто, на что указывают Л.С. Волкова, А Г.А. Каше, Р.Е. Лалаевай, Н.В. Серебрякова, Т.В. Туманова, Г.В. Чиркина, Н.А. Чевелева, Т.Б. Филичева. У детей данной категории часто нарушена мелодико-интонационная сторона речи, страдает темп, ритм, плавность речи, её четкость, а также модуляции по силе и высоте. Дети старшего дошкольного возраста с ОНР (не только с третьим уровнем речевого развития, но и с нерезко выраженным недоразвитием речи) затрудняются в выборе правильного логического ударения, в постановке пауз. Им довольно сложно выделить при помощи интонации наиболее важную часть того или иного сообщения. Эти дошкольники не могут либо значительно затрудняются выразить вербальными средствами эмоционально-выразительную окраску устного высказывания. У детей с ОНР имеются трудности в овладении навыками правильного интонационного оформления различных по структуре и содержанию синтаксических конструкций. Речь дошкольников данной категории маловыразительна, монотонна, характеризуется недостатком междометий, риторических восклицаний, вопросительных предложений. В результате ребёнок с ОНР мало интересен своему здоровому сверстнику в качестве партнёра по коммуникации.
Рассматривая особенности эиотивной интонации детей с ОНР, Е.Э. Артёмова отмечает, что у них главным образом страдает тембр; голос этих дошкольников можно охарактеризовать как назализованный, охриплый, осиплый. Такие нарушения, как указывает Е.Э. Артёмова, обусловлены хроническими заболеваниями носоглотки, неправильным голосоведением [9].
Помимо нарушения тембра у детей с ОНР отмечается малая интенсивность голоса, которая проявляется в недостаточной его силе. Голос у детей с ОНР тихий, слабый. Нередко это связано с психологическими проблемами, в том числе с осознанием своего нарушения, а также с речевым негативизмом, на что указывает В.Д. Толкачёва [11].
Довольно часто у детей с ОНР различного генеза прослеживается замедленный темп высказываний. Данный факт может быть объяснён затруднениями, возникающими при поиске языковых единиц в момент решения той или иной коммуникативной задачи. Это приводит к увеличению длительности пауз между отдельными фразами и их частями.
Исходя из сказанного выше можно заключить, что при ОНР нарушено или отстает от нормы формирование всех структурных компонентов интонационной стороны речи, в том числе и эмотивной интонации.
В литературных источниках содержится крайне мало информации о диагностических методиках, предназначенных для исследования эмотивной интонации детей старшего дошкольного возраста. Для этого можно воспользоваться, например, комплексом методик для исследования интонационной стороны речи дошкольников с ОНР, предложенных Е.Ф. Архиповой: «Определение темпа речи», «Исследование восприятия темпа речи», «Исследование воспроизведения отраженного темпа речи», «Самостоятельное управление темпом речи», «Изучение характера самоконтроля ребенка при воспроизведении речевых высказываний», «Методика восприятия интонации», «Методика воспроизведения интонации», «Методика восприятия логического ударения». Однако эти методики не могут дать полную и объективную картину развития эмотивной интонации детей.
Представляет интерес методика, предложенная Е.Ю. Рау и Е.В. Севастьяновой. Авторы предлагают с ее помощью исследовать эмотивную интонацию детей дошкольного возраста с нарушениями зрения, однако она с успехом может быть применена и дл детей с ОНР. Модель изучения развития эмотивой интонации у детей включает три блока:
I. Изучение просодической базы развития эмотивной интонации. Этот блок диагностических проб включает девять тестовых заданий на узнавание тона неречевого звука по предъявлению сигналов разной высоты и разной громкости, на узнавание темпа звучания музыкального инструмента, тона и силы речевого звука, темпа звучания речи, на воспроизведение заданного тона голоса, силы голоса, темпа речи.
II. Изучение эмоционального номинанта. Данный блок диагностических проб включает тестовые задания, направленные на определение объема словаря эмоций и номинативного словаря, используемого для обозначения базовых эмоций и нейтрального эмоционального состояния.
III. Изучение «эмоционального слуха» и умения выражать эмоции интонацией. В третий блок включаются тестовые задания на определение сформированности умений адекватно различать эмоции другого человека по интонации на основе моделирования эмоционального состояния, на повторение слов и предложений с заданной эмотивной интонацией без опоры на семантику фразы.
Для оценки сформированности эмотивной интонации используется балльно-уровневая система оценки. Результаты выполнения за-даний распределяются по трем уровням для каждой диагностической пробы. При этом учитываются следующие критерии: количество правильных ответов, использование помощи педагога, время выполнения задания.
На основе диагностического исследования, проведенного по описанной выше методике, выстраивается система коррекционно-развивающей работы.
Наиболее эффективна в работе с детьми с ОНР комплексная модель коррекционного психолого-педагогического воздействия, ориентированного на формирование перцептивно-когнитивных операций, лежащих в основе овладения эмотивной интонацией. Данная модель предполагает поэтапную реализацию:
На первом этапе – пропедевтическом – осуществляется знакомство детей старшего дошкольного возраста с ОНР с модальностью эмоции, её возможными способами вербального обозначения, с вариантами её передачи с помощью образно-двигательных средств: мимики, жестов, пантомимики. Кроме того, формируется просодическая база эмоционального интонирования: развитие акустических характеристик голоса (расширение диапазона голоса по высоте и силе, умение произвольно изменять тон и интенсивность голоса), темпа речи. Коррекционная работа пропедевтического этапа предусматривает обогащение перцептивного опыта дошкольников с ОНР, активизацию умственной деятельности посредством формирования операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации; развитие мнемических процессов и воображения; а также формирование перцептивно-когнитивных операций обнаружения и различения, лежащих в основе усвоения эмотивной интонации.
На втором этапе коррекционно-педагогической работы осуществляется формирование восприятия эмотивности высказывания с опорой на интонацию. Работа строится по трём приоритетным направлениям: первое — обучение опознанию эмоции по невербальному интонированию, второе — обучение опознанию эмоции по интонационно-кинесическим комплексам и конситуации, третье — формирование восприятия эмоции только с опорой на интонацию. Первые два направления коррекционного воздействия реализуются параллельно и предшествуют обучению опознаванию эмотивности высказывания с опорой на интонацию другого человека. Коррекционная работа на втором этапе предусматривает активизацию единой перцептивно-когнитивно-аффективной системы, обеспечивающей эвристический поиск и формирование перцептивно-когнитивных операций категоризации, идентификации и ассоциирования, лежащих в основе усвоения эмотивной интонации.
На третьем этапе осуществляется формирование умения воспроизводить интонацию необходимой эмоциональной модальности. Работа строится по трём приоритетным направлениям: первое — практическое усвоение интонационно-кинесических комплексов выразительной речи, второе — использование эмотивной интонации в различных вариантах когнитивно-перцептивных и коммуникативных ситуаций, третье — формирование умения интерпретации эмотивного высказывания. Коррекционная работа на третьем этапе предусматривает закрепление и совершенствование операций идентификации и ассоциирования, формирование операций актуализации, синестемии и интерпретации, лежащих в основе усвоения использования эмотивной интонации.
Таким образом, эмотивная интонация определяется как область выражения тех эмоций, которые могут составлять эмотивное значение различных языковых единиц. Структурно она представлена интонационным тембром, тоном и силой голоса, темпом говорения.
У детей старшего дошкольного возраста с ОНР формирование эмотивной интонации нарушено или отстает от нормы. Для того, чтобы максимально эффективно выстроить коррекционно-развивающую работу, необходима объективная диагностика особенностей эмотивной интонации. Наиболее подробно исследовать эмотивную интонацию можно при помощи методики, предложенной Е.Ю. Рау и Е.В. Севастьяновой, основанной на выделении следующих умений: опознавания неречевых и речевых сигналов по заданным модальностям тона, интенсивности и темпа; произвольного продуцирования просодических тональных, динамических и темпоральных модальностей; номинирования эмоций; идентификации эмоции другого человека по интонации. С учетом данных диагностики выстраивается комплексная коррекционно-развивающая работа, включающая следующие направления: знакомство с эмоцией и её вербальное обозначение, практическое усвоение кинесических компонентов, сопровождающих конкретные эмоциональные состояния, и просодической базы эмоционального интонирования, опознавание эмоции по невербальному интонированию и интонационно-кинесическим комплексам выразительной речи и конситуации, опознание эмоции по интонации, практическое усвоение интонационно-кинесических комплексов выразительной речи и использование эмотивной интонации в различных вариантах перцептивно-когнитивных и коммуникативных ситуаций.
Литература
Pay Е.Ю., Севастьянова Е.В. Изучение развития эмотивной интонации у дошкольников с нарушением зрения // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия «Гуманитарные и социальные науки». Выпуск 6. -Архангельск, 2013. - С. 148-153.
Пиотровская Л. А. Проблема системного описания эмотивных типов интонации: принципы создания взаимообратимой классификации // Проблемы и методы экспериментально-фонетических исследований: К 70-летию проф. кафедры фонетики и методики преподавания иностранных языков дарко / Отв. ред. Н. Б. Вольская, Н. Д. Светозарова. СПб.: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та, 2002. С. 215–223.
Пиотровская Л.А. Роль интонации в противопоставлении эмотивных и вопросительных высказываний // Язык. Функции. Жизнь: Сб. статей в честь проф. А. В. Бондарко / Отв. ред. В. Д. Черняк. - СПб.: Изд-во Рос. гос. пед. ун-та, 2000. С. 115–124.
Пиотровская Л.А. Эмотивные высказывания как объект лингвистического исследования. - СПб.: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та, 1994.
Севастьянова Е.В. Особенности развития эмотивной интонации у дошкольников с нарушением зрения // Вестник Череповецкого государственного университета. Выпуск 4 (51). Т.1. — Череповец, 2013 - С. 133-137.